ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1176/19 от 02.07.2019 Ленинскогого районного суда (Республика Крым)

УИД: 91RS0014-01-2019-001038-30

КОПИЯ

Дело № 2а-1176/2019

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 июля 2019 года пгт. Ленино

Ленинский районный суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Буровой А.В., при секретаре – ФИО3,

рассмотрев административное дело по административному иску ФИО2ФИО1 к Администрации Ленинского района Республики Крым в лице главы ФИО1, заинтересованное лицо – Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, об оспаривании решения и действия главы органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в Ленинский районный суд Республики Крым с административным иском в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о признании незаконным решения Администрации Ленинского района Республики Крым от 23.05.2019 года №01-24/3044 о невозможности передачи ФИО2ФИО1 в аренду земельного участка с кадастровым номером 90:07:170301:30, площадью 300 га, для сенокошения и выпаса скота сроком на 10 лет и действия главы Администрации Ленинского района Республики Крым при его вынесении.

В обоснование иска указал, что распоряжением Ленинской РГА №486 от 19.07.2012 года «О разрешении на разработку проекта отвода земельного участка ФИО2», ему было дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка для передачи в аренду сроком на 10 лет для сенокошения и выпаса скота из земель сельскохозяйственного назначения Луговского сельского совета Ленинского района АР Крым, за границами населенного пункта, площадью 300 га. Впоследствии административный истец заключил договоры с землеустроительной организацией на разработку технической документации, по межеванию земельного участка. Спорный земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера – 09:07:170301:30. Обратившись к административному ответчику для завершения оформления прав на земельный участок, ФИО2 получил отказ в передаче в аренду земельного участка, оформленный в форме письма №01-24/3044 от 23.05.2019 года. Считая указанное решение незаконным, административный истец обратился в суд с настоящим иском.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседании не явились, направили в суд ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель ответчика в адрес суда направил возражение на административный иск, указав на необоснованность изложенных в нем доводов.

Согласно положений ч. 6 ст. 226 КАС РФ лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Явка лиц, участвующих в деле, не признана судом обязательной. Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся участников процесса, надлежаще извещенных о слушании дела.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных специальными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, а также факт соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие), порядка принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, наличия основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, соответствия содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Из материалов дела следует, что распоряжением Ленинской районного государственной администрации №486 от 19.07.2012г. ФИО2 дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка по передаче в аренду сроком на 10 лет, площадью 300 га, для сенокошения и выпаса скота из земель сельскохозяйственного назначения Луговского сельского совета Ленинского района АР Крым за границами населенного пункта. На ФИО2 возложена обязанность предоставить проект землеустройства по отводу земельного участка для утверждения в райгосадминистрацию ( л.д. 7).

На обращение ФИО2, Администрация Ленинского района Республики Крым письмом №01-24/3044 от 23.05.2019 года сообщила административному истца об отказе в передаче в аренду сроком на 10 лет земельного участка с кадастровым номером – 90:07:170301:30, площадью 300 га на территории Луговского сельского поселения Ленинского района Республики Крым для сенокошения и выпаса ската в порядке завершения оформления права (л.д. 6).

Статьей 1 Федерального Конституционного закона Российской Федерации от 21.03.2014г. №6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее Закон №6-ФКЗ) закреплено, что Республика Крым принимается в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и на основании указанного Закона.

Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Закон Республики Крым №38-ЗРК от 31.07.2014г. "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее Закон № 38-ЗРК) устанавливает особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым.

Согласно ст. 1 этого закона правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 21.03.2014г. № 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", Конституция Республики Крым, а также иные федеральные законы и нормативные правовые акты Республики Крым с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.

В соответствии со ст. 13 Закона №38-ЗРК завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21.03.2014г. и действовавших на эту дату.

Порядок переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым утвержден Постановлением Совета Министров Республики Крым от 02.09.2014г. № 313 (далее Порядок № 313).

Согласно п. 12 Порядка №313 основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014г. №6-ФКЗ являются основания, указанные в ч. 6 ст. 13 Закона республики Крым от 31.07.2014г. №38-ЗРК.

В силу ч. 6 ст. 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014г. №38-ЗРК основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, являются, в том числе: 1) наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением подпунктов 20 и 21 указанной статьи; 2) несоответствие месторасположения объекта недвижимого имущества документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до 21 марта 2014 года, в случае отсутствия утвержденных документов территориального планирования либо градостроительного зонирования, либо документации по планировке территории; 3) наличие заключения органа местного самоуправления или исполнительного органа государственной власти Республики Крым в сфере регистрации и кадастрового учета, подтверждающего принятие решения об утверждении документации по землеустройству в отношении земельного участка, образование которого предусмотрено решением о разрешении на разработку документации, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве, выдачу государственного акта на право собственности на земельный участок или заключение договора аренды земельного участка, а также регистрацию права на земельный участок за физическим или юридическим лицом в Государственной регистрационной службе или в Едином государственном реестре недвижимости.

Согласно пункту 19 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случае, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.

Письмом от 23.05.2019 года №01-24/3044 Администрация Ленинского района Республики Крым за подписью Главы ФИО1 отказала в предоставлении земельного участка в аренду, ссылаясь на превышение предельных размеров общей площади земельного участка для целей ведения животноводства, сенокошения и выпаса скота, установленных Законом Республики Крым от 15.01.2015 года №66-ЗРК, а также превышение сроков предоставления в аренду, установленных абз. 2 ч. 3 ст. 9 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Так, в соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 9 Федерального закона от 24.027.2002 года "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" для сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок до трех лет.

В силу ст. 19 Закона Республики Крым от 15.01.2015 года №66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" до определения градостроительными регламентами предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность, аренду, безвозмездное пользование, устанавливаются настоящей статьей.

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляемых гражданам, устанавливаются, в том числе для ведения животноводства, сенокошения, выпаса скота - от 0,15 га до 2,0 га.

Вместе с тем, оспариваемый ответ Администрации Ленинского района Республики Крым за подписью Главы ФИО1, по мнению суда, нельзя признать законным, исходя из положений ч. 9 ст. 226 КАС Российской Федерации.

Постановлением Администрации Ленинского района Республики Крым №191 от 10.04.2015 года утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги "Предоставление в пользование (аренда, безвозмездное пользование, доверительное управление) имущества, находящегося в муниципальной собственности <адрес>".

Согласно Разделу 3 данного административного регламента, предоставление муниципальной услуги включает в себя выполнение следующих административных процедур: - прием и регистрация заявления и приложенных к нему документов, - рассмотрение документов и принятие решений, - оформление результата предоставления муниципальной услуги, выдача результата.

Согласно п. 3.3.3., п. 3.4.2 регламента, после поступления документов специалист в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления и полного пакета документом готовит проект постановления Администрации, в том числе об отказе в предоставлении имущества в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление.

Основанием для начала административной процедуры является постановление Администрации об отказе в предоставлении муниципального имущества в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление.

Специалист готовит уведомление об отказе в предоставлении в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление и направляет его на подпись Главе Администрации. Подписанное уведомление направляется заявителю по почте либо вручается нарочно.

Анализируя применительно к изложенному действия административных ответчиков в рассматриваемых правоотношениях суд не находит оснований полагать их соответствующими установленной административной процедуре; применительно к частям 9 и 11 статьи 226, статьей 62 КАС РФ административными ответчиками не представлены доказательства, отвечающие требованиям относимости, допустимости, достоверности и достаточности, подтверждающие, что ходатайство ФИО2 было принято и рассмотрено в установленном порядке с принятием по нему решений, поименованных в п. 3.3.3. Административного регламента.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что действия административных ответчиков по принятию решения №01-24/3044 от 23.05.2019 года следует признать незаконными, как не соответствующие Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также нарушающие права и законные интересы административного истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227, 228, 295-298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск ФИО2ФИО1 к Администрации Ленинского района Республики Крым в лице главы ФИО1, заинтересованное лицо – Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, об оспаривании решения и действия главы органа местного самоуправления, удовлетворить.

Признать незаконным решение Администрации Ленинского района Республики Крым от 23.05.2019 года №01-24/3044 о невозможности передачи ФИО2ФИО1 в аренду земельного участка с кадастровым номером 90:07:170301:30, площадью 300 га, для сенокошения и выпаса скота сроком на 10 лет и действия главы Администрации Ленинского района Республики Крым при его вынесении.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд Республики Крым.

Мотивированное решение суда составлено 05.07.2019г.

Судья /подпись/ А.В. Бурова