ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-116/19 от 03.04.2019 Ольхонского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Еланцы 3 апреля 2019 г.

Ольхонский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Холодовой Л.Н.,

с участием помощника прокурора Ольхонского района Егорашева А.О.,

представителя административного ответчика администрации Онгуренского МО – ФИО1, действующего на основании прав по должности,

при секретаре Дамдинцыренове Б.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Ольхонского района в интересах Российской Федерации к администрации Онгуренского муниципального образования о признании незаконным бездействия по рассмотрению представления прокуратуры, обязании рассмотреть представление и представить ответ,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ольхонского района обратился с вышеуказанным административным исковым заявлением.

В обоснование своих требований указывает, что прокуратурой Ольхонского района осуществлен мониторинг деятельности администрации Онгуренского муниципального образования по осуществлению муниципального контроля, по результатам выявлены нарушения, которые выразились в следующем.

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В силу ст. 2 Закона №294 под муниципальным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности (вида муниципального контроля) устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

Из данных законоположений следует, что муниципальный контроль подразделяется на «общий» (в соответствии с ч. 1 ст. 17.1 Закона №131) и «частный» (в соответствии с ч. 2 ст. 17.1 Закона №131). Из представленной классификации оба вида муниципального контроля подлежат обязательному исполнению на территории соответствующего муниципального образования.

Согласно ст. 6 Закона №294 к полномочиям органов местного самоуправления также относятся организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» орган государственной власти, орган местного самоуправления обеспечивает размещение в сети «Интернет» на официальном сайте органа, в том числе, информацию о результатах проверок, проведенных государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления, подведомственных организациях. К указанным сведениям относятся в том числе результаты работы по осуществлению муниципального контроля в соответствии с ч. 1 ст. 17.1 Закона №131.

Размещение информации в сети «Интернет» по результатам муниципального контроля, предусмотренного ч. 2 ст. 17.1 Закона №131 предусмотрены статьей 3 Закона №294 (основными принципами защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля являются, в том числе, открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, включая информацию об организации и о проведении проверок, о результатах проведения проверок и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, о правах и об обязанностях органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации).

Опубликование результатов работы по осуществлению муниципального контроля направлено также на реализацию положений Федерального закона от 23.06.2016 №182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», согласно которому:

- органы местного самоуправления являются субъектами профилактики правонарушений (ч. 1 ст. 5);

- основными направлениями профилактики правонарушений, применительно к органам местного самоуправления, являются: защита личности, общества и государства от противоправных посягательств; предупреждение правонарушений; обеспечение защиты и охраны частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; повышение уровня правовой грамотности и развитие правосознания граждан и иные.

Указывает, что мониторинг официального сайта органа местного самоуправления показал, что необходимые сведения по результатам работы осуществления муниципального контроля на нем не опубликованы, что нарушает гарантированное гражданам, а также субъектам предпринимательской деятельности, право на получение соответствующей информации об органе местного самоуправления, а также негативным образом сказывается на системе профилактики правонарушений в указанной сфере.

По данным фактам 05.02.2019 г. прокуратурой Ольхонского района в адрес главы Онгуренского муниципального образования за №07-25а-19 внесено представление.

Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Вместе с тем, по состоянию на 11.03.2019 г., т.е. с превышением установленного законом месячного срока, ответ о результатах рассмотрения меры прокурорского реагирования в прокуратуру от административного ответчика не поступил.

Считает, что орган местного самоуправления бездействует по выполнению законных требований прокуратуры района.

В судебном заседании помощник прокурора Егорашев А.О. административный иск поддержал в полном объеме и просил его удовлетворить.

Представитель административного ответчика ФИО1 признал требования в полном объеме, о чём представил заявление.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив заявление, материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В силу ст. 2 Закона №294 под муниципальным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности (вида муниципального контроля) устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

Из данных законоположений следует, что муниципальный контроль подразделяется на «общий» (в соответствии с ч. 1 ст. 17.1 Закона №131) и «частный» (в соответствии с ч. 2 ст. 17.1 Закона №131). Из представленной классификации оба вида муниципального контроля подлежат обязательному исполнению на территории соответствующего муниципального образования.

Согласно ст. 6 Закона №294 к полномочиям органов местного самоуправления также относятся организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» орган государственной власти, орган местного самоуправления обеспечивает размещение в сети «Интернет» на официальном сайте органа, в том числе, информацию о результатах проверок, проведенных государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления, подведомственных организациях. К указанным сведениям относятся в том числе результаты работы по осуществлению муниципального контроля в соответствии с ч. 1 ст. 17.1 Закона №131.

Размещение информации в сети «Интернет» по результатам муниципального контроля, предусмотренного ч. 2 ст. 17.1 Закона №131 предусмотрены статьей 3 Закона №294 (основными принципами защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля являются, в том числе, открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, включая информацию об организации и о проведении проверок, о результатах проведения проверок и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, о правах и об обязанностях органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации).

Опубликование результатов работы по осуществлению муниципального контроля направлено также на реализацию положений Федерального закона от 23.06.2016 №182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», согласно которому:

- органы местного самоуправления являются субъектами профилактики правонарушений (ч. 1 ст. 5);

- основными направлениями профилактики правонарушений, применительно к органам местного самоуправления, являются: защита личности, общества и государства от противоправных посягательств; предупреждение правонарушений; обеспечение защиты и охраны частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; повышение уровня правовой грамотности и развитие правосознания граждан и иные.

Судом установлено, что прокуратурой был осуществлен мониторинг официального сайта органа местного самоуправления по результатам которого было, что необходимые сведения по результатам работы осуществления муниципального контроля на нем не опубликованы, что нарушает гарантированное гражданам, а также субъектам предпринимательской деятельности, право на получение соответствующей информации об органе местного самоуправления, а также негативным образом сказывается на системе профилактики правонарушений в указанной сфере.

По данным фактам 05.02.2019 г. прокуратурой Ольхонского района в адрес главы Онгуренского муниципального образования за №07-25а-19 внесено представление.

Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Представление было направлено в адрес администрации и получено ею 05.02.2019 г., что подтверждается Книгой учета документов, отправленных нарочным.

Вместе с тем, ответ о результатах рассмотрения меры прокурорского реагирования в прокуратуру от административного ответчика не получен.

Таким образом, судом установлено бездействие органа местного самоуправления по выполнению законных требований прокуратуры района.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), нарушающие права, свободы и законные интересы, создающие препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов, могут быть оспорены в судебном порядке.

Статьей 15 Конституции РФ предусмотрено, что на территории государства действуют законы, которые обязаны соблюдать органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения.

Непринятие органом местного самоуправления мер к рассмотрению меры прокурорского реагирования свидетельствует об его бездействии, подрывает авторитет как самого муниципального органа так и органа прокуратуры, мера реагирования которого осталась без рассмотрения.

В судебном заседании представитель административного ответчика –глава администрации Онгуренского МО ФИО1 признал административный иск прокурора в полном объеме.

В соответствии со статьей 46 КАС РФ, административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела признать административный иск полностью или частично.

В силу изложенного, суд считает возможным принять признание ответчиком иска, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Срок для обжалования бездействия органа местного самоуправления не истек.

Таким образом, с учетом вышеизложенного, административный иск прокурора Ольхонского района подлежит удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175, 177 - 180, КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Ольхонского района в интересах Российской Федерации к администрации Онгуренского муниципального образования о признании незаконным бездействия по рассмотрению представления прокуратуры, обязании рассмотреть представление и представить ответ, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Онгуренского муниципального образования по рассмотрению представления прокуратуры Ольхонского района, внесенного 05.02.2019 г. за №07-25а-19 «Об устранении нарушений закона в сфере осуществления муниципального контроля».

Обязать администрацию Онгуренского муниципального образования – сельского поселения рассмотреть представление прокуратуры Ольхонского района, внесенное 05.02.2019 г. за №07-25а-19 «Об устранении нарушений закона в сфере осуществления муниципального контроля» и представить по результатам его рассмотрения в прокуратуру Ольхонского района ответ, в трехдневный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение суда, стороны вправе обжаловать в Иркутский областной суд в апелляционном порядке через Ольхонский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения.

Судья: Л.Н. Холодова