Дело 2а-1164/2019
УИД: 33RS0008-01-2019-001140-37
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Гусь-Хрустальный 21 июня 2019 года
Гусь-Хрустальный городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего Забродченко Е.В.,
при секретаре Киселеве А.О.,
с участием
представителей административного истца ФИО1,
ФИО2,
представителя административного ответчика
и заинтересованного лица ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Владимирской областной общественной организации «Центр правовой защиты «Правосфера» к Комиссии по вопросам размещения средств наружной рекламы и информации в границах муниципального образования г. Владимир о признании незаконным отказа по вопросу размещения штендера,
УСТАНОВИЛ:
Владимирская областная общественная организация «Центр правовой защиты «Правосфера» (далее – ВООО ЦПЗ «Правосфера») обратилась в суд с иском (с учетом уточнений) к Комиссии по вопросам размещения средств наружной рекламы и информации в границах муниципального образования г. Владимир (далее – Комиссия) о признании незаконным отказа по вопросу размещения штендера. В обоснование иска указано, что 02.04.2019 г. ВООО ЦПЗ «Правосфера» обратилась в адрес МКУ Управление наружной рекламы и информации г. Владимира (далее – МКУ «УНРИ») с заявлением о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию конструкции не содержащей рекламного характера. 03.04.2019 г. поступил отказ в регистрации заявления.
Также 02.04.2019 г. ВООО ЦПЗ «Правосфера» в МКУ «УНРИ» было направлено заявление о согласовании дизайн проекта размещения конструкции, не содержащей информацию рекламного характера.
30.04.2019 г. на адрес электронной почты Организации поступило электронное письмо (скриншот в приложении) в котором поступил отказ в согласовании дизайн проекта размещения конструкции, не содержащей информацию рекламного характера поскольку штендеры не должны устанавливаться в виде конструкций стабильного территориально размещения. Из данного письма невозможно достоверно определить ни организацию отправителя, ни лицо ответственное за составление и отправку сообщения.
07.05.2019 г. была выдана выписка из протокола заседания комиссии по вопросам размещении средств наружной рекламы и информации.
Согласно п. 4.12. - 4.14. «Положения о комиссии по вопросам размещения средств наружной рекламы и информации в границах муниципального образования город Владимир» (далее - Положение), комиссия принимает следующие решения:
о согласовании дизайн-проектов информационной конструкции или рекламной конструкции, единого проекта;
об отказе в согласовании дизайн-проектов информационной конструкции или рекламной конструкции, единого проекта.
Решения Комиссии принимаются в срок, не превышающий 30 календарных дней.
При наличии оснований для корректировки представленных дизайн-проектов информационных или рекламных конструкций, единого проекта принятие решения о согласовании либо об отказе в их согласовании может быть отложено на 14 календарных дней.
Если заявитель своевременно не обратился в Комиссию с измененными дизайн - проектами информационных или рекламных конструкций, единым проектом, Комиссия принимает решение об отказе в их согласовании.
Таким образом, при наличии возможности корректировки представленных дизайн-проектов информационных принятие решения о согласовании либо об отказе в их согласовании может быть отложено на 14 календарных дней, в ином же случае возможность не предоставляется.
Соответственно, в данном случае возможности корректировки дизайн-проекта не имеется.
Заявленный к согласованию штендер находится на одном и том же месте с 2017 г., его дизайн-проект не менялся и согласовывался каждый год без каких либо замечаний со стороны МКУ «УНРИ», а в 2019 году, согласно решению Комиссии изменил свои свойства и стал стабильного территориально размещения.
Вышеназванному термину, указанному должностным лицом в качестве причины отказа, однозначного толкования не имеется в каких-либо нормативно-правовых актах, а также в Положении.
На основании изложенного административный истец просил признать отказ комиссии в согласовании дизайн-макета размещения штендера незаконным, отменить решение комиссии и обязать комиссию вынести новое решение в течение 10 дней.
В судебном заседании представители административного истца ФИО1 и ФИО2 поддержали заявленные административные исковые требования по изложенным основаниям, пояснили, что 05.06.2019 г. административным истцом подготовлена фото таблица, при изучении которой можно установить, что штендер крепится к мусорной урне, к перилам возле входа в здание при помощи простой металлической цепи, замыкаемой навесным замком, с целью сохранности имущества и безопасности (предостережение от смещения штендера порывами ветра).
Довод о наличии штендера во внерабочее время полагали несостоятельным поскольку график работы офисного центра установлен в рабочие дни с 9:00 до 20:00 час., тогда как осмотр был произведен в 18.50 час.
Представитель административного ответчика - Комиссии по вопросам размещения средств наружной рекламы и информации в границах муниципального образования г. Владимир и заинтересованного лица – МКУ «УНРИ» ФИО3 возражала против заявленных требований, пояснила, что 15.04.2019 г. секретарем комиссии был осуществлен выезд по адресу: <адрес>, где зафиксирован факт стабильного территориального размещения штендера «Правосфера» во внерабочее время, а именно в 18 часов 50 минут.
На заседании Комиссии от 17.04.2019 присутствовало 7 членов Комиссии из 12, включенных в ее состав. В соответствии с п. 4.16. приложением к постановлению администрации города Владимира от 05.07.2016 № 1895 решения Комиссии оформляются протоколом, который подписывается председательствующим на заседании и секретарем комиссии.
В письме ФАС от 15.05.2012 № АК/14984 «О порядке размещения рекламы на штендерах» установлено, что если штендер располагается стационарно, то есть прочно связан с землей, зданиями, строениями и сооружениями (т.е. объектами недвижимого имущества) и не предназначен для перемещения, такой штендер может быть признан рекламной конструкцией и, соответственно, его размещение должно осуществляться с учетом требований статьи 19 Федерального закона "О рекламе".
Из представленных фотографий с закрепленным штедером на металлическую цепь с замком к металлическому ограждению, уходящему в землю, во внерабочее время, Комиссия пришла к выводу о том, что данный штендер можно отнести к конструкции стабильного территориального размещения.
В соответствии с п.6.2.2 Концепции размещения конструкций, не содержащих информацию рекламного характера, на территории муниципального образования город Владимир, утвержденной постановлением администрации города Владимира от 24.07.2017 № 2547 штендеры не должны устанавливаться в виде конструкций стабильного территориально размещения.
Согласно разъяснениям ФАС России письмо от 27.12.2017 N АК/92163/17 "О разграничении понятий вывеска и реклама" к техническим средствам стабильного территориального размещения не относятся выносные штендеры, поскольку они являются переносными конструкциями, устанавливаемыми чаще всего на часть дня на улице (тротуаре) рядом с определенной организацией. Такие штендеры не подпадают под понятие рекламной конструкции, закрепленное в статье 19 Федерального закона "О рекламе". Органы местного самоуправления вправе устанавливать порядок размещения конструкций, не подпадающих под понятие рекламных конструкций.
Пунктом 19 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон) к вопросам местного значения отнесено утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
При этом согласно статье 2 Закона благоустройство территории поселения (городского округа) - комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
Таким образом, орган местного самоуправления в рамках полномочий, предоставленных ему Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вправе определять порядок и возможность размещения конструкций, не подпадающих под понятие рекламных конструкций, указанное в статье 19 Федерального закона "О рекламе", на фасадах зданий, строений, сооружений и вне их, исходя из их размеров, типов и видов конструкций, их количества, в соответствующем нормативном акте.В соответствии с пунктом 24.11.5 Правил обеспечения чистоты, порядка и благоустройства на территории муниципального образования город Владимир, утвержденных решением Совета народных депутатов города Владимира от № 104 при содержании фасадов зданий, строений и сооружений размещение рекламной и нерекламной информации, объемных предметов на ограждении входных групп запрещается.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Пунктом 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Судом установлено, что 02.04.2019 г. ВООО ЦПЗ «Правосфера» в адрес МКУ УНРИ было направлено заявление № 436/2019 о разрешении размещения информационной конструкции, не содержащей информацию рекламного характера в виде штендера: материал (ламинированная фанера, металл, размером,: длинна – 06, высота – 1,2, количество поверхностей – 2 шт, по адресу: <адрес> и заявление № 437/2019 о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию конструкции не содержащей рекламного характера, в виде указанного штендера, по указанному адресу.
15.04.2019 г. в 18.50 час. секретарем комиссии в рамках подготовки к заседанию Комиссии, был осуществлен выезд по адресу: <адрес> где был произведен осмотр штендера «Правосфера».
Согласно выписке из протокола заседания комисиии по вопросам размещения средств наружной рекламы и информации в границах муниципального образования г. Владимир от 17.04.2019 г. № 07/2019, комиссия приняла решение об отказе, поскольку в соответствии с п. 6.2.2 Концепции размещения конструкций, не содержащих информацию рекламного характера, на территории муниципального образования город Владимир, утвержденной постановлением администрации города Владимира от 24.07.2017 № 2547 штендеры не должны устанавливаться в виде конструкций стабильного территориально размещения.
Согласно п. 6.2.2. Концепции размещения конструкций, не содержащих информацию рекламного характера, на территории муниципального образования город Владимир, утвержденной Постановлением администрации города Владимира от 24.07.2017 N 2547, 6.2.2. Штендеры - плоские нестационарные выносные конструкции, имеющие раскладной или консольный вид с информацией на одной либо двух поверхностях.
Штендеры располагаются в непосредственной близости от входа в организацию, предприятие (не далее 5 м) исключительно на период рабочего времени организации, предприятия.
Допустимый размер штендеров составляет от 1,20 м до 1,50 м по высоте и до 1 м по ширине.
Штендеры не должны устанавливаться в виде конструкций стабильного территориального размещения.
Информация, размещаемая на штендере, не должна содержать торговых марок, наименований, знаков обслуживания и других признаков индивидуализации заинтересованного лица, товара, услуги.
Не допускается использование штендеров:
- мешающих проходу пешеходов;
- при ширине тротуара в месте размещения менее 3 м;
- путем размещения на газонах, клумбах, остановочных пунктах;
- в качестве дополнительного средства информации при наличии хорошо просматриваемых с тротуара вывески и витрин;
- рядом с входами в здания, полностью или частично занимаемые государственными или муниципальными органами власти и управления;
- форма которых имеет изобразительный характер (фигуры людей, животных и т.п.).
Как следует из обжалуемого решения Комиссии основанием отказа явился тот факт, что установленный ВООО ЦПЗ «Правосфера» штендер по адресу: <адрес> является конструкцией стабильного территориально размещения.
Однако с данным выводом согласиться нельзя по следующим основаниям.
Согласно Письму ФАС России от 19.09.2018 N РП/75002/18 "О применении ч. 1 ст. 19 Федерального закона "О рекламе" в части разъяснения понятия "Иные технические средства стабильного территориального размещения", в части 1 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" также содержится указание на "иные технические средства стабильного территориального размещения".
По мнению ФАС России, к иным техническим средствам стабильного территориального размещения следует относить любые конструкции, предназначенные для распространения рекламы, которые размещены стационарно, прочно связаны с землей, зданиями, строениями и сооружениями (т.е. с объектами недвижимого имущества) и не предназначены для перемещения.
Федеральный закон "О рекламе" не содержит определения прочной связи конструкции с объектом недвижимого имущества.
Вместе с тем, по мнению ФАС России, под "иными техническими средствами стабильного территориального размещения" понимаются любые конструкции, прочно (стабильно, стационарно) связанные с объектом недвижимого имущества таким образом, что такая связь делает невозможным монтаж/демонтаж конструкции без использования специальных технических средств или устройств (машин, механизмов, инструментов и т.п.).
Как следует из представленных в материалы дела фотографий и не оспаривалось сторонами, штендер, расположенный по адресу: <адрес> прикреплен цепью к перилам.
При этом указанный штендер размещен не стационарно, поскольку у него отсутствует прочная связь с землей, зданиями, строениями и сооружениями и он может быть перемещен, без демонтажа, специального инструмента, машин, механизмов, наличия специальных навыков и может быть транспортирован к месту установки и месту хранения, в связи с чем суд приходит к выводу, что установленный штендер не является конструкцией стабильного территориально размещения.
Кроме того, согласно Письму ФАС России от 27.12.2017 N АК/92163/17 "О разграничении понятий вывеска и реклама", к техническим средствам стабильного территориального размещения не относятся выносные штендеры, поскольку они являются переносными конструкциями, устанавливаемыми чаще всего на часть дня на улице (тротуаре) рядом с определенной организацией.
При изложенных обстоятельствах решение комиссии нельзя признать законным и обоснованным.
Учитывая, что по заявлениям административного истца от 02.04.2019 г. № 436/2019 и 437/2019 было принято одно решение то оно подлежит отмене, а заявления подлежат повторному рассмотрению.
Доводы представителя ответчика о том, что размещение данного шиендера также нарушает Правила обеспечения чистоты, порядка и благоустройства на территории муниципального образования город Владимир, утвержденные решением Совета народных депутатов города Владимира от 27.07.2017 № 104, не может быть принято во внимание, поскольку данное основание в решении комиссии не указано, а следовательно оно не учитывалось при принятии решения.
Разрешая вопрос о сроке в течение которого следует рассмотреть заявления ВООО ЦПЗ «Правосфера» суд исходит из п. 4.13 Положения о комиссии по вопросам размещения средств наружной рекламы и информации в границах муниципального образования город Владимир и признании утратившими силу некоторых муниципальных правовых актов, утвержденном постановлением администрации города Владимира от 05.07.2016 N 1895, согласно которому решения Комиссии принимаются в срок, не превышающий 30 календарных дней. Таким образом, суд приходит к выводу, что именно данный срок должен быть установлен для повторного рассмотрения обращений административного истца.
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Владимирской областной общественной организации «Центр правовой защиты «Правосфера» – удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить решение Комиссии по вопросам размещения средств наружной рекламы и информации в границах муниципального образования г. Владимир от 17.04.2019 г. № 07/2019 в части отказа Владимирской областной общественной организации «Центр правовой защиты «Правосфера» в размещении информационного штендера по адресу: <адрес>.
Возложить на Комиссию по вопросам размещения средств наружной рекламы и информации в границах муниципального образования г. Владимир обязанность в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу, повторно рассмотреть заявления Владимирской областной общественной организации «Центр правовой защиты «Правосфера» о согласовании дизайн - проекта размещения штендера и выдаче разрешения на установку и эксплуатацию штендера от 02.04.2019 г.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Гусь-Хрустальный городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.В. Забродченко