ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1171 от 23.11.2020 Туапсинского районного суда (Краснодарский край)

Дело №2а-1171 /20

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Туапсинский районный суд Краснодарского края в составе:

Председательствующего Рябцевой А.И.

При секретаре Некрасовой С.Г.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Селезнева В.В. о признании незаконным Уведомления Управления Архитектуры и градостроительства администрации МО Туапсинский район о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке,

УСТАНОВИЛ :

Селезнева В.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным Уведомления Управления Архитектуры и градостроительства администрации МО <адрес> о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, с кадастровым номером , площадью 2000 квм.

В судебное заседание Селезнева В.В. не явилась, направила ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие в связи заболеванием. Согласно искового заявления, она с 06.07.2015г. владеет на праве собственности земельным участком категория земель: земли населенных пунктов –жилищное строительство, площадь: 2000кв. м с кадастровым номером: , на основании договора купли-продажи от 28.04.2015г., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 05.05.2015г. сделана запись регистрации № 23-23/013-23/013/021/2015-1700/2, Свидетельство о государственной регистрации права выдано: 06.07.2015г., расположенным по адресу: РФ, <адрес> данный земельный участок стоит на кадастровом учете и никаких обременений в отношении данного участка нет. В сентябре 2020 года она обратилась в Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Туапсинский район с Уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства по адресу: РФ, <адрес>. 28.09.2020г. Управлением архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования <адрес>, мне направлено Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Основанием послужило, что земельный участок для индивидуального жилищного строительства, площадь: 2000 кв. м с кадастровым номером: , расположен в зоне возможного возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера. С уведомлением она не согласна по следующим основаниям. Муниципальным образованием Туапсинский район Краснодарского края утвержден градостроительный план указанного земельного участка с видом разрешенного использования – для жилищного строительства, при указанном виде разрешенного использования земельного участка разрешается строительство жилого дома. Зона возможного подтопления, о которой говорится в отказе администрации в выдаче разрешения на строительство, в установленном законом порядке не утверждена. Других оснований для отказа у Управления Архитектуры не имеется, в связи с чем просит удовлетворить её заявление.

Представитель администрации МО Туапсинский район, действующая на основании доверенности Скрипченко Л.В. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив при этом, что участок истицы отнесен к зоне подтопления, в виду чего истцу обоснованно отказано в выдаче уведомления о соответствии параметров планируемого строительства.

Представитель ФБГУ «ФКП Росреестра в судебное заедание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, выслушав представителя административного ответчика, исследовав представленные материалы, приходит к выводу, об удовлетворении заявления Селезнева В.В., по следующим основаниям :

Так, в судебном заседании установлено, что Селезнёва В.В. с 06.07.2015г. является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования- жилищное строительство, площадью 2000 кв.м с кадастровым номером: 23:33:0000000: 720, расположенным по адресу: РФ, <адрес>. Право собственности возникло на основании на основании договора купли-продажи от 28.04.2015г., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 05.05.2015г. сделана запись регистрации № 23-23/013-23/013/021/2015-1700/2,. Свидетельство о государственной регистрации права выдано: 06.07.2015г., Согласно выписки из ЕГРН на земельный участок, участок стоит на кадастровом учете с установленными границами, ограничений и обременений в отношении данного участка не имеется.

Удовлетворяя требования заявителя суд считает, что оспариваемое решение управления архитектуры не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, по следующим основаниям:

Так, частью 4 ст.67.1 Водного кодекса РФ предусмотрено, что границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 18.04.2014г. № 360 «Об определении границ зон затопления, подтопления» утверждены Правила определения границ зон затопления, подтопления.

Согласно п.3 Правил, границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и карты (плана) объекта землеустройства, составленной в соответствии с требованиями Федерального закона «О землеустройстве».

В силу п.5,18 Правил, зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах, границы отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

До настоящего времени, границы зон затопления не определены в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст.67.1 Водного Кодекса РФ запрет на строительство объектов капитального строительства касается зон затопления, зон подтопления.

Исходя из буквального толкования ст.67.1 Водного Кодекса РФ, запрет на строительство в зоне затопления не носит безусловный характер. Строительство запрещено только при несоблюдении обязательств собственником по проведению специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления. Указанные обстоятельства подтверждаются также и выданном Управлением Архитектуры градостроительным планом земельного участка.

Исходя из изложенного, при проведении соответствующих защитных мероприятий строительство жилого дома на земельном участке истца, не может быть запрещено.

Муниципальным образованием Туапсинский район Краснодарского края утвержден градостроительный план указанного земельного участка с видом разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство, при указанном виде разрешенного использования земельного участка разрешается строительство жилого дома. Зона возможного подтопления, о которой говорится в отказе администрации в уведомлении, в установленном законом порядке не утверждена.

Согласно кадастровому паспорту, участок, имеет разрешенное использование- индивидуальное жилищное строительство. В отношении земельного участка какие-либо ограничения (обременения) отсутствуют. Такая же информация содержится в договоре купли продажи земельного участка. Таким образом, установленное правоустанавливающими документами целевое назначение земельного участка позволяет осуществлять правомочия собственника в соответствии с установленным видом разрешенного использования, а именно возводить индивидуальный жилой дом.

Кроме того, согласно ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производные и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием. Согласно п.1 ст.41 ГК РФ, лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьей 40 настоящего Кодекса.

Согласно ч.2 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся в том числе утверждение правил землепользования и застройки поселений; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений, направление уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7, пунктом 3 части 8 статьи 51.1 и пунктом 5 части 19 статьи 55 настоящего Кодекса, при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях поселений;

В силу п. 3 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ, правила землепользования и застройки разрабатываются в целях обеспечения и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 34 Градостроительного кодекса РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе и с учетом сложившейся планировки территорий и существующего землепользования.

Селезнева В.В., являясь законным правообладателем земельного участка с видом разрешенного использования- «для жилищного строительства», в нарушение вышеуказанных норм лишена возможности использовать земельный участок в соответствии с видом разрешенного использования.

Согласно ст.36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны. Указанный земельный участок находится в зоне Ж1 – жилая застройка индивидуальными жилыми домами, где прямо предусмотрено размещение индивидуальных жилых домов.

В соответствии со ст.209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом(статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Таким образом, истец вправе использовать земельный участок в соответствии с его назначением и целевым использованием, так же, как он использовался на протяжении длительного времени.

Также, в соответствии со ст. 56 Земельного кодекса РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда.

Вышеуказанные положения ст. 56 Земельного кодекса РФ совместно с положениями статьи 280 ГК РФ позволяют сделать вывод о том, что ограничение прав собственника земельного участка подлежит регистрации, но и это ограничение не запрещает собственнику пользовать и владеть своей собственностью по своему усмотрению.

В отношении принадлежащего Селезнева В.В. земельного участка какие-либо ограничения отсутствуют, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка. Каких –либо иных оснований для отказа в выдаче уведомления, предусмотренных ч.10 ст.51.1 Градостроительного кодекса РФ, ответчиком не представлено, принимая во внимание что у Управления Архитектуры и градостроительства администрации Туапсинского района в силу закона при отсутствии оснований для отказа, имеется обязанность в выдаче уведомления, в рассматриваемой по делу ситуации с учетом фактических обстоятельств по делу, такая обязанность может быть установлена судом.

Согласно ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с п.п.1,6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 6/8 от 01.07.1996 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ", если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 ГК РФ он может признать такой акт недействительным.

Основанием для принятия судом решения о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Статьей 13 ГК РФ установлено, что в случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.

Согласно указанным нормам права, признание ненормативного правового акта недействительным, а также незаконными решений и действий (бездействия) органов возможно при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.

В связи с чем суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 227-228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Селезнева В.В. удовлетворить.

Признать незаконным Уведомление №1677 от 28.09.20 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

.Обязать Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Туапсинский район выдать Уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером: .

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение 1 месяца через Туапсинский районный суд со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

Судья : Рябцева А.И.