ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1169/19 от 14.02.2020 Кимрского городского суда (Тверская область)

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

14 февраля 2020 года г. Кимры

Кимрский городской суд Тверской области в составе

председательствующего судьи Смирновой Г.М.,

при секретаре судебного заседания Мурадовой А.М.к.,

с участием представителя административного истца – Кимрского межрайонного прокурора Тверской области – Куликовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кимрского межрайонного прокурора Тверской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Маловасилевского сельского поселения Кимрского района Тверской области о возложении обязанности организовать размещение в информационно –телекоммуникационной сети «Интернет» на едином портале государственных и муниципальных услуг сведений о муниципальных услугах, оказываемых администрацией муниципального образования,

У С Т А Н О В И Л:

Кимрский межрайонный прокурор Тверской области, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился с административным исковым заявлением к администрации Маловасилевского сельского поселения Кимрского района Тверской области о возложении обязанности организовать размещение в информационно –телекоммуникационной сети «Интернет» на едином портале государственных и муниципальных услуг сведений о муниципальных услугах, оказываемых администрацией муниципального образования.

Требования мотивированы тем, что Кимрской межрайонной прокуратурой Тверской области на основании решения коллегии прокуратуры Тверской области от 19 декабря 2018 г. проведена проверка исполнения администрацией Маловасилевского сельского поселения Кимрского района Тверской области законодательства о защите прав субъектов предпринимательской деятельности, об организации предоставления государственных и муниципальных услуг, в ходе которой установлено следующее.

18 декабря 2019 г. в период времени с 10:00 до 11:00 произведен осмотр страницы сайта в информационно телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://www.gosuslugi.ru

В ходе осмотра установлено, что при открытии страницы указанного сайта в разделе администрация Маловасилевского сельского поселения Кимрского района отсутствуют сведения о муниципальных услугах, оказываемых административным ответчиком, а именно: выдача разрешений на осуществление земельных работ, выдача разрешений на вырубку не отнесенных к лесным насаждениям деревьев и кустарников, выдача справок различного характера, выписок из похозяйственных книг, выдача справок о заработной плате 2 НДФЛ, постановка на воинский учет, прием заявлений, жалоб от граждан, рассмотрение заявлений, издание постановлений о присвоении адресных номеров земельным участкам, жилым и нежилым помещениям, передача в собственность граждан жилых помещений в порядке инвентаризации, предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам коммерческого найма, предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда социального использования по договорам социального найма, прием заявлений, документов, а также постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

По результатам осмотра был составлен акт проверки с приложением фототаблицы.

В соответствие со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

На основании изложенного просит признать незаконным бездействие администрации Маловасилевского сельского поселения Кимрского района Тверской области в части неразмещения сведений на едином портале государственных и муниципальных услуг о муниципальных услугах, оказываемых администрацией Маловасилевского сельского поселения Кимрского района Тверской области, обязать администрацию Маловасилевского сельского поселения Кимрского района Тверской области организовать размещение в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» на едином портале государственных и муниципальных услуг сведений о муниципальных услугах, оказываемых администрацией муниципального образования: выдача разрешений на осуществление земельных работ; выдача разрешений на вырубку не отнесенных к лесным насаждениям деревьев и кустарников; выдача справок различного характера, выписок из похозяйственных книг; выдача справок о заработной плате 2 НДФЛ; постановка на воинский учет; прием заявлений, жалоб от граждан; рассмотрение заявлений; издание постановлений о присвоении адресных номеров земельным участкам, жилым и нежилым помещениям; передача в собственность граждан жилых помещений в порядке инвентаризации; предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам коммерческого найма; предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда социального использования по договорам социального найма; прием заявлений, документов, а также постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В последующем Кимрским межрайонным прокурором Тверской области уточнены исковые требования по второму пункту административного искового заявления, о чем представлено соответствующее заявление от 22 января 2020 г., согласно которому просит обязать администрацию Маловасилевского сельского поселения Кимрского района Тверской области в срок до 31 декабря 2020 г. организовать размещение в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» на едином портале государственных и муниципальных услуг сведений о муниципальных услугах, оказываемых администрацией муниципального образования: выдача разрешений на осуществление земельных работ; выдача разрешений на вырубку не отнесенных к лесным насаждениям деревьев и кустарников; выдача справок различного характера, выписок из похозяйственных книг; издание постановлений о присвоении адресных номеров земельным участкам, жилым и нежилым помещениям; передача в собственность граждан жилых помещений в порядке приватизации; предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам коммерческого найма; предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда социального использования по договорам социального найма; прием заявлений, документов, а также постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В судебное заседание представитель административного ответчика – администрации Маловасилевского сельского поселения Кимрского района Тверской области не явился. О времени, дате и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом, обратился с заявлением о рассмотрении данного административного дела в отсутствие представителя администрации, в котором также указано, что администрация не возражает в удовлетворении требований Кимрского межрайонного прокурора Тверской области.

Суд в соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ рассматривает дело в отсутствии неявившихся лиц.

Представитель административного истца – Кимрского межрайонного прокурора Тверской области – Куликова А.В. в судебном заседании уточненные административные исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Суд, заслушав представителя административного истца Куликову А.В., проанализировав материалы дела, исследовав собранные по делу доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действия (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственным или иными публичными полномочиями в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 34 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования») входит в структуру органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 5 ст. 4 Федерального закона от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» к основным принципами муниципальной службы относится доступность информации о деятельности муниципальных служащих.

Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции в Российской Федерации основывается, в том числе, на принципе публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 09 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются: открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом; достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления; свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом.

Судом установлено, что Кимрской межрайонной прокуратурой Тверской области на основании решения коллегии прокуратуры Тверской области от 19 декабря 2018 г. проведена проверка исполнения администрацией Маловасилевского сельского поселения Кимрского района Тверской области законодательства о защите прав субъектов предпринимательской деятельности, об организации предоставлении государственных и муниципальных услуг.

В ходе указанной проверки 18 декабря 2019 г. был произведен осмотр страницы сайта в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://www.gosuslugi.ru.

В ходе осмотра установлено, что при открытии страницы указанного сайта в разделе «администрация Маловасилевского сельского поселения Кимрского района» отсутствуют сведения о муниципальных услугах, оказываемых административным ответчиком, а именно: выдача разрешений на осуществление земельных работ; выдача разрешений на вырубку не отнесенных к лесным насаждениям деревьев и кустарников; выдача справок различного характера, выписок из похозяйственных книг; издание постановлений о присвоении адресных номеров земельным участкам, жилым и нежилым помещениям, передача в собственность граждан жилых помещений в порядке приватизации; предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам коммерческого найма; предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда социального использования по договорам социального найма; прием заявлений, документов, а также постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

По результатам осмотра был составлен акт проверки с приложением фототаблицы.

В связи с выявленными в ходе проверки нарушениями Кимрский межрайонный прокурор Тверской области обратился в Кимрский городской суд Тверской области с вышеназванными административными исковыми требованиями.

В соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

В соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, регулируются Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210- ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Закон № 210-ФЗ).

Согласно п. 2 ст. 2 названного выше закона под муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления, понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.

В числе основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг значатся: открытость деятельности органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, а также организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг; доступность обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг и предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья; возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

Согласно ст. 5 Закона № 210-ФЗ при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на: получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги; получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме; получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны: предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами; обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 21 Закона № 210-ФЗ единый портал государственных и муниципальных услуг является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг, а также услуг, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение соответственно реестров государственных и муниципальных услуг. Единый портал государственных и муниципальных услуг обеспечивает в том числе доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг.

Частью 3 ст. 29 Закона № 210-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения о государственных услугах, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, и муниципальных услугах должны быть включены в государственные и муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг, и доступны для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг (https://www.gosuslugi.ru).

Суд соглашается с позицией Кимрского межрайонного прокурора Тверской области о том, что несоблюдение администрацией Маловасилевского сельского поселения вышеуказанных требований федерального законодательства нарушает права граждан и неопределенного круга лиц, в том числе субъектов предпринимательской деятельности, на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления муниципальных услуг, оказываемых администрацией Маловасилевского сельского поселения Кимрского района Тверской области согласно перечню от 02 октября 2019 г. №*.

Установив изложенные обстоятельства, суд приходит к мнению об удовлетворении требований прокурора в полном объеме.

В силу положений ч. 2 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд, в том числе, при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

С учетом позиции сторон суд приходит к выводу, что требования Кимрского межрайонного прокуратура Тверской области должны быть исполнены администрацией Маловасилевского сельского поселения Кимрского района Тверской области до 31 декабря 2020 г., считая, что указанный срок является достаточным и реальным для исполнения возложенной на административного ответчика обязанности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 226-227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск Кимрского межрайонного прокурора Тверской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Маловасилевского сельского поселения Кимрского района Тверской области о возложении обязанности организовать размещение в информационно –телекоммуникационной сети «Интернет» на едином портале государственных и муниципальных услуг сведений о муниципальных услугах, оказываемых администрацией муниципального образования удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Красновского сельского поселения Кимрского района Тверской области в части неразмещения сведений на едином портале государственных и муниципальных услуг о муниципальных услугах, оказываемых администрацией Маловасилевского сельского поселения Кимрского района Тверской области.

Обязать администрацию Маловасилевского сельского поселения Кимрского района Тверской области в срок до 31 декабря 2020 года организовать размещение в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» на едином портале государственных и муниципальных услуг сведений о муниципальных услугах, оказываемых администрацией муниципального образования:

- выдача разрешений на осуществление земельных работ;

-выдача разрешений на вырубку не отнесенных к лесным насаждениям деревьев и кустарников;

-выдача справок различного характера, выписок из похозяйственных книг;

-издание постановлений о присвоении адресных номеров земельным участкам, жилым и нежилым помещениям;

- передача в собственность граждан жилых помещений в порядке приватизации;

- предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам коммерческого найма;

- предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда социального использования по договорам социального найма;

- прием заявлений, документов, а также постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Кимрский городской суд Тверской области в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 19 февраля 2020 года.

Судья Г.М. Смирнова

1версия для печатиДело № 2а-216/2020 (2а-1169/2019;) ~ М-1128/2019 (Решение)