ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1174/17 от 01.11.2017 Зареченского районного суда г.Тулы (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 ноября 2017 года город Тула

Зареченский районный суд г.Тулы в составе:

председательствующего Малеевой Т.Н.,

при секретаре Корниенко М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1174/2017 по административному исковому заявлению Еремина А.А. к министерству имущественных и земельных отношений Тульской области об оспаривании отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и обязании совершить определенные действия,

установил:

Еремин А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к министерству имущественных и земельных отношений Тульской области (далее - Министерство) об оспаривании отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и обязании совершить определенные действия. В обоснование заявленных требований указал, что является инвалидом и ветераном Великой отечественной войны, согласно Закона Тульской области от 25.07.2015 № 2314-ЗТО «Об установлении случаев предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно», он имеет право на бесплатное предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. С целью реализации данного права ДД.ММ.ГГГГ им было подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, в <данные изъяты><адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого участка. В отказе в предварительном согласовании земельного участка административный ответчик ссылается на то, что в отношении испрашиваемого земельного участка ранее в министерство поступили заявления об его предоставлении для индивидуального жилищного строительства от иных граждан, в связи с чем, министерством проводятся мероприятия, направленные на предоставление испрашиваемого земельного участка на аукционе. Считает данный отказ незаконным, необоснованным и нарушающим его права, в связи с чем просил суд признать незаконным отказ министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании земельного участка площадью <данные изъяты> расположенного по адресу <адрес>, в <данные изъяты>. <адрес> для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно и без проведения торгов; обязать министерство имущественных и земельных отношений Тульской области принять решение о предварительном согласовании предоставления административному истцу указанного земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно и без проведения торгов.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию по делу в качестве заинтересованного лица привлечена администрация г.Тулы.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию по делу в качестве заинтересованного лица привлечено правительство Тульской области.

Административный истец Еремин А.А. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте его проведения извещался надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.

Представитель административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Тульской области и заинтересованного лица правительства Тульской области по доверенности Галыгина А.И. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований в полном объеме по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление. Кроме того пояснила, что в настоящее время с целью постановки испрашиваемого земельного участка на государственный кадастровый учет министерством в рамках Федерального Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных муниципальных нужд» ДД.ММ.ГГГГ заключен государственный контракт на выполнение кадастровых работ по формированию, в том числе, спорного земельного участка. Помимо изложенного действиями административного ответчика права и законные интересы административного истца не нарушены, поскольку отказ в согласовании спорного земельного участка основан на законе, а в случае обращения Еремина А.А. о предварительном согласовании предоставления земельного участка на который никто не претендует, вопрос будет решен положительно, так как последний относится к лицам, имеющим первоочередное право на получение такого земельного участка.

Представитель заинтересованного лица администрации г. Тулы в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте его проведения извещался своевременно и надлежащим образом, в представленном заявлении просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации, правовую позицию министерства имущественных и земельных отношений Тульской области поддерживает.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд рассмотрел данное административное дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ч. 2 ст. 46 Конституции РФ).

Согласно ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частью 9 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов (порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.(ч. 3 ст. 6 Земельного кодекса РФ).

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ представитель Еремина А.А. по доверенности ФИО1 обратилась в адрес Министерства с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства на основании того, что Еремин А.А. является ветераном и инвалидом ВОВ со ссылкой на Закон Тульской области от 25.06.2015 № 2314-ЗТО «Об установлении случаем предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно». Ориентировочное местоположение испрашиваемого земельного участка: <адрес>, в <данные изъяты> западнее <адрес>. Ориентировочная площадь земельного участка <данные изъяты>. с кадастровым номером кадастрового квартала, из земель которого, согласно проекту межевания территории, предусмотрено образование земельного участка с К. К заявлению прилагалась схема расположения испрашиваемого земельного участка, копия удостоверения ветерана ВОВ, копия уведомления <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ о принятии на учет для бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

В ответе от ДД.ММ.ГГГГ Министерство отказало в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Причиной отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, согласно ст. 30.1 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) (действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации»), послужил тот факт, что ранее в Министерство поступили заявления об его предоставлении для индивидуального жилищного строительства от иных граждан, в связи с чем, Министерством проводятся мероприятия, направленные на представление испрашиваемого земельного участка на аукционе.

В силу положения п.1 ст. 28 ЗК РФ (в ранее действующей редакции) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п.1 ст.20 ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п.1 ст.24 ЗК РФ.

Согласно положениям п.1 ст.30 ЗК РФ (в ранее действующей редакции) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Положениями ст.30.1 ЗК РФ (в ранее действующей редакции) регламентировались особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с п.1, п.3 ст.30.1 ЗК РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных пп.5 п.1 ст.24 ЗК РФ, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта. Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.

В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».

В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абз.1 настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка. В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.

В силу положения п.1 ст. 38 ЗК РФ (в ранее действующей редакции) предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с пп.1 п.4 ст.30 ЗК РФ земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.

Согласно положениям п.4 ст. 30 ЗК РФ (в ранее действующей редакции) предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) проведение работ по формированию земельного участка: выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение); принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); 3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка; 4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Из письма администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что по испрашиваемому земельному участку в их адрес обращался ФИО2, по заявлению которого администрацией г.Тулы было принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ «О формировании земельного участка , расположенного в <адрес>, для индивидуального жилищного строительства», об утверждении проекта границ формируемого для индивидуального жилищного строительства участка (<данные изъяты>), площадью <данные изъяты> и градостроительного плана.

На основании заявки ФИО2 был подготовлен и согласован градостроительный план спорного земельного участка и проект границ.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес министерства экономического развития Тульской области поступило заявление от ФИО3 о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства площадью <данные изъяты> с местоположением: <адрес> согласно прилагаемой схеме. Согласно данным Министерства, испрашиваемый ФИО3 земельный участок, располагался смежно с земельным участком с К.

ДД.ММ.ГГГГ министерством экономического развития Тульской области ФИО3 был дан ответ, что в соответствии с информацией, поступившей из администрации г. Тулы в отношении испрашиваемого земельного участка ранее поступило заявление о его предоставлении для индивидуального жилищного строительства от иного заинтересованного лица, в связи с чем предоставление данного земельного участка будет осуществляться путем проведения аукциона на право заключения договора аренды.

ДД.ММ.ГГГГ между министерством имущественных и земельных отношений Тульской области и <данные изъяты> был заключен государственный контракт на выполнение кадастровых работ по формированию земельных участков в муниципальном образовании город Тула, предметом которого является выполнение кадастровых работ по формированию земельных участков, расположенных в муниципальном образовании город Тула, в целях постановки на государственный кадастровый учет, в том числе в отношении спорного земельного участка.

Таким образом, на момент обращения Еремина А.А. с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства, в отношении данного земельного участка была инициирована процедура проведения аукциона, начавшаяся с появлением второго претендента на данный земельный участок – ФИО3

Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в ЗК РФ внесены изменения.

Согласно положений п.2, п.4 ст. 34 данного закона № 171 – ФЗ в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) опубликовано извещение о проведении торгов (конкурса, аукциона) по продаже земельного участка или торгов (конкурса, аукциона) по продаже права на заключение договора аренды земельного участка либо сообщение о наличии предлагаемых для передачи в аренду и находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, предоставление таких земельных участков осуществляется в соответствии со статьями 30, 38, 38.1 и 38.2 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).

В случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления в соответствии с пунктом 3 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) опубликовано сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 1 января 2018 года.

Как усматривается из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ в газете <данные изъяты> было опубликовано сообщение администрации МО г.Тулы о приеме заявлений о предоставлении спорного земельного участка в аренду в соответствии со ст. ст.30.1 ЗК РФ.

Таким образом, поскольку сообщение о предоставлении спорного земельного участка было опубликовано до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до дня вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ, с учетом того, что после публикации выявлен претендент на спорный земельный участок, в связи с чем он не может быть предоставлен заявителю без проведения торгов, поскольку законодателем установлена возможность завершить уже начатую процедуру предоставления конкретного земельного участка в соответствии с действующим на момент инициации данной процедуры законодательством.

Анализируя имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу, что требования Еремина А.А. о признании незаконным отказа министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ являются необоснованными и удовлетворению не подлежат. Исходя из изложенного судом не могут быть приняты доводы административного истца, в том числе о нарушении срока предоставления земельного участка, сроков по формированию земельного участка и, что заявитель претендует именно на тот земельный участок, на который претендуют ФИО2 и ФИО3, поскольку из представленных суду документов усматривается, что это один и тот же участок .

Что касается требований об обязании министерства имущественных и земельных отношений Тульской области принять решение о предварительном согласовании предоставления административному истцу земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно и без проведения торгов, то требования в данной части также не могут быть удовлетворены ввиду того, что они производны от первого требования, а кроме того суд не может вмешиваться в деятельность других органов, к компетенции которых относится решение вопросов предоставления земельных участков гражданам.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Еремина А.А. в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требований Еремина А.А. к министерству имущественных и земельных отношений Тульской области об оспаривании отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и обязании совершить определенные действия отказать.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Зареченский районный суд города Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 03 ноября 2017 года.

Председательствующий Т.Н. Малеева