ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-116/2022 от 06.05.2022 Ольхонского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Еланцы 06 мая 2022 года

Ольхонский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Холодовой Л.Н., при секретаре судебного заседания Аримхеевой Л.Н.,

с участием заместителя прокурора <адрес> Байтурсыновой О.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-116/2022 по административному исковому заявлению прокурора Ольхонского района в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству лесного комплекса <адрес>, ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» о признании незаконным бездействие Министерства лесного комплекса <адрес>, ОГАУ «Лесхоз Иркутской области», обязании ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» устранить нарушения требований законодательства об охране лесов, Обязать Министерство лесного комплекса <адрес> обеспечить финансирование и (или) предоставление имущества ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» в целях обеспечения пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лесопожарной станции 2 типа (<адрес>) филиала регионального лесопожарного центра ОГАУ «Лесхоз Иркутской области»,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ольхонского района Иркутской области обратился в суд с вышеуказанным административным иском.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства об охране лесов от пожаров, о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, ими обусловленных, выявлены факты бездействия со стороны министерства лесного комплекса <адрес>, ОГАУ «Лесхоз Иркутской области», выраженные в несоблюдении требований действующего законодательства по обеспечению лесопожарных формирований пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.

В силу ч. 1 ст. 51 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнений и от иного негативного воздействия.

Частями 1, 5 ст. 53.1 ЛК РФ предусмотрено, что предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. К обеспечению средствами предупреждения и тушения лесных пожаров относится, в том числе, приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря, содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения, создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря.

Согласно ч. 7 ст. 51 ЛК РФ охрана лесов от пожаров осуществляется органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81-84 данного Кодекса, если иное не предусмотрено названным Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно п. 6 ч.1 ст. 83 ЛК РФ осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров) - это отдельное полномочие Российской Федерации в области лесных отношений, переданное органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Министерство лесного комплекса <адрес> входит в структуру исполнительных органов государственной власти <адрес> (пп. 18 п. 4 структуры исполнительных органов государственной власти <адрес>, определенной указом Губернатора Иркутской области от 28.06.2012 № 183-уг).

В соответствии с пп. 7 п. 8 Положения о министерстве лесного комплекса <адрес>, утв. постановлением Правительства Иркутской области от № 155-пп (далее - Положение), к функциям министерства относится осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров).

Согласно п. 10 Положения, министерство от имени <адрес> выступает учредителем областных государственных учреждений.

С целью выполнения возложенных функций, в том числе по исполнению обязанности по осуществлению мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, на территории <адрес>, министерством лесного комплекса <адрес> учреждено областное государственное автономное учреждение «Лесхоз Иркутской области» (далее - ОГАУ «Лесхоз Иркутской области»).

Согласно п. 1.4 Устава ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» полномочия учредителя ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» от имени Иркутской области осуществляет министерство лесного комплекса <адрес>.

В соответствии с Положением, утв. приказом ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» от 16.03.2018 № 29, на территории <адрес> функции по ликвидации лесных и торфяных пожаров, патрулированию лесов, выполнению наземной охраны лесов от пожаров с использованием специализированных сил и технических средств возложены на филиал Регионального лесопожарного центра и межрайонный филиал ОГАУ «Лесхоз Иркутской области».

Согласно ч. 4 ст. 53.3 ЛК РФ, нормативы обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанной нормы закона распоряжением Правительства РФ от 19.07.2019 № 1605-р утверждены нормативы обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров (далее - Распоряжение № 1605).

Вместе с тем, реализация Распоряжения № 1605 осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

В соответствии ч. 3, 5 ст.83 Лесного кодекса РФ средства на осуществление переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений, в том числе по организации охраны и защиты лесов предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета, порядок расходования и учета которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской федерации на осуществление отдельных полномочий Российской федерации в области лесных отношений установлен Постановлением Правительства РФ от 29.12.2006 № 837 (далее по тексту - Правила).

В соответствии с п. 3 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия, по согласованию с Федеральным агентством лесного хозяйства определяют объемы расходов, осуществляемых в целях исполнения переданных полномочий, в том числе в рамках подготовки к пожароопасному сезону, а также перечень приобретаемой пожарной техники и оборудования. противопожарного снаряжения и инвентаря, лесохозяйственной техники и оборудования, техники и оборудования, необходимых для патрулирования лесов.

В силу п. 3(1) Правил бюджетные ассигнования, предусмотренные на финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий, на мероприятия по приобретению пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря и лесохозяйственной техники и оборудования, отражаются в федеральном проекте «Сохранение лесов» национального проекта «Экология» на период его реализации.

Так, указанным Распоряжением № 1605 определено нормативное количество (единицы) пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря для лесопожарных станций 2 типа на территории <адрес> (далее - ЛПС 2 типа).

На территории <адрес> обязанности по тушению лесных пожаров, по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляются <адрес> участком Межрайонного филиала ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» и лесопожарной станцией 2 типа (<адрес>) филиала регионального лесопожарного центра ОГАУ «Лесхоз Иркутской области».

Прокуратурой района установлено, что в нарушение распоряжения Правительства РФ от 19.07.2019 № 1605-р, сил и средств, необходимых для тушения лесных пожаров на указанной территории у ЛПС в полном объеме не имеется. Так, отсутствуют:

1) вездеход лесопожарный повышенной проходимости, предназначенный для локализации и тушения лесных пожаров, укомплектованный пожарным оборудованием, снаряжением и инвентарем, водоподающим оборудованием и емкостью для воды, имеющий защиту кабины и агрегатов от опасных факторов при работе в лесу и в районе лесного пожара, грузоподъемностью от 0,6 до 6 т. – 1 шт.,

2) грузовые автомобили на базе полноприводного шасси, грузоподъемностью от 1,5 до 6 т. – 2 шт.,

3) вездеход (мотовездеход) возимый (авиатранспортабельный) общей массой до 0,6 т в комплекте с транспортным прицепом – 1 шт.,

4) автомобиль пассажирский или грузопассажирский на базе полноприводного шасси, общей массой до 3,5 т – 1 шт.,

5) лодка моторная грузоподъемностью не менее 0.4 т с подвесным мотором – 1 шт.,

6) трактор универсальный или общего назначения на гусеничном или колесном шасси – 1 шт.,

7) прицеп модульный – 1 шт.,

8) индивидуальное моторизованное средство пожаротушения – 2 шт.,

9) мобильные пожарные резервуары (емкости) открытого типа (каркасные, надувные и пр.) – 2 шт.,

10) пожарные емкости закрытого типа объемом до 300 литров – 3 шт. (исходя из расчета на группу),

11) стволы пожарные – 2 шт.,

12) стволы торфяные – 3 шт.,

13) тепловизоры (портативные) – 2 шт.,

14) пирометромы – 3 шт.;

15) метеостанция с анемометром полевым (карманная) – 1 шт.,

16) комплекс мониторинга с беспилотным летательным аппаратом (БЛА) и (или) беспилотной авиационной системой (БАС) – 1 шт.,

17) радиостанция УКВ диапазона стационарная авиационного канала связи СК1 – 1 шт.,

18) радиостанция УКВ диапазона стационарная наземного канала связи СК2 – 1 шт.,

19) радиостанции УКВ диапазона, носимые наземного канала связи СК3 – по общему числу автомобилей,

20) радиостанция КВ диапазона стационарная СК6 – 1 шт.,

21) радиостанции КВ диапазона носимые СК7 – 3 шт. (исходя из расчета на группу),

22) комплекты пиротехнических средств световой визуальной сигнализации в составе – 2 шт.,

23) средства индивидуальной защиты лесного пожарного (десантника-пожарного) в комплекте – защитная одежда из огнестойкой ткани (предназначенная для выполнения работ по тушению лесных пожаров), ботинки (сапоги), перчатки, защитная каска, защитные очки, универсальная накидка из огнестойкой ткани, средства защиты органов дыхания, персональные свисток и компас, индивидуальный фонарь, индивидуальная емкость для воды объемом не менее 0,8 л, индивидуальная аптечка первой помощи – исходя из расчета на одного пожарного,

24) индивидуальный полевой (тактический) рюкзак или индивидуальная разгрузочная система – 1 шт.,

25) термоизоляционный коврик (надувной матрас) – 1 шт.,

26) тент бивуачный – 1 шт. (исходя из расчета на группу),

27) комплект для оказания первой помощи на месте происшествия – 1 шт. (исходя из расчета на группу),

28) прожекторы переносные световой силой не менее 1000 люмен – 2 шт. (исходя из расчета на группу),

29) переносной генератор электричества мощностью 0,8 – 5 кВт в комплексе – 1 шт.,

30) металлический шкаф или сейф – 1 шт.,

31) комплект слесарных инструментов для проведения технического обслуживания и текущего ремонта противопожарного оборудования и инвентаря – 1 шт.,

32) комплекты сигнальных лент и флажков – 2 шт.

Таким образом, бездействие министерства лесного комплекса <адрес>. ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» по укомплектованию ЛПС необходимым количеством техники и оборудования, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров влечет реальную угрозу неконтролируемого распространения огня и, как следствие, причинение экологического и экономического ущерба Российской Федерации как собственнику лесного фонда, нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании заместитель прокурора Байтурсынова О.Г. требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить.

Представители административных ответчиков Министерство лесного комплекса <адрес>, ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» в судебное заседание не явились, извещены о судебном заседании, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении судебного заседания не направили.

Суд, выслушав пояснения стороны, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

В силу положений ч.ч. 1,2 ст.39, ч.4 ст.218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Частью 11 статьи 226 КАС РФ предусмотрена обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Общественные отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения регулируются Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации (ч.1 ст.3 Лесного кодекса РФ).

Согласно ст.1 ЛК РФ, лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения.

Понятие леса определено ст.5 ЛК РФ, согласно которой использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

Леса подлежат охране от пожаров (ч. 1ст. 51 ЛК РФ).

В силу положений ч.1 ст.53 ЛК РФ меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.

Предупреждение лесных пожаров в соответствии с ч.1 ст.53.1 ЛК РФ включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.

Под обеспечением средствами предупреждения и тушения лесных пожаров на основании п.1 ч.5 ст.53.1 ЛК РФ понимается приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.

Лесное законодательство согласно п. «к» ч.1 ст.72 Конституции РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» естественная экологическая система - объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией. При этом охрана природных ресурсов является необходимым условием для обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности (ст.3 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ, лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития и рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России, является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой статус.

Согласно ч. 7 ст. 51 ЛК РФ охрана лесов от пожаров осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно п. 6 ч.1 ст. 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.

Министерство лесного комплекса <адрес> входит в структуру исполнительных органов государственной власти <адрес> (пп. 18 п. 4 структуры исполнительных органов государственной власти <адрес>, определенной указом Губернатора Иркутской области от 28.06.2012 № 183-уг).

В соответствии с пп. 10 п. 9 Положения о министерстве лесного комплекса <адрес>, утв. постановлением Правительства Иркутской области от № 909-пп (далее - Положение), к функциям министерства относится осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров).

Согласно п. 11 Положения, министерство от имени <адрес> выступает учредителем областных государственных учреждений.

С целью выполнения возложенных функций, в том числе по исполнению обязанности по осуществлению мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, на территории <адрес>, министерством лесного комплекса <адрес> учреждено областное государственное автономное учреждение «Лесхоз Иркутской области» (далее - ОГАУ «Лесхоз Иркутской области»).

Согласно п. 1.4 Устава ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» полномочия учредителя ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» от имени <адрес> осуществляет министерство лесного комплекса <адрес>.

В соответствии с Положением, утв. приказом ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» от 16.03.2018 № 29, на территории <адрес> функции по ликвидации лесных и торфяных пожаров, патрулированию лесов, выполнению наземной охраны лесов от пожаров с использованием специализированных сил и технических средств возложены на филиал Регионального лесопожарного центра и межрайонный филиал ОГАУ «Лесхоз Иркутской области».

В соответствии с п. 1.3 Устава, утвержденного распоряжением министра лесного комплекса <адрес> № 36-мр от 11.01.2019, ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» является некоммерческой организацией, созданной для обеспечения выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления полномочий органов государственной власти в сфере лесного хозяйства.

Согласно п. 1.4 Устава полномочия учредителя ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» от имени <адрес> осуществляет министерство лесного комплекса <адрес>.

Согласно п. 2.2 Устава предметом деятельности ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» является обеспечение выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления полномочий органа государственной власти в сфере охраны, защиты, воспроизводства лесов.

В силу п. 2.3 Устава основными целями деятельности ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» является выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов, отводу и таксации лесосек лесных участков, в рамках заключаемых учредителем договоров купли-продажи лесных насаждений.

Мероприятия по осуществлению мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров на территории <адрес> выполняются для государственных нужд за счет бюджетных средств и непосредственно ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» на основании государственного задания, от выполнения которого оно не вправе отказаться.

Финансовое обеспечение выполнения государственного задания на выполнение работ по охране лесов от пожаров осуществляется в порядке субсидирования путем заключения соглашения с министерством лесного комплекса <адрес> и ОГАУ «Лесхоз Иркутской области».

В рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» разработан национальный проект «Экология», структурой которого предусмотрен федеральный проект «Сохранение лесов». Федеральный проект включает в себя комплекс мероприятий, направленных на обеспечение баланса выбытия и восстановления лесов, сокращение ущерба от лесных пожаров.

Постановлением Правительства Иркутской области от 27.11.2018 №861-пп утверждена государственная программа <адрес> «Развитие лесного хозяйства» на 2019 – 2024 годы.

Согласно плану-графику мероприятий по реализации документов стратегического планирования плана деятельности министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации на 2019-2024 годы, утв. министром природных ресурсов и экологии Российской Федерации, предусмотрено оснащение специализированных учреждений органов государственной власти субъектов РФ лесопожарной техникой для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров.

Таким образом, основным инструментом оснащения лесопожарной техникой учреждений, осуществляющих тушение лесных пожаров, является ФП «Сохранение лесов».

В соответствии с ч.ч. 3, 5 ст.83 ЛК РФ средства на осуществление переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений, в том числе по организации охраны и защиты лесов предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета, порядок расходования и учета которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно п.1 ст.24 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации.

В силу п.5.17 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства РФ № 736 от 23.09.2010, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) в установленной сфере деятельности осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание агентства и реализацию возложенных на него функций.

Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений установлены Постановлением Правительства РФ от 29.12.2006 № 837 (далее по тексту – Правила № 837).

В соответствии с п. 3 Правил № 837 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия, по согласованию с Федеральным агентством лесного хозяйства определяют объемы расходов, осуществляемых в целях исполнения переданных полномочий, в том числе в рамках подготовки к пожароопасному сезону, а также перечень приобретаемой пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, лесохозяйственной техники и оборудования, техники и оборудования, необходимых для патрулирования лесов.

В силу п. 3.1 Правил № 837 бюджетные ассигнования, предусмотренные на финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий, на мероприятия по лесовосстановлению и лесоразведению, формированию запасов семян лесных растений, приобретению пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря и лесохозяйственной техники и оборудования, отражаются в федеральном проекте "Сохранение лесов" национального проекта "Экология" на период его реализации.

Согласно п. 8 Правил № 837 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия, несут ответственность за целевое осуществление расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, которые связаны с реализацией переданных полномочий и источником финансового обеспечения которых являются субвенции.

Согласно п. 8.1 Правил № 837, контроль за осуществлением расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субвенции, осуществляется Федеральным агентством лесного хозяйства и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.

Согласно Распоряжению Правительства РФ № 1605-р реализация настоящего распоряжения осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке (п.1 ст.133 Бюджетного кодекса РФ).

Во исполнение Распоряжения Правительства РФ №1605-р локальными актами министерства лесного комплекса <адрес> утверждены структура и численность команд, организационная структура лесопожарных станций области.

На территории <адрес> обязанности по тушению лесных пожаров, по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляются <адрес> участком Межрайонного филиала ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» и лесопожарной станцией 2 типа (<адрес>) филиала регионального лесопожарного центра ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» на основании выданного министерством лесного комплекса <адрес> государственного задания № 1 от 28.12.2021.

Прокуратурой района установлено, что в нарушение распоряжения Правительства РФ от 19.07.2019 № 1605-р, сил и средств, необходимых для тушения лесных пожаров на указанной территории у ЛПС в полном объеме не имеется.

Прокурором <адрес> района ФИО4 в адрес директора ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» направлено представление от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений федерального законодательства об охране лесов от пожаров в пожароопасный период ДД.ММ.ГГГГ года, в котором указано требование незамедлительно рассмотреть представление, принять меры к устранению выявленных нарушений закона и рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных в нарушении закона лиц.

По итогам рассмотрения представления прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ директором межрайонного филиала АУ «Лесхоз Иркутской области» направлен ответ, в котором указано, что в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 19.07.2019 №1605-р, лесопожарные станции II-типа оснащаются техникой, оборудованием, инвентарем, средствами транспорта в зависимости от лесопирологических условий региона, количества лесных пожаров, возникающих на закрепленной территории. Перечень лесопожарной техники, оборудования, инвентаря, средств связи, оснастки и вспомогательных материалов, закрепляемых за ЛПС II типа, приведен в таблицах к указанному распоряжению. Согласно данному перечню, с учетом лесопирологических условий закрепленной территории, укомплектовывалась ЛПС II типа, созданная на базе <адрес> участка межрайонного филиала АУ «Лесхоз Иркутской области». Приобретение необходимой техники, оборудования, инвентаря, средств связи осуществляется учреждением по мере наличия выделяемых денежных средств из бюджетов Российской Федерации. Кроме того, в связи с недостаточным финансированием, закупка указанного оборудования осуществляется учреждением за счет собственных средств, получаемых от приносящей доход деятельности. Отсутствие техники, оборудования и инвентаря, указанного в представлении, не свидетельствует о недостаточности сил и средств ЛПС II типа, созданной на базе <адрес> участка Межрайонного филиала АУ « Лесхоз Иркутской области», для предупреждения и тушения лесных пожаров. Ремонт техники лесопожарного трактора (ЛХТ-100А-12), трактора МТЧ 4, автомобилей марки <данные изъяты> и автомобилей марки <данные изъяты> будет выполнен до наступления пожароопасного сезона ДД.ММ.ГГГГ собственными силами, поскольку филиалом получены масла, аккумуляторы, автомобильные запчасти, что подтверждается счет-фактурами. В настоящее время АУ «Лесхоз Иркутской области» находится в тяжелом экономическом положении, сложившимся на производстве, имеются ограничения по банковским счетам учреждения, в отношении АУ «Лесхоз Иркутской области» возбуждено производство по взысканию кредиторской задолженности. В будущем при наличии денежных средств, в том числе предоставленных из бюджетов Российской Федерации на обеспечение ЛПС, АУ «Лесхоз Иркутской области» планируется приобретение техники, оборудования и средств связи. Дополнительно сообщают, что учреждением также рассмотрен вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства об охране лесов от пожаров. Поскольку приобретение техники, оборудования и инвентаря объективно невозможно ввиду недостаточности бюджетного финансирования ЛПС, решено не привлекать к дисциплинарной ответственности сотрудников межрайонного филиала АУ «Лесхоз Иркутской области».

Однако несоблюдение требований законодательства приводит к нарушению интересов РФ, которые заключаются в неисполнении требования о соблюдении всеми без исключения Конституции РФ и законов, действующих на ее территории, что предусмотрено ст.ст. 4, 15 Конституции РФ.

Кроме того, в соответствии с ч.1 ст.8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Неисполнение требований лесного законодательства, приводит к нарушению интересов РФ, как собственника лесного фонда.

Невыполнение возложенных на административных ответчиков полномочий препятствует реализации прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, в понятие которой входят, в том числе лесные ресурсы, гарантированных ст. 42 Конституции РФ.

Что касается доводов, указанных в ответе на представление прокурора, о недостаточности финансирования, суд отмечает следующее.

Реализация Распоряжения Правительства РФ № 1605-р осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

В соответствии с п.3 Правил № 837, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия, по согласованию с Федеральным агентством лесного хозяйства определяют объемы расходов, осуществляемых в целях исполнения переданных полномочий, в том числе в рамках подготовки к пожароопасному сезону, а также перечень приобретаемой пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, лесохозяйственной техники и оборудования, техники и оборудования, необходимых для патрулирования лесов.

Таким образом, деятельность по планированию и использованию бюджетных средств на оснащение средствам пожаротушения в целях охраны лесов от пожаров возложена на министерство лесного комплекса <адрес>.

В свою очередь, обязанность по распределению и укомплектованию лесопожарных станций, действующих при филиалах ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» в рамках уже приобретенных средств пожаротушения возложена на ОГАУ «Лесхоз Иркутской области».

Согласно п.5.17 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736, Федеральное агентство лесного хозяйства в установленной сфере деятельности осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание агентства и реализацию возложенных на него функций.

В соответствии с п.3 Правил № 837, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия, не позднее 1 декабря текущего финансового года согласовывают с Федеральным агентством лесного хозяйства направления осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, на финансовое обеспечение которых предоставляются субвенции на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, утверждаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (п.п. 26, 27, 28 Приказа Минприроды России от 06.08.2019 № 529).

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия (министерство лесного комплекса <адрес>), по согласованию с Федеральным агентством лесного хозяйства определяют объемы расходов, осуществляемых в целях исполнения переданных полномочий, в том числе в рамках подготовки к пожароопасному сезону, а также перечень приобретаемой пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, лесохозяйственной техники и оборудования, техники и оборудования, необходимых для патрулирования лесов.

Сама по себе недостаточность финансирования, на которую ссылается директор межрайонного филиала АУ «Лесхоз Иркутской области» в своем ответе прокурору, не может являться основанием для неисполнения обязанностей органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду в силу ст.42 Конституции РФ.

Бездействие административного ответчика по выполнению предусмотренных законодательством Российской Федерации обязанностей по укомплектованию требуемым количеством пожарной техники и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем может повлечь в пожароопасные периоды снижение эффективности и оперативности тушения лесных пожаров, то есть нарушения ст.ст. 1, 51 ЛК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Таким образом, заявленные требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

Сроки подачи административного искового заявления административным истцом в соответствии со статьей 219 КАС РФ, не нарушены.

На основании изложенного и руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск прокурора Ольхонского района в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству лесного комплекса <адрес>, ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» о признании незаконным бездействие Министерства лесного комплекса <адрес>, ОГАУ «Лесхоз Иркутской области», обязании ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» устранить нарушения требований законодательства об охране лесов, Обязать Министерство лесного комплекса <адрес> обеспечить финансирование и (или) предоставление имущества ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» в целях обеспечения пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лесопожарной станции 2 типа (<адрес>) филиала регионального лесопожарного центра ОГАУ «Лесхоз Иркутской области», удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства лесного комплекса <адрес>, ОГАУ «Лесхоз Иркутской области», выраженное в необеспечении пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лесопожарной станции 2 типа (<адрес>) филиала регионального лесопожарного центра ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2019 № 1605-р «Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров».

Обязать ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» устранить нарушения требований законодательства об охране лесов от пожаров путем возложения обязанности по укомплектованию лесопожарной станции 2 типа (<адрес>) филиала регионального лесопожарного центра ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2019 № 1605-р «Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров», а именно:

1) вездеходом лесопожарным повышенной проходимости, предназначенным для локализации и тушения лесных пожаров, укомплектованным пожарным оборудованием, снаряжением и инвентарем, водоподающим оборудованием и емкостью для воды, имеющии защиту кабины и агрегатов от опасных факторов при работе в лесу и в районе лесного пожара, грузоподъемностью от 0,6 до 6 т. – 1 шт.,

2) грузовыми автомобилями на базе полноприводного шасси, грузоподъемностью от 1,5 до 6 т. – 2 шт.,

3) вездеходом (мотовездеходом) возимым (авиатранспортабельным) общей массой до 0,6 т в комплекте с транспортным прицепом – 1 шт.,

4) автомобилем пассажирским или грузопассажирским на базе полноприводного шасси, общей массой до 3,5 т – 1 шт.,

5) лодкой моторной грузоподъемностью не менее 0.4 т с подвесным мотором – 1 шт.,

6) трактором универсальным или общего назначения на гусеничном или колесном шасси – 1 шт.,

7) прицепом модульным – 1 шт.,

8) индивидуальными моторизованными средствами пожаротушения – 2 шт.,

9) мобильными пожарными резервуарами (емкостями) открытого типа (каркасными, надувными и пр.) – 2 шт.,

10) пожарными емкостями закрытого типа объемом до 300 литров – 3 шт. (исходя из расчета на группу),

11) стволами пожарными – 2 шт.,

12) стволами торфяными – 3 шт.,

13) тепловизорами (портативными) – 2 шт.,

14) пирометрами – 3 шт.;

15) метеостанцией с анемометром полевым (карманной) – 1 шт.,

16) комплексом мониторинга с беспилотным летательным аппаратом (БЛА) и (или) беспилотной авиационной системой (БАС) – 1 шт.,

17) радиостанцией УКВ диапазона стационарной авиационного канала связи СК1 – 1 шт.,

18) радиостанцией УКВ диапазона стационарной наземного канала связи СК2 – 1 шт.,

19) радиостанциями УКВ диапазона, носимыми наземного канала связи СК3 – по общему числу автомобилей,

20) радиостанцией КВ диапазона стационарной СК6 – 1 шт.,

21) радиостанциями КВ диапазона носимыми СК7 – 3 шт. (исходя из расчета на группу),

22) комплектами пиротехнических средств световой визуальной сигнализации в составе – 2 шт.,

23) средствами индивидуальной защиты от лесного пожарного (десантника-пожарного) в комплекте – защитная одежда из огнестойкой ткани (предназначенная для выполнения работ по тушению лесных пожаров), ботинки (сапоги), перчатки, защитная каска, защитные очки, универсальная накидка из огнестойкой ткани, средства защиты органов дыхания, персональные свисток и компас, индивидуальный фонарь, индивидуальная емкость для воды объемом не менее 0,8 л, индивидуальная аптечка первой помощи – исходя из расчета на одного пожарного,

24) индивидуальным полевым (тактическим) рюкзаком или индивидуальной разгрузочной системой – 1 шт.,

25) термоизоляционным ковриком (надувным матрасом) – 1 шт.,

26) тентом бивуачным – 1 шт. (исходя из расчета на группу),

27) комплектом для оказания первой помощи на месте происшествия – 1 шт. (исходя из расчета на группу),

28) прожекторами переносными световой силой не менее 1000 люмен – 2 шт. (исходя из расчета на группу),

29) переносным генератором электричества мощностью 0,8 – 5 кВт в комплексе – 1 шт.,

30) металлическим шкафом или сейфом – 1 шт.,

31) комплектом слесарных инструментов для проведения технического обслуживания и текущего ремонта противопожарного оборудования и инвентаря – 1 шт.,

32) комплектом сигнальных лент и флажков – 2 шт.

Обязать Министерство лесного комплекса <адрес> обеспечить финансирование и (или) предоставление имущества ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» в целях обеспечения пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лесопожарной станции 2 типа (<адрес>) филиала регионального лесопожарного центра ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2019 № 1605-р «Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров».

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ольхонский районный суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Мотивированный текст решения изготовлен 16.05.2022.

Судья Л.Н. Холодова