Дело № 2а-1176/2021
УИД 48RS0005-01-2021-001325-74
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 июля 2021 г. г. Липецк
Липецкий районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Риффель В.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по иску ФИО1 к начальнику ОВМ ОМВД России по Липецкому району ФИО2, начальнику ОМВД России по Липецкому району ФИО4 о признании незаконными действия должностных лиц,
установил:
Административный истец ФИО1 обратился в Липецкий районный суд Липецкой области с административным исковым заявлением к начальнику ОВМ ОМВД России по Липецкому району ФИО2, начальнику ОМВД России по Липецкому району ФИО4 о признании незаконными действий должностных лиц. В обоснование административного искового заявления указал, что Ему принадлежит здание, расположенное по адресу: <адрес> которое он предоставляет иностранным гражданам для пребывания, и в связи с чем он производит необходимые мероприятия для постановки их на миграционный учет по месту пребывания. 02.04.2021 он обратился в Липецкое городское отделение №1 ОБУ «УМФЦ Липецкой области» за услугой по вопросу постановки на учет по месту пребывания граждан ФИО7, ФИО3У и предоставил для этого в отдел необходимый пакет документов. 08.04.2021 сотрудники Липецкого городского отделения №1 ОБУ «УМФЦ Липецкой области» проинформировали его о том, что ОВМ ОМВД России по Липецкому району вернул без исполнения на адрес отдела предоставленный им пакет документов, необходимый для осуществления миграционного учета в отношении указанных граждан. Отказ начальника ОВМ ОМВД России по Липецкому району ФИО2 в предоставлении государственной услуги заключается в том, что либо иностранного гражданина ставят на учет по месту пребывания, либо заявителю отказывается в постановке на учет по месту пребывания и выдаётся справка (рекомендуемый образец приведен в приложении №5 к Административному регламенту) с указанием оснований отказа. 09.06.2021 начальник ОМВД России по Липецкому району ФИО4 предоставил незаконный ответ, в котором он указал, что в действиях начальника отделения по вопросам миграции ОМВД России по Липецкому району майора полиции ФИО2 нарушений действующего законодательства не усматривается. Своими действиями ФИО2 нарушила право на получение государственной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги, предусмотренное ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Просит признать незаконными действия начальника ОВМ ОМВД России по Липецкому району ФИО2, выразившиеся в непредоставлении государственной услуги. Признать незаконными доводы начальника ОМВД России по Липецкому району ФИО4 о том, что в действиях начальника отделения по вопросам миграции ОМВД России по Липецкому району майора полиции ФИО2 нарушений действующего законодательства не усматривается.
В судебное заседание стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В силу ст. 291, ч. 7 ст. 150 КАС РФ суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
Исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконными действий (бездействия) начальника ОВМ ОМВД России по Липецкому району ФИО2 и начальника ОМВД России по Липецкому району ФИО4 по следующим основаниям.
Согласно статье 33 Конституции Российской Федерации, граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации граждане вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 8, 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
В силу положений статьи 2 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.
Административным истцом оспаривается бездействие начальника ОВМ ОМВД России по Липецкому району ФИО2 в не предоставлении государственной услуги по постановке на учет по месту пребывания иностранных граждан.
Судом установлено, что ФИО1 обратился в Липецкое городское отделение №1 ОБУ «УМФЦ Липецкой области» за услугой по вопросу постановки на учет по месту пребывания иностранных граждан ФИО7 и ФИО6
08.04.2021 года сотрудники Липецкого городского отделения №1 ОБУ «УМФЦ Липецкой области» проинформировали письменно о том, что ОВМ ОМВД России по Липецкому району вернули без исполнения на адрес отдела предоставленный им пакет документов, необходимый для осуществления миграционного учета в отношении граждан ФИО7 и ФИО3у.
Как следует из письма начальника ОВМ ОМВД России по Липецкому району ФИО2, адресованного начальнику «Липецкого городского отдела №1 ОБУ «УМФЦ Липецкой области», пакет документов о постановке на миграционный учет от 02.04.2021 граждан Узбекистана ФИО7 и ФИО6 был возвращен без исполнения. Согласно указанному письму, миграционный учет был осуществлен сотрудником «Липецкого городского отдела №1 ОБУ «УМФЦ Липецкой области» ФИО5 в нарушение Соглашения о взаимодействии между областным бюджетным учреждением «УМФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг Липецкой области» и УМВД России по Липецкой области. Указано, что гражданин Узбекистана ФИО7 находится на территории Российской Федерации без постановки на миграционный учет с 22.10.2019, в связи с чем имеется необходимость рассмотрения вопроса о выдворении ФИО7 за пределы Российской Федерации. При этом на УМФЦ по Липецкой области не возложена обязанность по постановке на миграционный учет иностранных граждан.
Также из представленных материалов следует, что по обращению ФИО1 старшим инспектором отделения по оформлению документов на временное и постоянное проживание отдела разрешительно – визовой работы Управления по вопросам миграции УМВД России по Липецкой области проведена проверка, по результатам которой дано заключение, согласно которому в действиях начальника ОВМ ОМВД России по Липецкому району ФИО2 нарушений действующего законодательства не установлено.
В соответствии с дополнительным соглашением № 6 от 26.02.2021 к соглашению о взаимодействии между областным бюджетным учреждением «Уполномоченный многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Липецкой области» и Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Липецкой области от 12.12.2018 №38- Ф, УМФЦ осуществляют следующие мероприятия: 1) информирование и консультирование заявителей о порядке и сроках предоставления государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации (в части приема уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, уведомления об убытии иностранного гражданина или лица без гражданства из места пребывания и предоставления отметки о приеме уведомления); 2) прием уведомлений о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания; 3) прием заявлений об изменении сведений об иностранном гражданине или лице без гражданства; 4) прием уведомлений об убытии иностранного гражданина или лица без гражданства из места пребывания; 5) передачу уведомлений о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, заявлений об изменении сведений об иностранном гражданине или лице без гражданства, уведомлений об убытии иностранного гражданина или лица без гражданства из места пребывания и иных документов, принятых от заявителя, в территориальные подразделения УВМ УМВД России по Липецкой области.
Согласно указанию Первого заместителя Министра Министерства внутренних дел Российской Федерации генерал - полковника полиции А.В. Горового от 19.03.2020 № 1/2964 «О дополнительных мерах по предупреждению распространения короновирусной инфекции (2019-nCoV)», при обращении иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в том числе в соответствии с международными договорами Российской Федерации о краткосрочных безвизовых поездках для отдельных категорий граждан, а также в случае истечения у данной категории лиц разрешенного срока временного пребывания, принимать решения о продлении срока временного пребывания до 90 дней на основании мотивированного заявления (в произвольной форме) о продлении срока временного пребывания. При принятии решения о продлении срока временного пребывания осуществляется фотографирование и дактилоскопирование иностранных граждан указанной категории, а также проводятся проверки по автоматизированным учетам МВД России в том числе на предмет нахождения в розыске.
В отношении категории иностранных граждан при постановке на миграционный учет осуществляется фотографирование и дактилоскопирование.
Таким образом, «Уполномоченный многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Липецкой области» не имеет полномочий осуществлять фотографирование и дактилоскопирование данной категории граждан.
В соответствии с пунктом 152 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, форм заявления иностранного гражданина или лица без гражданства о регистрации по месту жительства, заявления о снятии иностранного гражданина или лица без гражданства с регистрации по месту жительства, уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, отметок о регистрации (снятии с регистрации) иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства, отметок о подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином или лицом без гражданства действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания, проставляемых, в том числе, многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 10.12.2020 №856, при подаче уведомления о прибытии должностное лицо подразделения по вопросам миграции либо работник организации многофункционального центра, гостиницы или организации федеральной почтовой связи обязаны проверить предоставленные документы и их копии, а также наличие оснований для отказа в приеме уведомления о прибытии к рассмотрению, предусмотренных пунктом 61 Административного регламента.
Согласно пункту 154 Административного регламента, если в результате проверки, предусмотренной пунктом 152 Административного регламента, выявлены указанные в пункте 61 Административного регламента основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, заявителю отказывается в приеме уведомления о прибытии и прилагаемых к нему документов и выдается справка с указанием оснований отказа.
Сотрудники «Липецкого городского отдела №1 ОБУ «УМФЦ по Липецкой области» не являются сотрудниками ОВМ ОМВД России по Липецкому району и не входят в структуру УМВД России по Липецкой области.
При установленной совокупности обстоятельств оснований для признания незаконными действий (бездействии) начальника ОВМ ОМВД России по Липецкому району ФИО2, выразившихся в не предоставлении государственной услуги по постановке на учет по месту пребывания иностранных граждан, не имеется.
К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения административного истца уполномоченным лицом.
Как указано выше, административным ответчиком проведен необходимый и достаточный комплекс мероприятий по проверке указанных в обращении о постановки на учет по месту пребывания иностранных граждан, о результатах которых дан ответ в установленные законом сроки.
При установленных обстоятельствах отказ начальника ОВМ ОМВД России по Липецкому району ФИО2 в приеме пакета документов о постановке на учет по месту пребывания иностранных граждан, полученных из «Липецкого городского отдела №1 ОБУ «УМФЦ Липецкой области», и их возврат последнему без исполнения не может быть признан незаконным. Каких-либо нарушений действующего законодательства суд не усматривает, как и не усматривает незаконными доводы начальника ОМВД России по Липецкому району ФИО4 о том, что в действиях начальника отделения по вопросам миграции ОМВД России по Липецкому району майора полиции ФИО2 нарушений действующего законодательства не установлено.
Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для признания незаконными постановлений должностных лиц, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий постановления должностных лиц, их действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Как установлено судом, право, о защите которого просит административный истец, не нарушено, а, следовательно, отсутствует идеальная совокупность обстоятельств, необходимых для удовлетворения административного иска.
Каких-либо иных доказательств, отвечающих принципам относимости и допустимости, в обоснование заявленных административных исковых требований, в нарушение пункта 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, стороной административного истца в материалы дела не представлено.
Суд рассмотрел административное дело в рамках заявленных административных исковых требований и по представленным доказательствам.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 293 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к начальнику ОВМ ОМВД России по Липецкому району ФИО2, начальнику ОМВД России по Липецкому району ФИО4 о признании незаконными действий должностных лиц, – отказать.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Липецкий районный суд в течение 15 дней со дня его получения.
Судья В.В. Риффель