ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-11759/2016 от 24.01.2017 Ленинскогого районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

<данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Судья Ленинского районного суда г. Краснодара Устинов О.О., с участием представителя административного истца по доверенности ФИО4, представителя административного ответчика по доверенности ФИО5, при секретаре Свиридовой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО2 к департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконным решения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным решение департамента архитектуры и градостроительства муниципального образования город Краснодар, оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ заседания Комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования город Краснодар, об отказе в отнесении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0201001:147 площадью 1000 кв.м. в генеральном плане к территориальной зоне Ж.2 или ОД.2, обязать департамент архитектуры и градостроительства муниципального образования город Краснодар внести изменения в правила землепользования и застройки г.Краснодара путем отнесения земельного участка с кадастровым номером 23:43:0201001:147 в генеральном плане к территориальной зоне Ж.2 или ОД.2.

В обоснование своих требований ссылается на то, что является собственником <адрес>, многоквартирного одноэтажного <адрес> в г.Краснодаре, состоящего из 5 квартир и расположенного на земельном участке площадью 1000 кв.м.

Для получения разрешения на переустройство и переоборудование квартиры, ФИО2 обратился к административному ответчику с заявлением о получении градостроительного плана земельного участка, и получил ответ от ДД.ММ.ГГГГ за о невозможности его подготовки по причине расположения земельного участка с кадастровым номером 23:43:0201001:147 в генеральном плане в двух территориальных зонах Ж.2 и ОД.2.

ДД.ММ.ГГГГФИО2 направлено в адрес административного ответчика заявление о применении к указанному земельному участку в градостроительном плане одной из возможных зон Ж.2 или ОД.2, по которому не получил ответа.

Направленная в ноябре 2015 года претензия оставлена без рассмотрения

По результатам обращения в прокуратуру г.Краснодара в сентябре 2016 года административному истцу стало известно, что решением Комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в отнесении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0201001:147 площадью 1000 кв.м. в генеральном плане к территориальной зоне Ж.2 или ОД.2,

ФИО2 полагает отказ административного ответчика необоснованным и незаконным, нарушающим его права и интересы, препятствующее осуществлению прав собственника в отношении принадлежащего ему недвижимого имущества. В связи с чем, обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 по доверенности ФИО4 заявленные требования поддержал и настаивал на их удовлетворении.

Представитель административного ответчика департамента архитектуры и градостроительства муниципального образования г. Краснодар по доверенности ФИО5, против удовлетворения заявленных требований возражал, ссылаясь, что спорный земельный участок по генеральному плану расположен в двух территориальных зонах и изменение территориальной зоны не представляется возможным.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье ст. 3 КАС РФ одной из основных задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Как видно из материалов дела, ФИО2 является собственником <адрес>, многоквартирного одноэтажного <адрес> в г.Краснодаре, состоящего из 5 квартир на 1 этаже дома, и расположенного на земельном участке площадью 1000 кв.м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 23-АН от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.36).

Земельный участок по <адрес> в г.Краснодаре сформирован и поставлен на кадастровый учет с номером 23:43:0201001:147, общей площадью 1000+\-11 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование : для эксплуатации одноэтажного многоквартирного дома и иных входящих в состав такого дома объектов недвижимого имущества (л.д.34-35).

Градостроительный план земельного участка в соответствии с пунктом 2 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации является основанием для выдачи разрешения на строительство, которое представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной планировки требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев предусмотренных данным Кодексом.

ФИО2 обратился в департамент архитектуры и градостроительства муниципального образования г. Краснодар с заявлением о получении градостроительного плана земельного участка, на которое получил ответ от ДД.ММ.ГГГГ за о невозможности его подготовки по причине расположения земельного участка с кадастровым номером 23:43:0201001:147 в генеральном плане в двух территориальных зонах Ж.2 – зона застройки многоэтажными жилыми домами и ОД.2.- общественно-деловая зона местного значения.

ДД.ММ.ГГГГФИО2 направлено в адрес административного ответчика заявление о применении к указанному земельному участку в градостроительном плане одной из возможных зон Ж.2 или ОД.2.

Согласно протокола Комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГФИО2 отказано в отнесении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0201001:147 площадью 1000 кв.м. в генеральном плане к территориальной зоне Ж.2 или ОД.2.

О принятом решении административному истцу стало известно только после обращения в прокуратуру г.Краснодара с заявлением о бездействии уполномоченных органов местного самоуправления по рассмотрению его заявления.

Порядок использования земель населенных пунктов определяется в соответствии с зонированием территорий. Территории населенных пунктов в пределах его административных границ делятся на территориальные зоны. Выделяются два связанных признака, по которым земли могут быть отнесены к данной категории:

- использование (или предназначение) земель для застройки и развития городских и сельских населенных пунктов;

- отделение границами земель населенных пунктов от иных категорий земель.

Земли населенных пунктов являются единственной категорией земель в Российской Федерации, границы которой можно четко определить на основании закона. Вся территория населенного пункта подлежит разделению на территориальные зоны. Правила землепользования и застройки - нормативные правовые акты, которые устанавливают порядок осуществления градостроительной деятельности на территориях населенных пунктов и разрабатываются, утверждаются и реализуются органами местного самоуправления.

В силу ч. 2 ст. 33 ГрК РФ основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются в том числе, поступившие от физических лиц предложения об изменении границ территориальных изменении градостроительных регламентов.

В соответствии с ч. 3 ст. 33 ГрК РФ предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются федеральными органа исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерат органами местного самоуправления, а также физическими или юридическими лицами инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков, объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и объединений.

Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации.

Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям (ч. ч. 4, 5 ст. 33 ГрК РФ).

В соответствии с частью 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.

Аналогичное положение содержит Порядок описания местоположения границ объектов землеустройства, утвержденный приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 267.

Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 23:43:0201001:147 площадью 1000 кв.м. по <адрес> г. Краснодара, на котором находится принадлежащая истцу квартира, расположен в двух территориальных зонах, что законом недопустимо, в результате чего земельный участок не может быть мною использован эффективно, в частности, на нем невозможно производить реконструкцию объекта капитального строительства, а не проведение реконструкции квартиры влечет снижение ее стоимости, в результате чего нарушаются права административного истца, гарантированные Конституцией РФ,

Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (п. 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации).

Субъективное гражданско-правовое право собственности обычно характеризуется как триада правомочий собственника. Право владения и право пользования, а также распоряжения собственностью, в данном случае подразумевает право истца в установленном законом порядке совершать в отношении своего объекта или осуществлять на своем объекте разрешенные законодателем способы улучшения своего имущества, а именно реконструкции объекта капитального строительства.

Исходя из положений пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные действующим законодательством.

В соответствии с пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.

Оценив представленные суду доказательства в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что заявленные ФИО2 требования о признании незаконным отказа отнесении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0201001:147 к одной территориальной зоне подлежат удовлетворению.

Доказательств в обоснование законности оспариваемого решения, в нарушение части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административным ответчиком не представлено.

В соответствии с требованиями ст.227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО2 к департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконным решения - удовлетворить.

Признать незаконным решение департамента архитектуры и градостроительства муниципального образования город Краснодар, оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ заседания Комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования город Краснодар, об отказе в отнесении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0201001:147, площадью 1000 кв.м., в генеральном плане к территориальной зоне Ж.2 или ОД.2.

Обязать департамент архитектуры и градостроительства муниципального образования город Краснодар внести изменения в правила землепользования и застройки г.Краснодара путем отнесения земельного участка с кадастровым номером 23:43:0201001:147 в генеральном плане к территориальной зоне Ж.2 или ОД.2.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г. Краснодара.

Председательствующий: