ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1170/20 от 30.11.2020 Приморско-ахтарского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2а-1170/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Приморско-Ахтарск 30 ноября 2020 года

Приморско-Ахтарский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи Кобзева А.В.,

при секретаре Павленко Н.В.,

с участием:

старшего помощника прокурора Приморско-Ахтарского района Петровой Л.И.,

административного ответчика – представителя администрации МО Приморско-Ахтарский район Дрягалова В.В., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Приморско-Ахтарского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район о признании незаконным бездействия и об обязании устранить нарушения законодательства в сфере ЖКХ (в порядке ст. 39 КАС РФ),

установил:

Прокурор Приморско-Ахтарского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Приморско-Ахтарский районный суд Краснодарского края с административным исковым заявлением к администрации МО Приморско-Ахтарский район о признании незаконным бездействия и об обязании устранить нарушения законодательства в сфере ЖКХ (в порядке ст. 39 КАС РФ).

Старший помощник прокурора Петрова Л.И. в судебном заседании пояснила, что прокуратурой Приморско-Ахтарского района при проведении проверки в деятельности администрации МО Приморско-Ахтарский район выявлены нарушения федерального законодательства в жилищно-коммунальной сфере при эксплуатации объектов газоснабжения (газопроводы, ШГРП, СКЗ), расположенных на территории Приморско-Ахтарского района.

Для предотвращения возникновения возможных чрезвычайных ситуаций, на газопроводе, имеется необходимость в надлежащем его техническом обслуживании.

Однако МО Приморско-Ахтарский район не заключен договор на техническое обслуживание объектов газоснабжения, находящихся в муниципальной собственности, что свидетельствует о непринятии мер по подготовке к осенне-зимнему отопительному сезону.

Согласно информации, предоставленной администрацией МО Приморско-Ахтарский район от 11.08.2020 за исх. в собственности администрации МО Приморско-Ахтарский район находятся три подводящих газопровода: газопровод высокого давления протяженностью 9887 км. к х. Новонекрасовский Приморско-Ахтарского района; газопровод высокого давления протяженностью 7062 км. от <адрес> к <адрес>; газопровод высокого давления протяженностью 6770 км. от <адрес> до ст. <адрес>

При этом только один газопровод высокого давления от <адрес> до <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , протяженностью 6770 м., передан в аренду ООО «Тихорецкгазсервис» в соответствии с договором аренды муниципального имущества, являющегося собственностью МО Приморско-Ахтарский район от 15.04.2019 .

С целью устранения выявленных нарушений прокуратурой района 06.07.2020 за главе МО Приморско-Ахтарский район внесено представление «Об устранении нарушений законодательства в жилищно-коммунальной сфере», которое рассмотрено и удовлетворено.

Однако, до настоящего времени администрацией МО Приморско-Ахтарский район не заключен договор на техническое обслуживание 2 объектов газоснабжения, расположенных на территории района (газопровод высокого давления протяженностью 9887 км. к <адрес>; газопровод высокого давления протяженностью 7062 км. от <адрес> к <адрес>).

Данный факт подтвержден информацией от 12.08.2020, предоставленной Филиалом № 17 АО «Газпром газораспределение Краснодар».

Бездействие администрации МО Приморско-Ахтарский район в течение длительного времени по неосуществлению технического обслуживания опасных производственных объектов может повлечь возникновение аварий и иных чрезвычайных ситуаций и негативных последствий.

Кроме того, надлежащая техническая эксплуатация газораспределительной сети и ее аварийное обслуживание напрямую связаны с антитеррористической защищенностью указанного объекта.

На основании изложенного просила суд: признать незаконным бездействие администрации МО Приморско-Ахтарский район, выразившееся в незаключении договора на техническое обслуживание объектов газоснабжения, расположенных на территории Приморско-Ахтарского района. Обязать администрацию МО Приморско-Ахтарский район заключить договор (договоры) на техническое обслуживание 2 объектов газоснабжения, находящихся в собственности МО Приморско-Ахтарский район: газопровод высокого давления протяженностью 9887 км. к <адрес>; газопровод высокого давления протяженностью 7062 км. от <адрес> к <адрес>.

Административный ответчик представитель администрации МО Приморско-Ахтарский район Дрягалов В.В. в судебном заседании не возражал против удовлетворения административных исковых требований в полном объеме.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы административного дела, приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления, на основании следующего.

В соответствии со ст. 12-14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основании состязательности и равноправии сторон.

Статьей 46 Конституции РФ каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод. Решение и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

На основании ч. 11 ст.236 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств о том, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, на принятие оспариваемого решения, порядок принятия оспариваемого решения, в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Прокуратурой Приморско-Ахтарского района при проведении проверки в деятельности администрации МО Приморско-Ахтарский район выявлены нарушения федерального законодательства в жилищно-коммунальной сфере при эксплуатации объектов газоснабжения (газопроводы, ШГРП, СКЗ), расположенных на территории Приморско-Ахтарского района.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее – Закона № 69-ФЗ) организация газоснабжения поселений в границах муниципального района, а также организация газоснабжения населения сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и межселенной территории является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

Согласно пп. «а» п. 1 приложения № 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Федеральный закон № 116-ФЗ) к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых транспортируются воспламеняющиеся вещества, в т.ч. газы.

Следовательно, объекты газоснабжения являются опасными производственными объектами.

В соответствии со ст. 33 Закона № 69-ФЗ организация - собственник опасного объекта системы газоснабжения обеспечивает его готовность к локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации последствий в случае их возникновения посредством осуществления таких мероприятий, как создает аварийно-спасательную службу или привлекает на условиях договоров соответствующие специализированные службы; осуществляет разработку планов локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации их последствий; создает запасы материально-технических и иных средств.

Для предотвращения возникновения возможных чрезвычайных ситуаций, на газопроводе, имеется необходимость в надлежащем его техническом обслуживании. Однако МО Приморско-Ахтарский район не заключен договор на техническое обслуживание объектов газоснабжения, находящихся в муниципальной собственности, что свидетельствует о непринятии мер по подготовке к осенне-зимнему отопительному сезону.

Согласно информации, предоставленной администрацией МО Приморско-Ахтарский район от 11.08.2020 за исх. в собственности администрации МО Приморско-Ахтарский район находятся три подводящих газопровода: газопровод высокого давления протяженностью 9887 км. к <адрес>; газопровод высокого давления протяженностью 7062 км. от <адрес> к <адрес>; газопровод высокого давления протяженностью 6770 км. от <адрес> до <адрес>.

При этом только один газопровод высокого давления от <адрес> до <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , протяженностью 6770 м., передан в аренду ООО «Тихорецкгазсервис» в соответствии с договором аренды муниципального имущества, являющегося собственностью МО Приморско-Ахтарский район от 15.04.2019 .

Исходя из определения пункта 23 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», газораспределительные и газопроводные сети относятся к сооружениям, которые определены как результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

В силу пункта 1 статьи 36 Федерального закона № 384-ФЗ, безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

Таким образом, ответственность за обеспечение безопасной эксплуатации объектов газовой сети, расположенных на территории Приморско-Ахтарского городского поселения несет администрация Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района, вследствие чего именно на администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района лежит обязанность по заключению договора технического обслуживания со специализированной организацией, так как заключение такого договора является обязательным при эксплуатации газоснабжающей и газораспределительной сети в силу приведенных выше норм.

С целью устранения выявленных нарушений прокуратурой района 06.07.2020 за главе МО Приморско-Ахтарский район внесено представление «Об устранении нарушений законодательства в жилищно-коммунальной сфере», которое рассмотрено и удовлетворено. Однако, до настоящего времени администрацией МО Приморско-Ахтарский район не заключен договор на техническое обслуживание 2 объектов газоснабжения, расположенных на территории района (газопровод высокого давления протяженностью 9887 км. к <адрес>; газопровод высокого давления протяженностью 7062 км. от <адрес> к <адрес>). Данный факт подтвержден информацией от 12.08.2020, предоставленной Филиалом № 17 АО «Газпром газораспределение Краснодар».

Бездействие администрации МО Приморско-Ахтарский район в течение длительного времени по неосуществлению технического обслуживания опасных производственных объектов может повлечь возникновение аварий и иных чрезвычайных ситуаций и негативных последствий.

Кроме того, надлежащая техническая эксплуатация газораспределительной сети и ее аварийное обслуживание напрямую связаны с антитеррористической защищенностью указанного объекта.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму является деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

Из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Обозначенное бездействие администрации МО Приморско-Ахтарский район в части не соблюдения требований федерального законодательства в сфере газоснабжения влечет за собой нарушение прав граждан, проживающих на территории Приморско-Ахтарского района.

В соответствии с п. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

Административные исковые требования прокурора Приморско-Ахтарского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район о признании незаконным бездействия и об обязании устранить нарушения законодательства в сфере ЖКХ (в порядке ст. 39 КАС РФ), удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО Приморско-Ахтарский район, выразившееся в незаключении договора на техническое обслуживание объектов газоснабжения, расположенных на территории Приморско-Ахтарского района.

Обязать администрацию МО Приморско-Ахтарский район заключить договор (договоры) на техническое обслуживание 2 объектов газоснабжения, находящихся в собственности МО Приморско-Ахтарский район: газопровод высокого давления протяженностью 9887 км. к <адрес>; газопровод высокого давления протяженностью 7062 км. от <адрес> к <адрес>.

Администрации МО Приморско-Ахтарский район сообщить в Приморско-Ахтарский районный суд Краснодарского края, прокурору Приморско-Ахтарского района, в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу, об исполнении решения по данному административному иску.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Краснодарского краевого суда через Приморско-Ахтарский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Приморско-Ахтарского

районного суда А.В. Кобзев