ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1176/16 от 17.03.2016 Кировского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело №2а-1176/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17.03.2016г. г. Волгоград

Кировский районный суд города Волгограда в составе:

Председательствующего судьи Сорокиной Л.В.

при секретаре Хзмалян К.Л.,

С участием административного истца Агеевой М.С., представителя административного ответчика МИ ФНС России №11 по Волгоградской области Черткова А.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Агеевой М.С. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №11 по Волгоградской области о признании незаконным решения, требований и произведении перерасчета,

У С Т А Н О В И Л:

Агеева М.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №11 по Волгоградской области о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС N11 по Волгоградской области от 30.11.2015 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления Агеевой М.С. суммы неуплаченного налога на доходы физических лиц за 2014 г. в сумме 287039,79 рублей, начисления ей суммы штрафа по п.1статьи 122 НК РФ в размере 20% от суммы неуплаченного налога в размере 57407,96 руб., штрафа за несвоевременное представление налоговой декларации по п.1 статьи 119 НК РФ в размере 28641,00 руб.; признании незаконным требование Межрайонной ИФНС России N11 по Волгоградской области об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на 16.02.2016г. в части начисления Агеевой М.С. суммы неуплаченного налога на доходы физических лиц за 2014 г. в сумме 287039,79 рублей, начисления ей суммы штрафа в размере 86 048,96 рублей, пени; возложении обязанности на Межрайонную ИФНС России N11 по Волгоградской области произвести перерасчет доначисленной Агеевой М.С. сумму неуплаченного налога на доходы физических лиц за 2014 год, пени за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, штрафа в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Свои требования мотивирует тем, что Агеевой М.С. в 2014 году были приобретены в дар следующие земельные участки. На основании договора дарения от 28 ноября 2014 года, заключенного между ФИО1 (дарителем) и Агеевой М.С. (одаряемым), Агеевой М.С. был приобретен в дар от ФИО1 земельный участок сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства с кадастровым номером <адрес> Согласно дополнительному соглашению от 01 декабря 2014 г. N1 к указанному договору дарения от 28 ноября 2014 года, стороны пришли к соглашению определить договорную стоимость даримого по договору дарения земельного участка в размере 20 000 рублей. На основании договора дарения от 29 ноября 2014 года, заключенного между ФИО2 (дарителем) и Агеевой М.С. (одаряемым), Агеевой М.С. был приобретен в дар от ФИО2 земельный участок сельскохозяйственного назначения – для сельскохозяйственного производства с <адрес>. Согласно дополнительному соглашению от 01 декабря 2014 г. N1 к указанному договору дарения от 29 ноября 2014 года, стороны пришли к соглашению определить договорную стоимость даримого по договору дарения земельного участка в размере 7 000 рублей. На основании договора дарения от 18 ноября 2014 года, заключенного между ФИО3 (дарителем) и Агеевой М.С. (одаряемым), Агеевой М.С. был приобретен в дар от Каменновой Д.Н. земельный участок сельскохозяйственного назначения для производства сельскохозяйственной продукции с кадастровым номером <адрес>. Согласно дополнительному соглашению от 20 ноября 2014 г. N1 к указанному договору дарения от 18 ноября 2014 года, стороны пришли к соглашению определить договорную стоимость даримого по договору дарения земельного участка в размере 25 000 рублей. На основании договора дарения от 29 ноября 2014 года, заключенного между ФИО4 (дарителем) и Агеевой М.С. (одаряемым), Агеевой М.С. был при обретен в дар от ФИО4 земельный участок сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства с кадастровым номером <адрес> Согласно дополнительному соглашению от 01 декабря 2014 г. N1 к указанному договору дарения от 29 ноября 2014 года, стороны пришли к соглашению определить договорную стоимость даримого по договору дарения земельного участка в размере 40 000 рублей. Дарители ФИО1ФИО2ФИО3 и ФИО4 и одаряемый Агеева М.С. не являются членами одной семьи и (или) близкими родственниками. 01 июня 2015 года Агеевой М.С. была подана в Межрайонную ИФНС России N11 по Волгоградской области налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2014 год с налоговой базой в размере 92000 рублей, с исчисленной суммой налога на доходы по ставке 13% в размере 11 960 рублей. 14 июля 2015 года Агеевой М.С. был оплачен налог на доходы физических лиц за 2014 год в размере 11 960 рублей. Межрайонной ИФНС России N11 по Волгоградской области была проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2014 год, представленной Агеевой М.С., по результатам которой 10 сентября 2015 года был составлен акт налоговой проверки . 30 ноября 2015 года Межрайонной ИФНС России N11по Волгоградской области было принято решение о привлечении Агеевой М.С. к ответственности за совершение налогового правонарушения. В соответствии с указанным решением Агеева М.С. была привлечена к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 59 282 рублей, доначислен налог на доходы физических лиц за 2014 год в размере 296 410 рублей, назначен штраф по п.1 статьи 119 НК РФ в размере 29641 рублей. Не согласившись с указанным решением налогового органа от 30.11.2015 г. , Агеева М.С. обратилась с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Волгоградской области. 12 февраля 2016 года Управлением Федеральной налоговой службы по Волгоградской области было принято решение , согласно которому апелляционная жалоба Агеевой М.С. от 29.11.2015 г. на решение Межрайонной ИФНС России N11 по Волгоградской области от 30.11.2015 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлена без удовлетворения. Межрайонной ИФНС России N11 по Волгоградской области в адрес Агеевой М.С. выставлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на 16.02.2016 г., в котором предложено в срок до 10 марта 2016 года погасить задолженность. С указанным решением Межрайонной ИФНС России N11 по Волгоградской области от 30.11.2015 г. а также требованием об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на 16.02.2016 г. Агеева М.С. не согласна в части, считает их необоснованными. Налоговым органом при определении налоговой базы по НДФЛ в декларации за 2014 год была принята за основу расчета кадастровая стоимость земельных участков согласно предоставленных сведений кадастровой палаты. Указывает, что при исчислении налога на доходы физических лиц в отношении дохода, полученного физическим лицом, налоговая база должна определяться как рыночная стоимость полученного в дар объекта недвижимого имущества. Считает, что сумма, подлежащая оплате в бюджет в качестве налога НДФЛ за 2014 год, составляет 9 370,21 рублей, размер штрафа, в соответствии с п.1 статьи 122 НК РФ составляет: 1 874,04 руб., размер штрафа, в соответствии с п.11 статьи 119 НК РФ составляет: 100 руб.

Административный истец Агеева М.С. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала.

Представитель административного ответчика МИ ФНС России №11 по Волгоградской области Чертков А.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований.

Суд, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно п.1 ст. 210 НК РФ, при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.

В соответствие со ст. 211 НК РФ, при получении налогоплательщиком дохода от организаций и индивидуальных предпринимателей в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества, налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг) иного имущества, исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 105.3 настоящего Кодекса.

При этом в стоимость таких товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, акцизов и исключается частичная оплата налогоплательщиком стоимости полученных им товаров, выполненных для него работ, оказанных ему услуг.

К доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относятся: 1) оплата (полностью или частично) за него организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика; 2) полученные налогоплательщиком товары, выполненные в интересах налогоплательщика работы, оказанные в интересах налогоплательщика услуги на безвозмездной основе или с частичной оплатой; 3) оплата труда в натуральной форме.

Как следует из п.1 ст. 40 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей, для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

Согласно ст. 41 НК РФ, в соответствии с настоящим Кодексом доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" настоящего Кодекса.

В целях настоящего Кодекса не признается доходом (экономической выгодой) получение имущества его фактическим владельцем от номинального владельца, если такое имущество и его номинальный владелец указаны в специальной декларации, представленной в соответствии с Федеральным законом "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Согласно ст. 57 ГК РФ, сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.

Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Сроки совершения действий участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, устанавливаются настоящим Кодексом применительно к каждому такому действию.

В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Из п.п.7 п.1 ст. 228 НК РФ следует, что исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят следующие категории налогоплательщиков: физические лица, получающие от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, доходы в денежной и натуральной формах в порядке дарения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 18.1 статьи 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению.

В соответствии с п.18.1 ст. 217 НК РФ, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц: доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке дарения, за исключением случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Доходы, полученные в порядке дарения, освобождаются от налогообложения в случае, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами).

В силу п.1 ст. 119 НК РФ, непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Судом установлено, что Агеевой М.С. в 2014 году были приобретены в дар следующие земельные участки. На основании договора дарения от 28 ноября 2014 года, заключенного между ФИО1 (дарителем) и Агеевой М.С. (одаряемым), Агеевой М.С. был приобретен в дар от ФИО1 земельный участок сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства с кадастровым номером <адрес> Согласно дополнительному соглашению от 01 декабря 2014 г. N1 к указанному договору дарения от 28 ноября 2014 года, стороны пришли к соглашению определить договорную стоимость даримого по договору дарения земельного участка в размере 20 000 рублей. Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано за Агеевой М.С. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области 04 декабря 2014 года (запись регистрации ), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 04.12.2014 г.

На основании договора дарения от 29 ноября 2014 года, заключенного между ФИО2 (дарителем) и Агеевой М.С. (одаряемым), Агеевой М.С. был приобретен в дар от ФИО2 земельный участок сельскохозяйственного назначения – для сельскохозяйственного производства с кадастровым номером <адрес> Согласно дополнительному соглашению от 01 декабря 2014 г. N1 к указанному договору дарения от 29 ноября 2014 года, стороны пришли к соглашению определить договорную стоимость даримого по договору дарения земельного участка в размере 7 000 рублей. Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано за Агеевой М.С. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области 05 декабря 2014 года (запись регистрации ), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 05.12.2014 г.

На основании договора дарения от 18 ноября 2014 года, заключенного между ФИО3 (дарителем) и Агеевой М.С. (одаряемым), Агеевой М.С. был приобретен в дар от ФИО3 земельный участок сельскохозяйственного назначения для производства сельскохозяйственной продукции с кадастровым номером <адрес> Согласно дополнительному соглашению от 20 ноября 2014 г. N1 к указанному договору дарения от 18 ноября 2014 года, стороны пришли к соглашению определить договорную стоимость даримого по договору дарения земельного участка в размере 25 000 рублей. Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано за Агеевой М.С. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области 26 ноября 2014 года (запись регистрации ), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26.11.2014 г.

На основании договора дарения от 29 ноября 2014 года, заключенного между ФИО4 (дарителем) и Агеевой М.С. (одаряемым), Агеевой М.С. был при обретен в дар от ФИО4 земельный участок сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства с кадастровым номером <адрес> Согласно дополнительному соглашению от 01 декабря 2014 г. N1 к указанному договору дарения от 29 ноября 2014 года, стороны пришли к соглашению определить договорную стоимость даримого по договору дарения земельного участка в размере 40 000 рублей. Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано за Агеевой М.С. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области 12 декабря 2014 года (запись регистрации ), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 12.12.2014 г.

Дарители ФИО1., ФИО2ФИО3 и ФИО4 и одаряемый Агеева М.С. не являются членами одной семьи и (или) близкими родственниками, о чем указывает административный истец. 01 июня 2015 года Агеевой М.С. была подана в Межрайонную ИФНС России N11 по Волгоградской области налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2014 год с налоговой базой в размере 92000 рублей, с исчисленной суммой налога на доходы по ставке 13% в размере 11960 рублей.

14 июля 2015 года Агеевой М.С. был оплачен налог на доходы физических лиц за 2014 год в размере 11 960 рублей.

14.03.2016г. Агеевой М.С. в МИ ФНС России №11 по Волгоградской области была подана еще одна налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц и доплачен налог на сумму 9370 руб.

Межрайонной ИФНС России N11 по Волгоградской области была проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2014 год, представленной Агеевой М.С., по результатам которой 10 сентября 2015 года был составлен акт налоговой проверки

30 ноября 2015 года Межрайонной ИФНС России N11по Волгоградской области было принято решение о привлечении Агеевой М.С. к ответственности за совершение налогового правонарушения. В соответствии с указанным решением Агеева М.С. была привлечена к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 59 282 рублей, доначислен налог на доходы физических лиц за 2014 год в размере 296 410 рублей, назначен штраф по п.1 статьи 119 НК РФ в размере 29641 рублей.

Не согласившись с указанным решением налогового органа от 30.11.2015 г. N11676, Агеева М.С. обратилась с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Волгоградской области.

12 февраля 2016 года Управлением Федеральной налоговой службы по Волгоградской области было принято решение N130, согласно которому апелляционная жалоба Агеевой М.С. от 29.11.2015 г. на решение Межрайонной ИФНС России N11 по Волгоградской области от 30.11.2015 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлена без удовлетворения.

Межрайонной ИФНС России N11 по Волгоградской области в адрес Агеевой М.С. выставлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на 16.02.2016 г., в котором предложено в срок до 10 марта 2016 года погасить задолженность.

Судом установлено, что налоговым органом при определении налоговой базы по НДФЛ в декларации за 2014 год была принята за основу расчета кадастровая стоимость земельных участков согласно предоставленных сведений кадастровой палаты.

Так, в частности, как указано налоговым органом в решении от 30.11.2015 г. N11676, согласно кадастровой справке от 21.07.2015 г., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <адрес> на дату заключения договора дарения от 28.11. 2014 г. составляет 1 176 000 рублей.

Согласно кадастровой справке от 06.08.2015 г., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <адрес> на дату заключения договора дарения от 29.11. 2014 г. составляет 34 788,12 рублей.

Согласно кадастровой справке от 08.06.2015 г. кадастровая стоимость земельного участка С кадастровым номером <адрес>, на дату заключения договора дарения от 18. 11. 2014 г. составляет 1 127 997,18 рублей.

Согласно кадастровой справке от 21.07.2015 г., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <адрес> на дату заключения договора дарения от 29.11.2014 г. составляет 33290,40 рублей.

Административным истцом оспаривается стоимость спорных земельных участков.

Согласно отчета от 11 сентября 2015 г. составленного организация1 предоставленного Агеевой М.С., рыночная стоимость земельного участка площадью 560 000 кв. м. с кадастровым номером <адрес> по состоянию на 28 ноября 2014 года составляет 56 000 рублей.

В соответствии с отчетом от 11 сентября 2015 года, составленного организация1 рыночная стоимость земельного участка площадью 399999 кв. м. с кадастровым номером <адрес>, в границах СПК «Атамановский», на 18 ноября 2014 г. составляет 40000 рублей.

У суда не имеется оснований не доверять выводам данных отчетов, какой-либо заинтересованности экспертов, готовивших данные отчеты, либо несоответствия выводов отчета фактическим обстоятельствам дела, судом не установлено.

Вместе с тем, доводы административного истца о том, что доходы в виде имущества, полученного в порядке дарения, являются доходами в натуральной форме, в целях исчисления налога на доходы физических лиц налоговая база по данному виду доходов должна исчисляться в соответствии с п. 1 ст. 211 НК РФ (то есть из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 40 НК РФ), независимо от того, кто является источником дохода, при исчислении налога на доходы физических лиц в отношении дохода, полученного физическим лицом, налоговая база должна определяться как рыночная стоимость полученного в дар объекта недвижимого имущества, основаны на неверном толковании административным истцом норм материального права.

Основанием для вынесения оспариваемого административным истцом решения послужил вывод о неполном отражении налогоплательщиком дохода за 2014 год, полученного от принятия в дар четырех земельных участков.

В обосновании своей позиции административный истец указывает, что в целях определения налоговой базы ею использовалась стоимость передаваемого в дар недвижимого имущества, указанная в дополнительных соглашениях к договорам дарения. Кроме того, заявитель указывает, что в настоящее время НК РФ не урегулирован вопрос о стоимости недвижимого имущества, которую необходимо применять для целей определения налоговой базы по доходам, полученным физическими лицами в порядке дарения им такого имущества, ссылаясь на письма Министерства финансов Российской Федерации от 06.04.2007 N03-04-07-01148, от 27.08.2012 N03-04-08/8-278, полагая, что если дарителем является физическое лицо, налоговая база рассчитывается налогоплательщиком исходя из существующих на дату дарения цен на такое же или аналогичное имущество и имущественные права. При этом заявитель считает, что кадастровая стоимость полученных в дар земельных участков, которая была определена налоговым органом на основании кадастровых справок, полученных по запросу из кадастровой палаты в рамках проведения камеральной налоговой проверки, не отражает их реальную рыночную стоимость для целей определения налоговой базы, поскольку кадастровая оценка земельный участков, проведенная в 2012г., закрепленная в Распоряжении Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 27.11.2013г. N2577-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Волгоградской области», не отражает их точную рыночную стоимость на дату заключения договоров дарения.

Согласно пункту 1 статьи 572 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.

Договор дарения является безвозмездным, следовательно, указание стоимости передаваемой дарителем вещи в собственность одаряемому или имущественных прав не является существенным условием указанного договора.

Кроме того, в силу пункта 18.1 статьи 217 НК РФ освобождаются от налогообложения доходы, полученные в порядке дарения, в случае, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами).

Вместе с тем, доходы, полученные физическими лицами в порядке дарения, в случае если они не освобождаются от налогообложения в соответствии с пунктом 18.1 статьи 217 НК РФ, подлежат налогообложению НДФЛ.

К указанным доходам, в частности, относится недвижимое имущество, полученное от дарителя, не являющегося членом семьи и (или) близким родственником одаряемого.

Наличие близкого родства с дарителями земельных участков, либо факт того, что дарители и одаряемый являются членами одной семьи Агеевой М.С. документально не подтверждены, следовательно, доход, полученный им в порядке дарения, подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

Физические лица при получении в порядке дарения недвижимого имущества исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций и (или) физических лиц сведений об объектах налогообложения исходя. из положений пункта 3 статьи 54 НК РФ.

К числу таких сведений об объекте налогообложения могут быть отнесены официальные данные о кадастровой стоимости объекта недвижимости. полученные из государственного кадастра недвижимости, который является систематизированным сводом сведений об учтенном в Российской Федерации недвижимом имуществе (пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N2 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Из материалов предоставленной суду камеральной налоговой проверки следует, что согласно сведениям, представленным в Инспекцию ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Волгоградской области (Росреестром) кадастровая стоимость вышеназванных земельных участков составляла: с кадастровым номером по состояннию на 18.11.2014г. -сумма кадастровым номером по состоянию на 28.11.2014г. -1 176 000 рублей (в договоре дарения указано 20 000 рублей); с кадастровым номером по состоянию на 29.11.2014г. - 34 788.12 рубля (в договоре дарения указано 7 000 рублей); с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2014г. - 33290.40 рубля (в договоре дарения указано 40 000 рублей).

Согласно ст. 40 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей, для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, однако предполагается, что эта цена соответствует реальной цене.

Межрайонная ИФНС России N11 по Волгоградской области в ходе проведения камеральной налоговой проверки, доказано обратное.

В соответствии со ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" НК РФ.

На основании п. 1 ст. 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

В связи с чем, налоговый орган, руководствуясь официальными сведениями, полученными от органа, осуществляющего кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обоснованно установлен размер дохода 2372 075,70 рубля, полученного налогоплательщиком Агеевой М.С. в 2014 году от принятия в дар четырех земельных участков, и, соответственно, определена налоговая база и сумма неполностью уплаченного НДФЛ в размере 296410 рублей. Обоснованный сведений об иной стоимости земельных участков Агеева М.С. в МИ ФНС России №11 по Волгоградской области на момент принятия оспариваемого решения не предоставляла.

Согласно п. 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ, для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно административного искового заявления, в настоящее время главой 23 НК РФ урегулирован вопрос о стоимости недвижимого имущества, которую необходимо применять для целей определения налоговой базы по доходам, полученным физическими лицами в порядке дарения им такого имущества.

Вместе с тем, судом установлено, что налоговая база при дарении недвижимости между физическими лицами может определяться исходя из кадастровой (инвентаризационной) стоимости полученного гражданином имущества.

Таким образом, расчет налоговых обязательств налогоплательщиком по налогу на доходы физических лиц при получении в порядке дарения вышеназванных четырех земельных участков правомерно произведен административным ответчиком исходя из их кадастровой стоимости.

Судом принимается во внимание, что документы, подтверждающие получение предыдущими собственниками земельных участков арендной платы в размерах, значительно превышающих стоимость участков, отраженную в спорной декларации, сведения о регистрации Агеевой М.С. 19.01.2015г. в качестве главы крестьянско- фермерского хозяйства не могут быть приняты судом в качестве оснований для удовлетворения, либо отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку не имеют правового значения для существа рассматриваемого спора.

Однако, в силу норм действующего законодательства, только с момента вступления в силу судебного акта у кадастрового органа может возникать обязанность внести в кадастр установленную судебный актом рыночную стоимость земельного участка. Изменение кадастровой стоимости направлено на будущее время. Во всех правовых отношениях, в которых используется измененная стоимость, её новый, определенный судом размер, может применяться не ранее вступления в законную силу решения суда по соответствующему иску.

Кроме того, субъектом рассмотрения по вопросу применения новой кадастровой (рыночной) стоимости, даты её внесения, в данном случае выступает не налоговый, а регистрирующий такие изменения орган. Следовательно, суд пришел к выводу, что оспариваемое решение законно и обоснованно, нарушений прав, законных интересов и свобод административного истца со стороны административного ответчика не установлено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Агеевой М.С. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №11 по Волгоградской области о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС N11 по Волгоградской области от 30.11.2015 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления Агеевой М.С. суммы неуплаченного налога на доходы физических лиц за 2014 г. в сумме 287039,79 рублей, начисления ей суммы штрафа по п.1статьи 122 НК РФ в размере 20% от суммы неуплаченного налога в размере 57407,96 руб., штрафа за несвоевременное представление налоговой декларации по п.1 статьи 119 НК РФ в размере 28641,00 руб.; признании незаконным требование Межрайонной ИФНС России N11 по Волгоградской области об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на 16.02.2016г. в части начисления Агеевой М.С. суммы неуплаченного налога на доходы физических лиц за 2014 г. в сумме 287039,79 рублей, начисления ей суммы штрафа в размере 86 048,96 рублей, пени; возложении обязанности на Межрайонную ИФНС России N11 по Волгоградской области произвести перерасчет доначисленной Агеевой М.С. сумму неуплаченного налога на доходы физических лиц за 2014 год, пени за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, штрафа в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.174-180, 227-228 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Агеевой М.С. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №11 по Волгоградской области о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС N11 по Волгоградской области от 30.11.2015 г. , требования Межрайонной ИФНС России N11 по Волгоградской области и произведении перерасчета суммы неуплаченного налога на доходы физических лиц за 2014г., пени – отказать.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 1 месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме через Кировский районный суд г. Волгограда.

Судья