Дело № 2а-43/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 января 2021 года в городе Кингисеппе
Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Улыбиной Н.А.,
при секретаре Александровой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием административного истца ФИО1, его представителя – адвоката ННО ЛОКА филиал «Паритет» Шалонина В.Н., действующего по ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя административного ответчика – администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области ФИО2, действующей на основании доверенности N № от 11 марта 2020 года сроком действия три года,
административное дело по административному иску ФИО1 к администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области, первому заместителю главы администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области ФИО3 о признании уведомления незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 19 октября 2020 года первоначально обратился в Кингисеппский городской суд Ленинградской области с иском к администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области о признании недействительным отказа администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области в признании объекта индивидуального жилищного строительства общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес><адрес> соответствующим требованиям законодательства о градостроительной деятельности; обязании ответчика осуществить государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 4-6).
Определением от 08 декабря 2020 года суд перешел к рассмотрению дела по иску ФИО1 к администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области о признании недействительным отказа в признании объекта индивидуального жилищного строительства соответствующим требованиям законодательства о градостроительной деятельности по правилам Кодекса административного судопроизводства РФ; в качестве административного соответчика привлечен первый заместитель главы администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области ФИО3 (л.д. 106-108).
В ходе производства по делу административный истец требования изменил, просил признать незаконным уведомление администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области, подписанное первым заместителем главы администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области ФИО3, о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства (жилого дома общей площадью 74,8 кв.м., находящегося на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>) требованиям законодательства о градостроительной деятельности от 14 сентября 2020 года № 65-2020 (л.д. 126-128).
В обоснование исковых требований указал, что с 2007 года является собственником земельного участка с кадастровым номером №, находящегося по адресу: <адрес>, разрешенное использование земельного участка – для индивидуального жилищного строительства. 26 января 2009 года им в установленном порядке было получено разрешение на строительство на указанном земельном участке жилого дома. К 2019 году строительство жилого дома было завершено.
08 сентября 2020 года он обратился в администрацию МО «Кингисеппский муниципальный район» с уведомлением об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства. 14 сентября 2020 года издано уведомление о несоответствии построенного им объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности за № 65-2020 в ввиду того, что земельный участок находится в зоне затопления в отношении территории, прилегающей к реке Луга в дер. Сережино, затапливаемых при половодьях и паводках однопроцентной обеспеченности, в соответствии с частью 6 статьи 67.1 Водного кодекса РФ строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких объектов от затопления, подтопления запрещается.
Указанное уведомление истец считает незаконным. Полагает, что положения ст. 67.1 Водного кодекса РФ должны применяться в правовом единстве с нормами градостроительного законодательства, регулирующими порядок строительства в зонах с особыми условиями использования территориями.
В соответствии с п. 2 ч. 33 ст. 26 Федерального закона № 342-ФЗ от 03.08.2018 г. "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в границах зон с особыми условиями использования территорий, установленных, в том числе в силу закона, до 1 января 2022 года (за исключением зон с особыми условиями использования территорий, указанных в части 27 настоящей статьи), независимо от ограничений использования земельных участков, установленных в границах таких зон, допускается использование земельных участков для строительства, реконструкции объектов капитального строительства на основании разрешений на строительство, выданных до 1 января 2022 года, или в случае начала строительства, реконструкции объектов капитального строительства до 1 января 2022 года, если для строительства, реконструкции указанных объектов капитального строительства не требуется выдача разрешений на строительство.
Считает, что был вправе осуществлять на принадлежащем ему земельном участке строительство жилого дома без каких бы то ни было ограничений и не взирая на то, что впоследствии земельный участок оказался включенным в границы зоны с особыми условиями использования территорий. При осуществлении строительства не был ограничен сроком действия разрешения на строительство, выданного в 2009 году.
Ссылается, что оспариваемое уведомление не соответствует требованиям с п. 2 ч. 33 ст. 26 Федерального закона № 342-ФЗ от 03.08.2018 г. "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, и нарушает принадлежащие истцу правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению вышеуказанным жилым домом.
В судебном заседании административный истец с участием представителя – адвоката Шалонина В.Н. исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика – администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» в судебном заседании, представив письменные возражения на иск (л.д. 47-51), иск не признал, пояснив, что порядок рассмотрения уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства урегулирован статьей 55 ГрК РФ, в соответствии с требованиями которой уполномоченный на рассмотрение такого уведомления орган проводит проверку соответствия указанных в уведомлении об окончании строительства параметров построенного объекта ИЖС предельным параметрам разрешенного строительства, установленным правилам землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта ИЖС в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством РФ.
Уведомление о несоответствии построенного объекта ИЖС требованиям законодательства о градостроительной деятельности направляется застройщику в случаях, установленных ч. 21 статьи 55 ГрК РФ.
Указала, что 26.01.2009 года истцу было выдано разрешение на строительство жилого дома на принадлежащем ему земельном участке, срок действия которого составил 10 лет. Между тем, жилой дом был возведен истцом по окончании срока действия указанного разрешения на строительство. Уведомление, в соответствии со ст. 51.1 ГрК РФ истец в Администрацию не направлял.
15.04.2019 года в адрес истца было направлено письмо, в котором он был проинформирован, что земельный участок находится в зоне затопления уровнем воды 1% обеспеченности.
23.05.2019 ФИО1 обратился в администрацию МО «Кингисеппский муниципальный район» с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. На основании которого Администрацией 03.06.2020 были проведены публичные слушания по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части изменения минимального отступа от юго-восточной границы земельного участка до здания для принятия решения о предоставлении такого разрешения истцу. 25.08.2020 распоряжением Комитета градостроительной политики Ленинградской области истцу предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта ИЖС.
08.09.2020 административным истцом было подано уведомление об окончании строительства жилого дома на принадлежащем ему земельном участке с кадастровым номером №. В ходе рассмотрения уведомления было установлено, что на дату поступления уведомления об окончании строительства жилого дома срок действия выданного истцу разрешения на строительства истек 26.01.2019 года; 12.11.2019 года поставлены на кадастровый учет границы зоны с особыми условиями использования территорий – зона затопления в отношении территорий, прилегающих к реке Луга в д.Сережино, затапливаемых при половодьях и паводках однопроцентной обеспеченности (повторяется 1 раз в 100 лет) с ЗОУИТ №.
По результатам рассмотрения указанного уведомления, руководствуясь п. 4 ч. 20 ст. 55 ГрК РФ администрацией было направлено уведомление от 14.09.2020 года N 65-2020 о несоответствии построенного объекта ИЖС требованиям законодательства о градостроительной деятельности, а именно: размещение объекта индивидуального жилищного строительства не допускается в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством РФ на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию: в соответствии с главой ХIХ «Зоны с особыми условиями использования территорий» Земельного кодекса РФ в целях защиты жизни и здоровья граждан устанавливаются зоны с особыми условиями использования территорий – зоны затопления и подтопления. Согласно публичной кадастровой карте, где размещены общедоступные сведения ЕГРН, в том числе, границы зон с особыми условиями использования территорий, земельный участок с кадастровым номером №, находится в зоне затопления в отношении территорий, прилегающих к реке Луга в дер. Сережино, затапливаемых при половодьях и паводках однопроцентной обеспеченности (повторяемость один раз в 100 лет). В соответствии с частью 6 статьи 67.1 Водного кодекса РФ строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких объектов от затопления, подтопления запрещается. Сведения о проведении такого рода мероприятий по инженерной защите отсутствуют. Полагает, что обжалуемое уведомление является законным и обоснованным, выдано уполномоченным лицом.
Привлеченный к участию в деле в качестве соответчика первый заместитель главы администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области ФИО3 в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассматривать дело в его отсутствие.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица Управления Росреестра по Ленинградской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что истец ФИО1 на основании договора дарения от 03.02.2007 года приобрел в собственность земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., с разрешенным использованием - индивидуальное жилищное строительство, категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес>. Право собственности ФИО1 на земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке в ЕГРН 20 августа 2007 года (л.д. 11).
По ходатайству истца в 2008 году уполномоченной организацией была разработала схема планировочной организации земельного участка, согласованная генеральным архитектором МО «Кингисеппский муниципальный район» 16.01.2009 года (л.д. 15-17).
Постановлением главы администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» № 27 от 19.01.2009 года утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., с разрешенным использованием - индивидуальное жилищное строительство, категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес>, подготовленный отделом архитектуры и градостроительства администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» (л.д. 19-22).
26 января 2009 года ФИО1 в соответствии со ст. 51 ГрК РФ получено разрешение на строительство на указанном земельном участке жилого дома с надворными постройками № №, сроком действия 10 лет, до 26 января 2019 года (л.д. 13).
Постановлением главы администрации МО «Большелуцкое сельское поселение» земельному участку с кадастровым номером № присвоен адрес: <адрес>. Также присвоен адрес жилому дому, расположенному на земельном участке с кадастровым номером № - <адрес> (л.д. 29 оборот).
03 апреля 2019 года в отношении жилого дома, распложенного по адресу: <адрес><адрес> кадастровым инженером подготовлен технический паспорт на основании договора, заключенного с ФИО1 22.12.2018 года (л.д. 31-37).
Судом также установлено, что на 02.04.2019 года какие-либо ограничения, связанные с правом использования земельным участком с кадастровым номером № по адресу: <адрес> в связи с его назначением, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствовали, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 24-27).
27.05.2019 ФИО1 обратился в администрацию МО «Кингисеппский муниципальный район» с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. На основании указанного заявления Администрацией 03.06.2020 были проведены публичные слушания по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части изменения минимального отступа от юго-восточной границы земельного участка до здания для принятия решения о предоставлении такого разрешения истцу (л.д. 81-88).
Распоряжением Комитета градостроительной политики Ленинградской области № 295 от 25.08.2020 года истцу предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес> в части изменения минимального отступа от границы земельного участка до объекта капитального строительства с «3 метров» на «1,5 метров» с юго-восточной стороны (л.д. 38).
08 сентября 2020 года ФИО1 обратился в администрацию МО «Кингисеппский муниципальный район» с уведомлением об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес> (л.д. 66 оборот - 69).
В ходе рассмотрения указанного уведомления установлено, что по данным публичной кадастровой карты земельный участок с кадастровым номером № находится в зоне затопления в отношении территорий, прилегающих к реке Луга в д.Сережино, затапливаемых при половодьях и паводках однопроцентной обеспеченности (повторяется 1 раз в 100 лет) – реестровый номер зоны № (л.д. 63).
Согласно направленному в адрес ФИО1 уведомлению N 65-2020 от 14 сентября 2020 года, подписанному первым заместителем главы администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области ФИО3, вынесенному по результатам рассмотрения уведомления истца об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства от 08.09.2020, ФИО1 уведомляется о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес> требованиям законодательства о градостроительной деятельности по следующим основаниям:
в соответствии с главой ХIХ «Зоны с особыми условиями использования территорий» Земельного кодекса РФ в целях защиты жизни и здоровья граждан устанавливаются зоны с особыми условиями использования территорий – зоны затопления и подтопления. Согласно публичной кадастровой карте, где размещены общедоступные сведения ЕГРН, в том числе, границы зон с особыми условиями использования территорий, земельный участок с кадастровым номером №, находится в зоне затопления в отношении территорий, прилегающих к реке Луга в дер. Сережино, затапливаемых при половодьях и паводках однопроцентной обеспеченности (повторяемость один раз в 100 лет) – реестровый номер зоны №. В соответствии с частью 6 статьи 67.1 Водного кодекса РФ строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких объектов от затопления, подтопления запрещается. Сведения о проведении такого рода мероприятий по инженерной защите отсутствуют (л.д. 65).
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу.
В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на 26 января 2009 года, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Разрешение на строительство выдается на срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства. Разрешение на индивидуальное жилищное строительство выдается на десять лет (п.19 ст.51 Гр КР).
В соответствии с ч. 16 ст. 55 ГрК РФ (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ, вступившей в силу с 4 августа 2018 г.) в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление об окончании строительства). Уведомление об окончании строительства должно содержать сведения, предусмотренные пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 статьи 51.1 настоящего Кодекса, а также сведения о параметрах построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, об оплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав, о способе направления застройщику уведомления, предусмотренного пунктом 5 части 19 настоящей статьи. К уведомлению об окончании строительства прилагаются: 1) документы, предусмотренные пунктами 2 и 3 части 3 статьи 51.1 настоящего Кодекса; 2) технический план объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Форма уведомления об окончании строительства утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (ч. 18 ст. 55 ГрК РФ).
Согласно ч. 19 ст. 55 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства:
1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении об окончании строительства параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами (в том числе в случае, если указанные предельные параметры или обязательные требования к параметрам объектов капитального строительства изменены после дня поступления в соответствующий орган уведомления о планируемом строительстве и уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве). В случае, если уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства, осуществляется проверка соответствия параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома указанным предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства;
2) проверяет путем осмотра объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома соответствие внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома описанию внешнего вида таких объекта или дома, являющемуся приложением к уведомлению о планируемом строительстве (при условии, что застройщику в срок, предусмотренный пунктом 3 части 8 статьи 51.1 настоящего Кодекса, не направлялось уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по основанию, указанному в пункте 4 части 10 статьи 51.1 настоящего Кодекса), или типовому архитектурному решению, указанному в уведомлении о планируемом строительстве, в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в границах исторического поселения федерального или регионального значения;
3) проверяет соответствие вида разрешенного использования объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома виду разрешенного использования, указанному в уведомлении о планируемом строительстве;
4) проверяет допустимость размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию;
5) направляет застройщику способом, указанным в уведомлении об окончании строительства, уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности с указанием всех оснований для направления такого уведомления. Формы уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
В соответствии с ч. 20 ст. 55 Гр РФ уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности направляется только в следующих случаях:
1) параметры построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют указанным в пункте 1 части 19 настоящей статьи предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами;
2) внешний облик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствует описанию внешнего облика таких объекта или дома, являющемуся приложением к уведомлению о планируемом строительстве, или типовому архитектурному решению, указанному в уведомлении о планируемом строительстве, или застройщику было направлено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по основанию, указанному в пункте 4 части 10 статьи 51.1 настоящего Кодекса, в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в границах исторического поселения федерального или регионального значения;
3) вид разрешенного использования построенного или реконструированного объекта капитального строительства не соответствует виду разрешенного использования объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанному в уведомлении о планируемом строительстве;
4) размещение объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию.
Постановлением Правительства РФ от 18.04.2014 года N 360 "Об определении границ зон затопления, подтопления" утверждены Правила определения границ зон затопления, подтопления, согласно положениям которых, границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта РФ, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и карты (плана) объекта землеустройства, составленной в соответствии с требованиями ФЗ "О землеустройстве". Границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Зоны затопления, подтопления устанавливаются или изменяются решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов) на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об установлении границ зон затопления, подтопления (далее - предложения) и сведений о границах этих зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ этих зон, перечень координат характерных границ таких зон в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости (п.3).
Зоны затопления, подтопления считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зонах затопления, подтопления, соответствующих изменений в сведения о таких зонах в Единый государственный реестр недвижимости (п.5).
Из материалов дела следует, что на основании Распоряжения N 86 от 09 октября 2019 года «Об утверждении местоположения границ зон затопления в отношении территорий, прилегающих к реке Луга в границах п. Усть-Луга, д. Струпово, д. Малое Куземкино, д. Большое Куземкино, д. Ударник, д. Новое Куземкино, д. Куровицы, д. Федоровка, д. Орлы, д. Кейкино, д. Сережино,д. Пулково, д. Кошкино, д. Свейск, д. Большой Луцк, г. Кингисепп, п. Толмачево, г. Луга Ленинградской области» утверждено местоположение границ зон затопления в отношении территорий, прилегающих к реке Луга в границах п. Усть-Луга, д. Струпово, д. Малое Куземкино, д. Большое Куземкино, д. Ударник, д. Новое Куземкино, д. Куровицы, д. Федоровка, д. Орлы, д. Кейкино, д. Сережино,д. Пулково, д. Кошкино, д. Свейск, д. Большой Луцк, г. Кингисепп, п. Толмачево, г. Луга Ленинградской области согласно приложению N 1 к настоящему Распоряжению (Перечень координат характерных точек границ зон затопления при максимальном уровне воды однопроцентной обеспеченности) (л.д. 155-176).
По сведениям Публичной кадастровой карты, где размещены общедоступные сведения ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес> находится в зоне затопления в отношении территорий, прилегающих к реке Луга в <адрес>, затапливаемых при половодьях и паводках однопроцентной обеспеченности (повторяемость один раз в 100 лет) – реестровый номер зоны №; учетный номер №. Границы зон затопления внесены в ЕГРН 16 сентября 2020 года. При установлении зоны предусматриваются определенные ограничения в использовании территории, которые регламентируются ч. 6 ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации от 03 июня 2006 года № 74-ФЗ (ред. от 29.07.2017 г.). В границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещаются: размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления.
Согласно части 2 статьи 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Согласно части 3 статьи 209 ГК РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии со статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации Права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: 1) ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий (пп. 1 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ).
Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда, а ограничения, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в результате установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с настоящим Кодексом (П.3).
К зонам с особыми условиями использования территорий относятся в том числе водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления (пункт 4 статьи 1 ГрК РФ).
Распоряжением Правительства РФ от 22.10.2010 года N 1825-р запрещено размещение в зонах потенциального затопления новых объектов капитального строительства.
Согласно части 1 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с настоящим Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод.
В границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещается размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления (часть 6 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации).
Собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса (часть 7 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, исходя из буквального толкования ч. 2 ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, отсутствует безусловный запрет на строительство жилых домов в зонах затопления, а указано лишь на невозможность такого строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон, обязанность проведения которых в силу ч. 5 указанной нормы возлагается на собственника водного объекта, а не на лицо, осуществляющее строительство жилого дома, которым в данном случае является Федеральное агентство водных ресурсов в лице Невско-Ладожского бассейнового водного управления, поскольку река Луга находится в федеральной собственности.
Между тем, в соответствии с ч. 3 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в границах зон с особыми условиями использования территорий, установленных, в том числе в силу закона, до 1 января 2022 года (за исключением зон с особыми условиями использования территорий, указанных в части 27 настоящей статьи), независимо от ограничений использования земельных участков, установленных в границах таких зон, допускаются:
использование земельных участков для строительства, реконструкции объектов капитального строительства на основании разрешений на строительство, выданных до 1 января 2022 года, или в случае начала строительства, реконструкции объектов капитального строительства до 1 января 2022 года, если для строительства, реконструкции указанных объектов капитального строительства не требуется выдача разрешений на строительство (пункт 2);
использование зданий, сооружений, права на которые возникли у граждан или юридических лиц до 1 января 2022 года или которые построены, реконструированы в соответствии с пунктом 2 настоящей части и в соответствии с их видом разрешенного использования (назначения).
В этой связи, необходимо принимать во внимание сведения о начале строительства объекта недвижимости и дате установления зоны с особыми условиями использования территории.
Из сведений из государственного кадастра недвижимости следует, что спорный земельный участок относится к категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуальной жилой застройки, из имеющихся в материалах дела правил землепользования и застройки, публичной кадастровой карты следует, что спорный земельный участок расположен в населенном пункте, в зоне жилой застройки, на смежных с ним земельных участках, поставленных на кадастровый учет, возведены или возводятся жилые дома.
Принимая во внимание, что строительство жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> совершалось ФИО1 на основании выданного 26.01.2009 года разрешения на строительство сроком действия до 26.01.2019 года, и было завершено ФИО1 до регистрации в ЕГРН зоны с особыми условиями использования территории в отношении принадлежащего истцу земельного участка с кадастровым номером №, что подтверждается материалами дела, указанные обстоятельства подлежали учету ответчиком при рассмотрении уведомления ФИО1, направленного в администрацию МО «Кингисеппский муниципальный район» 08.09.2020 года об окончании строительства указанного жилого дома.
Согласно требованиям статьи 218 КАС РФ для признания оспариваемого решения незаконным требуется наличие совокупности двух условий: оспариваемое решение должно нарушать требования действующего законодательства и нарушать права и законные интересы административного истца.
Суд приходит к выводу о том, что уведомление администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области, подписанное первым заместителем главы администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области ФИО3, о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства - жилого дома общей площадью <данные изъяты> кв.м., находящегося на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес> требованиям законодательства о градостроительной деятельности от 14 сентября 2020 года № 65-2020 нарушает право истца на использование земельного участка по его целевому назначению, и, соответственно, на реализацию им в полном объеме прав собственника земельного участка и противоречит указанным выше требованиям законодательства, а потому является незаконным.
При этом, истечение срока действия разрешения на строительства, выданного ФИО1 26.01.2009 года, на дату его обращения в администрацию МО «Кингисеппский муниципальный район» с уведомлением об окончании строительства указанного жилого дома не может являться препятствием для реализации заявителем прав собственника земельного участка, в том числе, на осуществление его застройки в соответствии с разрешенным использованием.
В целях устранения нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, в соответствии с п.1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ на администрацию МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области следует возложить обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 от 08 сентября 2020 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 62,84, 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск ФИО1 к администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области, первому заместителю главы администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области ФИО3 о признании уведомления незаконным, - удовлетворить.
Признать незаконным уведомление N 65-2020 от 14 сентября 2020 года, вынесенное первым заместителем главы администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области ФИО3, о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства - жилого дома общей площадью <данные изъяты> кв.м., находящегося на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес> требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
Обязать администрацию МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области повторно рассмотреть уведомление ФИО1 от 08 сентября 2020 года об окончании строительства индивидуального жилого дома, в установленный законом срок.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Кингисеппский городской суд.
Решение суда в окончательной форме принято 02 февраля 2021 года.
Судья: Улыбина Н.А.