Дело № 2а-1168/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 июля 2018 года г. Ульяновск
Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Тарановой А.О.,
при секретаре Халиуловой И.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Танрывердиевой С.К.К., Мамедова Х.Т.О, к администрации г. Ульяновска о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство и обязании выдать разрешение на строительство,
УСТАНОВИЛ:
Танрывердиева С.К., Мамедов Х.Т. обратились в суд с административным иском к администрации г. Ульяновска о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство и обязании выдать разрешение на строительство.
Требования мотивированы тем, что Танрывердиева С.К., Мамедов Х.Т. являются собственниками земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> На указанном земельном участке был возведен жилой дом. При обращении в администрацию г. Ульяновска с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома им было отказано по причине того, что в градостроительном плане в разделе 2.2 в части указания видов разрешенного использования земельного участка обозначена зона Ж2 (зона стройки малоэтажными домами) не предусмотрен такой вид использования как «под индивидуальное жилищное строительство».
Указали, что их дом является одноэтажным, состоящим из двух квартир, что, исходя из терминологии, относится к блокированной жилой застройке, так как не является индивидуальным жилым домом. В Правилах землепользования и застройки МО «город Ульяновск» не имеется видов разрешенного использования таких как «блокированная жилая застройка», в то время как действующим законодательством это предусмотрено. Полагает, что данные виды разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны являются практически аналогичными.
На основании изложенного просит признать недействительным отказ администрации г. Ульяновска в выдаче разрешения на строительство от 20.03.2018 № на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, и обязать выдать разрешение на строительство объекта капитального строительства на указанном земельном участке.
В судебном заседании представитель административных истцов Танрывердиевой С.К., Мамедова Х.Т. – Горбунова Е.А. просила административные исковые требования удовлетворить в полном объеме. Пояснила, что градостроительный план земельного участка выдан 26.01.2018.
Представители административного ответчика администрации г. Ульяновска Роганова Г.В., Бошкова Т.В. в судебном заседании просили отказать в удовлетворении административного иска, указав, что 26.01.2018 был выдан градостроительный план на земельный участок, который расположен в зоне Ж2 (зона стройки малоэтажными домами). Административный истец обращался с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, в то время как в градостроительном плане в части указания информации о видах разрешенного использования земельного участка такой вид как «для индивидуального жилищного строительства» не предусморен, в связи с чем было отказано. В Решение Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 №90 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск» от 21.06.2017 №79 внесены изменения в марте 2018 года, которыми вид разрешенного использования земельного участка «для индивидуального жилищного строительства» предусмотрен, следовательно, административные истцы не лишены права обратиться за выдачей нового градостроительного плана.
Представители заинтересованных лиц Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, Управления Росреестра по Ульяновской области, Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска, Межрегионального территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, Танрывердиева С.К. и Мамедов Х.Т. являются собственниками по ? доле каждый земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>
Право собственности подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
26.01.2018 администрацией г. Ульяновска истцам выдан градостроительный план земельного участка №.
Как следует из административного иска, на указанном земельном участке истцы возвели жилой дом.
По данным технического паспорта домовладения по состоянию на 05.02.2016, жилой дом является одноэтажным, состоящим из двух квартир.
28.02.2018 от административных истцов на имя главы администрации г. Ульяновска поступило заявление о выдаче разрешения на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>
Рассмотрев указанное заявление, администрацией г. Ульяновска 20.03.2018 было отказано в выдаче разрешения на строительство, указывая, что в разделе №2.2 градостроительного плана «Информация о видах разрешенного использования земельного участка» указано, что данный земельный участок расположен в территориальной зоне Ж2 (зона стройки малоэтажными домами). Вид использования «для индивидуального жилищного строительства» не поименован.
Административные истцы, считая свои права нарушенными, обратились в суд с настоящим административным иском.
На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ст. 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии с ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика, проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка.
В составе градостроительного плана земельного участка указываются:
1) границы земельного участка;
2) границы зон действия публичных сервитутов;
3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;
5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);
6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;
7) информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Исходя из положений ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
В соответствии со ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Согласно ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: 1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; 2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований; 3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; 4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Правила землепользования и застройки включают в себя, в том числе градостроительные регламенты.
В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: 1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; 2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; 3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации; 4) расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в случае, если в границах территориальной зоны, применительно к которой устанавливается градостроительный регламент, предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории.
В силу ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что разрешение на строительство, за исключением случаев, установленных частями 5 и 5.1 настоящей статьи и другими федеральными законами, выдается органом местного самоуправления муниципального района в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществить на территориях двух и более поселений или на межселенной территории в границах муниципального района, и в случае реконструкции объекта капитального строительства, расположенного на территориях двух и более поселений или на межселенной территории в границах муниципального района.
В части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Частями 7-9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрен печень документов, прикладываемых к заявлению о выдаче разрешения на строительство.
Судом установлено, что 26.01.2018 администрацией г. Ульяновска административным истцам выдан градостроительный план земельного участка №.
Из градостроительного плана земельного участка по адресу: <адрес>, в разделе №2.2 «Информация о видах разрешенного использования земельного участка» указано, что данный земельный участок расположен в территориальной зоне Ж2 (зона стройки малоэтажными домами).
Административные истцы подали заявление о выдаче разрешения на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>
Следует учесть, что Решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 №90 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск» (далее Правила), целью которых является создание условий для реализации планов и программ развития городского округа, систем инженерного, транспортного обеспечения и социального обслуживания, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создание условий для планировки территорий городского округа; обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц.
Данные Правила являются нормативным правовым актом, так как рассчитаны на неоднократное применение и влекут юридические последствия для неопределенного круга лиц.
Статьей 21 Правил предусмотрен перечень территориальных зон, выделенных на карте градостроительного зонирования территории городского округа.
Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, учитывая требования норм действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка – 26.01.2018, в основных, условно, вспомогательных видах разрешенного строительства зоны Ж2 (зона застройки малоэтажными жилыми домами) вид использования «для индивидуального жилищного строительства» не поименован.
При этом, суд считает необходимым учесть, что 28 марта 2018 года в Решение Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 №90 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск» от 21.06.2017 №79 внесены изменения, которыми вид разрешенного использования земельного участка «для индивидуального жилищного строительства» предусмотрен.
Суд приходит к выводу о том, что нарушений прав и законных интересов Танрывердиевой С.К. и Мамедова Х.Т. оспариваемым отказом не усматривается, они не лишены права на обращение за выдачей нового градостроительного плана земельного участка.
При таких обстоятельствах в удовлетворении административных исковых требований о признании недействительным отказа администрации г. Ульяновска в выдаче разрешения на строительство от 20.03.2018 №2018 на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, и обязании выдать разрешение на строительство объекта капитального строительства на указанном земельном участке, надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 177-180 КАС Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления Танрывердиевой С.К.К., Мамедова Х.Т.О. к администрации г. Ульяновска о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство и обязании выдать разрешение на строительство отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд города Ульяновска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.О. Таранова