ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1168/19 от 05.06.2019 Феодосийского городского суда (Республика Крым)

УИД 91RS0022-01-2018-003247-44

Дело №2а-1168/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 июня 2019 года город Феодосия

Феодосийский городской суд Республики Крым в составе:

Председательствующего судьи – Стародуба П.И.,

при секретаре – Майоровой Е.В.,

с участием административного истца по видеоконференцсвязи – ФИО1,

представителя административного ответчика администрации г. Феодосии Республики Крым – ФИО2,

представителя заинтересованного лица ГУП РК «Вода Крыма» – ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г. Феодосии административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Феодосийскому городскому совету Республики Крым, администрации города Феодосии Республики Крым, МКУ «Управление городского хозяйства и природопользования Администрации города Феодосии Республики Крым», заинтересованные лица ГУП РК «Вода Крыма», МКУ «Управление капитального строительства Администрации города Феодосии Республики Крым», МКУ «Приморская поселковая администрация», Министерство Жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, о признании незаконным бездействия и понуждении совершить определенные действия, -

у с т а н о в и л:

ФИО1, уточнив исковые требования (л.д. 88-90) обратилась в Феодосийский городской суд с административным иском к муниципальному образованию городской округ ФИО4 с требованиями о признании незаконным бездействия и понуждении выделить финансирование из бюджета муниципального образования городской округ ФИО4 на разработку проектно-сметной документации и строительство сетей водоснабжения и водоотведения по адресу: <адрес> Также истцом заявлены требования к администрации г. Феодосии Республики Крым о признании незаконным бездействия администрации г. Феодосии Республики Крым, выразившегося в не установлении четких сроков капитального строительства систем водоснабжения и водоотведения, отсутствия контроля и реализации целевой инвестиционной программы по утверждению технического задания ГУП РК «Вода Крыма» и понуждении разработать проектно-сметную документацию, построить сети водоснабжения и водоотведения по адресу: <адрес>.

Исковые требования мотивированы тем, что истец с 16 апреля 2018 года является собственником земельного участка, кадастровый номер , по адресу: <адрес> (район Аджиголь), категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство.

Вместе с тем, земельный участок не обеспечен необходимой инженерной инфраструктурой по водоснабжению и водоотведению, что свидетельствует о невозможности для истца реализовать свое право на жилище путем возведения пригодного для постоянного проживания индивидуального жилого дома, обеспеченного необходимым уровнем благоустройства.

08 августа 2018 года истец обратилась в ГУП РК «Вода Крыма» с заявлением для получения технических условий на водоснабжение по адресу: <адрес>.

14 августа 2018 года ГУП РК «Вода Крыма» заявление истца о выдаче технических условий по подключению водоснабжения и водоотведения земельного участка рассмотрено, по результатам рассмотрения которого за исх. № 3359106 заявителю дан ответ о невозможности выдачи технических условий, ввиду отсутствия технической возможности обеспечения заявителя услугами централизованного водоснабжения и водоотведения, в связи с отсутствием уличных инженерных сетей, проходящих вблизи границы земельного участка заявителя.

19 сентября 2018 года истец обратилась к главе администрации г. Феодосии Республики Крым ФИО5, главе Феодосийского городского совета Республики Крым ФИО6 с заявлениями о разрешении вопроса нарушения ее прав, связанных с отказом ГУП РК «Вода Крыма» по предоставлению технических условий подключения земельного участка к водоснабжению и водоотведению, ввиду отсутствия уличных инженерных сетей водоснабжения и водоотведения, проходящих вблизи земельного участка заявителя, с целью возможности подключения участка к указанным сетям.

15 октября 2018 года за исх. № Ч-40/4039/2 заместителем главы администрации г. Феодосии Загодиренко В.Г. в адрес ФИО1 дан ответ, согласно которому: строительство сетей водоотведения по <адрес> планом 2018 года и программой по водоснабжению и водоотведению населенных пунктов Республики Крым до 2019 года не предусмотрено. В настоящее время поданы предложения на разработку проектно-сметной документации объекта «Строительство системы водоснабжения и водоотведения по <адрес>». При выделении финансирования из бюджета муниципального образования городской округ Феодосия, будет рассмотрен вопрос о возможности включения в план капитального строительства на 2019 год.

На последующие письма и претензии административного истца относительно подключения инженерных систем водоснабжения и водоотведения, от администрации в свой адрес получала ответы, в которых не содержалось конкретных сроков и периодов выполнения указанных работ.

Кроме того, на официальном сайте администрации г. Феодосии Республики Крым истец выявила постановление администрации г. Феодосии Республики Крым от 20.03.2018 № 579 «Об утверждении технического задания на разработку инвестиционной программы Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Вода Крыма» на 2018-2021 годы», согласно которому администрацией г. Феодосии было утверждено техническое задание на разработку инвестиционной программы Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Вода Крыма» на 2018-2021 года, которое вступило в силу со дня его подписания. Согласно п. 9 технического задания проект инвестиционной программы разрабатывается в течение 3 месяцев после вступления в силу технического задания. После чего администрация г. Феодосии была обязана в течение 30 дней со дня представления проекта инвестиционной программы на согласование рассмотреть проект инвестиционной программы на соответствие техническому заданию и требованиям приказа Министерства регионального развития РФ от 10.10.2007 № 100. В приложении № 2 к техническому заданию по разработке инвестиционной программы ГУП РК «Вода Крыма» на 2018 – 2021 годы в разделе «Водоснабжение» в числе проводимых мероприятий под п. 21 указано строительство сетей водоснабжений микрорайона Аджиголь пгт Приморский муниципального образования городской округ ФИО4; в разделе «Водоотведение» в числе проводимых мероприятий под п. 23 указано строительство канализационного коллектора от с. Береговое до микрорайона «Аджиголь» пгт Приморский и канализационно-очистных сооружений (КОС) в пгт Приморский муниципального образования городской округ ФИО4.

По мнению истца, в связи с бездействием ответчика – администрации г. Феодосии, до сегодняшнего дня, инвестиционная программа на 2018-2021 годы по водоснабжению и водоотведению микрорайона «Аджиголь» администрацией г. Феодосии не рассмотрена и не согласована.

Определением суда от 08 мая 2018 года, с согласия административного истца, административный ответчик муниципальное образование городской округ ФИО4 заменено на Феодосийский городской совет Республики Крым. По ходатайству представителя ответчика, администрации г. Феодосии, к участию в деле в качестве соответчика привлечено МКУ «Управление городского хозяйства и природопользования Администрации города Феодосии Республики Крым». В качестве заинтересованных лиц на стороне ответчиков привлечены ГУП РК «Вода Крыма», МКУ «Управление капитального строительства Администрации города Феодосии Республики Крым», МКУ «Приморская поселковая администрация», Министерство Жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым с отложением судебного заседания на 05 июня 2019 года.

В судебном заседании административный истец ФИО1, участвующая по видеоконференцсвязи, поддержала административное исковое заявление и просила его удовлетворить по изложенным в нем основаниям. При этом пояснила, что является собственником земельного участка с разрешенным видом использования индивидуальное жилищное строительство. С целью постройки домовладения ею были согласованы технические условия в ГУП РК «Грымгазсети», ГУП РК «Крымтелеком», ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго», ГУП РК «Крымэнерго» и других организациях. При обращении в ГУП РК «Вода Крыма» за получением технических условий, последние сослались на невозможность подключения к сетям водоснабжения и водоотведения, ввиду отсутствия уличных сетей водоснабжения вблизи участка заявителя. В свою очередь, администрация г. Феодосии отказывает в проведении инженерных сетей водоснабжения и водоотведения, не указывает сроки постройки, ссылается на отсутствие финансирования, при этом, не осуществляет контроль за принятием и согласованием инвестиционной целевой программы по ГУП РК «Вода Крыма» на 2018 – 2021 годы.

Представитель административного ответчика, администрации г. Феодосии Республики Крым ФИО2, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения иска, пояснив, что со стороны администрации г. Феодосии Республики Крым не усматривается бездействия по обращениям ФИО1, что видно из ответов администрации г. Феодосии Республики Крым на многочисленные обращения ФИО1, находящиеся в материалах дела. Также, по мнению представителя ответчика, у администрации г. Феодосии отсутствует возможность подведения систем водоснабжения и водоотведения, поскольку бюджет муниципального образования городской округ ФИО4 в соответствии с рекомендациями Министерства финансов Республики Крым, распоряжением Совета Министров Республики Крым от 30 марта 2015 года № 244-р «Об утверждении Плана мероприятий по повышению эффективности использования бюджетных средств Республики Крым», сформирован в режиме жесткой экономии бюджетных средств. В свою очередь, постановлением администрации города Феодосии Республики Крым № 579 от 02.03.2018 утверждено техническое задание на разработку инвестиционной программы Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Вода Крыма» на 2018-2021 годы. Основной целью которой является повышение надежности и качества водоснабжения и водоотведения за счет мероприятий по ремонту, реконструкции, строительству и замене систем водоснабжения и водоотведения муниципального образования городской округ ФИО4, что также является существенным и исключает бездействие администрации г. Феодосии Республики Крым. Кроме того, полагала, что осуществить строительство сетей водоснабжения и водоотведения по конкретному адресу, к конкретному дому не представляется возможным ввиду того, что строительство сетей водоснабжения и водоотведения носит региональный характер и осуществляется, как правило, по улице в целом.

Представитель заинтересованного лица ГУП РК «Вода Крыма», действующий на основании доверенности ФИО3 в судебном заседании пояснил, что 06.03.2018 в адрес Феодосийского филиала ГУП РК «Вода Крыма» поступило обращение администрации города Феодосии Республики Крым исх. № 2-47-679 от 06.03.2018, в котором последняя просила предоставить перечень мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов водоснабжения и водоотведения муниципального образования городской округ ФИО4 для включения в инвестиционную программу ГУП РК «Вода Крыма» на 2018- 2021 годы, а также предоставить информацию о плановых показателях надежности, качества и энергоэффективности объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения муниципального образования городской округ ФИО4.

По результатам рассмотрения указанного обращения Феодосийский филиал ГУП РК «Вода Крыма» письмом исх. № 949/06 от 20.03.2018 г. направил соответствующую информацию в адрес администрации города Феодосии Республики Крым.

При этом, запрашиваемая администрацией города Феодосии Республики Крым информация относительно плановых показателей надежности, качества и энергоэффективности объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения, а также перечня мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов водоснабжения и водоотведения, являются соответственно, приложениями № 1 и № 2 к Техническому заданию на разработку инвестиционной программы ГУП РК «Вода Крыма» на 2018-2021 годы, то есть, на день утверждения указанного Технического задания (02.03.2018 г.) у Администрации города Феодосии Республики Крым данная информация отсутствовала.

Таким образом, вышеуказанное постановление Администрации города Феодосии Республики Крым от 02.03.2018 г. № 579 «Об утверждении технического задания на разработку инвестиционной программы ГУП РК «Вода Крыма» на 2018-2021 годы» было принято администрацией г. Феодосии Республики Крым с нарушениями, как сроков его принятия и планируемого срока действия инвестиционной программы, так и с нарушением срока предоставления указанного Технического задания в адрес ГУП РК «Вода Крыма», поскольку в соответствие с п. 9 Правил разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 641, техническое задание должно было быть утверждено органом местного самоуправления до 01 марта года, предшествующего году начала планируемого срока действия инвестиционной программы, то есть для введения в действие инвестиционной программы с 2018 года, техническое задание должно было быть утверждено администрацией г. Феодосии Республики Крым не позднее 01.03.2017.

В связи с чем, техническое задание на 2018 – 2021 года, направленное администрацией г. Феодосии в адрес ГУП РК «Вода Крыма» не рассматривалось.

На сегодняшний день ГУП РК «Вода Крыма» ведется работа по разработке инвестиционной программы согласно постановлению администрации г.Феодосии Республики Крым от 27.02.2019 года № 769 «Об утверждении технического задания на разработку инвестиционной программы Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Вода Крыма» на 2020-2024 годы», которым определен перечень мероприятий по строительству, модернизации и (или) реконструкции объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения на 2020-2024 годы.

После разработки проекта инвестиционной программы, данный проект будет предоставлен для согласования в адрес администрации города Феодосии Республики Крым и после его согласования будет предоставлен в адрес Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым.

От главы МКУ «Приморская поселковая администрация Администрации города Феодосии Республики Крым» в адрес суда поступило ходатайство о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя заинтересованного лица, против удовлетворения административного искового заявления возражала (т. 2 л.д. 43).

Иные участники судебного процесса, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, причины не явки суду не известны, ходатайств об отложении судебного заседания в адрес суда не поступало.

В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Руководствуясь положениями статей 150, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание отсутствие ходатайств об отложении рассмотрения административного дела, суд считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц по имеющимся в материалах дела письменным доказательствам.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, всесторонне и полно выяснив все фактические обстоятельства, на которых основаны требования, оценив доказательства, которые имеют юридическое значение для рассмотрения дела, считает, что административные исковые требования подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В силу ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Согласно п. п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация в его границах электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Из буквального толкования приведенной выше правовой нормы следует, что организация предоставления коммунальных услуг населению возлагается на орган исполнительной власти муниципального образования - городского округа.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно- технического обеспечения.

Пунктом 4 Правил N 83 предусмотрено, что при подготовке градостроительного плана земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, подготавливает орган местного самоуправления. В отношении застроенного земельного участка, а также после определения правообладателя земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, в градостроительный план земельного участка включаются технические условия, выданные правообладателю земельного участка в соответствии с пунктами 5 - 12 данных Правил. В случае, если обеспечение отдельными видами ресурсов возможно осуществлять различными способами, орган местного самоуправления при подготовке градостроительного плана земельного участка определяет технические условия для всех возможных способов.

В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений.

Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции РФ целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.

Положения изложенных норм обязывают органы местного самоуправления обеспечить питьевой водой население, а также обеспечить водоотведение в границах муниципального образования.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее Федеральный закон N 416-ФЗ) предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Согласно п. 2 абзаца 1 ст. 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ, водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения;

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее по тексту - Федерального закона О водоснабжении и водоотведении) водоснабжение представляет собой водоподготовку, транспортировку и подачу питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировку и подачу горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).

Под водопроводной сетью понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения (пункт 5 статьи 2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»).

Согласно пункту 9 статьи 2 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" канализационная сеть представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.

В силу статьи 18 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также - подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

При наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения (далее - техническая возможность подключения (технологического присоединения) и при наличии свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении (технологическом присоединении).

Согласно ч. 3 ст. 19 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 года N 52-ФЗ население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Судебным разбирательством установлено, что согласно п. ч. 1 ст. 3 Устава муниципального образования городской округ ФИО4 границы муниципального образования городской округ ФИО4 установлены Законом Республики Крым от 05 июня 2014 года № 15-ЗРК «Об установлении границ муниципальных образований и статусе муниципальных образований в Республике Крым», в соответствии с которым пгт Приморский находится в границах городского округа Феодосия.

В соответствии с п. 1 ст. 34 Устава муниципального образования городской округ ФИО4, администрация города Феодосии Республики Крым является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования городской округ ФИО4 и наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Крым.

Согласно п.4 ч. 1 ст. 36 Устава муниципального образования городской округ ФИО4, к полномочиям администрации города Феодосии Республики Крым в том числе относится решение вопросов местного значения по организации в границах городского округа Феодосия электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения городского округа Феодосия топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствие с п. 1. ч. 1 ст. 36 Устава к полномочиям администрации города Феодосии Республики Крым также относится составление и исполнение бюджета городского округа Феодосия, осуществление контроля за его исполнением, составление отчета об исполнении бюджета городского округа Феодосия.

ФИО1 с 16 апреля 2018 года является собственником земельного участка, кадастровый номер по адресу: <адрес> (микрорайон Аджиголь), категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство (л.д. 119-121).

08 августа 2018 года ФИО1 обратилась в ГУП РК «Вода Крыма» с заявлением о получении технических условий на водоснабжение по адресу: <адрес>.

Факт отсутствия инженерных сетей водоснабжения и водоотведения, подходящих к земельному участку по <адрес> был установлен в судебном заседании и не оспаривался сторонами.

14 августа 2018 года ГУП РК «Вода Крыма» рассмотрено заявление истца о выдаче технических условий по подключению водоснабжения и водоотведения земельного участка, по результатам рассмотрения которого за исх. № 3359106 заявителю дан ответ о невозможности выдачи технических условий, ввиду отсутствия технической возможности обеспечения заявителя услугами централизованного водоснабжения и водоотведения, в связи с отсутствием уличных инженерных сетей, проходящих вблизи границы земельного участка заявителя (т. 1 л.д. 9).

19 сентября 2018 года истец обратилась к главе администрации г. Феодосии Республики Крым ФИО5, главе Феодосийского городского совета Республики Крым ФИО6 с заявлениями о разрешении вопроса нарушения ее прав, связанных с отказом ГУП РК «Вода Крыма» по предоставлению технических условий подключения земельного участка к водоснабжению и водоотведению, ввиду отсутствия уличных инженерных сетей водоснабжения и водоотведения, проходящих вблизи земельного участка заявителя, с целью возможности подключения участка к указанным сетям (т. 1 л.д. 61-62).

15 октября 2018 года за исх. № Ч-40/4039/2 заместителем главы администрации г. Феодосии Загодиренко В.Г. в адрес ФИО1 дан ответ, согласно которому: строительство сетей водоотведения по <адрес> планом 2018 года и программой по водоснабжению и водоотведению населенных пунктов Республики Крым до 2019 года не предусмотрено. В настоящее время поданы предложения на разработку проектно-сметной документации объекта «Строительство системы водоснабжения и водоотведения по <адрес>». При выделении финансирования из бюджета муниципального образования городской округ Феодосия, будет рассмотрен вопрос о возможности включения в план капитального строительства на 2019 год (т. 1 л.д.178).

26 ноября 2018 года в адрес ФИО1 за исх. № Ч-40/4639/2, заместителем главы администрации г. Феодосии Республики Крым в ответ на претензию ФИО1 от 29.10.2018 дан ответ о том, что планом капитального строительства администрации г. Феодосии Республики Крым на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов выполнение инженерных изысканий и выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Строительство сетей водоснабжения и водоотведения в пгт Приморский» не предусмотрено, в связи с отсутствием достаточного финансирования. Включение в план капитального строительства на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов мероприятий по разработке проектно-сметной документации по объекту и получение положительного заключения государственной экспертизы возможно при условии выделения дополнительного финансирования из бюджета муниципального образования городской округ Феодосия или при корректировке бюджета муниципального образования городской округ ФИО4 (т. 1 л.д. 181).

Аналогичные ответы даны ФИО1 письмом администрации г. Феодосии от 08.02.2019 исх № Ч-40/314/2 и 08.04.2019 исх № Ч-40/314/2 (т.1 л.д. 201-202).

07 февраля 2019 года заместителем министра ЖКХ Республики Крым рассмотрено обращение ФИО1 и за исх. № Ч-10/171/2 дан ответ, согласно которому заявителю разъяснено, что финансирование объектов капитального строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов водопроводно- канализационного хозяйства за счет средств бюджета Республики Крым осуществляется в соответствии с Порядком формирования и реализации РАПП и Плана капремонта объектов социальной инфраструктуры в Республике Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 25 октября 2016 года № 517, при условии предоставления Администрацией муниципального образования соответствующей документации. Объем бюджетных ассигнований в бюджете Республики Крым на 2019 год на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов водопроводно-канализационного хозяйства и коммунальной теплоэнергетики составляет 575,4 млн. руб.

В свою очередь предложений по строительству водовода по улице Выжулл в пгт Приморский города Феодосии Республики Крым, соответствующих требованиям Порядка и вышеуказанным критериям в Министерство не поступало.

Одновременно разъяснено, что в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация водоснабжения и водоотведения населения относится к полномочиям органов местного самоуправления, в связи с чем, администрация города ФИО4 полномочна решать поднятый вопрос за счет других источников финансирования в соответствии с действующим законодательством.

Согласно ответа первого заместителя министра ЖКХ Республики Крым ФИО7, поступившего на обращение ФИО1 в адрес Совета министров Республики Крым по вопросу строительства водовода, в соответствии с п. 6 и 9 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 641 "Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения" проект инвестиционной программы разрабатывается на основе технического задания на разработку инвестиционной программы. Орган местного самоуправления указанное техническое задание разрабатывает и в срок до 01 марта года, предшествующего году начала планируемого срока действия инвестиционной программы, утверждает его, и не позднее 3 дней со дня его утверждения направляет в организацию для разработки инвестиционной программы. ГУП РК «Вода Крыма» осуществлена работа по сбору утвержденных технических заданий на разработку инвестиционной программы от администраций муниципальных образований Республики Крым, на территории которых расположены объекты водопроводно-канализационного хозяйства, находящиеся в хозяйственном ведении ГУП РК «Вода Крыма». ГУП РК «Вода Крыма» приступило к разработке проекта инвестиционной программы в соответствии с разработанной и утвержденной Дорожной картой (т. 1 л.д. 92).

Министерством ЖКХ Республики Крым в адрес администрации г. Феодосии направлено письмо от 26.02.2019 № 08-10/670 о принятии мер по разработке проектно-сметной документации и проведению строительно-монтажных работ по строительству водовода по ул. Выжулл в пгт Приморский г. Феодосии в соответствии с действующим законодательством. По информации администрации г. Феодосии, в настоящее время МКУ «Приморская поселковая администрация Администрации г. Феодосии Республики Крым» ведется работа по разработке муниципальной программы по водоснабжению и водоотведению в пгт Приморский г. Феодосии (т.1 л.д. 92-94).

Письмом от 07.03.2019 г. администрацией г. Феодосии Республики Крым в адрес ФИО1 дан ответ на ее обращение, о том, что финансирование объектов капитального строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов водопроводно-канализационного хозяйства за счет средств бюджета Республики Крым осуществляется в соответствии с Порядком формирования и реализации РАИП и плана капитального ремонта объектов социальной инфраструктуры в Республике Крым. Бюджет муниципального образования городской округ ФИО4 на 2019 год сформирован в режиме жесткой экономии бюджетных средств. Вопрос о выделении денежных средств на разработку проектно-сметной документации по объектам водоснабжения и водоотведения в пгт Приморский г. Феодосия будет рассмотрен при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов. МКУ «Приморская поселковая администрация Администрации г. Феодосии Республики Крым» ведется работа по разработке проектно-сметной документации по объектам водоснабжения и водоотведения в пгт Приморский, ведется работа по разработке муниципальной программы по водоснабжению и водоотведению в пгт Приморский г. Феодосии (т.1 л.д. 199).

06 марта 2019 года в адрес Министра ЖКХ Республики Крым, главой администрации г. Феодосии Республики Крым направлено письмо с просьбой оказания содействия в решении вопроса о выделении финансирования на выполнение проектно-изыскательских работ с дальнейшим получением положительного заключения экспертизы по объекту «Строительство сливной станции для приема жидких коммунальных отходов в муниципальном образовании городской округ Феодосии Республики Крым на территории пгт Приморский» в сумме 8500, 0 тыс. рублей. Ориентировочная стоимость строительно-монтажных работ составит 66 378,6 тыс. рублей (т.2 л.д. 5)

В письме главы администрации г. Феодосии Республики Крым ФИО8 в адрес ФИО1 от 19.03.2019 исх. № Ч-40/584/2 указано о том, что строительство централизованного водоснабжения и водоотведения по ул. Выжулл в пгт Приморский г. Феодосии в обязательном порядке будет реализовано. Отмечено, что постановлением администрации города Феодосии Республики Крым от 02.03.2018 г. № 579 «Об утверждении технического задания на разработку инвестиционной программы ГУП РК «Вода Крыма» на 2018-2021 годы» утверждено техническое задание на разработку инвестиционной программы ГУП РК «Вода Крыма» по строительству, реконструкции и модернизации объектов водоснабжения и водоотведения муниципального образования городской округ ФИО4. Поскольку сроки постройки сетей водоснабжения по ул. Выжулл в пгт Приморский устанавливаются в инвестиционной программе, то сообщить сроки постройки не представляется возможным. Администрацией г. Феодосии разработано и утверждено техническое задание № 579. В свою очередь трехмесячный срок на разработку проекта инвестиционной программы нарушен ГУП РК «Вода Крыма» (т.1 л.д. 206).

Между тем, в судебном заседании было установлено, что техническое задание на 2018 – 2021 года, разработанное администрацией г. Феодосии Республики Крым, ГУП РК «Вода Крыма» не рассматривалось, поскольку постановление администрации г. Феодосии от 02.03.2018 № 579 «Об утверждении технического задания на разработку инвестиционной программы ГУП РК «Вода Крыма» на 2018-2021 годы» было принято администрацией г. Феодосии Республики Крым с нарушениями, как сроков его принятия и планируемого срока действия инвестиционной программы, так и с нарушением срока предоставления указанного Технического задания в адрес ГУП РК «Вода Крыма», поскольку в соответствие с п. 9 Правил разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 641 техническое задание должно было быть утверждено органом местного самоуправления до 01 марта года, предшествующего году начала планируемого срока действия инвестиционной программы.

В связи с чем, техническое задание администрацией г. Феодосии должно было быть разработано и утверждено до 01 марта 2017 года соответственно.

Указанные обстоятельства послужили основанием принятия администрацией г. Феодосии Республики Крым постановления от 27.02.2019 года № 769 «Об утверждении технического задания на разработку инвестиционной программы Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Вода Крыма» на 2020-2024 годы».

Таким образом, в судебном заседании установлено, что администрацией г. Феодосии не принималось должных мер в сфере водоснабжения и водоотведения объекта «Строительство сетей водоснабжения и водоотведения в <...>.

Тогда как, в соответствии со ст. 6 Федерального закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация водоснабжения и водоотведения населения относится к полномочиям органов местного самоуправления, в связи с чем, администрация города ФИО4 полномочна решать вопросы водоснабжения и водоотведения не только за счет инвестиционных программ, но и за счет других источников финансирования в соответствие с действующим законодательством.

Доводы представителя администрации г. Феодосии Республики Крым о формировании бюджета муниципального образования городского округа ФИО4 в режиме жесткой экономии бюджетных средств, не свидетельствуют об отсутствии оснований для обеспечения водоснабжением и водоотведением ул. Выжулл в пгт Приморский, г. Феодосии.

В судебном заседании установлено, что в настоящее время администрацией г. Феодосии Республики Крым не выполнены мероприятия по созданию сетей водоснабжения, водоотведения в отношении, в том числе, земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, техническое задание по инвестиционной программе по водоснабжению и водоотведению на 2018-2021 года утверждено с нарушением сроков.

Административным ответчиком не представлено доказательств надлежащего исполнения обязанностей, возложенных на него Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» по организации водоснабжения и водоотведения по ул. Выжулл в пгт Приморском г. Феодосии.

Письмо главы администрации г. Феодосии в адрес Министра ЖКХ Республики Крым от 06.03.2019 исх. № 2-21-1659 об оказании содействия и выделении 8500, 0 тыс. рублей для выполнения проектно-изыскательских работ с дальнейшим получением положительного заключения экспертизы по объекту «Строительство сливной станции для приема жидких коммунальных отходов», по мнению суда, являются недостаточными мерами по организации водоснабжения и водоотведения указанного объекта.

Таким образом, отсутствие инженерной инфраструктуры на земельном участке и бездействие администрации г. Феодосии Республики Крым по созданию сетей водоснабжения, водоотведения в отношении земельного участка, суд считает незаконным, поскольку данное бездействие нарушает социальные и жилищные права административного истца, в связи с чем, требования истца о признании бездействия администрации г. Феодосии Республики Крым незаконным и понуждении подвести сети водоснабжения и водоотведения к земельному участку по адресу: <адрес> находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Доводы представителя администрации г. Феодосии о надлежащем ответчике по делу – МКУ «Управление городского хозяйства и природопользования Администрации города Феодосии Республики Крым», привлеченное в качестве соответчика судом по ходатайству представителя, не нашли своего подтверждения в судебном заседании, поскольку согласно Устава муниципального образования городской округ ФИО4 положений Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что организация в границах поселения газоснабжением, теплоснабжением населения относиться к исключительным обязанностям органа местного самоуправления, которым является администрация г. Феодосии Республики Крым. Именно администрация г. Феодосии устанавливает порядок составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета. В свою очередь МКУ «Управление городского хозяйства и природоохранного пользования администрации города Феодосии Республики Крым» является самостоятельным отраслевым органом, учрежденным администрацией г. Феодосии Республики Крым с целью выполнения ее задач и функций, закрепленных в Уставе.

Суд считает необходимым установить срок для исполнения решения суда в течение 6 месяцев со дня его вступления в законную силу, поскольку находит его достаточным для возложения на ответчика обязанностей по водоснабжению и водоотведению спорного объекта и рациональным для восстановления прав административного истца.

Между тем, требования истца о понуждении администрации г. Феодосии Республики Крым разработать проектно-сметную документацию объекта «Строительство системы водоснабжения и водоотведения по адресу: <адрес>» суд находит не подлежащими удовлетворению, поскольку администрация г. ФИО4, являясь органом местного самоуправления, обязана самостоятельно организовать деятельность по осуществлению переданных ей полномочий по реализации вопросов местного значения, регламентированных Уставом и Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Также не подлежат удовлетворению требования административного истца о признании бездействия Феодосийского городского совета Республики Крым незаконным и понуждении выделить финансирование из бюджета муниципального образования городской округ ФИО4 на разработку проектно-сметной документации и строительство сетей водоснабжения и водоотведения по адресу: <адрес> учитывая следующее.

Согласно п. 1 ст. 23 Устава муниципального образования городской округ ФИО4, Феодосийский городской совет Республики Крым является представительным органом муниципального образования городской округ ФИО4.

В соответствии с пп.2 п. 1 ст. 27 Устава, к исключительной компетенции Городского совета в соответствии с законодательством относится, в том числе утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении.

Согласно же п.1. ч. 1 ст. 36 Устава к полномочиям администрации города Феодосии Республики Крым также относится составление и исполнение бюджета городского округа Феодосия, осуществление контроля за его исполнением, составление отчета об исполнении бюджета городского округа Феодосия.

В этой ситуации, заявленные административным истцом требования, фактически направлены на вмешательство в судебном порядке в исключительные полномочия органов местного самоуправления в бюджетной сфере, на понуждение органа местного самоуправления к самостоятельному распределению бюджета городского округа, касающегося выделения внебюджетной сметы лимитов бюджетных обязательств, что является недопустимым в силу ст. ст. 12, 130, 132 Конституции РФ, ст. ст. 16, 52 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Так, согласно ч. 3 ст. 52 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

Изменение или совершенствование механизма формирования местного бюджета, бюджетной сметы и выделение лимитов бюджетных обязательств, на чем фактически настаивает истец, устанавливая при этом конкретные сроки принятия бюджета и составление проектно – сметной документации в порядке административного судопроизводства не относится к компетенции суда общей юрисдикции.

Таким образом, в этой части суд отказывает в удовлетворении заявленных исковых требований.

В соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

С учетом частично удовлетворенных требований истца, суд взыскивает с администрации г. Феодосии Республики Крым в пользу ФИО1, уплаченную ею сумму госпошлины в размере 300 руб., которая подтверждена документально (т.1 л.д. 36).

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд,-

р е ш и л:

Административное исковое заявление ФИО1 – удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации г. Феодосии Республики Крым выразившееся в непринятии достаточных мер по формированию инженерной инфраструктуры, необходимой для использования по назначению земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>.

Обязать администрацию города Феодосии Республики Крым, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, обеспечить подведение инженерных сетей водоснабжения и водоотведения к земельному участку по адресу: <адрес>.

Обязать администрацию города Феодосии Республики Крым в течение месяца по истечению установленного судом срока исполнения решения суда, сообщить суду, а также ФИО1 об исполнении решения по административному делу.

В удовлетворении требований к Феодосийскому городскому совету Республики Крым о признании незаконным бездействия и понуждении выделить финансирование из бюджета муниципального образования городской округ ФИО4 на разработку проектно-сметной документации объекта «Строительство системы водоснабжения и водоотведения по адресу: <адрес>» и на строительство сетей водоснабжения и водоотведения по адресу: <адрес> до 31.12.2019 – отказать.

Взыскать с администрации г. Феодосии Республики Крым в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в размере 300, 00 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Феодосийский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий: Стародуб П.И.

Решение в окончательной форме изготовлено 07 июня 2019 года.

Председательствующий: Стародуб П.И.