ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1174/20 от 03.07.2020 Ленинскогого районного суда г. Костромы (Костромская область)

гр. дело №2а-1174/2020

44RS0002-01-2020-001409-65

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«03» июля 2020 года

Ленинский районный суд г. Костромы в составе судьи Н.С.Иоффе,

при секретаре судебного заседания И.И.Пухтеевой,

с участием представителей административного истца Межрайонной инспекции ФНС России № 7 по Костромской области Гамазова С.Ю., административного ответчика Департамента Агропромышленного комплекса Костромской области Хохлачевой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции ФНС России по Костромской области к Департаменту Агропромышленного комплекса Костромской области о снятии с учета поднадзорной техники,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция ФНС России по Костромской области обратилась в суд с административным иском с учетом уточнения, в котором просит обязать административного ответчика Департамент АПК Костромской области снять с регистрационного учёта следующую технику:

ЭО-2621 Экскаватор

2564КС

ООО "КОНВЕРС" ИНН 4402002830

СК-5М комбайн зерноуборочный

0314КТ44

ООО "РОСТОК" ИНН 4405006174

МТЗ-82 трактор

0337КТ44

ООО "РОСТОК" ИНН 4405006174

ДТ-75МС Тракторы

0328КТ44

ООО "РОСТОК" ИНН 4405006174

МТЗ-82,1 трактор

0339КТ44

ООО "РОСТОК" ИНН 4405006174

МТЗ-80 трактор

0332КТ44

ООО "РОСТОК" ИНН 4405006174

МТЗ-80Л Трактор

0334КТ44

ООО "РОСТОК" ИНН 4405006174

ДТ-75Н Тракторы

0330КТ44

ООО "РОСТОК" ИНН 4405006174

СК-5М комбайн зерноуборочный

0317КТ44

ООО "РОСТОК" ИНН 4405006174

Т-150К Трактор

0342КТ44

ООО "РОСТОК" ИНН 4405006174

СК-5М комбайн зерноуборочный

0316КТ44

ООО "РОСТОК" ИНН 4405006174

МТЗ-80 трактор

0335КТ44

ООО "РОСТОК" ИНН 4405006174

ДТ-75ДС4 трактор гусеничный

0327КТ44

ООО "РОСТОК" ИНН 4405006174

СК-5М комбайн зерноуборочный

0313КТ44

ООО "РОСТОК" ИНН 4405006174

СК-5М комбайн зерноуборочный

0315КТ44

ООО "РОСТОК" ИНН 4405006174

КСК-100А Сельскохозяйственная техника

0319КТ44

ООО "РОСТОК" ИНН 4405006174

ЮМЗ-6АКЛ трактор

0344КТ44

ООО "РОСТОК" ИНН 4405006174

ЮМЗ-6КФ трактор

0343КТ44

ООО "РОСТОК" ИНН 4405006174

МТЗ-80.1 трактор

0333КТ44

ООО "РОСТОК" ИНН 4405006174

ДТ-75НС4 трактор гусеничный

0329КТ44

ООО "РОСТОК" ИНН 4405006174

МТЗ-82 трактор

0396КТ44

ООО "Промпласт" ИНН 4405006368

КОМБАЙН СК-5М-1

КЕ8855

СПК "МИТИНО" ИНН 4411000156

ДТ-75 трактор

КЕ8826

СПК "МИТИНО" ИНН 4411000156

ДЗ-42

8826КЕ44

СПК "МИТИНО" ИНН 4411000156

СК-5А

8855КЕ44

СПК "МИТИНО" ИНН 4411000156

МТЗ-80

6153КС44

СПК "ВОСХОД" ИНН 4411000607

ДТ-75М

6246КЕ44

СПК "ВОСХОД" ИНН 4411000607

СК-5М

6154КС44

СПК "ВОСХОД" ИНН 4411000607

К-701

3396КТ44

ООО "ЛЕСПРОМХОЗ ГАЛИЧСКИЙ" ИНН 4411003485

ЛТ-65

7234КТ44

ООО "ЛЕСПРОМХОЗ ГАЛИЧСКИЙ" ИНН 4411003485

ЛП-19

7232КТ44

ООО "ЛЕСПРОМХОЗ ГАЛИЧСКИЙ" ИНН 4411003485

ЛП-19

7230КТ44

ООО "ЛЕСПРОМХОЗ ГАЛИЧСКИЙ" ИНН 4411003485

ЛТ-154

7229КТ44

ООО "ЛЕСПРОМХОЗ ГАЛИЧСКИЙ" ИНН 4411003485

ЛП-33

7228КТ44

ООО "ЛЕСПРОМХОЗ ГАЛИЧСКИЙ" ИНН 4411003485

ТДТ-55А

3398КТ44

ООО "ЛЕСПРОМХОЗ ГАЛИЧСКИЙ" ИНН 4411003485

ЛП-18

7233КТ44

ООО "ЛЕСПРОМХОЗ ГАЛИЧСКИЙ" ИНН 4411003485

ЛП-19

7231КТ44

ООО "ЛЕСПРОМХОЗ ГАЛИЧСКИЙ" ИНН 4411003485

ЛТ-154

7243КТ44

ООО "ЛЕСПРОМХОЗ ГАЛИЧСКИЙ" ИНН 4411003485

ТДТ-55А

5723КС44

ООО ПФ "КАДЫЙ-ЛЕС" ИНН 4412001850

ТДТ-55А

5724КС44

ООО ПФ "КАДЫЙ-ЛЕС" ИНН 4412001850

ГКБ8350 Прицеп грузовой

ЕС964АА

ООО ПФ "КАДЫЙ-ЛЕС" ИНН 4412001850

МТЗ-80Л

6317КС44

СПК "НИВА" ИНН 4412002029

МТЗ-82

6319КС44

СПК "НИВА" ИНН 4412002029

Т-25А

6320КС44

СПК "НИВА" ИНН 4412002029

СК-5М

6338КС44

СПК "НИВА" ИНН 4412002029

МТЗ-80.1 Трактор

3721КЕ44

СПК "МИР" ИНН 4412002068

МТЗ-82Л

4243КС44

СПК "МИР" ИНН 4412002068

ЮМЗ-6КЛ

4248КС44

СПК "МИР" ИНН 4412002068

ДТ-75Н

4251КС44

СПК "МИР" ИНН 4412002068

СК-5М-1

0685КТ44

СПК "МИР" ИНН 4412002068

МТЗ-82Л

6364КС44

ООО "АЛЬЯНС" ИНН 4412002692

Т-170Б

9171КС44

ООО "СТРОЙГАЗСЕРВИС" ИНН 4414006413

ЛТЗ-55 Трактор

5483КТ44

ООО "СТРОЙГАЗСЕРВИС" ИНН 4414006413

ЭТЦ-2011

9675КС44

ООО "СТРОЙГАЗСЕРВИС" ИНН 4414006413

Т-4А/ТГ-6,3

9147КС44

ООО "СТРОЙГАЗСЕРВИС" ИНН 4414006413

Т-150 К

КС966744

ЗАО "ЛЕОН" ИНН 4414009245

Т-16М трактор

КЕ100644

ЗАО "ЛЕОН" ИНН 4414009245

ДТ 75Н ТРАКТОР

КЕ492244

ЗАО "ЛЕОН" ИНН 4414009245

МТЗ-80Л трактор колесный

Т180Л44

ЗАО "ЛЕОН" ИНН 4414009245

ЭО 2621 В экскаватор

КЕ408844

ЗАО "ЛЕОН" ИНН 4414009245

Т-40АМ

9219КЦ44

ОАО "ПОДОЛЬСКИЙ ЮВЕЛИР" ИНН 4415000862

МТЗ-80Л Трактор

8440КЦ

СПК "МИЧУРИНСКИЙ" ИНН 4428002610

ДТ-75ДС4 Трактор

2403ЛЩ

СПК "МИЧУРИНСКИЙ" ИНН 4428002610

ДТ-75МС4 Трактор

2402ЛЩ

СПК "МИЧУРИНСКИЙ" ИНН 4428002610

ЭО-2621 Экскаватор

2402ЛЩ

СПК "МИЧУРИНСКИЙ" ИНН 4428002610

МТЗ-80 Трактор

2401ЛЩ

СПК "МИЧУРИНСКИЙ" ИНН 4428002610

МТЗ-82

8476КС44

ЗАО "ЦЕНТРЭНЕРГОМОНТАЖ" ИНН 4431002507

МТЗ-80Л

3009КЕ44

КХ "КРИСТИНА" ИНН 4415002394

ЭО-2621А

3008КЕ44

КХ "КРИСТИНА" ИНН 4415002394

МТЗ-82

8548КТ44

ООО "АГРОИНВЕСТ-ТАТАРСКОЕ" ИНН 4401068620

МТЗ-80Л

8604КТ44

ООО "АГРОИНВЕСТ-ТАТАРСКОЕ" ИНН 4401068620

U-20

8607КТ44

ООО "АГРОИНВЕСТ-ТАТАРСКОЕ" ИНН 4401068620

GE-210

8584КТ44

ООО "АГРОИНВЕСТ-ТАТАРСКОЕ" ИНН 4401068620

ДТ-75

6625КЕ44

ОАО СП "ИНФРАСТРУКТУРА-АГРО" ИНН 4409002460

ТДТ-55А

4908КТ44

МУП "Теплоресурс" Кадыйского муниципального района ИНН 4412002999

ЭО-2626

5691КК44

ООО "КАДЫЙСКИЙ ФАНЕРНЫЙ КОМБИНАТ" ИНН 4412003103

МТЗ-82 трактор колесный

8616КЦ

КОЛХОЗ "ИМЕНИ 50-ЛЕТИЯ СССР" ИНН 4414000683

МТЗ-80Л трактор колесный

8621КЦ

КОЛХОЗ "ИМЕНИ 50-ЛЕТИЯ СССР" ИНН 4414000683

ЕК-18 экскаватор

4649кс44

ООО "ЭПИБИЛД" ИНН 4414009679

YALE GDP15AK

1706КК44

ООО "КОСТРОМСКОЙ РОДНИК" ИНН 4414013805

МТЗ-82Л

9846КТ44

СПК "ЗДЕМИРОВО" ИНН 4415006279

МТЗ-80Л

9844КТ44

СПК "ЗДЕМИРОВО" ИНН 4415006279

МТЗ-82.1

9845КТ44

СПК "ЗДЕМИРОВО" ИНН 4415006279

"Беларус-80.1"

8968КТ44

ООО "РАССВЕТ" ИНН 6010003971

"Беларус-80.1"

8952КТ44

ООО "РАССВЕТ" ИНН 6010003971

"Беларус-82.1"

8655КТ44

ООО "РАССВЕТ" ИНН 6010003971

"Беларус-82.1"

8652КТ44

ООО "РАССВЕТ" ИНН 6010003971

"Беларус-82.1"

8997КТ44

ООО "РАССВЕТ" ИНН 6010003971

"Беларус-82.1"

8644КТ44

ООО "РАССВЕТ" ИНН 6010003971

"Беларус-80.1"

8621КТ44

ООО "РАССВЕТ" ИНН 6010003971

Требования мотивированы тем, что в ходе проведённого анализа информации, поступающей в рамках статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации, установлены факты наличия на учёте департамента Агропромышленного комплекса Костромской области техники (в том числе транспортных средств), принадлежащих ликвидированным юридическим лицам, исключённым из Единого государственного реестра юридических лиц. Административный истец dd/mm/yy обратился в Департамент АПК Костромской области с заявлением о прекращении государственного учёта техники, в отношении ликвидируемых юридических лиц указанных выше. Письмом от dd/mm/yy Департамент АПК Костромской области сообщил об отсутствии правовых оснований для самостоятельного снятия транспортных средств с регистрационного учёта в связи с ликвидацией юридического лица. Регистрация техники, поднадзорной Департаменту АПК Костромской области, производится на основании административного регламента предоставления департаментом агропромышленного комплекса Костромской области государственной услуги по регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, а также выдаче на них государственных регистрационных знаков (кроме машин Вооруженных сил и других войск Российской Федерации), утверждённым приказом департамента агропромышленного комплекса Костромской области от dd/mm/yy (далее – Административный регламент департамента АПК Костромской области). В соответствии с положениями данного регламента снятие с регистрационного учёта поднадзорной Департаменту АПК Костромской области техники является государственной услугой, предоставляемой по заявлению её владельца. К заявлению должны быть приложены паспорт самоходной машины, свидетельство о регистрации, государственный регистрационный знак. А в случае снятия с регистрационного учёта в связи с переходом права собственности, должна быть уплачена государственная пошлина, предусмотренная Налоговым кодексом Российской Федерации. Таким образом, Административный регламент Департамента АПК Костромской области устанавливает заявительный характер снятия техники с учёта. Инспекция полагает, что в положениях Административного регламента департамента АПК Костромской области имеются пробелы в правовом урегулировании отношений по снятию с регистрационного учёта органами гостехнадзора техники, числящейся за ликвидированными юридическими лицами, что приводит к нарушению прав и законных интересов налоговых органов на осуществление публичных полномочий, предусмотренных Законом РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» (статья 10) и Налоговым кодексом Российской Федерации (статья 363 в редакции Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ). В тоже время Правила государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2019 № 1764 устанавливают прекращение государственного учёта транспортного средства при наличии сведений о смерти владельца транспортного средства либо о ликвидации юридического лица, являющегося владельцем транспортного средства, или о прекращении физическим лицом, являющимся владельцем транспортного средства, деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, а также при наличии сведений о прекращении опеки (попечительства) над собственником транспортного средства осуществляется регистрационным подразделением на основании решения уполномоченного должностного лица регистрационного подразделения (пункт 58). Так, согласно пункту 134 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, утверждённым приказом МВД России от 21.12.2019 № 57066, прекращение государственного учёта транспортного средства в соответствии с пунктом 58 Правил осуществляется регистрационным подразделением по решению уполномоченного должностного лица регистрационного подразделения. При этом выполняются административные процедуры, предусмотренные подпунктом 61.7 пункта 61 Административного регламента. А именно внесение информации в автоматизированные информационные системы. В соответствии с частью 6 статьи 15 КАС РФ в случае отсутствия норм права, регулирующих спорные отношения, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм права разрешает административное дело исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права). Таким образом, по мнению административного истца, в связи с отсутствием нормы права в Административном регламенте Департамента АПК Костромской области, регулирующей снятие с регистрационного учёта техники, зарегистрированной за ликвидированными юридическими лицами, административному ответчику по заявлению Инспекции от dd/mm/yy следовало применить норму права, регулирующую сходные отношения, то есть по аналогии закона, чем в данном случае является пункт 58 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2019 № 1764 и пункт 134 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, утверждённым приказом МВД России от dd/mm/yy, согласно которому, прекращение государственного учёта техники, при наличии сведений о ликвидации юридического лица, являющегося владельцем техники осуществляется Департаментом АПК Костромской области по решению уполномоченного должностного лица гостехнадзора. В связи с чем, отказ Департамента АПК Костромской области от dd/mm/yy является незаконным, нарушающим права и обязанности налогового органа по исчислению транспортного налога организациям.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Ахмедов М.М., Сурин А.В., Бурганов Н.В., Придокин А.В., Чуткин Е.Г., Волков В.А., Гулин А.Н., Кононенко С.Н., Миронова В.Н., Титов А.А., Андрамонов М.В., А. Ю.М., Жосан С.П., Комлева Т.Р., Лопухин В.Н., Смирнов Е.В., Смирнова В.Н., Смирнова С.С., Фролов Р.Н., Лавникевич Е.Ф., Чистякова О.В., Большаков А.Б., Завьялова К.И., Кручинина Г.А., Лебедева Г.А., Долгов Н.Б., Артамонов В.А., Обряднов К.Л., Ганиев И.М., Антонов А.С., Губинский В.В., Кассиров А.А., Лебедев А.А., Михайлец В.В., Подосинников Л.Л., Зернова Е.В., Шумкин В.Н., Василюк А.Л., Кочнева О.В., Кудрявцев Е.Н., Смирнова Г.Н., Шевалдина Л.В., Гвоздев А.А., Князев Е.В., Седов Е.Ф., Чеботарёва Л.А., Мировов А.В., Шубин Ю.В., Петросян А.П., Администрация Кадыйского муниципального района, ООО «Лесинформ», Белков Е.В., Брякунов А.Н., Горшкова А.А., Егоров Н.В., Комова А.И., Мошкова Г.Г., Оболочков В.П., Шадрин А.А., Синицына М.Ю., ООО «Детективное агентство «Ажан», С. Л.Л., Горский И.М., Ковалев А.К., Кузнецова А.В., Лебедева А.Г., Мельников А.Н., Филиппов А.А., Шаферов А.И., Маклаков Е.В., Белова О.А., Есьман А.В., Тютюкин Ю.В., Махотин И.А., Зуйков Д.В., Исин А.Ю.

В судебном заседании представитель административного истца Межрайонной инспекции ФНС России № 7 по Костромской области Гамазов С.Ю. исковые требования поддержал по изложенным в административном иске доводам, указав, что требование о признании бездействия незаконным самостоятельным не является, а приведено в качестве обоснования требования о снятии с учета поднадзорной техники.

Представитель административного ответчика Департамента Агропромышленного комплекса Костромской области Хохлачева О.А. в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что в Департамент агропромышленного комплекса Костромской области поступило письмо Межрайонной инспекции ИФНС России по Костромской области от dd/mm/yy о прекращении государственного учета техники, в отношении ликвидируемых юридических лиц. На указанный запрос Департамент агропромышленного комплекса Костромской области направил ответ от dd/mm/yy, пояснив, что вопросы постановки на государственный регистрационный учет и снятия с государственного регистрационного учета техники, поднадзорной органам гостехнадзора урегулированы постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» и принятым на его основе административным регламентом предоставления департаментом агропромышленного комплекса Костромской области государственной услуги по регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, а также выдаче на них государственных регистрационных знаков (кроме машин вооруженных сил и других войск Российской Федерации), утвержденным приказом Департамента агропромышленного комплекса Костромской области от 14.12.2018 № 216. Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 № 938 установлена обязанность по снятию транспортных средств с учета в подразделениях Государственной инспекции или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке. Пунктом 11 административного регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для снятия с регистрационного учета самоходной машины, прицепа к ней, подлежащих представлению заявителем, в том числе: заявление по форме; документ, удостоверяющий личность гражданина, обратившегося за совершением регистрационных действий, один из следующих: документ, удостоверяющий полномочия представителя заявителя при совершении регистрационных действий; свидетельство о регистрации машины и (или) паспорт самоходной машины, если он выдавался; государственные регистрационные знаки, за исключением случая снятия с учета машин в связи с изменением места жительства или юридического адреса лиц, за которыми они зарегистрированы, в пределах субъекта Российской Федерации и др. Понятия прекращения государственной регистрации указанными нормативными правовыми актами не установлено. Понятие прекращения государственной регистрации установлено Федеральным законом от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», однако статьей 1 указанного Федерального закона определено, что отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией самоходных машин и других видов техники не являются предметом регулирования указанного Федерального закона. Применение постановления Правительства РФ от 21.12.2019 № 1764 «О государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» в данном случае также не представляется возможным, так как указанные правила устанавливают единый порядок государственной регистрации наземных самоходных устройств категорий «L», «М», «N» на колесном ходу с мощностью двигателя (двигателей) более 4 киловатт или с максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, предназначенных для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на них, а также прицепов (полуприцепов) подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, на которые возложена функция по регистрации транспортных средств (далее соответственно регистрационные подразделения, Госавтоинспекция). Департамент агропромышленного комплекса Костромской области является исполнительным органом государственной власти и не входит в структуру Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации. Поднадзорная департаменту техника также не входит в предмет правового регулирования указанного постановления Правительства Российской Федерации. Письмо Департамента агропромышленного комплекса Костромской области от 10.04.2020 № 01-10/412 не является отказом в предоставлении государственной услуги и носит информационный характер.

Заинтересованные лица, будучи извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о своих правах на спорную технику не заявили, об отложении рассмотрения дела не просили.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, а также должностного лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к их осуществлению или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что административным истцом установлены факты наличия на учёте Департамента Агропромышленного комплекса Костромской области техники (в том числе транспортных средств), принадлежащих ликвидированным юридическим лицам, исключённым из Единого государственного реестра юридических лиц. Данные обстоятельства представителем административного ответчика не оспаривались.

Административный истец dd/mm/yy обратился в Департамент АПК Костромской области с заявлением о прекращении государственного учёта техники, принадлежащей ликвидированным юридическим лицам.

Письмом от dd/mm/yy Департамент АПК Костромской области сообщил об отсутствии правовых оснований для самостоятельного снятия транспортных средств с регистрационного учёта в связи с ликвидацией юридического лица. Отметили, что регистрация техники, поднадзорной Департаменту АПК Костромской области, производится на основании административного регламента предоставления департаментом агропромышленного комплекса Костромской области государственной услуги по регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, а также выдаче на них государственных регистрационных знаков (кроме машин Вооруженных сил и других войск Российской Федерации), утверждённым приказом департамента агропромышленного комплекса Костромской области от dd/mm/yy. В соответствии с положениями данного регламента снятие с регистрационного учёта поднадзорной Департаменту АПК Костромской области техники является государственной услугой, предоставляемой по заявлению её владельца. К заявлению должны быть приложены паспорт самоходной машины, свидетельство о регистрации, государственный регистрационный знак. А в случае снятия с регистрационного учёта в связи с переходом права собственности, должна быть уплачена государственная пошлина, предусмотренная Налоговым кодексом Российской Федерации.

Вопросы постановки на государственный регистрационный учет и снятия с государственного регистрационного учета техники, поднадзорной органам гостехнадзора урегулированы постановлением Правительства Российской Федерации от dd/mm/yy «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации».

На основе указанного постановления разработан административный регламент предоставления Департаментом агропромышленного комплекса Костромской области государственной услуги по регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, а также выдаче на них государственных регистрационных знаков (кроме машин вооруженных сил и других войск Российской Федерации), утвержденный приказом Департамента агропромышленного комплекса Костромской области от dd/mm/yy.

Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 № 938 установлена обязанность по снятию транспортных средств с учета в подразделениях Государственной инспекции или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.

Пунктом 11 административного регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для снятия с регистрационного учета самоходной машины, прицепа к ней, подлежащих представлению заявителем, в том числе: заявление по форме; документ, удостоверяющий личность гражданина, обратившегося за совершением регистрационных действий, один из следующих: документ, удостоверяющий полномочия представителя заявителя при совершении регистрационных действий; свидетельство о регистрации машины и (или) паспорт самоходной машины, если он выдавался; государственные регистрационные знаки, за исключением случая снятия с учета машин в связи с изменением места жительства или юридического адреса лиц, за которыми они зарегистрированы, в пределах субъекта Российской Федерации и др.

Понятия прекращения государственной регистрации указанными нормативными правовыми актами не установлено.

Понятие прекращения государственной регистрации установлено Федеральным законом от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», однако статьей 1 данного Федерального закона определено, что отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией самоходных машин и других видов техники не являются предметом регулирования указанного Федерального закона.

Таким образом, административный регламент устанавливает заявительный характер снятия машин с учета.

Прекращение государственного учета транспортного средства при наличии сведений о ликвидации юридического лица, являющегося владельцем транспортного средства, осуществляется регистрационным подразделением на основании решения уполномоченного должностного лица регистрационного подразделения (п. 58 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 № 1764 «О государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации»).

В соответствии с частью 6 статьи 15 КАС РФ в случае отсутствия норм права, регулирующих спорные отношения, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм права разрешает административное дело исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).

Проанализировав вышеприведенные положения закона, суд находит доводы налогового органа о наличии пробела в Административном регламенте предоставления Департаментом агропромышленного комплекса Костромской области государственной услуги по регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, а также выдаче на них государственных регистрационных знаков (кроме машин вооруженных сил и других войск Российской Федерации), утвержденным приказом Департамента агропромышленного комплекса Костромской области от 14.12.2018 № 216, который может быть восполнен применением в данном случае по аналогии закона нормы пункта 58 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Таким образом, поскольку в настоящем случае установлено отсутствие нормы права, регулирующей спорные отношения, к настоящим правоотношениям подлежит применению норма права, регулирующую сходные отношения, то есть по аналогии закона, чем в данном случае является пункт 58 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 № 1764 «О государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации»), применяя по аналогии который, регистрация автотранспортных средств по инициативе Департамента Агропромышленного комплекса Костромской области прекращается в случае наличия сведений о прекращении деятельности юридического лица или физического лица, осуществляющего деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, за которым зарегистрировано транспортное средство.

Учитывая изложенное, административные требования административного иска о снятии с регистрационного учета поднадзорной техники подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Департамент Агропромышленного комплекса Костромской области произвести снятие с регистрационного учета следующую технику:

ЭО-2621 Экскаватор

2564КС

ООО "КОНВЕРС" ИНН 4402002830

СК-5М комбайн зерноуборочный

0314КТ44

ООО "РОСТОК" ИНН 4405006174

МТЗ-82 трактор

0337КТ44

ООО "РОСТОК" ИНН 4405006174

ДТ-75МС Тракторы

0328КТ44

ООО "РОСТОК" ИНН 4405006174

МТЗ-82,1 трактор

0339КТ44

ООО "РОСТОК" ИНН 4405006174

МТЗ-80 трактор

0332КТ44

ООО "РОСТОК" ИНН 4405006174

МТЗ-80Л Трактор

0334КТ44

ООО "РОСТОК" ИНН 4405006174

ДТ-75Н Тракторы

0330КТ44

ООО "РОСТОК" ИНН 4405006174

СК-5М комбайн зерноуборочный

0317КТ44

ООО "РОСТОК" ИНН 4405006174

Т-150К Трактор

0342КТ44

ООО "РОСТОК" ИНН 4405006174

СК-5М комбайн зерноуборочный

0316КТ44

ООО "РОСТОК" ИНН 4405006174

МТЗ-80 трактор

0335КТ44

ООО "РОСТОК" ИНН 4405006174

ДТ-75ДС4 трактор гусеничный

0327КТ44

ООО "РОСТОК" ИНН 4405006174

СК-5М комбайн зерноуборочный

0313КТ44

ООО "РОСТОК" ИНН 4405006174

СК-5М комбайн зерноуборочный

0315КТ44

ООО "РОСТОК" ИНН 4405006174

КСК-100А Сельскохозяйственная техника

0319КТ44

ООО "РОСТОК" ИНН 4405006174

ЮМЗ-6АКЛ трактор

0344КТ44

ООО "РОСТОК" ИНН 4405006174

ЮМЗ-6КФ трактор

0343КТ44

ООО "РОСТОК" ИНН 4405006174

МТЗ-80.1 трактор

0333КТ44

ООО "РОСТОК" ИНН 4405006174

ДТ-75НС4 трактор гусеничный

0329КТ44

ООО "РОСТОК" ИНН 4405006174

МТЗ-82 трактор

0396КТ44

ООО "Промпласт" ИНН 4405006368

КОМБАЙН СК-5М-1

КЕ8855

СПК "МИТИНО" ИНН 4411000156

ДТ-75 трактор

КЕ8826

СПК "МИТИНО" ИНН 4411000156

ДЗ-42

8826КЕ44

СПК "МИТИНО" ИНН 4411000156

СК-5А

8855КЕ44

СПК "МИТИНО" ИНН 4411000156

МТЗ-80

6153КС44

СПК "ВОСХОД" ИНН 4411000607

ДТ-75М

6246КЕ44

СПК "ВОСХОД" ИНН 4411000607

СК-5М

6154КС44

СПК "ВОСХОД" ИНН 4411000607

К-701

3396КТ44

ООО "ЛЕСПРОМХОЗ ГАЛИЧСКИЙ" ИНН 4411003485

ЛТ-65

7234КТ44

ООО "ЛЕСПРОМХОЗ ГАЛИЧСКИЙ" ИНН 4411003485

ЛП-19

7232КТ44

ООО "ЛЕСПРОМХОЗ ГАЛИЧСКИЙ" ИНН 4411003485

ЛП-19

7230КТ44

ООО "ЛЕСПРОМХОЗ ГАЛИЧСКИЙ" ИНН 4411003485

ЛТ-154

7229КТ44

ООО "ЛЕСПРОМХОЗ ГАЛИЧСКИЙ" ИНН 4411003485

ЛП-33

7228КТ44

ООО "ЛЕСПРОМХОЗ ГАЛИЧСКИЙ" ИНН 4411003485

ТДТ-55А

3398КТ44

ООО "ЛЕСПРОМХОЗ ГАЛИЧСКИЙ" ИНН 4411003485

ЛП-18

7233КТ44

ООО "ЛЕСПРОМХОЗ ГАЛИЧСКИЙ" ИНН 4411003485

ЛП-19

7231КТ44

ООО "ЛЕСПРОМХОЗ ГАЛИЧСКИЙ" ИНН 4411003485

ЛТ-154

7243КТ44

ООО "ЛЕСПРОМХОЗ ГАЛИЧСКИЙ" ИНН 4411003485

ТДТ-55А

5723КС44

ООО ПФ "КАДЫЙ-ЛЕС" ИНН 4412001850

ТДТ-55А

5724КС44

ООО ПФ "КАДЫЙ-ЛЕС" ИНН 4412001850

ГКБ8350 Прицеп грузовой

ЕС964АА

ООО ПФ "КАДЫЙ-ЛЕС" ИНН 4412001850

МТЗ-80Л

6317КС44

СПК "НИВА" ИНН 4412002029

МТЗ-82

6319КС44

СПК "НИВА" ИНН 4412002029

Т-25А

6320КС44

СПК "НИВА" ИНН 4412002029

СК-5М

6338КС44

СПК "НИВА" ИНН 4412002029

МТЗ-80.1 Трактор

3721КЕ44

СПК "МИР" ИНН 4412002068

МТЗ-82Л

4243КС44

СПК "МИР" ИНН 4412002068

ЮМЗ-6КЛ

4248КС44

СПК "МИР" ИНН 4412002068

ДТ-75Н

4251КС44

СПК "МИР" ИНН 4412002068

СК-5М-1

0685КТ44

СПК "МИР" ИНН 4412002068

МТЗ-82Л

6364КС44

ООО "АЛЬЯНС" ИНН 4412002692

Т-170Б

9171КС44

ООО "СТРОЙГАЗСЕРВИС" ИНН 4414006413

ЛТЗ-55 Трактор

5483КТ44

ООО "СТРОЙГАЗСЕРВИС" ИНН 4414006413

ЭТЦ-2011

9675КС44

ООО "СТРОЙГАЗСЕРВИС" ИНН 4414006413

Т-4А/ТГ-6,3

9147КС44

ООО "СТРОЙГАЗСЕРВИС" ИНН 4414006413

Т-150 К

КС966744

ЗАО "ЛЕОН" ИНН 4414009245

Т-16М трактор

КЕ100644

ЗАО "ЛЕОН" ИНН 4414009245

ДТ 75Н ТРАКТОР

КЕ492244

ЗАО "ЛЕОН" ИНН 4414009245

МТЗ-80Л трактор колесный

Т180Л44

ЗАО "ЛЕОН" ИНН 4414009245

ЭО 2621 В экскаватор

КЕ408844

ЗАО "ЛЕОН" ИНН 4414009245

Т-40АМ

9219КЦ44

ОАО "ПОДОЛЬСКИЙ ЮВЕЛИР" ИНН 4415000862

МТЗ-80Л Трактор

8440КЦ

СПК "МИЧУРИНСКИЙ" ИНН 4428002610

ДТ-75ДС4 Трактор

2403ЛЩ

СПК "МИЧУРИНСКИЙ" ИНН 4428002610

ДТ-75МС4 Трактор

2402ЛЩ

СПК "МИЧУРИНСКИЙ" ИНН 4428002610

ЭО-2621 Экскаватор

2402ЛЩ

СПК "МИЧУРИНСКИЙ" ИНН 4428002610

МТЗ-80 Трактор

2401ЛЩ

СПК "МИЧУРИНСКИЙ" ИНН 4428002610

МТЗ-82

8476КС44

ЗАО "ЦЕНТРЭНЕРГОМОНТАЖ" ИНН 4431002507

МТЗ-80Л

3009КЕ44

КХ "КРИСТИНА" ИНН 4415002394

ЭО-2621А

3008КЕ44

КХ "КРИСТИНА" ИНН 4415002394

МТЗ-82

8548КТ44

ООО "АГРОИНВЕСТ-ТАТАРСКОЕ" ИНН 4401068620

МТЗ-80Л

8604КТ44

ООО "АГРОИНВЕСТ-ТАТАРСКОЕ" ИНН 4401068620

U-20

8607КТ44

ООО "АГРОИНВЕСТ-ТАТАРСКОЕ" ИНН 4401068620

GE-210

8584КТ44

ООО "АГРОИНВЕСТ-ТАТАРСКОЕ" ИНН 4401068620

ДТ-75

6625КЕ44

ОАО СП "ИНФРАСТРУКТУРА-АГРО" ИНН 4409002460

ТДТ-55А

4908КТ44

МУП "Теплоресурс" Кадыйского муниципального района ИНН 4412002999

ЭО-2626

5691КК44

ООО "КАДЫЙСКИЙ ФАНЕРНЫЙ КОМБИНАТ" ИНН 4412003103

МТЗ-82 трактор колесный

8616КЦ

КОЛХОЗ "ИМЕНИ 50-ЛЕТИЯ СССР" ИНН 4414000683

МТЗ-80Л трактор колесный

8621КЦ

КОЛХОЗ "ИМЕНИ 50-ЛЕТИЯ СССР" ИНН 4414000683

ЕК-18 экскаватор

4649кс44

ООО "ЭПИБИЛД" ИНН 4414009679

YALE GDP15AK

1706КК44

ООО "КОСТРОМСКОЙ РОДНИК" ИНН 4414013805

МТЗ-82Л

9846КТ44

СПК "ЗДЕМИРОВО" ИНН 4415006279

МТЗ-80Л

9844КТ44

СПК "ЗДЕМИРОВО" ИНН 4415006279

МТЗ-82.1

9845КТ44

СПК "ЗДЕМИРОВО" ИНН 4415006279

"Беларус-80.1"

8968КТ44

ООО "РАССВЕТ" ИНН 6010003971

"Беларус-80.1"

8952КТ44

ООО "РАССВЕТ" ИНН 6010003971

"Беларус-82.1"

8655КТ44

ООО "РАССВЕТ" ИНН 6010003971

"Беларус-82.1"

8652КТ44

ООО "РАССВЕТ" ИНН 6010003971

"Беларус-82.1"

8997КТ44

ООО "РАССВЕТ" ИНН 6010003971

"Беларус-82.1"

8644КТ44

ООО "РАССВЕТ" ИНН 6010003971

"Беларус-80.1"

8621КТ44

ООО "РАССВЕТ" ИНН 6010003971

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Ленинский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Н.С.Иоффе

Мотивированное решение изготовлено 17.07.2020