ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1164/2022 от 05.09.2022 Октябрьского районного суда г. Иванова (Ивановская область)

Дело №2а-1164/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Октябрьский районный суд города Иваново в составе:

председательствующего судьи Егоровой А.А.

при секретаре Соловьевой К.А.,

с участием административного истца Шестухина С.А.,

представителей административных ответчиков Ивановской областной Думы, председателя Ивановской областной Думы Дмитриевой М.А., председателя комиссии Бурова А.К.Сатиной Е.В., Фроловой Е.Ю.,

представителей административного ответчика прокуратуры Ивановской области – Санайкина А.Д., Гурьевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Шестухина С. А. к Ивановской областной думе, председателю Ивановской областной Думы Дмитриевой М. А., председателю комиссии Ивановской областной Думы по контролю за достоверностью сведений о доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых депутатами Ивановской областной Думы, Бурову А. К., Прокуратуре Ивановской области о признании незаконными постановления о досрочном прекращении полномочий депутата Ивановской областной думы, решения комиссии и представления прокуратуры,

установил:

Шестухин С.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Ивановской областной думе, председателю Ивановской областной Думы Дмитриевой М.А., о признании незаконным постановления о досрочном прекращении полномочий депутата Ивановской областной думы.

Иск мотивирован тем, что ДД.ММ.ГГГГ Прокуратурой Ивановской области в адрес Председателя Ивановской областной Думы Дмитриевой М.А. внесено представление, которое касается административного истца и содержит требования о привлечении его к установленной законом ответственности. На основании указанного представления, Ивановской областной Думой ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о досрочном прекращении полномочий административного истца и освобождении от занимаемой государственной должности. Незаконное прекращение полномочий административный истец считает нарушающим его права, в том числе, право быть избранным, а также право на труд. Шестухин С.А. полагает, что в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ не приведены факты, в связи с которыми прекращены его полномочия, постановление не мотивировано, в нем нет ссылок на конкретные правовые нормы. Обстоятельства, изложенные в представлении прокуратуры, не соответствуют действительности.

Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Прокуратура Ивановской области.

Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен председатель комиссии Ивановской областной Думы по контролю за достоверностью сведений о доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых депутатами Ивановской областной Думы, Буров А.К.

На основании изложенного, с учетом заявления об уточнении исковых требований от ДД.ММ.ГГГГ, Шестухин С.А. просит суд признать незаконным Постановления Ивановской областной Думы от ДД.ММ.ГГГГ «О досрочном прекращении полномочий депутата Ивановской областной Думы Шестухина С.А.» и отменить его; признать действия Председателя Ивановской областной Думы Дмитриевой М.А. по подписанию и опубликованию Постановления от 31.03.2022 №64 существенно нарушающими действующее законодательство, а также прав и интересы административного истца; признать незаконным и содержащим недостоверные данные Представления прокуратуры Ивановской области «Об устранении нарушений действующего законодательства о противодействии коррупции» ; признать незаконным Решения Комиссии Ивановской областной Думы по контролю за достоверностью сведений о доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых депутатами Ивановской областной Думы.

В судебном заседании административный истец Шестухин С.А. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.

Представители административных ответчиков Ивановской областной Думы, председателя Ивановской областной Думы Дмитриевой М.А., председателя комиссии Бурова А.К.Сатина Е.В., Фролова Е.Ю., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании возражали против удовлетворения требований Шестухина С.А. по основаниям письменных возражений.

Представители административного ответчика Прокуратуры Ивановской области по доверенности Санайкин А.Д., Гурьева Е.А. в судебном заседании полагали требования административного истца не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в возражениях.

Заслушав административного истца, представителей административных ответчиков, допросив свидетелей, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец не обязан доказывать незаконность оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязан доказать, что оспариваемы действиями (бездействиями) нарушаются права, свободы и законные интересы административного истца.

В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ для признания незаконными решения, действия (бездействия) должностного лица, наделенного отдельными публичными полномочиями, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.

Судом установлено, что Постановлением Ивановской областной Думы от ДД.ММ.ГГГГШестухин С.А. принят для осуществления депутатской деятельности на профессиональной постоянной основе депутатом Ивановской областной Думы (л.д.12).

Часть 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» закрепляет обязанность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 559 утверждено Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (пункт 1).

В соответствии с Законом Ивановской области от 04.12.2006 № 121-03 «О Реестре государственных должностей Ивановской области и о Реестре должностей государственной гражданской службы Ивановской области» должность депутата Ивановской областной Думы является государственной должностью Ивановской области.

Пункт 3.1 статьи 12 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в редакции действовавшей на 01.04.2018) определял, что депутат ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчётным финансовым годом, представляет в комиссию законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Непредставление или несвоевременное представление указанных в настоящем пункте сведений является основанием для досрочного прекращения депутатских полномочий.

Прокуратурой Ивановской области на основании информации УФСБ России по Ивановской области во исполнении требований ФЗ «О противодействии коррупции» проведена проверка исполнения депутатом Ивановской областной Думы Шестухиным С.А. требований антикоррупционного законодательства при предоставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (л.д.93).

Проведенной проверкой установлен факт неисполнения депутатом законодательного органа Шестухиным С.А. требований ч. 4 ст. 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» при предоставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2018 год, а именно сокрытие дохода, полученного от уступки права пользования земельным участком, в размере свыше 200 тыс. рублей.

Прокуратурой Ивановской области ДД.ММ.ГГГГ в адрес председателя Ивановской областной Думы внесено представление «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции» (л.д.13-14).

В силу ст. 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, является предметом прокурорского надзора, для осуществления которого прокурорам предоставлено полномочие на проведение проверок.

На основании представленной Прокуратурой Ивановской области информации, признанной достаточной, Комиссией Ивановской областной Думы по контролю за достоверностью сведений о доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых депутатами Ивановской областной Думы, проведена проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных депутатом Шестухиным С.А.

ДД.ММ.ГГГГШестухину С.А. направлено письмо с предложением представить письменные пояснения по факту, изложенному прокуратурой Ивановской области, а также подтверждающие документы (л.д.15-16). В ответ на указанное письмо административный истец представил в Комиссию письменные пояснения (л.д.17-18, 19).

Решением Комиссии Ивановской областной Думы по контролю за достоверностью сведений о доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых депутатами Ивановской областной Думы, от ДД.ММ.ГГГГ сведения о доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2018 год, представленные депутатом Ивановской областной Думы Шестухиным С.А., признаны заведомо недостоверными и неполными (л.д.55-56).

Административный истец Шестухин С.А. присутствовал лично на заседании комиссии ДД.ММ.ГГГГ, был ознакомлен с результатами проведенной в отношении него проверки (л.д.41-44), решение комиссии от ДД.ММ.ГГГГ вручено Шестухину С.А. под роспись ДД.ММ.ГГГГ (л.д.56).

Доводы административного истца о нарушении процедуры проведения заседания комиссии Ивановской областной Думы по контролю за достоверностью сведений о доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых депутатами Ивановской областной Думы, от ДД.ММ.ГГГГ не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела. Заседание комиссии проведено в соответствии с требованиями Закона Ивановской области от 12.04.2012 № 23-03 «О комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Ивановской областной Думы».

Перечень оснований досрочного прекращения полномочий депутата Ивановской областной Думы, определенный Уставом Ивановской области и Законом Ивановской области от 05.10.2021 № 62-ОЗ «О статусе депутата Ивановской областной Думы», не является исчерпывающим.

Уставом Ивановской области, пунктом 11 части 1 статьи 3 Закона Ивановской области от 05.10.2021 № 62-03 «О статусе депутата Ивановской областной Думы» установлено, что полномочия депутата Ивановской областной Думы прекращаются досрочно в иных случаях, установленных федеральным законодательством.

Таким случаем является представление заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Критериями требований, определяющих качество предоставляемых депутатами сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, выступает их полнота и достоверность.

Статьей 13.1 ФЗ «О противодействии коррупции» предусмотрено увольнение (освобождение от должности) лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, в связи с утратой доверия.

Непредставление лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений, если иное не установлено федеральными законами, в силу пункта 2 части 1 статьи 13.1 ФЗ «О противодействии коррупции» относится к числу случаев, при которых лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъектов Российской Федерации, муниципальную должность подлежит увольнению в связи с утратой доверия.

При этом следует учитывать, позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 24.10.2019 № 2952-0, который отметил, что досрочное прекращение полномочий депутата вследствие нарушения запрета (несоблюдения требования), связанного с его публично-правовым статусом, выступает, по сути, в качестве специальной меры конституционно-правовой ответственности (Постановление от 27.12.2012 № 34-П), а гражданин, добровольно избирая такой род занятий, соглашается с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый им правовой статус (Определение от 26.01.2017 № 104-О). Следовательно, гражданин, вступая в должность депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принимает на себя обязанность неукоснительно соблюдать связанные с этим статусом обязанности и ограничения. В связи с этим возможность привлечения его к конституционно-правовой ответственности, в том числе в виде досрочного прекращения депутатских полномочий за несоблюдение соответствующих обязанностей и ограничений, не может сама по себе рассматриваться как нарушение принципов справедливости и соразмерности.

Таким образом, депутат Ивановской областной Думы в случаях, перечисленных в статье 13.1 ФЗ «О противодействии коррупции», подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия, в том числе в случае непредставления сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.

Вопреки доводам административного истца применение иной меры ответственности за предоставление заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в период спорных правоотношений Федеральным законодательством и законодательством Ивановской области предусмотрено не было. Довод о незначительности допущенного нарушения не основан на требованиях действующего законодательства.

Решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации о досрочном прекращении депутатских полномочий принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения депутатских полномочий (п. 5.2 ст. 12 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона Ивановской области от 05.10.2021 № 62-ОЗ «О статусе депутата Ивановской областной Думы» решение о досрочном прекращении полномочий депутата Ивановской областной Думы и освобождении его от должности оформляется постановлением Ивановской областной Думы.

Постановлением Ивановской областной Думы № 64 от 31.03.2022 «О досрочном прекращении полномочий депутата Ивановской областной Думы Шестухина С.А.» полномочия Шестухина С.А. прекращены досрочно в связи с утратой доверия.

Преамбула указанного Постановления содержит основания для его принятия - законы: Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»; Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»; Устав Ивановской области; Закон Ивановской области от 05.10.2021 № 62-03 «О статусе депутата Ивановской областной Думы».

Кроме того, основанием принятия Постановления от 31.03.2022 № 64 послужило решение комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Ивановской областной Думы, что также отражено в преамбуле оспариваемого постановления.

Постановляющая часть Постановления от 31.03.2022 № 64 содержит причину досрочного прекращения полномочий депутата - «в связи с утратой доверия за представление заведомо недостоверных и неполных сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».

Формулировки оспариваемого Постановления соответствуют требованиям федерального законодательства и законодательства Ивановской области.

Административным истцом заявлено о нарушении процедуры проведения заседания Ивановской областной Думы 31.03.2022.

В силу ст. 24 Регламента Ивановской областной Думы, утвержденного Постановлением Ивановской областной Думы от 21.03.2008 №8 проект повестки дня заседания Думы формируется комиссией по организации работы Думы на основе примерной программы законопроектной работы Думы, а также по предложениям комитетов, фракций, Губернатора Ивановской области, иных субъектов права законодательной инициативы, рабочих органов Думы.

Депутаты Думы своевременно извещаются о вопросах, вносимых на рассмотрение Думы. Проекты повестки дня заседания Думы, указанные в настоящей статье документы, внесенные (подготовленные) в день заседания Думы, предоставляются на бумажном носителе (ст. 23 Регламента).

Как следует из пояснений представителя административных ответчиков Черновой Е.Н. заседание комиссии по организации работы Думы состоялось ДД.ММ.ГГГГ, принято решение включить в дополнительную повестку дня под номером 2 решение комиссии по контролю за достоверностью сведений.

В соответствии с ч.5 ст. 9 Закона Ивановской области от 05.10.2021 № 62-ОЗ «О статусе депутата Ивановской областной Думы» депутат Ивановской областной Думы на заседаниях Ивановской областной Думы реализует предоставленные ему в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Ивановской области, законами Ивановской области, настоящим Законом, Регламентом Ивановской областной Думы, иными постановлениями Ивановской областной Думы права, в том числе, право вносить предложения и замечания по повестке дня заседания, по порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов.

В силу ст. 22 Регламента Ивановской областной Думы депутат Думы вправе выступать по порядку голосования.

Согласно выписке из стенограммы заседания Ивановской областной Думы №3 от ДД.ММ.ГГГГ председателем Думы Дмитриевой М.А. предложено было утвердить повестку дня заседания, за основу повестка принята 25 голосами. Далее Шестухин С.А. предложил снять с повестки дня вопрос №2 дополнительной повестки, при этом Дмитриева М.А. предложила рассмотреть вопрос №2 дополнительной повестки сразу после вопроса о назначении мировых судей в соответствии со ст. 25 Регламента, в силу которой акты прокурорского реагирования (протесты, требования об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов) рассматриваются на заседаниях Думы под номером 3.

При обсуждении повестки дня в силу ст. 9 Закона Ивановской области от 05.10.2021 № 62-ОЗ «О статусе депутата Ивановской областной Думы» Шестухин С.А. имел право не только заявить о снятии вопроса с рассмотрения, но и заявить о включении в повестку дня вопрос о рассмотрении его заявления о сложении полномочий. При этом административный истец правом на включение дополнительного вопроса либо об изменении очередность вопросов не воспользовался.

Таким образом, как следует из стенограммы заседания Ивановской областной Думы №3 от ДД.ММ.ГГГГ вопрос дополнительной повестки о досрочном прекращении полномочий оставлен в повестке (л.д.175-185).

Довод административного истца о нерассмотрении его заявления о сложении полномочия является необоснованным, поскольку на заседании Ивановской областной Думы ДД.ММ.ГГГГ председатель доложила о том, что поступило заявление Шестухина С.А. о добровольном сложении полномочий, и, в случае, если не будет принято решение по представлению прокуратуры, то заявление Шестухина С.А. будет рассмотрено (л.д.175-185).

В связи с тем, что на заседании депутатами было принято решение по вопросу о досрочном прекращении полномочий Шестухина С.А., его заявление о сложении полномочий с резолюцией Председателя Ивановской областной Думы приобщено к материалам личного дела (л.д.172-173).

Также несостоятельным является довод Шестухина С.А. о том, что докладчиком по вопросу досрочного прекращении его полномочий должен был быть председатель комиссии, а не председатель Думы, поскольку в силу положений ст. 8 Регламента Ивановской областной Думы только Председатель Думы обладает полномочием вести заседание Думы.

Постановление от ДД.ММ.ГГГГ оформлено в соответствии с требованиями инструкции по делопроизводству в Ивановской областной Думе, утвержденной распоряжением Председателя Ивановской областной Думы от ДД.ММ.ГГГГ-Р.

Довод административно истца о том, что основание увольнения «утрата доверия» не предусмотрено Уставом Ивановской области, является несостоятельным, поскольку в силу п. 8 ч. 2 ст. 52 Устава Ивановской области (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений), п. 11 ч. 1 ст. 3 Закона Ивановской области от 05.10.2021 № 62-ОЗ «О статусе депутата Ивановской областной Думы» полномочия депутата Ивановской областной Думы прекращаются досрочно в порядке, установленном законом, в иных случаях, установленных федеральным законом.

Подписание Постановлений Ивановской областной Думы отнесено Уставом Ивановской области и Регламентом Ивановской областной Думы к полномочиям Председателя Ивановской областной Думы (пункт 3 части 2 статьи 54 Устава Ивановской области, подпункт 4 статьи 8 Регламента Ивановской областной Думы).

В соответствии с приведенными нормативными актами оспариваемое Постановление от ДД.ММ.ГГГГ подписано Председателем Ивановской областной Думы Дмитриевой М.А.

Постановления Ивановской областной Думы подлежат официальному опубликованию и направляются на официальное опубликование Председателем Ивановской областной Думы (часть 2 статьи 70 Устава Ивановской области, пункт 3 статьи 3 Закона Ивановской области от 23.11.1994 № 27-03 «О порядке обнародования (официального опубликования) правовых актов Ивановской области, иной официальной информации»).

Таким образом, Постановление от ДД.ММ.ГГГГ опубликовано в соответствии с указанными выше нормативными актами.

Рассматривая доводы административного истца об оспаривании самого факта предоставления недостоверных сведений, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п.39 Письма Минтруда России от 10.01.2019 N 10-9/10/В-36 «О направлении Методических рекомендаций по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2019 году (за отчетный 2018 год)» при заполнении раздела справки «Сведения о доходах» не следует руководствоваться только содержанием термина "доход", определенным в статье 41 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку в целях представления сведений под "доходом" применяется более широкое понятие. Примеры подлежащих отражению доходов, имевших место в отчетном периоде, представлены ниже. Полученные доходы, в том числе по основному месту работы, указываются без вычета налога на доходы физических лиц. Перечень доходов, приведенный в данном разделе, не является исчерпывающим.

Согласно ст. 41 Налогового кодекса РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить,

Материалами дела (л.д.81-136) установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Шестухиным С.А. и администрацией Шуйского муниципального района заключен договор аренды земельного участка, которым предусмотрено ежеквартальное внесение платы за аренду в размере .

Указанная обязанность административным истцом как арендатором не исполнялась, размер задолженности на ДД.ММ.ГГГГ составил . В адрес Шестухина С.А. администрацией Шуйского муниципального района направлена претензия, а впоследствии подано исковое заявление в Арбитражный суд Ивановской области.

ДД.ММ.ГГГГ между Шестухиным С.А. и заключен договор уступки прав требования аренды земельного участка, носивший безвозмездный характер.

В ходе проведенной Прокуратурой Ивановской области проверки, из объяснений установлено, что существенным условием договора уступки явилось внесение платы путем погашения имевшейся у Шестухина С.А. перед администрацией Шуйского муниципального района задолженности по арендной плате до подачи в Управление Росреестра по Ивановской области документов для государственной регистрации сделки.

ИП по поручению ДД.ММ.ГГГГ на счет администрации Шуйского муниципального района причислены за Шестухина С.А. денежные средства в размере . Впоследствии соответствующее платежное поручение представлено Шестухину С.А. для ознакомления.

В судебном заседании в качестве свидетеля опрошен который, будучи предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, подтвердил свои объяснения, данные в ходе проведенной прокуратурой проверки. Его объяснения являются логичными, последовательными и подтверждаются письменными доказательствами, а также объяснениями Масленниковой С.С.

Шестухиным С.А. в ходе рассмотрения дела не оспаривался факт того, что письменно его договоренности с не оформлялись. При этом административный истец заявил, что возвращал долг непосредственно и не наличными денежными средствами, а имуществом, в их ранее совместном бизнес проекте.

Представленные в материалы дела документы в виде договора, товарного и кассового чеков не могут служит доказательством возврата долга поскольку как сам в ходе допроса в судебном заседании пояснил, что считает имущество в виде беседок и по сей день принадлежащим Шестухину С.А. и Шестухин С.А. ему это имущество не передавал, в том числе, в счет возврата долга.

Кроме того, доводы административного истца о том, что имевшийся у него перед долг погашен путем возвращения ей наличными денежных средств, не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, какие-либо документы, подтверждающие указанный факт Шестухиным С.А. не представлены. Данные обстоятельства подтвердил опрошенный в судебном заседании свидетель

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ДД.ММ.ГГГГШестухиным С.А. получен доход за счет освобождения его от оплаты обязательств перед администрацией Шуйского муниципального района в размере .

Досрочное прекращение полномочий депутата за совершение коррупционного правонарушения - специальная мера конституционно-правовой ответственности, а гражданин, добровольно избравший такой род занятий (осуществление депутатской деятельности), соглашается с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый им правовой статус. Следовательно, гражданин, вступая в должность депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принимает на себя обязанность неукоснительно соблюдать связанные с этим статусом обязанности и ограничения. Возможность привлечения его к конституционно-правовой ответственности в виде досрочного прекращения депутатских полномочий не может рассматриваться как нарушающая его конституционные права.

Административный истец полагал Постановление Ивановской областной Думы от ДД.ММ.ГГГГ незаконным в силу того, что оно существенно нарушает его права, в том числе, право быть избранным и право на труд. Вместе с тем Шестухиным С.А. не приведены конкретные обстоятельства нарушения его прав на труд и не указаны, какие законодательные акты нарушены.

В тоже время суд приходит к выводу о несостоятельности довода административного истца о нарушении его прав быть избранным, поскольку никаких ограничений для лиц, уволенных в связи с утратой доверия, участия в избирательных кампаниях и для трудоустройства законодательством Российской Федерации не установлено.

Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемые Представление прокуратуры Ивановской области «Об устранении нарушений действующего законодательства о противодействии коррупции» №86-13-2022, решение Комиссии Ивановской областной Думы по контролю за достоверностью сведений о доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых депутатами Ивановской областной Думы, от ДД.ММ.ГГГГ и Постановление Ивановской областной Думы от ДД.ММ.ГГГГ «О досрочном прекращении полномочий депутата Ивановской областной Думы Шестухина С.А.» приняты при наличии на то правовых оснований, уполномоченными лицами с соблюдением установленных законом процедуры и сроков, права и законные интересы административного истца не нарушают. Действия Председателя Ивановской областной Думы Дмитриевой М.А. по подписанию и опубликованию Постановления от ДД.ММ.ГГГГ совершены в строгом соответствии с действующим законодательством. При этом в ходе рассмотрения дела стороной административного истца не было представлено доказательств представления им достоверных и полных сведений об имущественном положении.

Доводы Шестухина С.А. об отсутствии намерения скрыть или сообщить недостоверные сведения о доходах, отсутствии признака заведомости и коррупционности в действиях депутата, не могут служить основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку факт неисполнения административным истцом установленных законодательством о противодействии коррупции обязанностей установлен.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена.

При таких обстоятельствах, руководствуясь положениями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Федерального закона от 25.12.2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемых представления, решения и постановления незаконными, и соответственно об отказе в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.

В силу п. 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ суд, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, выясняет соблюдены ли сроки обращения в суд.

Административными ответчиками ходатайства о пропуске Шестухиным С.А. срока на обращение в суд с настоящим иском не заявлялось, суд полагает срок обращения административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением не пропущенным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 - 180 КАС РФ,

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Шестухина С. А. к Ивановской областной думе, председателю Ивановской областной Думы Дмитриевой М. А., председателю комиссии Ивановской областной Думы по контролю за достоверностью сведений о доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых депутатами Ивановской областной Думы, Бурову А. К., Прокуратуре Ивановской области о признании незаконными постановления о досрочном прекращении полномочий депутата Ивановской областной думы, решения комиссии и представления прокуратуры отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Октябрьский районный суд города Иваново в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Мотивированное решение по делу изготовлено 19 сентября 2022 года.

Судья Егорова А.А.