Дело № 2а-46/2021
УИД: 70RS0003-01-2019-007340-80
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 февраля 2021 года Северский городской суд Томской области в составе:
председательствующего Карабатовой Е.В.
при секретаре Кириленко М.А.,
помощник судьи Родионова Е.В.,
с участием:
представителя административного истца ФИО1 - ФИО2,
представителей административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области – ФИО3, ФИО4,
рассмотрев в г. Северске Томской области в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области о признании незаконными действий по исключению записи, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области (далее - Управление), в котором с учетом изменения требований в порядке ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) просила:
- признать незаконными действия, выразившиеся в исключении из ЕГРН записи о принадлежности ФИО1 1/8 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение - квартиру площадью 60,5 кв.м, условный номер: **, расположенную по [адрес], приобретённую на основании договора купли-продажи от 23.08.2019, № в реестре **, номер государственной регистрации ** от 29.08.2019;
- обязать устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов истца путем восстановления в ЕГРН записи о принадлежности ФИО1 1/8 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение - квартиру площадью 60,5 кв.м, условный номер: **, расположенную по [адрес], приобретённой на основании договора купли-продажи от 23.08.2019, № в реестре **, номер государственной регистрации ** от 29.08.2019.
В обоснование требований указала, что 23.08.2019 она на основании договора купли-продажи приобрела у бывшего супруга З. 5/8 доли в праве общей долевой собственности на квартиру площадью 60,5 кв.м, расположенную по [адрес], условный номер **. Данный договор был удостоверен нотариусом г. Томска Л., в связи с чем проведена государственная регистрация 5/8 долей в праве собственности на квартиру под номером ** от 29.08.2019. Затем 15.11.2019 ФИО1 подарила своей маме Д. 4/8 в праве общей долевой собственности на вышеуказанную квартиру на основании договора дарения, удостоверенного нотариусом. Впоследствии была проведена государственная регистрация принадлежащих К. 4/8 долей в праве общей долевой собственности на квартиру. Однако, выписка из ЕГРН от 19.11.2019 не содержит сведений о ранее состоявшейся государственной регистрации права ФИО1 на оставшуюся 1/8 долю. Считает, что административный ответчик самостоятельно погасил сведения о принадлежащей ФИО1 1/8 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, исключив из числа правообладателей квартиры по договору купли-продажи от 23.08.2019, чем нарушил её права как собственника имущества. Полагает, что административный ответчик должен был проверить действительность представленных ФИО1 на государственную регистрацию правоустанавливающих документов – договора дарения 4/8 долей и с учетом ранее зарегистрированного в ЕГРН права на 5/8 долей, внести запись в реестр о принадлежности оставшейся 1/8 доли.
Определением Октябрьского районного суда г. Томска от 24.12.2019 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена нотариус Л. (л.д. 86-88 том 1).
Определением Октябрьского районного суда г. Томска от 10.01.2020 административное дело передано по подсудности в Северский городской суд Томкой области (л.д. 113-116 том 1).
Определением Северского городского суда Томской области от 08.09.2020, с учетом апелляционного определения Томского областного суда от 14.08.2020 (л.д. 253-258 том 1), административное дело принято к производству суда (л.д. 1-2 том 2).
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом и своевременно, об уважительных причинах неявки суд не известила и ходатайств об отложении судебного заседания в суд от неё не поступало.
Представитель административного истца ФИО1 - ФИО2, действующая на основании доверенности ** от 07.10.2020, сроком на три года, в судебном заседании административные исковые требования с учетом их изменения поддержала по доводам, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что ЕГРН является единственным источником о праве собственности на недвижимое имущество. У ФИО1 от 5/8 долей в праве общей долевой собственности после дарения 4/8 долей осталась доля в виде 1/8, а административным ответчиком запись о праве ФИО1 на 1/8 долю была исключена из ЕГРН. Считала, что запись может быть погашена на 4/8 долей, а на 1/8 долю запись должна быть восстановлена, административный ответчик должен был самостоятельно рассчитать доли и произвести регистрацию оставшейся доли. В настоящее время ЕГРН содержит недостоверные сведения о праве собственности ФИО1 на спорную квартиру. Полагала, что для восстановления нарушенных прав ФИО1 административные исковые требования должны быть удовлетворены.
Представители административного ответчика Управления - ФИО3, действующий на основании доверенности № ** от 11.01.20221, сроком до 31.12.2021, ФИО4, действующая на основании доверенности № ** от 11.01.2021, сроком до 31.12.2021, в судебном заседании административные исковые требования не признали, по основаниям, изложенным в отзыве на административное исковое заявление и дополнениях к указанному отзыву. Просили указанные в отзыве и дополнениях к нему основаниям считать за их пояснения в суде. Дополнительно представитель ФИО4 пояснила, что права собственности на 1/8 долю ФИО1 никто не лишал, но внести запись в ЕГРН о принадлежности ФИО1 1/8 доли возможно только на основании заявления ФИО1 и уплаты государственной пошлины. С таким заявлением ФИО1 в Управление не обращалась. Восстановить регистрационную запись, которая никогда не вносилась в ЕГРН, не представляется возможным в силу положений действующего законодательства.
Заинтересованные лица К., Л. в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом и своевременно, об уважительных причинах неявки суд не известили.
На основании ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся административного истца, заинтересованных лиц.
Заслушав объяснения представителя административного истца ФИО2, представителей административного ответчика ФИО3, ФИО4, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если они полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании действий (решения) должностного лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, суду надлежит установить следующие обстоятельства: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, которым подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При этом, как установлено ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Таким образом, обязанность доказать законность совершенных действий и оспариваемых решений, при рассмотрении административных дел в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является процессуальной обязанностью административного ответчика.
Правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», иные федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты Российской Федерации.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 № 278 утвержден Административный регламент Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество (далее по тексту - Административный регламент), который определяет стандарт и порядок предоставления государственной услуги по государственному кадастровому учету недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество (далее - государственная услуга), в том числе сроки и последовательность административных процедур (действий) при предоставлении государственной услуги (пункт 1).
Так, статьями 17, 35 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
При этом в соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество (пункт 6 ст. 131 ГК РФ).
В силу п. 1 и 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества (пункт 2 ст. 218 ГК РФ).
Согласно п. 2 ст. 244 ГК РФ имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).
На основании п. 1 и 2 ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Пунктом 1 ст. 235 ГК РФ установлено, что право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Из системного толкования приведенных положений законодательства следует, что в случае отчуждения собственником своего имущества другим лицам, запись о праве собственности на это имущество не может быть сохранена по причине её продажи.
В соответствии с п. 2 ст. 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе объем вносимых в реестры Единого государственного реестра недвижимости сведений, устанавливается органом нормативно-правового регулирования (ч. 7 ст.7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»). Единый государственный реестр недвижимости содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Как отмечено в Определении Конституционного Суда РФ от 5 июля 2001 года № 132-О, государственная регистрация - как формальное условие обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, - призвана удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов.
В этих целях законодателем предусмотрено, что государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (подп. 3 п. 1 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе объем вносимых в реестры Единого государственного реестра недвижимости сведений, устанавливается органом нормативно-правового регулирования (ч. 7 ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в реестр прав на недвижимость вносятся следующие сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках с ним: сведения об основании возникновения, изменения, перехода и прекращения права на объект недвижимости.
В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: 2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; 8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно п. 3 и 4 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению: собственника исходного объекта недвижимости, из которого образованы новые объекты недвижимости, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на образованные объекты недвижимости; собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, единого недвижимого комплекса, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
Таким образом, процедуры по осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а также снятия с государственного кадастрового учета объекта недвижимости и прекращения права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним носят заявительный характер.
В соответствии с ч. 1 и 4 ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования. К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Статьей 21 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлены требования к документам, представляемым для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а именно: документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц (часть 1).
Согласно ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя: 1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; 2) возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 настоящего Федерального закона; 3) проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 4) внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 5) выдачу документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после прекращения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Аналогичные положения содержатся в пунктах 1, 2 Порядка представления заявления об осуществления государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 26.11.2015 № 883 «Об установлении порядка представления заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и прилагаемых к нему документов, порядка представления заявления об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.01.2016 № 40613).
Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 №943 «Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки» утвержден порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости (приложение N 1).
В соответствии с абзацем 5 п. 10 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости запись о праве, ограничении права, обременении недвижимости, сделке вносится в реестр прав на недвижимость при наличии записи об объекте недвижимости в кадастре недвижимости.
При регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в общей долевой собственности, право каждого сособственника регистрируется в виде отдельной записи о вещном праве каждого из участников общей долевой собственности (пункт 90 указанного Порядка).
При этом в силу пункта 91 указанного Порядка при отчуждении доли в праве общей долевой собственности и государственной регистрации перехода доли в праве общей долевой собственности запись о государственной регистрации права лица, приобретающего долю в праве (например, покупателя), вносится в новую запись о праве, а предыдущая запись о праве лица на отчуждаемую долю в праве общей долевой собственности, произведшего отчуждение доли в праве (например, продавца), погашается (ей присваивается статус "погашенная"). При этом записи о государственной регистрации права общей долевой собственности иных участников общей долевой собственности (принадлежащих им долей в праве) остаются неизменными (сохраняется статус "актуальная").
В соответствии с п. 2 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что на основании договора на передачу квартиры в собственность граждан от 29.12.2000, рег. номер **, Администрацией передано Г. и В. в общую совместную собственность жилое помещение, состоящее из двух комнат общей площадью 60,5 кв.м, кроме того, площадь балкона с учетом поправочного коэффициента 0,4 кв.м, в том числе жилой 36,8 кв.м, по [адрес] (л.д. 45 том 1).
На основании заявления Г. и В. от 21.03.2001 Томским областным регистрационным центром регистрационным округом № ** указанным лицам выдано свидетельство о государственной регистрации права совместной собственности серии ** № ** от 18.04.2001 (оборот сторона л.д. 45, 46 том 1).
**.**.****В. умер, а **.**.****Г. умерла.
Наследником имущества, оставшегося после смерти Г. и В., а именно квартиры, расположенной по [адрес] является их сын А., что следует из свидетельств о праве на наследство по закону от 28.12.2007, зарегистрированных в реестре за № **, ** (л.д. 47, 48 том 1). Из указанных свидетельств следует, что А. получил в наследство от каждого из родителей по 1/2 доли в праве собственности на указанную квартиру. В связи с чем А. являлся единоличным собственником спорной квартиры. Заявителем П., действующей от имени А. на основании доверенности от 09.10.2007, подано заявление в Управление Федеральной регистрационной службы по Томской области Северский отдел о регистрации права собственности с выдачей свидетельства на указанную квартиру (л.д. 49, 50 том 1).
Наследником имущества, оставшегося после смерти А., в виде 1/2 доли в праве общей долевой собственности на спорную квартиру являлась Б., которая в настоящее время является собственником указанной доли на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 18.10.2011, реестровый номер **, что подтверждалось свидетельством о государственной регистрации права от 10.11.2011 серии ** № **.
Как следует из договора купли-продажи от 23.01.2012 Б. (продавец) передала в общую долевую собственность (по 1/8 доли каждому) З., Н., и несовершеннолетним Е. (**.**.**** года рождения), Ж. (**.**.**** года рождения), за которых действовала их мать Н. (покупатели), которые в свою очередь приняли и оплатили недвижимое имущество в виде 1/2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, находящуюся по [адрес] (л.д. 51, 52 том 1).
На основании заявлений Б., З., Н., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Е., Ж., о регистрации перехода права общей долевой собственности (1/2 доли) без выдачи свидетельства о государственной регистрации права от 24.01.2012 Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Томской области Северский отдел 27.01.2012 произведена регистрация сделки купли-продажи № **, а также 27.01.2012 произведена государственная регистрации общей долевой собственности и залога № ** (оборотная сторона л.д. 51, 52, 53-58 том 1).
Как следует из заявления Б., З., Н., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Е., Ж. о снятии ограничения от 09.02.2012, Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Томской области Северский отдел 09.02.2012 с указанных долей в праве в спорной квартире сняты ограничения (л.д. 60 том 1).
Впоследствии Н. сменила фамилию на ФИО1.
Из договора купли-продажи от 23.08.2019 следует, что З. (продавец) передал ФИО1 (покупателю) принадлежащие ему на праве общей долевой собственности 5/8 долей в праве общей долевой собственности на квартиру, кадастровый номер **, площадью 60,5 кв.м, расположенную по [адрес]. Договор купли-продажи удостоверен нотариусом нотариального округа г. Томска Л., зарегистрирован в реестре за № **(л.д. 66-69 том 1).
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области 29.08.2019 была произведена регистрация сделки купли-продажи от 23.08.2019, и как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 29.08.2019 правообладатель ФИО1 являлась собственникам 5/8 долей в квартире по [адрес], о чем 29.08.2019 сделана запись регистрации № ** (л.д. 19-22, 63 том 1).
Из перечисленных документов следует, что на 15.11.2019 ФИО1 являлась собственником 1/8 доли в праве общей долевой собственности на спорную квартиру (как Н.) и собственником 5/8 долей в праве общей долевой собственности на спорную квартиру (как ФИО1).
После чего, ФИО1 (Даритель) (от имени которой на основании доверенности от 15.11.2019 ** действовала ФИО5) на основании договора дарения доли квартиры ** от 15.11.2019 безвозмездно передала, а К. (Одаряемый) приняла принадлежащие дарителю 4/8 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по [адрес]. Указанный договор дарения удостоверен нотариусом нотариального округа г. Томска Л., зарегистрирован в реестре за № **(л.д. 63-65 том 1).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что ФИО1, будучи собственником 5/8 долей в праве общей долевой собственности на квартиру, подарив, принадлежащий ей 4/8 доли в праве, стала собственником 1/8 доли в праве общей долевой собственности на квартиру. Указанное право собственности ФИО1 в судебном заседании никем не оспаривалось.
Согласно п. 158 Административного регламента заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются нотариусом в орган регистрации прав в форме документов на бумажном носителе или посредством отправления в электронной форме, в том числе в форме электронных образов таких документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса.
15.11.2019 нотариусом нотариального округа г. Томска Л. были представлены в Управление посредством системы межведомственного информационного взаимодействия: заявление К.** о государственной регистрации прав без одновременно государственного кадастрового учета (при наличии в ЕГРН сведений об объекте недвижимого имущества); квитанция об уплате госпошлины от 15.11.2019 на сумму 2 000 руб.; указанный выше договор дарения ** от 15.11.2019, что подтверждается протоколом взаимодействия с ГИС ГМП от 18.11.2019, протоколом проверки формата (ФЛК) от 15.11.2019 (л.д. 71, 72-73, 74-76 том 1).
19.11.2019 на основании представленных нотариусом документов государственным регистратором прав осуществлена государственная регистрации прав К. 4/8 доли в праве общей долевой собственности на спорное жилое помещение, о чем имеется запись **.
Иных заявлений и документов на регистрацию в отношении спорного жилого помещения не поступало.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 19.11.20219 №** административному истцу стало известно, что на 19.11.2019 в ЕГРН имеются сведения о зарегистрированных правах на жилое помещение – квартиру, расположенную по [адрес], кадастровый номер **, а именно: за К. на 1/2 долю в общей долевой собственности (государственная регистрационная запись ** – ** от 19.11.2019); по 1/8 доли в праве общей долевой собственности за Ж., Е., Н. (государственная регистрационная запись **).
Также из указанной выписки следует, что 19.11.2019 государственная регистрационная запись - **-** о праве ФИО1 на 5/8 доли в праве общей долевой собственности погашена.
Перечисленные выше записи о зарегистрированных правах на жилое помещение – квартиру, расположенную по [адрес], кадастровый номер **, также подтверждаются распечаткой всех записей из ЕГРН по реестровому номеру **, представленной административным ответчиком в судебном заседании.
Административный истец обратилась в суд с настоящими требованиями, в связи с тем, что административным ответчиком из ЕГРН исключена запись о праве ФИО1 на 1/8 долю в праве общей долевой собственности на жилое помещение – квартиру, расположенную по [адрес], кадастровый номер **, которая принадлежала ей до заключения договора дарения от 15.11.2019, и которая перешла к ней по договору купли-продажи от 23.08.2019.
Ранее ФИО1 Управлением был дан ответ от 28.11.2019 № ** о том, что в соответствии со ст. 9, 15 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права общей долевой собственности и внесение в Единый государственный реестр недвижимости соответствующей записи на долю, оставшуюся у правообладателя после отчуждения части, принадлежащих ему долей, проводится на основании заявления правообладателя с оплатой государственной пошлины в порядке и размерах, установленных Налоговым кодексом РФ и учетом категории плательщика и количества плательщиком государственной пошлины (заявителей), обратившихся одновременно за совершением юридически значимого действия (л.д. 80 том 1).
В судебном заседании установлено, что запись о праве ФИО1 на 5/8 долю в общей долевой собственности на спорную квартиру -**-** в соответствии с п. 91 Порядка ведения ЕГРН погашена, однако самостоятельно ФИО1 к административному ответчику с заявлением о регистрации за ней 1/8 доли в праве общей долевой собственности на указанную квартиру с уплатой государственной пошлины не обращалась, административным истцом в нарушение ст. 62 КАС РФ доказательств тому суду не представлено, и таких документов в материалах дела не имеется.
Кроме того, в судебном заседании установлено, что в ЕГРН никогда не вносилась запись о праве И. на 1/8 долю в праве общей долевой собственности на спорную квартиру, которая была погашена и могла быть восстановлена.
Восстановить же погашенную запись - **-** о праве ФИО1 на 5/8 доли в праве общей долевой собственности не возможно, поскольку будут нарушены права О. на принадлежащие ей на основании договора дарения 4/8 доли в праве общей долевой собственности.
Более того, принадлежащая ФИО1 доля в размере 5/8 не была разделена, и в договоре дарения доли квартиры ** от 15.11.2019 также отсутствуют сведения о разделе указанной доли, а административный ответчик самостоятельно не имеет полномочий по разделу и определению долей в праве общей долевой собственности, в его обязанности входит внесение в ЕГРН достоверных записей на основании документов, подтверждающих принадлежность права собственности.
Вопреки требованиям ст. 62 КАС РФ административным истцом либо её представителем не представлены доказательства несоответствия оспариваемого действия должностного лица нормативно-правовым актам, влекущим нарушение её прав и законных интересов.
Таким образом, оснований для восстановления в ЕГРН записи о принадлежности ФИО1 1/8 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение - квартиру площадью 60,5 кв.м, условный номер: **, расположенную по [адрес], приобретённой на основании договора купли-продажи от 23.08.2019, № в реестре **, номер государственной регистрации ** от 29.08.2019 не имеется по указанным выше основаниям.
В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, для признания действий (бездействия) административного ответчика незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов административного истца. Такая необходимая совокупность условий по настоящему делу судом не установлена.
Таким образом, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу, что оспариваемые действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области соответствует требованиям российского законодательства, приняты уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением порядка принятия решения, предусмотренного действующим законодательством.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного иска ФИО1 к Управлению о признании незаконными действий, выразившихся в исключении из ЕГРН записи о принадлежности ФИО1 1/8 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение - квартиру площадью 60,5 кв.м, условный номер: **, расположенную по [адрес], приобретённую на основании договора купли-продажи от 23.08.2019, № в реестре **, номер государственной регистрации ** от 29.08.2019; обязании устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов истца путем восстановления в ЕГРН записи о принадлежности ФИО1 1/8 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение - квартиру площадью 60,5 кв.м, условный номер: **, расположенную по [адрес], приобретённой на основании договора купли-продажи от 23.08.2019, № в реестре **, номер государственной регистрации ** от 29.08.2019.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административные исковые требования ФИО1 к Управлению Федеральной службы Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области о признании незаконными действий по исключению записи, возложении обязанности устранить допущенные нарушения оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Томский областной суд через Северский городской суд Томской области.
Председательствующий Е.В. Карабатова