2а-1173/2022 | |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Айкино | 11 октября 2022 г. |
Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Ермакова А.Е., при секретаре Злобине Р.Е., с участием административного истца ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония №31 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми", начальнику Федерального казенного учреждения "Исправительная колония №31 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми" ФИО2 о признании условий содержания в исправительном учреждении ненадлежащими, присуждении компенсации за нарушение установленных условий содержания в исправительном учреждении,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к ФКУ ИК?31 УФСИН России по Республике Коми (далее – ИК-31) о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении индивидуальными средствами личной гигиены в период с 27 января 2022г. по настоящее время, присуждении компенсации за нарушение установленных условий содержания в исправительном учреждении в сумме 100000 руб.
В обоснование указал, что отбывает наказание в виде лишения свободы в едином помещении камерного типа (далее – ЕПКТ) ИК-31. За это время ответчик ни разу не выдавал ему бритвенные станки и зубную щетку, факт необеспечения индивидуальными средствами личной гигиены подтверждён результатами прокурорской проверки.
Судом к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Российская Федерация в лице ФСИН России и начальник ИК-31 ФИО2
Возражая против удовлетворения иска, административный ответчик ИК-31 в письменном отзыве указал, что истец ежемесячно получал гигиенические наборы, данных о том, что в наборах отсутствовали бритвенные станки и зубная щетка, отсутствуют.
Участвующий в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи ФИО1 административный иск поддержал.
Административные ответчики в судебное заседание представителей не направили, извещены надлежаще, их явка не является обязательной и не признана судом обязательной, на основании ст.150 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, процесс отбывания осужденными наказания в виде лишения свободы законодательно урегулирован и осуществляется на основании уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, которым регламентированы условия содержания, права и обязанности лиц, отбывающих наказание, а также права и обязанности лиц, ответственных за их содержание.
Отбывание осужденным наказания в местах лишения свободы, соответствующих законодательно установленным нормативам, заведомо не может нарушать прав осужденных, поскольку такие нормативы создавались именно с целью обеспечить не только содержание в местах лишения свободы, но и обеспечить при этом соблюдение прав лиц, оказавшихся в них вследствие реализации механизма государственного принуждения.
Как отмечается в абзацах 1 и 8 пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 №47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых и санитарных условий.
В свою очередь существенные отклонения от требований, установленных уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, с учетом режима места принудительного содержания, должны рассматриваться в качестве нарушений условий содержания лишенных свободы лиц (абз.1 п.14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 №47).
Установлено, что ФИО1 приговором Интинского городского суда Республики Коми от 03.07.2019, с учетом изменений внесенных Судебной коллегией по уголовным делам Третьего кассационного суда от 06.08.2020 признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.162 УК РФ, с учетом положений ч.5 ст.69 УК РФ подвергнут наказанию в виде лишения свободы на срок 6 лет с отбыванием наказания в ИК строгого режима.
В связи с признанием ФИО1 злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, последний, начиная 27.01.2022 в соответствии со ст.115 УИК РФ был переведен в ЕПКТ, где находится по настоящее время за исключением периода нахождения в больнице с 23.07.2022 по 09.08.2022.
В соответствии с ч.2 ст.99 УИК РФ осужденные обеспечиваются индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин). Минимальные нормы материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч.3 ст.99 УИК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2005 №205 утверждены Минимальные нормы материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы мужчин, которыми предусмотрено обеспечение осужденных одноразовыми бритвами из расчета 6 шт. на 1 чел. в 1 месяц и зубной щеткой 1 шт. на 1 чел. на 6 месяцев.
Из письма Сыктывкарской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 28.07.2022 <Номер> следует, что работниками прокуратуры при проверке учетных бухгалтерских документов, подтверждающих выдачу гигиенических наборов, установлено, что бритвенные станки выдаются не всем осужденным ЕПКТ, при этом письмо не содержит сведений о том, что непосредственно ФИО1 не был обеспечен бритвенными станками.
В свою очередь, согласно раздаточным ведомостям за февраль, март, апрель, май, июнь, август и сентябрь 2022 года, осужденный ФИО1 был обеспечен гигиеническими наборами, при этом отметок об отсутствии в полученных наборах бритвенных станков, как это сделано напротив фамилий других осужденных, ведомости не содержат.
Оценивая собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что первичными бухгалтерскими документами подтверждается факт выдачи ФИО1 одноразовых бритв в соответствии с требованиями, установленными уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.
Из письма Сыктывкарской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 28.07.2022 <Номер> следует, что административному истцу за весь период содержания в ИК-31 зубная щетка администрацией ИУ не предоставлялась.
Первичные бухгалтерские документы, опровергающие выводы по результатам прокурорской проверки, административным ответчиком суд не предоставлены.
Таким образом, суд находит установленным, что осужденный ФИО1 в период отбывания наказания в ЕПКТ с 27.01.2022 по 23.07.2022, с 09.08.2022 по 30.09.2022 в нарушение ч.2 ст.99 УИК РФ не был обеспечен зубной щеткой на протяжении более чем 6 мес., что является нарушением установленных сроков Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2005 №205 срока.
При таком положение, бездействие ИК-31, выразившееся в необеспечении ФИО1 зубной щеткой является нарушением условий его содержания в исправительном учреждении.
В соответствии с ч.5 ст.227.1 КАС РФ при рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
При этом в мотивировочной части решения суда по административному делу о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении должно содержать мотивы, по которым присуждается компенсация или по которым отказано в ее присуждении (подп."в" п.1 ч.7 ст.227.1 КАС РФ).
Таким образом, в зависимости от характера и продолжительности установленного судом нарушения условий содержания в исправительном учреждении, а также обстоятельств, при которых такое нарушение было допущено и его последствий, суд может прийти к выводам, как о наличии оснований для присуждения компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, так и об отсутствии оснований для ее присуждения.
Как было установлено судом, допущенное администрацией ИК-31 нарушение ч.2 ст.99 УИК РФ до настоящего времени не устранено, продолжительность нарушения составляет 9 месяцев, нарушение затрагивает право осужденного на материально-бытовое обеспечение, следовательно, имеются основания для присуждения ФИО1 компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
При определении размера компенсации за нарушение условий содержания осужденного, суд учитывает характер и длительность допущенного нарушения, а также требования разумности и справедливости, в связи с чем, полагает правильным определить размер компенсации за нарушение условий содержания административного истца в ИУ в сумме 1000 руб.
С учетом положений ч.4 ст.227.1 КАС РФ и пп.6 п.7 Положения о Федеральной службе исполнения наказания, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 №1314, указанная компенсация за нарушение условий содержания ФИО1 в исправительном учреждении подлежит взысканию с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказания.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227, 227.1 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск ФИО1 – удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Федерального казенного учреждения "Исправительная колония №31 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми" выразившееся в необеспечении ФИО1 в период с 27 января 2022г. по 23 июля 2022г. и с 09 августа 2022г. по 30 сентября 2022г. зубной щеткой.
Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу ФИО1 компенсацию за нарушение установленных условий содержания в исправительном учреждении, выразившихся в необеспечении осужденного зубной щеткой в размере 1000 (Одна тысяча) руб. 00 коп.
Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
В остальной части административный иск ФИО1 к Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония №31 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми", начальнику Федерального казенного учреждения "Исправительная колония №31 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми" ФИО2 о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении индивидуальными средствами личной гигиены в период с 27 января 2022г. по 23 июля 2022г. и с 09 августа 2022г. по 30 сентября 2022г., присуждении компенсации за нарушение установленных условий содержания в исправительном учреждении – оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий |