Дело № 2а-1175/2019
64RS0043-01-2019-000230-40
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 апреля 2019 года город Саратов
Волжский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Голубева И.А.,
при секретаре Палагиной Т.С.,
с участием представителя административного истца по доверенности – ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению государственного учреждения культуры «Государственный музей ФИО2» к управлению Министерства культуры Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу о признании незаконным пункта предписания,
установил:
государственное учреждение культуры «Государственный музей ФИО2» (далее – ГУК «ГМФ», Музей) обратилось в суд с административным иском к управлению Министерства культуры Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу (далее – Управление Минкультуры России по ПФО) о признании незаконным пункта предписания, мотивировав требования следующим.
На основании распоряжения и.о. руководителя Управления Минкультуры России по ПФО №111 от 11.09.2018 в период с 20.09.2018 по 17.10.2018 проведена плановая документарная и выездная проверка ГУК «ГМФ». По результатам проведенной проверки главным государственным инспектором отдела контрольно-надзорной деятельности в регионах Управления Минкультуры России по ПФО в адрес ГУК «ГМФ» было выдано предписание №8 об устранении выявленных нарушений от 17.10.2018, пунктом 3 которого ГУК «ГМФ» предписано следующее: до 01.04.2020 обеспечить учет музейных предметов в главных инвентарных книгах (книгах поступлений основного фонда) ГУК «ГМФ» с соблюдением требований по внесению сведений об их местонахождении (тома №№1-49); проинформировать Управление Минкультуры России по ПФО об исполнении данного пункта предписания. Основанием включения п.3 в предписание является нарушение ГУК «ГМФ» п.13 Положения о Музейном фонде Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1998 №179. Музей не согласен с законностью включения в предписание данного пункта, поскольку ГУК «ГМФ» в своей деятельностью полностью соблюдает нормы п.13 Положения о Музейном фонде Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1998 №179. Кроме того, в нарушение п.1.1. ст.15 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при проведении проверки должностными лицами Управления Минкультуры России по ПФО осуществлялась проверка соблюдения ГУК «ГМФ» требований, предусмотренных Инструкцией по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР, утвержденной приказом Минкультуры СССР от 17.07.1985 №290. В связи с этим Музей просил признать незаконным предписание Управления Минкультуры России по ПФО №8 об устранении выявленных нарушений от 17.10.2018, в части включения в него п.3, и признать п.3 предписания Управления Минкультуры России по ПФО №8 об устранении выявленных нарушений от 17.10.2018 недействующим; взыскать с Управления Минкультуры России по ПФО в пользу Музея судебные расходы на оплату государственной пошлины в сумме 2000 руб.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности – ФИО1 административное исковое заявление поддержал в полном объеме, по основаниям, подробно изложенным в нем, просил иск удовлетворить в полном объеме.
Представители административного ответчика, несмотря на надлежащее извещение, в судебное заседание не явились, об отложении не просили, предоставили письменные возражения, в которых возражали против удовлетворения иска по следующим основаниям. В соответствии со ст.6 Федерального закона от 26.05.1996 №54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» музейные предметы и музейные коллекции, в том числе включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации, независимо от того, в чьей собственности или во владении они находятся, подлежат государственному учету. Государственный учет музейных предметов и музейных коллекций, в том числе включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, представляет собой комплекс мер, о лица, обеспечивающих идентификацию и предметно-количественный учет музейных предметов и музейных коллекций, в том числе включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, в целях их правовой защиты и государственного контроля. В настоящее время единые правилами организации комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций находятся в стадии разработки. Действующим подзаконным правовым актом, регулирующим указанные вопросы, является Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР, утвержденная Приказом Минкультуры СССР от 17.07.1985 №290. При этом в соответствии с п.1.1 ст.15 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» проверка выполнения требований указанного нормативного правового акта в компетенцию Управления Минкультуры России по ПФО не входит и не проводилась, что подтверждается как текстом распоряжения о проведении проверки, так и актом проверки. Таким образом, утверждение истца о фактической проверке исполнения Музеем требований Инструкции не соответствует действительности и не подтверждается документами проверки. Однако для истца Инструкция, как действующий на сегодняшний день нормативный правовой акт, обязательна для исполнения. Единственным правовым основанием включения оспариваемого требования в предписание об устранении выявленных нарушений по итогам проверки является п.13 Положения №179, что подтверждается текстом предписания. Топографические описи (перечни предметов коллекций) либо пономерные списки, указанные истцом, к вышеперечисленным учётным документам не отнесены. Необходимость внесения сведений о местонахождении музейного предмета в главную инвентарную книгу (книгу поступлений основного фонда) обусловлено следующими причинами. Главная инвентарная книга является основным учетным документов музея (государственным документом охранного порядка) и должна нести в себе первостепенную информацию о хранящихся в музее музейных предметах и музейных коллекциях - в том числе об их местонахождении, сохранности, форме использования. Наличие в главной инвентарной книге сведений о местонахождении музейных предметов позволяет главному хранителю, несущему всю полноту ответственности за имеющиеся в музее музейные предметы, по поступившему к нему запросу (в случае выявления хищений органами полиции, ФСБ, прокуратуры и т.д.) максимально быстро определить местоположение каждого музейного предмета без обращения к сотрудникам музея, получившим предметы на ответственное хранение (ответственный хранитель может быть в отпуске, на больничном, в командировке, кроме того, ответственный хранитель может уволиться и его должность может долгое время оставаться вакантной). Тома главной инвентарной книги хранятся в помещении отдела фондов в сейфах или металлических шкафах, контроль доступа к которым обеспечивает исключительно главный хранитель, в отличие от топографических описей, которые хранятся в одном помещении с вписанными в них предметами (в конкретном помещении фондохранилища, экспозиционном зале). Главный хранитель, обращаясь исключительно к главной инвентарной книге, должен четко представлять, где в данный момент находится тот или иной музейный предмет, та или иная музейная коллекция (часто в книгу поступлений под одним номером может быть включена музейная коллекция, содержащая сотни и даже тысячи предметов, например - археологическая): в фондохранилище (в каком корпусе, помещении, на каком стеллаже, в каком ящике и т.д.); в экспозиции (в каком здании, помещении, зале, витрине и т.д.); на реставрации (в реставрационной мастерской самого музея, либо передан на реставрацию в другой музей, институт, лабораторию и т.д.); на выставке в другом музее, учреждении и т.д.; выдан на временное хранение (для проведения экспертизы на содержание драгметаллов, научных экспериментов, отправления религиозных обрядов (например, иконы и церковная утварь) и т.д.). Таким образом, отражение местонахождения музейного предмета исключительно в топографических описях, формируемых на принципе территориальности (исходя из фактического местонахождения музейного предмета в конкретном помещении) не только не позволяет оперативно получать необходимую информацию, но и несет угрозу сохранности и безопасности культурного наследия. В связи с изложенным просили в иске отказать в полном объеме.
Учитывая положения ст.150 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения и.о. руководителя Управления Минкультуры России по ПФО №111 от 11.09.2018 в период с 20.09.2018 по 17.10.2018 была проведена плановая документарная и выездная проверка ГУК «ГМФ».
В соответствии с пп.7, 10 указанного распоряжения, предметом проверки являлось соблюдение ГУК «ГМФ» обязательных требований, установленных следующими правовыми актами:
- гл. II, ст.14, 16, 27 Федерального закона от 26.05.1996 №54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»;
- пп.48-50 Положения о государственных наградах Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07.09.2010 №1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации»;
- Положением о Музейном фонде Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1998 №179.
По результатам проведенной проверки 17.10.2018 главным государственным инспектором отдела контрольно-надзорной деятельности в регионах Управления Минкультуры России по ФИО3 Рябухой в адрес ГУК «ГМФ» было выдано предписание №8 об устранении выявленных нарушений (далее – Предписание №8).
Пунктом 3 предписания на ГУК «ГМФ» возложена обязанность: до 01.04.2020 обеспечить учет музейных предметов в главных инвентарных книгах (книгах поступлений основного фонда) ГУК «ГМФ» с соблюдением требований по внесению сведений об их местонахождении (тома №№1-49); проинформировать Управление Минкультуры России по ПФО об исполнении данного пункта предписания.
Основанием включения п.3 в предписание является нарушение ГУК «ГМФ» п.13 Положения о Музейном фонде Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1998 №179.
Данное предписание было направлено в адрес Музея по почте 17.10.2018 и получено им 25.10.2018, о чем в предписании имеется соответствующая отметка.
Не согласившись с законностью выданного предписания, в части включения в него п.3, в соответствии с п.12 ст.16 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» ГУК «ГМФ» 09.11.2018 направило в адрес Управления Минкультуры России по ПФО возражения (исх. №179/1).
Рассмотрев представленные возражения, Управление Минкультуры России по ПФО в письме от 05.12.2018 №04-2/4/819 не согласилось с изложенной позицией ГУК «ГМФ», указав, что документом, в котором в соответствии с утвержденной формой предусмотрено отражение места нахождения предметов, является форма Книги поступлений музейных предметов на постоянное хранение (Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, утвержденной приказом Министра культуры СССР).
Обжалование предписания в порядке подчиненности Музеем не осуществлялось.
В соответствии с чч.1,2 ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно п.2 ч.2 ст.1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц.
В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании п.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Поскольку, оспариваемое предписание является вынесенным уполномоченным органом документом властно распорядительного характера, возлагающим на Музей определенные обязанности, а в случае его невыполнения в установленный срок, являющимся основанием для привлечения к административной ответственности по ст.19.5 КоАП РФ, его законность подлежит проверке в порядке административного судопроизводства.
Разрешая вопрос о законности п.3 Предписания №8, суд исходит из следующего.
В силу чч.8, 9, 11 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Оспариваемое предписание было получено Музеем 25.10.2018, а иск поступил в суд 23.01.2019, т.е. установленный ст.219 КАС РФ срок обращения с административным исковым заявлением в суд не пропущен.
В соответствии с п.13 Положения о Музейном фонде Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1998 №179 музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав фонда, подлежат учету и хранению в соответствии с едиными правилами и условиями, определяемыми Министерством культуры Российской Федерации, независимо от того, в чьей собственности или владении они находятся.
Учет музейных предметов и музейных коллекций осуществляется их собственниками или музеями и иными организациями, в оперативном управлении или пользовании которых они находятся, с использованием специальной учетной документации, обеспечивающей возможность полной идентификации этих предметов и коллекций и содержащей сведения об их местонахождении, сохранности, форме использования и т.д.
Основными учетными документами являются главная инвентарная книга (книга поступлений) и другие инвентарные книги, акты приема музейных предметов и музейных коллекций на временное (постоянное) хранение, акты выдачи музейных предметов и музейных коллекций во временное пользование, акты списания музейных предметов и музейных коллекций (в случае исключения их из состава фонда).
В соответствии с абз.4 ст.5 Федерального закона от 26.05.1996 №54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» музеи, иные организации, физические лица, в собственности, во владении или в пользовании которых находятся музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации, обязаны обеспечить в порядке, установленном едиными правилами организации комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в сфере культуры (далее - единые правила) учет музейных предметов и музейных коллекций, ведение и сохранность учетной документации, связанной с этими музейными предметами и музейными коллекциями.
Согласно ст.6 Федерального закона от 26.05.1996 №54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» государственный учет музейных предметов и музейных коллекций, в том числе включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации (далее - государственный учет), представляет собой комплекс мер, обеспечивающих идентификацию и предметно-количественный учет музейных предметов и музейных коллекций, в том числе включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, в целях их правовой защиты и государственного контроля.
Государственный учет состоит из первичного государственного учета (далее - первичный учет) и централизованного государственного учета (далее - централизованный учет).
Первичный учет включает в себя:
экспертизу культурных ценностей в целях отнесения их к музейным предметам и музейным коллекциям (далее - экспертиза культурных ценностей);
первичную регистрацию музейных предметов и музейных коллекций, подлежащих включению в состав Музейного фонда Российской Федерации (далее также - первичная регистрация).
Первичная регистрация проводится музеями, иными организациями, в собственности или во владении которых находятся музейные предметы и музейные коллекции, в установленном едиными правилами порядке.
Для осуществления первичной регистрации сведения о музейных предметах и музейных коллекциях вносятся в книгу поступлений основного фонда музея (главную инвентарную книгу музея), порядковый номер записи в которой является неотъемлемым учетным обозначением музейного предмета или музейной коллекции.
Форма книги поступлений основного фонда музея (главной инвентарной книги музея), состав и порядок внесения в нее сведений устанавливаются едиными правилами.
В настоящее время единые правила, а соответственно и форма книги поступлений основного фонда музея (главной инвентарной книги музея), состав и порядок внесения в нее сведений, федеральным органом исполнительной власти в сфере культуры (Министерством культуры Российской Федерации) не утверждены, что подтвердил и административный ответчик в своих возражениях.
В связи с этим возложение на Музей в п.3 Предписания №8 обязанности обеспечить учет музейных предметов в главных инвентарных книгах (книгах поступлений основного фонда) с соблюдением требований по внесению сведений об их местонахождении, незаконно.
Кроме того, в целях комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций, Музей в своей деятельности руководствуется действующей в настоящее время Инструкцией по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР, утвержденной приказом Минкультуры СССР от 17.07.1985 №290 (далее – Инструкция от 17.07.1985 №290).
В соответствии пп.82-84 Инструкции от 17.07.1985 №290 государственный учет музейных фондов предусматривает две стадии:
а) первичную регистрацию и атрибуцию поступивших в музей предметов, имеющих целью их документальную охрану (актирование, краткую запись в книге поступлений);
б) инвентаризацию, т.е. научную регистрацию музейных предметов (классификация по типам источников, видам материалов, видам искусства, коллекциям и пр., составление более развернутого и точного описания, уточнение атрибуции, запись в научный инвентарь).
Основными юридическими документами государственного учета музейных фондов являются акты приема и акты выдачи, книги поступлений и научный инвентарь. Для характеристики музейного предмета научный инвентарь является наиболее полным документом, фиксирующим его классификацию и результаты изучения.
Акты, книги поступлений и инвентарные книги музея должны заполняться разборчиво, четко, без помарок, подчисток и неоговоренных исправлений.
На основании п.100 Инструкции от 17.07.1985 №290 все предметы, поступившие в музей на постоянное хранение, после актирования и рассмотрения на фондово-закупочной комиссии в течение месяца вносятся в книги поступлений основного или научно-вспомогательного фонда (Приложения №9а, 9б).
Цель книг поступлений как государственного документа охранного порядка - зарегистрировать поступивший предмет под определенным порядковым номером, который тут же проставляется на нем, и дать краткое характеризующее его описание, исключающее его подмену, а в случае утери или кражи облегчающее также розыск пропавшего предмета. Порядковый номер по книге поступлений, присвоенный данному предмету, одновременно проставляется в акте его приема в музей.
Пункты 103-118 Инструкции от 17.07.1985 №290 регламентируют порядок научной инвентаризации музейных предметов, при этом не содержат обязательных требований по внесению сведений о местонахождении музейных предметов в главные инвентарные книги (книги поступлений основного фонда).
Приложением №9а к Инструкции от 17.07.1985 №290 утверждена форма книги поступлений музейных предметов (основного фонда) на постоянное хранение (для музеев, кроме художественных), которая содержит графу (столбец) 12 (Примечание. Место нахождения предмета (запись карандашом). Вместе с тем, данная графа (столбец) по смыслу своего наименования – «Примечание», не является обязательной для заполнения.
Таким образом, возлагая на Музей в п.3 Предписания №8 обязанность обеспечить учет музейных предметов в главных инвентарных книгах (книгах поступлений основного фонда) с соблюдением требований по внесению сведений об их местонахождении, Управление Минкультуры России по ПФО фактически указало Музею на необходимость соблюдения положений Инструкции от 17.07.1985 №290, что также незаконно, поскольку нарушает положения п.1.1 ст.15 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», согласно которому при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР.
Помимо этого следует отметить, что в ГУК «ГМФ» записи о местонахождении музейных предметов, их перемещении, отправке на экспозицию и временные выставки, сохранности, форме использования, а также полная идентификации этих предметов и коллекций с должным вниманием и тщательностью производятся ответственными музейными хранителями в топографических описях, предназначенных для получения оперативной информации о музейном предмете на конкретном месте хранения, которые согласно пп.149-153 Инструкции от 17.07.1985 №290 относятся к документам вспомогательной формы учета.
Поскольку действующее законодательство в области музейного дела не содержит понятия специальной учетной документации и не перечисляет, какая учетная документация относится к специальной, суд находит обоснованным довод административного истца о том, что специальной учетной документацией является вся документация применяемая музеями в своей деятельности, с помощью которой осуществляется учет музейных предметов и музейных коллекций, и которая обеспечивает возможность полной идентификации этих предметов и коллекций и содержит сведения об их местонахождении, сохранности, форме использования и т.д.
Таким образом, к специальной учетной документации относятся не только главные инвентарные книги (книги поступлений основного фонда поступлений), которые являются основными учетными документами, но в том числе и топографические описи, так как содержат всю необходимую информацию, позволяющую полностью идентифицировать музейный предмет, его местонахождение, сохранность, форму использования и т.д.
В связи с этим ГУК «ГМФ» в своей деятельности осуществляет учет музейных предметов и музейных коллекций с использованием специальной учетной документации, содержащей сведения об их местонахождении, т.е. выполняет требования п.13 Положения о Музейном фонде Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1998 №179, административным ответчиком в нарушение положений ст.226 КАС РФ не предоставлено, что также свидетельствует о незаконности п.3 Предписания №8.
Поскольку Предписание №8 в обжалуемой части не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права административного истца, возлагая на него соответствующие обязанности, суд, исходя из положений п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ, полагает необходимым административный иск удовлетворить, признав пункт 3 данного предписания незаконным.
Оснований для признания п.3 также и недействующим не имеется, поскольку это следует из признания его незаконным.
В соответствии со ст.103 КАС РФ, судебные расходы состоят из госпошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В силу ч.1 ст.111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Из материалов административного дела следует, что административным истцом понесены расходы в виде уплаты госпошлины в сумме 2000 рублей, что подтверждено платежным поручением №6 от 21.01.2019.
Из изложенных выше процессуальных норм, регулирующих вопросы, связанные с судебными расходами по административным делам, следует, что государственные органы, выступающие в качестве административных истцов либо административных ответчиков по делам, рассматриваемым в соответствии с административным процессуальным законодательством Российской Федерации, судами общей юрисдикции, освобождаются только от уплаты госпошлины в соответствующий бюджет при совершении ими юридически значимых действий, либо при взыскании с них госпошлины в доход бюджета в установленных процессуальным законодательством случаях. При этом вопросы, связанные с возмещением сторонам судебных расходов, понесенных ими при рассмотрении административных дел, налоговым законодательством не регулируются.
Положениями главы 10 «Судебные расходы» КАС РФ возможность освобождения государственных органов от уплаты судебных расходов, понесенных сторонами по делу, не предусмотрена.
Таким образом, с Управления Минкультуры России по ПФО в пользу Музея подлежат взысканию судебные расходы по оплате госпошлины в размере 2000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.175 - 181, 227 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление государственного учреждения культуры «Государственный музей ФИО2» к управлению Министерства культуры Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу удовлетворить.
Признать незаконным пункт 3 предписания управления Министерства культуры Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу №8 от 17 октября 2018 года.
Взыскать с управления Министерства культуры Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу в пользу государственного учреждения культуры «Государственный музей ФИО2» судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Волжский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья И.А. Голубев