ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1168/18 от 19.01.2018 Автозаводского районного суда г. Тольятти (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 января 2018 года г. Тольятти

Автозаводский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:

судьи Воронковой Е.В.,

при секретаре Нигматовой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело а-1168/2018 по иску ФИО2 к Министерству строительства <адрес> о признании действий незаконным,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству строительства <адрес> о признании действий незаконным, в котором просит суд:

1. Признать незаконным отказ административного ответчика включить объект незавершенный строительством 6-ти секционный панельный жилой дом с нежилыми помещениями на 1-ом этаже с инженерной инфраструктурой, расположенного в 3-а квартале <адрес>, северо-западнее пересечения <адрес> и <адрес>а в Перечень проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, на территории <адрес>.

2. Обязать административного ответчика в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу включить объект незавершенного строительством 6-ти секционного панельного жилого дома с нежилыми помещениями на 1-ом этаже с инженерной инфраструктурой, расположенного в 3-а квартале <адрес>, северо-западнее пересечения <адрес> и <адрес>а в Перечень проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, на территории <адрес>.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО4 исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

В судебном заседании представитель административного ответчика по доверенности ФИО5 возражала относительно административных исковых требований, просила в иске отказать, в обосновании своей позиции приобщила письменные возражения.

Представитель заинтересованного лица ЖСК «ТАТИЩЕВ 2» – ФИО6 представителя истца поддержал, просил иск удовлетворить.

Выслушав объяснения представителей сторон, заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Статьей 219 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Приказом Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших, а также Правила ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (далее - Правила).

Согласно пункту 3 Правил ведения реестра формирование и ведение Реестра осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ведется строительство многоквартирного дома, для строительства которого привлечены денежные средства граждан, осуществляющим контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в соответствии с настоящими Правилами.

Таким органом на территории <адрес> является Министерство строительства <адрес>.

Как установлено судом, Административный истец ФИО2ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением в Министерство строительства <адрес> котором просила включить незавершенный строительством 6-ти секционный панельный жилой дом с нежилыми помещениями на 1-ом этаже с инженерной инфраструктурой, расположенный в 3-а квартале <адрес>, северо-западнее пересечения <адрес> и <адрес>а, возводимый застройщиком жилищно-строительным кооперативом «ТАТИЩЕВ-2» (ФИО2) на земельном участке с кадастровым номером: (далее - Объект) в Перечень проблемных объектов.

Ответом от 17.10.2017г. министерство разъясняет заявителю, что ЖСК «ТАТИЩЕВ-2» получено разрешение на строительство (продлено на основании заявления до ДД.ММ.ГГГГ), на основании которого ЖСК «ТАТИЩЕВ-2» выступает застройщиком в связи с чем все разногласия с застройщиком могут быть разрешены в судебном порядке. По своему смысловому содержанию указанный ответ истцу является разъяснением и отказом не является.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден порядок формирования перечня проблемных объектов, для которых привлекались денежные средства граждан, на территории <адрес> (далее - Порядок).

Утвержденный Порядок не содержит процедуру включения объекта строительства в перечень проблемных объектов на основании обращений (заявлений) граждан.

В силу п. 7 Порядка изменения (дополнения) в перечень проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, на территории <адрес> вносятся на основании предложений министерства строительства <адрес> и утверждаются постановлением <адрес>.

Таким образом, министерство самостоятельно инициирует включение объекта строительства в перечень проблемных объектов после сбора всех необходимых данных об объекте, обосновывая перед <адрес> необходимость включения данного объекта в указанный перечень.

В соответствии с пунктом 3 Порядка для целей настоящего Порядка используются следующие основные понятия:

проблемный объект - многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости, строящийся (создаваемый) с привлечением денежных средств граждан, перед которыми застройщик более шести месяцев не исполняет обязательства, взятые на себя по договору участия в долевом строительстве, в части срока передачи объекта долевого строительства, а также если строительство не начато в течение шести месяцев с момента выдачи разрешения на строительство или остановлено на срок более шести месяцев;

участник долевого строительства - физическое лицо, денежные средства которого привлекаются для участия в долевом строительстве многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости (на основании договора участия в долевом строительстве) с последующим возникновением у участника долевого строительства права собственности на объект долевого строительства.

Согласно п. 5 порядка в перечень проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, на территории <адрес> включаются объекты недвижимого имущества, строительство которых осуществляется за счет средств граждан - участников долевого строительства, на основании предложений министерства строительства <адрес> после сбора всей необходимой информации по проблемному объекту, содержащей: наименование муниципального образования, на территории которого находится проблемный объект; строительный и (или) почтовый адрес проблемного объекта; сведения о застройщике, подрядных организациях и инвесторе строительства (если имеется): полное наименование, организационно-правовая форма, почтовый и юридический адрес, фамилия руководителя, контактные телефоны, ФИО2; характеристику проблемного объекта с обязательным указанием общей (жилой) площади, количества корпусов, секций, этажности, количества квартир, наличия и площади нежилых помещений, наличия и состава имеющейся проектной документации и ее срока действия, сведений о выданных технических условиях на присоединение к инженерным сетям и их выполнении; сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок под строительство проблемного объекта и сроках их действия; сведения о выданном разрешении на строительство проблемного объекта и сроке его действия и другие сведения, установленные Порядком, в том числе объем фактически внесенных денежных средств участниками долевого строительства согласно заключенным договорам (в млн. рублей);остаток денежных средств, не внесенных участниками долевого строительства, согласно заключенным договорам (в млн. рублей); ориентировочную стоимость завершения строительства проблемного объекта (в млн. рублей).

В силу п. 7 порядка Перечень проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, на территории <адрес> утверждается постановлением <адрес>.

Таким образом, в перечень проблемных объектов строительства может быть включен объект для строительства которого привлекались денежные средства участников долевого строительства.

Объекты строительства создаваемые при иной форме участия граждан в целях строительства многоквартирных домов не рассматриваются в указанном порядке и включению в перечень проблемных объектов не подлежат.

Как следует из искового заявления и материалов дела договора, заключенные ЖСК «ТАТИЩЕВ-2» с гражданами как членами ЖСК (пайщик).

Положениями Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что обязательной стороной правоотношений с застройщиком является участник долевого строительства, а основанием возникновения обязательств с застройщиком - договор долевого участия.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» по договору участия в долевом строительстве (далее также - договор) одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.

Организационная форма ЖСК предполагает участие всех членов ЖСК в деятельности кооператива. Согласно положениям ст. 117 Жилищного кодекса РФ решение общего собрания членов жилищного кооператива, принятое в установленном порядке, является обязательным для всех членов жилищного кооператива. Общее собрание членов жилищного кооператива избирает органы управления жилищного кооператива и органы контроля за его деятельностью.

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности (далее - привлечение денежных средств граждан для строительства), допускается жилищно-строительными и жилищными накопительными кооперативами в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность таких кооперативов.

В соответствии с пп. 9 ч. 1 ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство регулирует отношения по поводу создания и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, прав и обязанностей их членов.

Как следует из положений пп. 5 ч. 1 ст. 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных Жилищным кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, в том числе из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах.

В соответствии со статьей 110 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан, члены жилищного кооператива своими средствами участвуют в приобретении, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома.

Члены жилищно-строительного кооператива своими средствами участвуют в строительстве, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома. Жилищно-строительный кооператив в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности выступает в качестве застройщика и обеспечивает на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию многоквартирного дома в соответствии с выданным такому кооперативу разрешением на строительство.

В силу ч. 3 ст. 124, 129 Жилищного кодекса Российской Федерации основанием владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения жилым помещением является членство в жилищном кооперативе. Член жилищного кооператива приобретает право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме в случае выплаты паевого взноса полностью.

Таким образом, из указанных положений законодательства следует, что сторонами правоотношений по строительству дома являются жилищно-строительный кооператив (застройщик) и член жилищно-строительного кооператива (пайщик).

В настоящее время у ЖСК «ТАТИЩЕВ — 2» имеется разрешение на строительство, продленное министерством на основании заявления ЖСК «ТАТИЩЕВ — 2» ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ.

Жилищно-строительный кооператив «ТАТИЩЕВ - 2» является действующей организацией, процедура банкротства в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» не проводится.

Учитывая изложенное, объект строительства, являющийся предметом договора между членом ЖСК и жилищно - строительным кооперативом не подлежит включению в перечень проблемных.

ЖСК «ТАТИЩЕВ-2» до настоящего времени имеет разрешительный документ для осуществления строительных работ на объекте.

Отсутствие денежных средств у организации не является основанием для включение объекта в перечень проблемных.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Требования заявителя не основаны на каких-либо нормах, обязывающих министерство совершить действия по включению объекта в перечень проблемных объектов строительства в определенные сроки.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что действия ответчика являются обоснованными и не противоречат нормам закона.

На основании ст. 218 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Принимая во внимание данные обстоятельства, и учитывая, что в соответствии с приведенной выше нормой процессуального права, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий, права либо свободы гражданина не были нарушены, что имеет место в данном случае, суд считает, что требования истца являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ФИО2 к Министерству строительства Самарской области о признании действий незаконным оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Самарский областной суд через Автозаводский районный суд г. Тольятти.

Мотивированное решение изготовлено – 24.01.2018 г.

Судья /подпись/ Е.В. Воронкова

КОПИЯ ВЕРНА

Судья Е.В.Воронкова

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>а