ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1176/2022 от 22.03.2022 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2а-1176/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Хабаровск 22 марта 2022 года

Центральный районный суд города Хабаровска в составе председательствующего судьи Владимировой Н.В.,

при помощнике ФИО1,

с участием представителя административного истца ФИО3, представителей административного ответчика ФИО4, ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора к Краевому государственному казенному учреждению «Служба заказчика топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,

установил:

Хабаровский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением к Краевому государственному казенному учреждению «Служба заказчика топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой проведена проверка соблюдения КГКУ «Служба заказчика ТЭК и ЖКХ Хабаровского края» законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг при проведении проектирования объектов захоронения твердых коммунальных отходов на территории Хабаровского края, в ходе которой установлено, что КГКУ «Служба заказчика ТЭК и ЖКХ Хабаровского края» заключены следующие государственные контракты от ДД.ММ.ГГГГ № ОК 40/11 на выполнение работ по корректировке проектной и рабочей документации на строительство объекта капитального строительства «Объект захоронения твердых коммунальных отходов в Солнечном муниципальном районе» с ООО «Авангард»; от ДД.ММ.ГГГГ № ОК 41/11 на выполнение работ по подготовке проектной и рабочей документации на строительство объекта капитального строительства «Объект захоронения твердых коммунальных отходов в Вяземском муниципальном районе»; от ДД.ММ.ГГГГ № ОК 42/11 на выполнение работ по подготовке проектной и рабочей документации на строительство объекта капитального строительства «Объект захоронения твердых коммунальных отходов на территории городского поселения «Город Амурск» Амурского муниципального района» с ООО «Востокпроект». КГКУ «Служба заказчика ТЭК и ЖКХ Хабаровского края» в соответствии с их условиями произведены оплаты аванса в адрес подрядчиков в размере 2 190 630,60 рублей по контракту № ОК 40/11 от ДД.ММ.ГГГГ, в размере 3 095 199,00 рублей по контракту № ОК 41/11 от ДД.ММ.ГГГГ, в размере 3 900 000,00 рублей по контракту № ОК 42/11 от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ. При этом установлено, что в нарушение п.10 ч.2 ст.103 Федерального закона №44-ФЗ сведения о произведенной частичной оплате контрактов службой заказчика в единой информационной системе в сфере закупок по настоящее время не размещены, что подтверждается скриншотами карточек вышеуказанных контрактов в единой информационной системе. По результатам выявленных нарушений директору службы заказчика ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений. Вместе с тем, службой заказчика в настоящий момент указанные нарушения не устранены. Считает, что выявленные в ходе проверки нарушения не обеспечивают реализацию принципов открытости и прозрачности контрактной системы в сфере закупок, нарушают права неопределенного круга лиц на свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок. Просит признать бездействие КГКУ «Служба заказчика ТЭК и ЖКХ Хабаровского края» незаконным, обязать КГКУ «Служба заказчика ТЭК и ЖКХ Хабаровского края» разместить сведения об авансовых платежах в единой информационной системе в сфере закупок в течение одного месяца с момента вынесения решения по следующим контрактам: по контракту № ОК 40/11 от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по корректировке проектной и рабочей документации на строительство объекта капитального строительства «Объект захоронения твердых коммунальных отходов в Солнечном муниципальном районе»; по контракту № ОК 41/11 от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по подготовке проектной и рабочей документации на строительство объекта капитального строительства «Объект захоронения твердых коммунальных отходов в Вяземском муниципальном районе»; по контракту № ОК 42/11 от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по подготовке проектной и рабочей документации на строительство объекта капитального строительства «Объект захоронения твердых коммунальных отходов на территории городского поселения «Город Амурск» Амурского муниципального района».

В судебном заседании помощник прокурора ФИО3 поддержала заявленные требования в полном объеме, на удовлетворении административного иска настаивала. Полагает, что действия административного ответчика, не разместившего в установленный срок в единой информационной системе в сфере закупок сведения о произведенной частичной оплате контрактов, нарушают п.10 ч.2 ст.103 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». 03.02.2022 вступило в законную силу Постановление Правительства РФ от 27.01.2022 № 60 «О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которым утверждены Правила ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками. В разделе 2 Правил ведения реестра контрактов указаны документы, которые подлежат включению в реестр. Согласно пп. «в» п.11 Правил в реестр подлежит включению информация и документы об уплате заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) аванса, а также оплате поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги. В разделе 3 Правил установлен порядок включения информации и документов в реестр. Обращает внимание, что бездействия учреждения незаконны, на настоящий момент сведения ответчиком об авансе не размещены в единой информационной системе в сфере закупок. Просила удовлетворить иск в полном объеме.

В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО4 не согласилась с заявленными требованиями, пояснив, что действия Учреждения основаны на действующем законодательстве на момент размещения заказа, в котором установлен исчерпывающий перечень документов в единой информационной системе. При этом, постановление Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 №1084 не содержит требование о размещении сведений о выплате аванса. В п.8.4 ч.1 ст.3 Федерального закона № 44-ФЗ даны понятия исполнения контракта, аванс не является этапом исполнения контракта, а является способом расчета. Правовая позиция истца применительно к рассматриваемому спору не имеет значения. В силу норм закона Учреждение руководствовалось теми нормами права, которые действовали на момент заключения контрактов. Что касается сведений об авансе, то его применить в течение пяти дней с момента его уплаты невозможно, поскольку нельзя применить действующую норму права в правоотношениях прошлых лет. Поэтому полагает, что в силу положений закона, действующих в момент заключения контрактов и уплаты аванса, позиция ответчика обоснована, в связи с чем, просит суд в удовлетворении требований отказать.

Представитель административного ответчика ФИО2 в судебном заседании поддержала позицию представителя ответчика в полном объеме, считает, что на момент заключения контрактов, аванс являлся способом и порядком расчета.

Представитель заинтересованного лица Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края в судебное заседание не явился, но представил отзыв, согласно которому считает, что доводы Учреждения о том, что размещение информации об оплате аванса в ЕИС в реестре контрактов осуществляется после исполнения контракта, являются обоснованными. Полагает, что требования административного истца являются не обоснованными и не подлежащими удовлетворению. Также в дополнительном отзыве просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

В соответствии со ст. 150, ст. 226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, неявка которых не является препятствием к рассмотрению дела по существу.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из ч. 1 ст. 103 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками (далее - реестр контрактов).

Частью 3 ст.103 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что в течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 настоящей статьи информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена частью 2 настоящей статьи и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение пяти рабочих дней с даты внесения таких изменений. Информация, указанная в пунктах 10, 11 и 13 части 2 настоящей статьи, направляется в порядке, установленном в соответствии с частью 6 настоящей статьи, в указанный орган в течение пяти рабочих дней с даты соответственно исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта.

В силу ч.5 ст.103 Федерального закона № 44-ФЗ, информация и документы, содержащиеся в реестре контрактов, размещаются на официальном сайте, за исключением осуществления закупок: в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3, 4, 6 и 7 части 11, частью 12 статьи 24, пунктами 7, 24, 45, 52 и 56 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона; заказчиками, предусмотренными пунктом 5 части 11 статьи 24 настоящего Федерального закона; в отношении которых в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона определены особенности, предусматривающие неразмещение информации и документов на официальном сайте.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между КГКУ «Служба заказчика ТЭК и ЖКХ Хабаровского края» (заказчик) и ООО «Авангард» (подрядчик) заключен контракт № на выполнение работ по корректировке проектной и рабочей документации на строительство объекта капитального строительства «Объект захоронения твердых коммунальных отходов в Солнечном муниципальном районе» в Хабаровском крае, сроком выполнения работ до ДД.ММ.ГГГГ. Цена контракта составляет <данные изъяты> рублей.

Согласно п.8.1 контракта подрядчиком внесено обеспечение исполнения контракта на сумму <данные изъяты> рублей, что подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ между КГКУ «Служба заказчика ТЭК и ЖКХ Хабаровского края» и ООО «Авангард» заключен контракт № на выполнение работ по подготовке проектной и рабочей документации на строительство объекта капитального строительства «Объект захоронения твердых коммунальных отходов в Вяземском муниципальном районе» в Хабаровском крае, сроком выполнения работ до ДД.ММ.ГГГГ. Цена контракта составляет <данные изъяты> рублей.

Согласно п.8.1 контракта подрядчиком внесено обеспечение исполнения контракта на сумму 3 095 199 рублей, что подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ между КГКУ «Служба заказчика ТЭК и ЖКХ Хабаровского края» и ООО «Востокпроект» заключен контракт № на выполнение работ по подготовке проектной и рабочей документации на строительство объекта капитального строительства «Объект захоронения твердых коммунальных отходов на территории городского поселения «Город Амурск» Амурского муниципального района Хабаровского края, сроком выполнения работ до ДД.ММ.ГГГГ. Цена контракта составляет <данные изъяты> рублей.

Согласно п.8.1 контракта подрядчиком внесено обеспечение исполнения контракта на сумму <данные изъяты> рублей, что подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании решения от ДД.ММ.ГГГГ Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения КГКУ «Служба заказчика ТЭК и ЖКХ Хабаровского края» законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг при проведении проектирования объектов захоронения твердых коммунальных отходов на территории Хабаровского края.

Прокуратурой в ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение п.10 ч.2 ст.103 Федерального закона № 44 сведения о произведенной частичной оплате вышеуказанных контрактов Службой заказчика в единой информационной системе в сфере закупок по настоящее время не размещены.

Учреждению выдано представление от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

Неисполнение КГКУ «Служба заказчика ТЭК и ЖКХ Хабаровского края» требования в части размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации о произведенной частичной оплате контрактов послужило основанием для обращения прокурором с настоящим административным иском.

Так, в силу п.10 ч.2 ст.103 Федерального закона № 44 в реестр контрактов включаются следующие информация и документы: информация об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта), в том числе информация о стоимости исполненных обязательств (об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта), о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, стороной контракта, заключение по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (отдельного этапа исполнения контракта) (в случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги экспертов, экспертных организаций).

Внесение изменений в Федеральный закон № 44-ФЗ, в том числе и в п.10 ч.2 ст.103 данного закона, закрепляющего определение отдельного этапа исполнения контракта, на которое ссылается административный истец в обоснование своих требований, была введена в действие Федеральным законом от 02.07.2021 № 360-ФЗ с 01.01.2022.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2022 № 60, на которое также ссылается административный истец, утверждены Правила ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, в пп. «в» п.11 которых определено, что в реестр подлежат включению информация и документы об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта): информация и документы об уплате заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) аванса, а также оплате поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги.

Данные Правила вступили в силу 03.02.2022.

Согласно ч.1 ст.4 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Таким образом, действия правила нового закона распространяются на правоотношения, возникающие после введения в действие такой нормы.

При этом, в ч.2 ст.4 ГК РФ установлено, что действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

В силу изложенного, действие положений п.10 ч.2 ст.103 Федерального закона №44-ФЗ, в редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 360-ФЗ, а также Правил ведения реестра контрактов № 60, не распространяются на правоотношения, возникшие из контрактов на выполнение работ по подготовке проектной и рабочей документации на строительство объекта капитального строительства, заключенных до дня вступления в силу указанных норм права.

Следовательно, суд приходит к выводу, что административному ответчику вменяется нарушение вышеуказанных норм в редакции, которые на дату выявления не были введены в действие.

Кроме того, согласно п.1 ч.13 ст.34 Федерального закона № 44-ФЗ в контракт, в том числе, включаются обязательные условия о порядке и сроках: оплаты товара, работы или услуги; приемки заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом; оформления результатов такой приемки.

Исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта (п.2 ч.1 ст.94 Федерального закона № 44-ФЗ).

В соответствии с ч. 6 ст. 103 Федерального закона № 44-ФЗ порядок ведения реестра контрактов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Частью 2 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную <данные изъяты>» установлено, что Федеральным казначейством включаются в реестр контрактов, заключенных заказчиками, сведения, содержащиеся в реестре государственных и муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, сформированном в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Толкование положений, содержащихся в ст. 103 Федерального закона № 44-ФЗ и Правилах ведения реестра контрактов, не дает основания для вывода о том, что обязательному размещению в реестре контрактов подлежат информация и документы, подтверждающие любые промежуточные события, имевшие место в ходе исполнения контракта. Напротив, приведенными нормами предусмотрена необходимость внесения в реестр контрактов сведений об оконченных, завершенных действиях, таких как: информация об исполнении контракта, а не о любом действии, направленном на его исполнение; информация об оплате контракта, но не о частичной оплате контракта, документ о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, но не о приемке каждой из их частей.

Условиями п. 8.1 контрактов от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрены внесение подрядчиками обеспечение исполнения контрактов.

Так, в качестве обеспечения исполнения контракта от ДД.ММ.ГГГГ подрядчиком уплачена денежная сумма <данные изъяты> рублей, в качестве обеспечения исполнения контракта от ДД.ММ.ГГГГ подрядчиком уплачена денежная сумма <данные изъяты> рублей, в качестве обеспечения исполнения контракта от ДД.ММ.ГГГГ подрядчиком уплачена денежная сумма <данные изъяты> рублей, указанные суммы денежных средств по данным контрактам не являются авансовыми платежами, и не предусматривают приемку в силу п.6.1 контрактов работ и услуг, и соответственно, не подтверждают исполнение какого-либо этапа контрактов.

Контракт от ДД.ММ.ГГГГ действует по ДД.ММ.ГГГГ, контракты ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ действуют по ДД.ММ.ГГГГ, в части расчета до полного исполнения обязательств в рамках контракта, и предполагает достижение результата, изложенного в задании (абз.3 п.3.2 контракта).

На момент обращения истцом с административным иском ни один из перечисленных контрактов не изменен и не расторгнут, полный расчет по факту всех выполненных работ не осуществлялся, в материалы дела таких доказательств не представлено.

Таким образом, оснований полагать, что Учреждением допущено бездействие в части не размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации о произведенной подрядчиками частичной оплате контрактов, у суда не имеется.

Доводы административного истца основаны на ином понимании норм действующего законодательства, в связи с чем, не могут быть приняты судом во внимание.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска, поскольку совокупность условий, предусмотренных положениями ст.227 КАС РФ, при рассмотрении настоящего административного дела не установлена.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении заявленных требований административному истцу следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 226-228 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора к Краевому государственному казенному учреждению «Служба заказчика топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня принятия мотивированного решения - ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий Н.В. Владимирова