Дело № 2а-1173/2022 25RS0029-01-2022-001301
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 февраля 2022 года г. Уссурийск
Уссурийский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Рогалева Е.В., при секретаре Высоцкой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Думе Уссурийского городского округа Приморского края о признании незаконным и отмене решения Думы Уссурийского городского округа Приморского края от 13.01.2022 года № 522 «О применении к депутату Думы Уссурийского городского округа Приморского края ФИО1 меры ответственности за коррупционное правонарушение» в виде досрочного прекращения его полномочий депутата Думы Уссурийского городского округа Приморского края,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд к административному ответчику с административным иском о признании незаконным и отмене решения Думы Уссурийского городского округа Приморского края от 13.01.2022 года № 522 «О применении к депутату Думы Уссурийского городского округа Приморского края ФИО1 меры ответственности за коррупционное правонарушение» в виде досрочного прекращения его полномочий депутата Думы Уссурийского городского округа Приморского края, мотивируя свои требования следующим.
Административный истец с ДД.ММ.ГГ по день принятия обжалуемого решения являлся депутатом Думы Уссурийского городского округа Приморского края, избранным от политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации». Решением Думы Уссурийского городского округа Приморского края от 13.01.2022 года № 522 «О применении к депутату Думы Уссурийского городского округа Приморского края ФИО1 меры ответственности за коррупционное правонарушение» его полномочия депутата Думы Уссурийского городского округа Приморского края были досрочно прекращены. Основанием для принятия обжалуемого решения послужило заявление Губернатора Приморского края от ДД.ММ.ГГ о применении к депутату Думы Уссурийского городского округа Приморского края ФИО1 меры ответственности за коррупционное правонарушение о досрочном прекращении его полномочий депутата Думы Уссурийского городского округа Приморского края. Основанием для обращения Губернатора Приморского края в Думу Уссурийского городского округа Приморского края послужили результаты проверки в ходе которой, за отчетный период 2019 года было установлено предоставление истцом недостоверных сведений об имущественном положении и доходах. Обжалуемое решение истец считает незаконным и чрезмерно строгим.
Административный истец и его представитель ФИО2 в судебном заседании на требованиях иска настаивали по указанным в нем основаниям, оспаривали недостоверность сведений о сумме дохода от продажи автомашины марки «Тойота Приус», который подтверждается и соответствует договору купли – продажи от ДД.ММ.ГГ, и пояснили, что указанная автомашина была продана ниже рыночной стоимости в связи с ее неисправностью, остальные недостоверные сведения считали незначительными, за которые не могла быть применена мера ответственности в виде досрочного прекращении полномочий депутата, поскольку, ранее к ответственности за аналогичные нарушения истец не привлекался, замечаний по его работе в Думе Уссурийского городского округа Приморского края не имеет.
Представитель административного ответчика ФИО3 в судебном заседании не согласился с иском и пояснил, что обжалуемое решение было принято на основании заявления Губернатора Приморского края от ДД.ММ.ГГ о применении к депутату Думы Уссурийского городского округа Приморского края ФИО1 меры ответственности за коррупционное правонарушение о досрочном прекращении его полномочий депутата Думы Уссурийского городского округа Приморского края, иного решения ответчик, в том числе, о применении иной меры ответственности, принять не мог, обстоятельства нарушений не выяснялись, поскольку, уже были изложены и установлены в заявлении Губернатора Приморского края от ДД.ММ.ГГ, ранее к ответственности за аналогичные нарушения истец не привлекался, замечаний по его работе в Думе Уссурийского городского округа Приморского края не имеется.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, полагает административный иск подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с частями 7.2, 7.3., 7.3-1 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, проводится по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
При выявлении в результате проверки, проведенной в соответствии с частью 7.2 настоящей статьи, фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления или применении в отношении указанных лиц иной меры ответственности в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.
К депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, представившим недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным, могут быть применены следующие меры ответственности: 1) предупреждение; 2) освобождение депутата, члена выборного органа местного самоуправления от должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления с лишением права занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий; 3) освобождение от осуществления полномочий на постоянной основе с лишением права осуществлять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий; 4) запрет занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий; 5) запрет исполнять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий.
В соответствии с частями 17 и 17(1) статьи 3 Закона Приморского края «О порядке исполнения гражданами, претендующими на замещение должности главы местной администрации по контракту, муниципальной должности, лицами, замещающими указанные должности, предусмотренных законодательством о противодействии коррупции отдельных обязанностей, запретов и ограничений, проверки их соблюдения» от 25.05.2017 года № 122-КЗ при выявлении в результате проверки фактов несоблюдения лицом, замещающим должность, ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены федеральными законами "О противодействии коррупции", "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Губернатор Приморского края не позднее трех месяцев со дня представления уполномоченным органом доклада о результатах проверки обращается с заявлением: 1) о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего должность главы местной администрации по контракту, или применении в отношении него иного дисциплинарного взыскания - в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд; 2) о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, или применении в отношении указанного лица иной меры ответственности - в орган, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.
К депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, представившим недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным, могут быть применены меры ответственности, предусмотренные частью 7.3(1) статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - меры ответственности).
Судом установлено и подтверждается документально, что административный истец с ДД.ММ.ГГ по день принятия обжалуемого решения являлся депутатом Думы Уссурийского городского округа Приморского края, избранным от политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации». Решением Думы Уссурийского городского округа Приморского края от 13.01.2022 года № 522 «О применении к депутату Думы Уссурийского городского округа Приморского края ФИО1 меры ответственности за коррупционное правонарушение» его полномочия депутата Думы Уссурийского городского округа Приморского края были досрочно прекращены. Основанием для принятия обжалуемого решения послужило заявление Губернатора Приморского края от ДД.ММ.ГГ о применении к депутату Думы Уссурийского городского округа Приморского края ФИО1 меры ответственности за коррупционное правонарушение о досрочном прекращении его полномочий депутата Думы Уссурийского городского округа Приморского края. Основанием для обращения Губернатора Приморского края в Думу Уссурийского городского округа Приморского края послужили результаты проверки в ходе которой, за отчетный период 2019 года были установлены недостоверные сведения в справке о доходах, представленной истом за период 2019 года:
указан доход от продажи легкового автомобиля Toyota Prius 2009 года выпуска, государственный регистрационный знак XXXX, кузов XXXX, двигатель XXXX в размере 250000,00 руб., что в соответствии с общедоступными сведениями, размещенными в сети Интернет, не соответствует его рыночной стоимости;
указан доход от продажи грузового автомобиля Volvo FEE 4X2 2008 года выпуска, государственный регистрационный знак XXXX, шасси XXXX, двигатель XXXX в размере 550 000,00 руб., что в соответствии с общедоступными сведениями, размещенными в сети Интернет, не соответствует его рыночной стоимости.
в разделе 3 «Сведения об имуществе» недостоверно указаны сведения
о площади находящегося в собственности ФИО4 Mil. жилого дома,
расположенного по адресу: Приморский край, г. Уссурийск,
XXXX (указана площадь 248,1 кв.м вместо 288,00 кв.м)
в разделе 4 «Сведения о счетах в банках и иных кредитных
организациях» справки о доходах:
не указаны два счета, открытые в ООО «ХКФ»:
ДД.ММ.ГГ, остаток денежных средств - 0,00 руб., проценты за 2019 год не причислялись, движение денежных средств осуществлялось в рамках исполнительного производства и составило 5,60 руб.;
ДД.ММ.ГГ, остаток денежных средств - 0,00 руб., проценты за 2019 год не причислялись, движение денежных средств не осуществлялось.
не указан счет, открытый ДД.ММ.ГГ в АО «ДВБ», остаток денежных средств - 0,00 руб., проценты за 2019 год не причислялись, движение не
осуществлялось.
- недостоверно указаны остатки по счету, открытому ДД.ММ.ГГ в АО «Тинькофф банк» (указан остаток 4 852,50 руб. вместо 0,00 руб.).
- при отсутствии достаточных оснований указан счет, открытый ДД.ММ.ГГ в ООО «ХКФ».
ДД.ММ.ГГ в адрес ФИО5. направлено уведомление о проведении проверки и запрошены письменные пояснения по фактам, указанным в информации прокуратуры, об указании сведений о доходе, полученном от продажи автомобилей "Toyota Prius 2009 года выпуска Volvo FEE4X2 2008 года выпуска в размере 250 000 руб. и 550 000 руб., соответственно, что явно не соответствует рыночной стоимости указанных транспортных средств и может свидетельствовать о сокрытии полученного от их продажи дохода; о неотражении сведений о наличии счета, открытого ДД.ММ.ГГ в ПАО «ДВБ» и двух счетов, открытых ДД.ММ.ГГ в ООО «ХКФ», недостоверного отражения остатков по счету, открытому ДД.ММ.ГГ в АО «Тинькофф банк» (указан остаток 4 852,50 руб. вместо 0,00 руб.), об указанном при отсутствии достаточных оснований счета, открытого ДД.ММ.ГГ в ООО «ХКФ», а также указание недостоверных сведений о площади находящегося в его собственности жилого дома, расположенного по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, XXXX (248,1 кв.м вместо 288,00 кв.м),
В ходе проверки ФИО1 пояснил, что счет на его имя в ПАО «ДВБ» ДД.ММ.ГГ открывался работодателем в рамках зарплатного проекта, зарплатная карта действовала до 2018 года и он полагал, что при увольнении счет закроется банком без подачи заявления. Счета в ПАО «ХКФ» являлись кредитными, все обязательства по кредитам исполнены в 2018 году. Недостоверные остатки на счете, открытом ДД.ММ.ГГ в АО «Тинькофф банк», указаны на основании выписки из банка.
Кроме того, из пояснений ФИО1 следует, что сведения о площади, находящегося в его собственности жилого дома, расположенного по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, XXXX им заполнены на основании выписки ФГБУ «ФКГ1 Росреестр», где указана площадь объекта 248,10 кв.м (копия выписки ФГБУ «ФКП Росреестр» от ДД.ММ.ГГ приложена к пояснениям). По факту указания сведений о доходе, полученном от продажи автомобилей Toyota Prius 2009 года выпуска и Volvo FHE4X2 2008 года выпуска в размере 250 000 руб. и 550 000 руб. соответственно, поясняет, что автомобиль Toyota Prius 2009 года выпуска на момент продажи находился в неисправном состоянии (неисправность электрооборудования), а автомобиль Volvo FEE4X2 2008 года выпуска приобретался им у компании ООО «Кока-Кола ЭйчБи Си Евразия» с аукциона в 2017 году за 506 000,00 руб. После приобретения автомобиля Volvo FEE4X2 2008 года выпуска выяснилось, что он технически неисправен, в связи с чем и был продан за 550 000,00 руб. (документы в отношении грузового автомобиля прилагаются к пояснениям).
В целях установления фактической стоимости автомобилей Toyota Prius 2009 года выпуска и Volvo FEE4X2 2008 года выпуска, проданных ФИО1 в 2019 году, в УМВД России по Приморскому краю направлено соответствующее поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление истинного размера дохода, полученного ФИО1, ответ на которое в департамент по профилактике, на момент окончания сроков проведения проверки, не поступил.
С целью определения среднерыночной иены автомобиля "Toyota Pnus 2009 года выпуска проведен мониторинг объявлений о продаже автомобилей, идентичных проданному (марка, модель и год), на автомобильном интернет-портале «drom.ru». В ходе мониторинга установлено, что среднерыночная стоимость автомобиля Toyota Prius 2009 года выпуска, составляет 632 900,00 руб. (минимальная стоимость 490 000,00 руб.), что позволяет усомниться в достоверности сведений, представленных ФИО4 IV1.IL в справке о доходах (распечатка информации, размещенной на интернет-портале drom.ru, прилагается).
Кроме того, в архиве объявлений интернет-портала «drom.ru» (отчет истории о продажи автомобиля) находится объявление о продаже легкового автомобиля Toyota Prius 2009 года выпуска, государственный регистрационный знак <***>, кузов XXXX, двигатель XXXX, выставленного на продажу в апреле 2019 года по цене 650 000,00 руб., в июне 2019 года цена за продаваемый автомобиль была снижена до 565 000,00 руб., после чего произошла смена собственника (отчет истории о продаже автомобиля, размещенный на интернет-портале «drom.ru», прилагается).
Указанный ФИО1. в справке о доходах за отчетный 2019 год доход, полученный от продажи автомобиля Volvo FEE4X2 2008 года выпуска, в размере 550000,00 руб., соответствует его рыночной стоимости. Данный автомобиль ранее приобретен ФИО1 у ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» за 506000,00 руб. (копии накладной и товарные чеки, на приобретение данного автомобиля, приложены к пояснениям).
В ходе проведенной проверки установлено, что депутатом Думы Уссурийского городского округа ФИО1. не исполнена обязанность, установленная Федеральным законом № 273-ФЗ, Федеральным законом № 131-ФЗ, Законом Приморского края XXXX-КЗ, выразившаяся в представлении недостоверных сведений о своем доходе и неполных и недостоверных сведений о своих счетах.
Дополнительно проверкой установлено, что ФИО1 в своей справке о доходах за отчетный 2019 год при отсутствии достаточных к тому оснований указал счет, открытый ДД.ММ.ГГ с остатками - 0,00 руб. в ООО «ХКФ», а также недостоверно указал остатки по счету, открытому ДД.ММ.ГГ в АО «Тинькофф банк» (указан остаток 4 852,50 руб. вместо 0,00 руб.).
В то же время в соответствии с подпунктом «б» пункта 2 приложения Обзора ситуаций, которые расценивались как несущественные проступки, направленного письмом Минтруда России от 21.03.2016 № 18-2/ 10/П-1526 «О критериях привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения» (далее - письмо Минтруда от 21.03.2016 № 18-2/10/П-1526), не влечет применение взыскания, поскольку не образует коррупционного проступка ошибочное (неточное) указание сведений в справке о доходах вследствие ошибок и неточностей, допущенных государственным органом или иной организацией в выданных служащему документах (выписках), на основании которых им заполнялась справка о доходах (ошибка в справке 2 - НДФЛ, выписке по счету, выданной кредитной организацией и т.п.), а также иных причин, когда неточность в представленных сведениях возникла по причинам, независящим от служащего.
По результатам проверки нарушение истцом при заполнении справки о доходах, а именно недостоверное указание площади жилого дома, расположенного по адрес}": Приморский край, г. Уссурийск, XXXX - 248,1 кв.м. не влечет применение взыскания, поскольку не образует коррупционного проступка, гак как сведения указаны на основании выписки ФГБУ «ФКП Росреестр», выданной ДД.ММ.ГГ (копия выписки приложена к пояснениям).
В соответствии с пунктами I, 9 приложения № 3 «Обзор ситуаций, которые расценивались как несущественные проступки», направленного письмом Минтруда России от 21,03.2016 № 18-2/1 О/Л-1526 «О критериях привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения» (далее –письмо Минтруда от 21.03.2016 № 18-2/10/11-1526), к несущественным относятся нарушения:
разница при суммировании всех доходов в разделе 1 Справки не превышает 10 000,00 рублей от фактически полученного дохода;
неуказание сведений о банковских счетах, вкладах, остаток денежных средств на которых не превышает 1 000,00 руб., при этом движение денежных средств по счетам в отчетном периоде не осуществлялось.
С учетом изложенного неуказание ФИО1 в справке о доходах на себя за отчетный 2019 год сведений о счетах, открытых ДД.ММ.ГГ (два счета) в ООО «ХКФ» (остатки - 0,00 руб., движение по счетам не осуществлялось) и ДД.ММ.ГГ в АО «ДВЕ» (остаток - 0,00 руб., движение не осуществлялось), возможно расценивать как несущественные нарушения.
При этом факт указания в своей справке о доходах, при отсутствии достаточных оснований, счета, открытого ДД.ММ.ГГ в ООО «ХКФ» (остаток -0,00 руб.), а также недостоверное указание остатков по счету, открытому ДД.ММ.ГГ в АО «Тинькофф банк» (указан остаток 4 852,50 руб. вместо 0,00 руб.) не относится к значительным коррупционным проступкам, влекущим досрочное прекращение полномочий лица замещающего муниципальную должность, предусмотренными рекомендациями направленными письмом Минтруда от ДД.ММ.ГГXXXX/П-1526.
Нарушение, выразившееся в указании истцом дохода от продажи легкового автомобиля Toyota Prius 2009 года выпуска, государственный регистрационный знак XXXX, кузов XXXX, двигатель XXXX в размере 250000,00 руб., что не соответствует его рыночной стоимости, по результатам проверки было признано существенным.
Учитывая названные законоположения и установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что обжалуемое решение является незаконным и подлежит отмене, а административный иск подлежит удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Обжалуемое решение не является мотивированным и из него не следует, за какие действия истец привлечен к оспариваемой ответственности.
По материалам проверки единственным основанием для применения обжалуемой меры ответственности явилось сокрытие истцом фактического, ниже рыночной стоимости, дохода от продажи легкового автомобиля Toyota Prius 2009 года выпуска, государственный регистрационный знак XXXX, кузов XXXX, двигатель XXXX в размере 250000,00 руб., вместе с тем, доказательств получения истцом дохода от проданной автомашины в большем, чем указано им в справке размере не имеется, кроме того, размер дохода в сумме 250000руб., указанный истцом, подтверждается договором купли-продажи транспортного средства от ДД.ММ.ГГ. Ранее к ответственности за аналогичные нарушения истец не привлекался, замечаний по его работе в Думе Уссурийского городского округа Приморского края не имеется. При таких обстоятельствах обжалуемая мера ответственности является чрезмерной, необоснованно строгой и немотивированной и оснований для принятия ответчиком обжалуемого решения не имелось.
Довод ответчика о том, что им не могло быть принято иное решение основан на неверном толковании закона.
По изложенному, руководствуясь статьями 175-180, 218-228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Решение Думы Уссурийского городского округа Приморского края от 13.01.2022 года № 522 «О применении к депутату Думы Уссурийского городского округа Приморского края ФИО1 меры ответственности за коррупционное правонарушение» в виде досрочного прекращения его полномочий депутата Думы Уссурийского городского округа Приморского края признать незаконным и отменить.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Уссурийский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда.
Председательствующий Е.В. Рогалев
Мотивированное решение изготовлено 25.02.2022 г.