57RS0023-01-2022-000069-60
№2а-1166/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 марта 2022 года г. Орел
Советский районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Самойловой Ю.С.,
при секретаре Рохлиной А.А.,
с участием административного истца ФИО1, ее представителя ФИО2,
представителей административного ответчика ФИО3, ФИО4,
заинтересованного лица ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству юстиции Российской Федерации, Министерству иностранных дел Российской Федерации, Федеральной службе по финансовому мониторингу Российской Федерации, заместителю Министра юстиции Российской Федерации ФИО6 об оспаривании действий,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Министерству юстиции Российской Федерации, Министерству иностранных дел Российской Федерации, Федеральной службе по финансовому мониторингу Российской Федерации об оспаривании действий, в обосновании которого указала, что она 29.09.2021 г. была признана иностранным средством массовой информации, носящим название «ФИО1», выполняющим функции иностранного агента.
13 октября 2021 г. ФИО1 получено уведомление и.о. директора Департамента по делам некоммерческих организаций Министерства юстиции Российской Федерации ФИО7 о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, на основании положений части 3 и 7 статьи 6 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее - Закон РФ «О средствах массовой информации»).
Полагает, что указанные действия нарушают права и законные интересы административного истца.
С учетом представленного уточнения, ФИО1 просит суд признать незаконным с момента принятия и отменить принятое по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации на основании информации Федеральной службы по финансовому мониторингу Российской Федерации решение Министерства юстиции Российской Федерации о включении ФИО1 в Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента; обязать Министерство юстиции Российской Федерации исключить ФИО1 из Реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
В ходе рассмотрения дела к участию в качестве соответчика привлечен заместитель Министра юстиции Российской Федерации ФИО6
В судебном заседании административный истец ФИО1, представитель административного истца ФИО2 поддержали административные исковые требования по основаниям и доводам, указанным в административном иске, дополнениях к нему.
В судебном заседании представители административного ответчика Министерства юстиции Российской Федерации ФИО8, ФИО9 считают административные исковые требования ФИО1 не законными и не подлежащими удовлетворению.
Поддержали доводы, изложенные в письменном возражении Министерства юстиции Российской Федерации, согласно которому из органов государственной власти Российской Федерации поступила информация о получении административным истцом денежных средств от иностранного источника и распространении предназначенной для неопределенного круга лиц печатных, аудио-, аудивизуальных и иных сообщений и материалов, в том числе с использованием информационно- телекоммуникационной сети «Интернет», сообщений и материалов, созданных иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, с учетом части 6 статьи 6 Закон РФ «О средствах массовой информации», на основании пункта 9 Порядка формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 24 сентября 2020 г. № 2016 (далее - Порядок формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента; Порядок) 29 сентября 2021 г. ФИО1 включена в данный реестр, о чем ей сообщено уведомлением от 30 сентября 2021 г.
В связи с чем, просили суд отказать в удовлетворении административных исковых требований ФИО1
Заинтересованное лицо ФИО5 поддержал административные исковые требования, с учетом их уточнения, в полном объеме.
Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, представили письменные возражения.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы административного дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли сроки обращения в суд, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия и основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такие порядок и основания предусмотрены нормативными правовыми актами, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Согласно статье 6 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" физическое лицо, распространяющее предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), может быть признано иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, если оно получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников.
Физическое лицо, распространяющее сообщения и материалы, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) участвующее в создании указанных сообщений и материалов, может быть признано выполняющим функции иностранного агента, если оно получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, российских юридических лиц, учрежденных иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, и (или) от российских юридических лиц, учрежденных такими иностранными средствами массовой информации.
К указанным лицам могут быть применены положения Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", регулирующие правовой статус некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, за исключением специальных положений, которые применяются исключительно к организациям, созданным в форме некоммерческой организации.
Информация о таком физическом лице включается в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента на основании решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 3 подпункта 1 пункта 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года N 1313, органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций является Минюст России.
Порядок формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента утвержден Приказом Минюста России от 24 сентября 2020 года N 216.
В соответствии с пунктами 8, 9, 14, 16 указанного Порядка решение о включении в реестр или об исключении из него информации о лицах, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 2 настоящего Порядка, принимается Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации. Основанием для принятия решения о включении в реестр такой информации является заявление о включении информации в реестр и (или) документы, поступившие от органов государственной власти Российской Федерации. Уведомление о включении в реестр информации о лицах, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, направляется Министерством юстиции Российской Федерации указанным лицам не позднее чем через три рабочих дня со дня издания распоряжения о включении в реестр информации. Сведения о лицах, содержащиеся в реестре, размещаются на официальном сайте Минюста РФ в сети "Интернет" не позднее чем через три рабочих дня со дня издания распоряжения о включении в реестр.
Из материалов административного дела следует, что на основании поступивших в Министерство юстиции Российской Федерации документов, распоряжением (решением) Минюста России от 29.09.2021 № 1085-р ФИО1 включена в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
30 сентября 2021 г., на основании пункта 14 Порядка, Министерством юстиции Российской Федерации в адрес ФИО1 направлено соответствующее уведомление №***.
В материалах дела также содержится информация, представленная письмом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), согласно которой ФИО1 ведет личную страницу в социальной сети «Facebook». За период с августа 2020 года по август 2021 года выявлено более 30 фактов распространения ФИО1 материалов иностранных средств массовой информации SIA «Medusa Project», «Радио Свободная Европа/Радио Свобода (РСЕ/РС)», «ИdеlРеалии», ФИО10, выполняющих функции иностранного агента.
В частности, имеются сведения о размещении следующих публикаций: «Никогда не было - и вдруг - опять...»(https://www.facebook.com/veronika.katkova.l/posts/ 2432330923569613), материал содержит прямую ссылку на публикацию, оригинал которой расположен на сайте «Meduza» (ДД.ММ.ГГ); «Морг. За сутки от коронавирусной инфекции в России умерли...» (https://www.facebook.com/veronika.katkova.l /posts/2428776860591686), материал содержит прямую ссылку на публикацию, оригинал которой расположен на сайте «Meduza» (ДД.ММ.ГГ); «Преступление против человечности...» (https://www.facebook.com/veronika.katkova.l/posts/2432330923569613), материал содержит прямую ссылку на публикацию, оригинал которой расположен на сайте «Meduza» (ДД.ММ.ГГ); «Памяти ФИО11...» (https://www.facebook.com/ veronika.katkova.I/posts/242806525 3996180), материал содержит прямую ссылку на публикацию из блога ФИО10, который расположен на сайте электронного периодического издания «Эхо Москвы» (ДД.ММ.ГГ); «Это глумление, а не правовое решение...»(hrtps://www.facebook.com/veronika.katkova.l/posts/2419575051511867), материал содержит прямую ссылку на публикацию, оригинал которой расположен на сайте «Meduza» (ДД.ММ.ГГ); «Совсем ку-ку что-ли...» (https://www.facebook.com/ veronika.katkova.l/posts/2408869595915746),материал содержит прямую ссылку на публикацию, оригинал которой расположен на сайте «Радио Свобода» (ДД.ММ.ГГ); «Доколе? 26 апреля 2021 года начнется суд о признании экстремистскими организациями Фонда борьбы с коррупцией» (https://www.facebook.com/veronika.katkova.l/ posts/2432330923569613), материал содержит прямую ссылку на публикацию из блога ФИО10, который расположен на сайте электронного периодического издания «Эхо Москвы» (ДД.ММ.ГГ); «Видимо, все очень и очень серьезно...» (https://www.facebook.com/veronika.katkova.l/posts/2432330923569613),материал содержит прямую ссылку на публикацию, оригинал которой расположен на сайте «Meduza» (ДД.ММ.ГГ); «Конечно, да...» (https://www.facebook.com/veronika.katkova.l/ posts/2290743031061737), материал содержит прямую ссылку на публикацию из блога ФИО10, который расположен на сайте электронного периодического издания «Эхо Москвы» (ДД.ММ.ГГ); «Amnesty International требует «немедленно и безоговорочно освободить критика ФИО12»...» (https://www.facebook.com/veronika.katkova.l/posts/2432330923569613), материал содержит прямую ссылку на публикацию, оригинал которой расположен на сайте «Idel.Реалии» (ДД.ММ.ГГ); «За год ФСБ потратила свыше миллиарда рублей на легковые автомобили» (https://www. facebook.com/veronika.katkova.1/posts/2244719618997412), материал содержит прямую ссылку на публикацию, оригинал которой расположен на сайте «Радио Свобода» (ДД.ММ.ГГ).
При рассмотрении дела также установлено, что в ходе проводимой проверки в Минюст России 26.08.2021 от Федеральной службы по финансовому мониторингу Российской Федерации поступила информация о получении ФИО1 03.02.2020 г. на принадлежащий ей в ПАО Сбербанк расчетный счет, денежных средств от некоммерческой организации Фонд содействия правовому просвещению населения «Лига избирателей», ОГРН <***>, в размере 5445 рублей в качестве вознаграждения по договору возмездного оказания услуг и компенсации затрат по гражданско-правовому договору.
Данная организация 28 октября 2020 года включена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Кроме того суд учитывает, что в силу положений статьи 46 Конституции РФ и требований части 1 статьи 4 КАС РФ судебная защита прав гражданина возможна только в случае реального нарушения его прав, свобод или законных интересов, а способ защиты права должен соответствовать нарушенному праву и характеру нарушения.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о законности оспариваемого распоряжения о включении ФИО1 в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, не установив при этом нарушения оспариваемым распоряжением конституционных прав административного истца, исходя из того, что в результате его принятия каких-либо обязанностей, кроме прямо предусмотренных законом, на ФИО1 административным ответчиком не возложено.
Суд отвергает доводы о том, что при принятии оспариваемого распоряжения отсутствовала совокупность условий, необходимых для принятия решения о включении физического лица в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
Так, из буквального толкования положений статьи 6 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" следует, что физическое лицо, может быть признано иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, если оно:
- распространяет предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"),
- получает денежные средства и (или) иное имущество от российских юридических лиц, получающих денежные средства от иностранных граждан.
Таким образом, наличие такого признака, как получение денежных средств от лица, выполняющего функции иностранного агента, не является обязательным признаком.
Факт размещения ФИО1 материалов иностранных средств массовой информации SIA «Medusa Project», «Радио Свободная Европа/Радио Свобода (РСЕ/РС)», «ИdеlРеалии», ФИО10, выполняющих функции иностранного агента, на личной странице в социальной сети «Facebook», не оспаривался в судебном заседании и документально подтвержден материалами дела.
Факт получения ФИО1 03.02.2020 г. денежных средств в размере 5445 рублей в качестве вознаграждения по договору возмездного оказания услуг и компенсации затрат по гражданско-правовому договору от некоммерческой организации Фонд содействия правовому просвещению населения «Лига избирателей» также документально подтвержден и не оспаривался в ходе рассмотрения дела.
При этом, доводы стороны истца о том, что некоммерческая организация Фонд содействия правовому просвещению населения «Лига избирателей» включена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента только 28.10.2020 г., то есть спустя длительный промежуток времени с момента перечисления денежных средств ФИО1, не имеет правового значения для рассмотрения дела, поскольку статья 6 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" не ограничивается признаком получения денежных средств лишь от юридических лиц, выполняющих функции иностранного агента.
Материалами дела установлено, что Фонд содействия правовому просвещению населения «Лига избирателей» получал денежные средства от иностранных граждан.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки органом государственного контроля (надзора) от 16 октября 2020 г.
Исходя из информации, содержащейся в акте проверки следует, что с 01.07.2017 г. по 30.06.2020 г. в отношении Фонда содействия правовому просвещению населения «Лига избирателей» Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Москве осуществлялась проверка его деятельности.
Проверкой установлено, что лица, входящие в состав руководящих органов Фонда содействия правовому просвещению населения «Лига избирателей», непосредственно связаны с движением «Голос»: ФИО13 входит в Совет движения «Голос»; Василий Вайсенберг - эксперт по краткосрочному наблюдению движения «Голос»; ФИО14 - региональный координатор движения «Голос» в Москве; ФИО15 - один из авторов материалов на сайте движения «Голос», проводит тренинги для наблюдателей; Роман Удот - сопредседатель движения «Голос». Кроме того, ФИО16, входящий в состав Попечительского совета Фонда, также является сопредседателем движения «Голос».
На своем сайте «Голос» (https://donate.golosinfo.org/) ведет сбор пожертвований, денежные средства можно перевести банковской и через «Яндекс.Деньги». В случае выбора перевода через «Яндекс.Деньги» происходит переход на страницу для перевода денежных средств на кошелёк Фонда, где в качестве получателя платежа указан фонд «Лига Избирателей», идентификатор плательщика «liga». Фонд указан также в публичной оферте, размещенной в разделе для перевода пожертвований на сайте движения «Голос» (https://donate.golosinfo.org/). Денежные переводы в данном случае осуществляются по банковским реквизитам Фонда.
Согласно письму общества с ограниченной ответственностью небанковской кредитной организации «Яндеке.Деньги» ОГРН <***> (далее - ООО «Яндеке.Деньги»), с Фондом заключен договор об информационно-технологическом взаимодействии при осуществлении переводов с поставщиком, предметом которого является оказание ООО «Яндеке.Деньги» поставщику информационных и технологических услуг, в том числе по сбору, обработке и передаче информации о переводах в пользу поставщика.
В соответствии со сведениями ООО «Яндеке.Деньги» за проверяемый период через сервис ООО «Яндеке.Деньги» в адрес Фонда поступило 191 378,22 рублей.
В ходе мониторинга полученных денежных средств Фондом через сервис электронных переводов ООО «Яндеке.Деньги» установлено, что 23.07.2019 в 12 час. 43 мин. через ООО «Яндеке.Деньги» в адрес Фонда поступили денежные средства в размере 225,40 руб. от ФИО17, гражданки Республики Молдова.
Поступление указанных денежных средств на расчетный счет Фонда подтверждается представленным на проверку бухгалтерским документам, а именно «Карточке счета 51» банковского счета Фонда за 2019 год, согласно которому 24.07.2019 на расчетный счет Фонда через сервис электронных переводов «Яндеке.Деньги», поступило 225,40 рублей.
Таким образом, при проведении проверки в отношении Фонда содействия правовому просвещению населения «Лига избирателей» был установлен факт получения денежных средств от иностранного гражданина, что в совокупности с иными данными послужило основанием для включения Фонда в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Суд также отклоняет доводы о нарушении прав и законных интересов административного истца установленными ограничениям, поскольку Конституции Российской Федерации возлагает на государство обязанность охранять достоинство личности и не допускать его умаления. Соответственно, законодательная конструкция исполнения ряда обязанностей лицом, выполняющим функции иностранного агента, не предполагает негативной оценки его со стороны государства, не рассчитана на формирование отрицательного отношения к данному физическому лицу и тем самым не может восприниматься как проявление недоверия или желания его дискредитировать.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска ФИО1
Суд не может согласиться с доводом заинтересованного лица о необходимости применения судебного штрафа в отношении административных ответчиков принимая во внимание то обстоятельство, что в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 03 ноября 1994 г. № 1233, приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 07 октября 2010 г. № 250 не подлежат распространению без разрешения соответствующего государственного органа поступившие документы, которые отнесены к разряду ограниченного распространения. Кроме того, по всем судебным запросам, осуществленным судом, ответчиками направлены мотивированные ответы, приобщенные к материалам дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление ФИО1 к Министерству юстиции Российской Федерации, Министерству иностранных дел Российской Федерации, Федеральной службе по финансовому мониторингу Российской Федерации, заместителю Министра юстиции Российской Федерации ФИО6 об оспаривании действий - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения суда в Орловский областной суд.
Мотивированный текст решения суда будет изготовлен 07 апреля 2022 г.
Председательствующий: