ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-11698/19УИД140035-01-2019-016446-14 от 14.11.2019 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

Дело №2а-11698/2019 УИД 14RS0035-01-2019-016446-14

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Якутск 14 ноября 2019 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Удаловой Л.В., при секретаре Ноевой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Г. и С. к Окружной администрации города Якутска, Управлению архитектуры и градостроительной политики Окружной администрации города Якутска о признании незаконным решения органа местного самоуправления,

установил:

Г.,С. обратились в суд с иском о признании незаконным решения органа местного самоуправления, в обоснование указано на то, что являются собственниками земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: ____, который ранее принадлежал на праве собственности Т.,А. и относился к территориальной зоне «Ж-2А», истцы обратились к административному ответчику с заявлением об изменении территориальной зоны из «Л-1» в зону «Ж-2А», однако Комиссией по внесению изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск» отказано в удовлетворении заявления. Просят признать отказ незаконным и обязать орган местного самоуправления устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

В судебное заседание административные истцы Г.,С., извещенные о рассмотрении дела не явились, в соответствии с положениями ст.ст. 54, 150 КАС РФ дело рассмотрено в их отсутствие с участием представителей по доверенности ФИО1, ФИО2, которые исковые требования поддержали, просили удовлетворить.

Представитель административных ответчиков по доверенности ФИО3 в судебном заседании с заявлением не согласился, полагал отказ законным, суду пояснил, что испрашиваемый земельный участок относится к территориальной зоне городских лесов, градостроительные регламенты не подлежат установлению, полагал в удовлетворении административного иска отказать.

Суд, выслушав участвующих лиц, изучив материалы дела и доводы искового заявления, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 Конституции РФ и статьей 4 КАС РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено, что истцы Г.,С.. ____ обратились в орган местного самоуправления с заявлением об изменении территориальной зоны «Л-1» на зону «Ж-2А» земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: ____, для использования под индивидуальное жилищное строительство.

____ уведомлением административным истцам направлена выписка из протокола заседания Комиссии по внесению изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск» от ____, согласно которой Комиссия, рассмотрев заявление об изменении территориальной зоны Л-1 – зона территорий, занятых компактно произрастающей высокорастущей растительностью; естественных ландшафтов; естественных водоемов; сложившихся заниженных участков рельефа, служащих для сбора поверхностных вод с прилегающих территорий и предотвращающих затопление и подтопление прилегающих земельных участков с возможностью использования под сенокошение на территориальную зону Ж-2А – зона для индивидуального жилищного строительства на территории г. Якутска в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: ____, общая площадь 740 кв.м., решила отказать в удовлетворении заявления, в связи с несоответствием Генеральному плану городского округа «город Якутск» и проекту межевания территории.

Из материалов дела следует, что на основании договора купли-продажи от ____Г.,С. приобрели у Т.,А.. земельный участок, расположенный по адресу: ____, с кадастровым номером ____, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование под индивидуальный жилой дом, общей площадью 740 кв.м.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ____ земельный участок, общей площадью 740+/-5.47 кв.м., с кадастровым номером , расположенный по адресу: ____, категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования под индивидуальный жилой дом принадлежит на праве совместной собственности Г.,С.

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости от ____ следует, что принадлежащий истцам земельный участок с кадастровым номером с ____ принадлежал на праве собственности Т. на основании договора купли-продажи земельного участка, участок образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером , что следует из кадастрового дела, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости ____.

Согласно выписке Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости от ____ земельный участок с кадастровым номером расположенный по адресу: ____, с ____ принадлежал на праве собственности К., с ____ принадлежал на праве собственности Т. на основании договора купли-продажи земельного участка. По копии кадастрового дела усматривается, что разделенный земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: ____, образован из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, дата внесение номера в государственный кадастр недвижимости - ____.

В силу пп.8 п.1 ст.1 Земельного кодекса РФ одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Вместе с тем, согласно п.2 ст.7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) (п.2 ст.85 Земельного кодекса РФ).

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (ч.2 ст.37 Градостроительного кодекса РФ).

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (п.3 ст.85 Земельного кодекса РФ).

Согласно ч.1 ст.33 Градостроительного кодекса РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренным статьями 31 и 32 настоящего кодекса. При этом основаниями для рассмотрения главой администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются: несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений; поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.

В соответствии с ч.3 ст.31 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.

Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (п.8 ст.1 Градостроительного кодекса РФ).

Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (п.2 ч.2 ст.30 Градостроительного кодекса РФ), содержащая границы территориальных зон (ч.4 ст.30 Градостроительного кодекса РФ). Границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований (п.2 ч.1 ст.34 Градостроительного кодекса РФ).

Данная норма корреспондирует общему правилу, установленному ч.3 ст.9 Градостроительного кодекса РФ, об обязательности документов территориального планирования для органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. К документам территориального планирования муниципальных образований относятся, в частности, генеральные планы городских округов (ч.3 п.1 ст.18 Градостроительного кодекса РФ).

Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что согласно действующим Правилам землепользования и застройки спорный земельный участок расположен в зоне Л-1: зона территорий, занятых компактно произрастающей высокорастущей растительностью; естественных ландшафтов; естественных водоемов; сложившихся заниженных участков рельефа, служащих для сбора поверхностных вод с прилегающих территорий. Территориальная зона Л-1 выделена в целях обеспечения правовых условий сохранения естественных ландшафтов на территории ГО «г.Якутск», согласно Генеральному плану ГО «г. Якутск» и Правилам землепользования и застройки г.Якутска.

Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от ____ испрашиваемый участок расположен в территориальной зоне Л-1: зона городских лесов; территорий, занятых компактно произрастающей высокорастущей растительностью; естественных ландшафтов; естественных водоемов; сложившихся заниженных участков рельефа, служащих для сбора поверхностных вод с прилегающих территорий. Градостроительные регламенты не подлежат установлению. Ограничение по линии градостроительного регулирования (красные линии) не соответствует.

Исходя из ст. 31 Градостроительного кодекса РФ, подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц. В части установления границ территориальных зон и градостроительных регламентов должна быть обеспечена возможность размещения на территориях поселения, городского округа предусмотренных документами территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов).

Как установлено судом, указанная территориальная зона установлена в соответствии с требованиями федерального законодательства, порядок ее установления не нарушен, решение принято уполномоченным органом в пределах его компетенции.

Согласно проекту планировки и проекту межевания территории микрорайона Марха городского округа «город Якутск», утвержденным распоряжением Окружной администрации г. Якутска от 21 ноября 2016 № 1959р, данный земельный участок расположен в зоне Л-1, где не предусмотрено расположение объектов индивидуальной жилой застройки.

Исходя из анализа приведенных выше норм градостроительного законодательства и установленных обстоятельств дела, оснований для изменения территориальной зоны вышеуказанного земельного участка по заявлению административных истцов у органа местного самоуправления не имелось, решение является законным и обоснованным.

Доводы административных истцов, что ранее спорный земельный участок располагался в зоне индивидуальной жилой застройки, не могут быть приняты во внимание, поскольку проект планировки и проект межевания территории микрорайона Марха городского округа «город Якутск» утвержден в ноябре 2016 года. Земельный участок был приобретен административными истцами в 2017 году, к тому времени в отношении территории, где располагается участок, градостроительные регламенты были установлены и действовали.

При таких обстоятельствах, учитывая, что административными истцами не доказано, что оспариваемым действием органа местного самоуправления нарушаются их права, свободы или охраняемые законом интересы, либо созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности, решение принято в пределах компетенции органа местного самоуправления, порядок принятия решения не нарушен, суд полагает, что административное исковое заявление Г.,С. подлежит отказу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.178-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении иска Г.,С. к Окружной администрации города Якутска, Управлению архитектуры и градостроительной политики Окружной администрации города Якутска о признании незаконным решения органа местного самоуправления отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня изготовления решения в мотивированном виде.

Судья п/п Л.В. Удалова

Копия верна.

Судья Л.В. Удалова

Секретарь В.В. Ноева

Решение изготовлено 19 ноября 2019 года.