ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1169/2022 от 19.09.2022 Смоленского районного суда (Смоленская область)

Дело № 2а-1169/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 сентября 2022 года г.Смоленск

Смоленский районный суд Смоленской области

в составе:

председательствующего судьи Ульяненковой О.В.,

при помощнике судьи Шаповаловой О.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Ш.И.Н. к судебному приставу-исполнителю ОСП по Смоленскому, Кардымовскому и Краснинскому районам УФССП России по Смоленской области З.А.А., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Смоленской области о признании незаконным и отмене постановлений о наложении ареста,

установил:

Ш.И.Н. обратился в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю ОСП по Смоленскому, Кардымовскому и Краснинскому районам УФССП России по Смоленской области З.А.А. о признании незаконными постановлений о наложении ареста от <дата>, от <дата>.

В обоснование заявленных требований указал, что поскольку документов содержащихся в открытом доступе, подтверждающих, что ОСП по Смоленскому, Кардымовскому и Краснинскому районам УФССП России по Смоленской области является территориальным органом УФССП России по Смоленской области отсутствуют, соответственно органом принудительного исполнения не является. Данная организация также не зарегистрирована в ЕГРЮЛ, документы, подтверждающие право производить какие-либо действия на территории РФ не предоставлены. Исходя из ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» документ на бумажном носителе с электронной подписью должен быть подписан собственноручно судебным приставом-исполнителем и заверен печатью организации. На оспариваемых постановлениях подпись судебного пристава-исполнителя и печать организации отсутствуют. Проверка электронной подписи судебного пристава-исполнителя З.А.А. показала, что подпись недействительна и не подтверждена. Данные обстоятельства свидетельствуют, что оспариваемые постановления не легитимны и юридической силы не имеют. Оспариваемые постановления изготовлены не на бланке государственного образца без герба РФ. Между ОСП, судебным приставом-исполнителем и Ш.И.Н. отсутствует какая-либо договоренность на оказание услуг. В соответствии со ст.2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель обязан иметь доверенность в соответствии с п.3.3.3.11 приказа Федеральной службы судебных приставов от 10.12.2010 № 682 с перечисленными полномочиями. В представленных документах копия доверенности на имя З.А.А. отсутствует, в тесте постановления о наложении ареста отсутствует ссылка на доверенность. Документы, дающие право производить взыскания З.А.А. не представлены и в открытом доступе отсутствуют. В соответствии с Указом Президента РФ от 05.02.2021 № 71 организация под названием ФССП упразднена, действия совершенные от ее имени незаконны. На основании вышеуказанных обстоятельств, по мнению истца, оспариваемые постановления не законны.

Протокольным определением от <дата> в качестве ответчика привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Смоленской области, в качестве заинтересованных лиц – взыскатели АО «Тинькофф Банк», АО «АтомЭнергоСбыт» в лице филиала «СмоленскАтомЭнергоСбыт», ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк».

Участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу положений ч.2 ст.227 КАС РФ удовлетворение судом требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными возможно в случае, если суд признает их несоответствующими нормативным правовым актам и одновременно нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Судом установлено, что <дата> судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по Смоленскому, Кардымовскому и Краснинскому районам УФССП России по Смоленской области З.А.А. возбуждено исполнительное производство № <номер> на основании исполнительного листа № <номер> от <дата>, выданного Смоленским районным судом Смоленской области о наложении ареста на имущество Ш.И.Н. в пределах цены иска 827 082,06 рубл., взыскателем является АО «Тинькофф Банк».

<дата> судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по Смоленскому, Кардымовскому и Краснинскому районам УФССП России по Смоленской области З.А.А. было вынесено постановление об аресте имущества, принадлежащего Ш.И.Н. в размере и объеме необходимом для исполнения требований исполнительного документа.

В тот же день судебным приставом-исполнителем присутствии двух понятых и представителя взыскателя АО «Тинькофф Банк» составлен акт о наложении ареста (описи имущества) на имущество должника: земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: <адрес> предварительная оценка которого установлена 830 000 рублей, данное имущество оставлено на ответственном хранении должника с правом пользования.

<дата> судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по Смоленскому, Кардымовскому и Краснинскому районам УФССП России по Смоленской области З.А.А. возбуждено исполнительное производство № <номер> на основании исполнительного листа № <номер> от <дата>, выданного Смоленским районным судом Смоленской области о взыскании с Ш.И.Н. в пользу АО «Тинькофф Банк» задолженности в сумме 441 664,77 рубл.

<дата> судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по Смоленскому, Кардымовскому и Краснинскому районам УФССП России по Смоленской области З.А.А. возбуждено исполнительное производство № <номер> на основании исполнительного листа № <номер> от <дата>, выданного Смоленским районным судом Смоленской области о взыскании с Ш.И.Н. в пользу АО «АтомЭнергоСбыт» в лице филиала «СмоленскАтомЭнергоСбыт» задолженности в сумме 64225,79 рубл.

<дата> судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по Смоленскому, Кардымовскому и Краснинскому районам УФССП России по Смоленской области З.А.А. возбуждено исполнительное производство № <номер> на основании исполнительного листа № <номер> от <дата>, выданного Смоленским районным судом Смоленской области о взыскании с Ш.И.Н. в пользу АО «АтомЭнергоСбыт» в лице филиала «СмоленскАтомЭнергоСбыт» задолженности в сумме 631 551,78 рубл.

Постановлением судебного пристава-исполнителя вышеуказанные исполнительные производства объединены в одно сводное.

<дата> судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по Смоленскому, Кардымовскому и Краснинскому районам УФССП России по Смоленской области З.А.А. было вынесено постановление об аресте имущества, принадлежащего Ш.И.Н. в размере и объеме необходимом для исполнения требований исполнительного документа.

В тот же день судебным приставом-исполнителем присутствии двух понятых, должника и представителя взыскателя АО «АтомЭнергоСбыт» составлены акт о наложении ареста (описи имущества) на имущество должника ( лавки, столы, люстры, телевизор), предварительная оценка которого установлена 235 000 рублей, на транспортное средство ***, предварительная оценка которого составила 500 000 рублей. Должник Ш.И.Н. назначен ответственным хранителем этого имущества.

Согласно части 1 статьи 64 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее Закон об исполнительном производстве) исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с названным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. В целях обеспечения исполнения исполнительного документа судебный пристав-исполнитель вправе накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение (пункт 7 части 1 данной статьи).

В статье 80 Закона об исполнительном производстве закреплено, что судебный пристав-исполнитель в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях, вправе наложить арест на имущество должника (часть 1).

Арест имущества должника включает запрет распоряжаться имуществом, а при необходимости - ограничение права пользования имуществом или изъятие имущества. Вид, объем и срок ограничения права пользования имуществом определяются судебным приставом-исполнителем в каждом случае с учетом свойств имущества, его значимости для собственника или владельца, характера использования, о чем судебный пристав-исполнитель делает отметку в постановлении о наложении ареста на имущество должника и (или) акте о наложении ареста (описи имущества) (часть 4).

С учетом приведенного регулирования, не имеется оснований для признания незаконными оспариваемых постановлений судебного пристава-исполнителя о наложении ареста на имущество должника, поскольку в данном случае арест имущества произведен в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, порядок наложения ареста судебным приставом-исполнителем соблюден.

В силу пункта 1 статьи 5 данного Федерального закона принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц в силу части 2 статьи 5 Закона об исполнительном производстве возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (подразделения судебных приставов).

Полномочия судебных приставов-исполнителей определяются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" и иными федеральными законами (часть 3 статьи 5 Закона об исполнительном производстве).

В соответствии с абз.3 ст.6.5 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ (ред. от 21.12.2021) "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" на органы принудительного исполнения возлагаются следующие задачи: по организации и осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве" актов других органов и должностных лиц (далее - судебные акты, акты других органов и должностных лиц).

Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" создана Федеральная служба судебных приставов, которой переданы функции Министерства юстиции Российской Федерации по обеспечению исполнения решений судов и других органов, установленного порядка деятельности судов, за исключением функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности.

Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1316 "Вопросы Федеральной службы судебных приставов" утверждено Положение о Федеральной службе судебных приставов, за которой закреплен статус самостоятельного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов и актов других органов, подведомственного Министерству юстиции Российской Федерации.

Согласно пункту 4 названного Положения Федеральная служба судебных приставов осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через территориальные органы.

В соответствии с пунктом 2 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов, утвержденного Приказом Минюста России от 30.03.2020 N 64, территориальным органом ФССП России является главное управление (управление) Федеральной службы судебных приставов, а также территориальный орган принудительного исполнения межрегионального уровня, в том числе специализированный территориальный орган принудительного исполнения межрегионального уровня (далее - территориальный орган), действующие на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации.

В соответствии с п.2 Положения об Управлении Федеральной службы судебных приставов по Смоленской области, утвержденного Приказом ФССП России от 30.04.2020 N 376 Управление Федеральной службы судебных приставов по Смоленской области (далее - территориальный орган) является территориальным органом ФССП России, действующим на территории Смоленской области.

В соответствии с пунктом 12 Приказа N 376 Территориальный орган является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации, его наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

<дата> в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о наименовании Управления Федеральной службы судебных приставов по Смоленской области.

Приказом ФССП России от 1 января 2020 года № 91 утвержден Перечень структурных подразделений УФССП по <адрес>, в который входит ОСП по Смоленскому, Кардымовскому и Краснинскому районам УФССП России по <адрес>.

Полномочия судебного пристава-исполнителя ОСП по Смоленскому, Кардымовскому и Краснинскому районам УФССП России по <адрес>З.А.А. подтверждены представленным в материалы административного дела приказом о назначении на должности.

Доводы административного истца о принятии оспариваемых постановлений неполномочным лицом, расцениваются судом как основанные на ошибочном толковании Федеральных законов "Об исполнительном производстве" и "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" и отклонены как несостоятельные.

Осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов непосредственно возлагается на судебных приставов-исполнителей в силу части 2 статьи 5 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и не требует оформления доверенности от имени руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Смоленской области.

Доводы истца о нарушении порядка оформления обжалуемых постановлений основаны на неверном толковании законодательства.

Судом установлено, что обжалуемые постановления вынесены в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя З.А.А. при наличии действующего сертификата ключа проверки, представленного в материалы дела.

Согласно части 2.1 статьи 14 Федерального закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов может быть вынесено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и может быть направлено адресату в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов, в том числе с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг с учетом Правил оказания услуг почтовой связи. Требования к формату постановления судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов, вынесенного в форме электронного документа, устанавливаются Федеральной службой судебных приставов.

Согласно статье 1 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи", настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий, в том числе в случаях, установленных другими федеральными законами.

Информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе (ч. 1 ст. 6 Федерального закона об электронной подписи).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 63-ФЗ "Об электронной подписи" сертификат ключа проверки электронной подписи - это электронный документ или документ на бумажном носителе, выданные удостоверяющим центром либо доверенным лицом удостоверяющего центра и подтверждающие принадлежность ключа проверки электронной подписи владельцу сертификата ключа проверки электронной подписи. Владельцем сертификата ключа проверки электронной подписи является лицо, которому в установленном настоящим Федеральным законом порядке выдан сертификат ключа проверки электронной подписи.

Закон об исполнительном производстве не предусматривает необходимости проставления гербовой печати на постановлении судебного пристава-исполнителя (ст. 14 названного Федерального закона).

При установленных обстоятельствах в удовлетворении заявленных требований суд отказывает.

Кроме того самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска в части оспаривания постановления от <дата> является пропуск Ш.И.Н. установленного частью 3 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срока на обращение в суд с заявленными требованиями.

О нарушении своих прав административному истцу стало известно <дата>, когда он лично получил оспариваемое постановление, а административный иск направил в суд только <дата>. Доказательств уважительности причин пропуска срока не представил.

Не подлежат удовлетворению ходатайство Ш.И.Н. о направлении в следствии органы сообщения о преступлении, поскольку при рассмотрении административного дела не установлено в действиях участников процесса признаков преступления, в связи с чем, у суда отсутствуют основания для принятия мер реагирования путем направления сообщения об этом в органы дознания или предварительного следствия в соответствии с ч. 3 ст. 226 ГПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении требований Ш.И.Н. к судебному приставу-исполнителю ОСП по Смоленскому, Кардымовскому и Краснинскому районам УФССП России по Смоленской области З.А.А., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Смоленской области о признании незаконным и отмене постановлений о наложении ареста № <номер> от <дата>, № <номер> от <дата> -отказать.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Смоленский районный суд Смоленской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 03.10.2022.

Председательствующий Ульяненкова О.В.