к делу №2а-1176/22
УИД 23RS0044-01-2022-001214-48
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ст. Северская 05 мая 2022 года
Северский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Безугловой Н.А.,
при секретаре Серба А.И.,
с участием:
представителя административного истца ФИО1,
действующей на основании доверенности №10/21 от 05.10.2021 г.,
представителя административного ответчика ФИО2,
действующего на основании доверенности №202-08.1-11-36876/21 от 14.12.2021 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ООО Корпорация «Кубаньводремкапстрой» к Министерству природных ресурсов Краснодарского края о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения,
установил:
директор ООО Корпорация «Кубаньводремкапстрой» ФИО3 обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству природных ресурсов Краснодарского края о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения, в котором просит признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов Краснодарского края, связанное с отображения текущего положения и порядка использования объекта землеустройства земельного участка из земель водного фонда с кадастровым номером <...> площадью <...> кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <...> и обязать административного ответчика исполнить предусмотренные законодательством действия, обеспечив осуществлять мероприятия, направленные на подготовку карты (плана) объекта землеустройства земельного участка из земель водного фонда с кадастровым номером <...> площадью <...> кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <...> с отображением текущего положения и условий пользования для добычи полезных ископаемых (песка) в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта, а также принять решение об изменении границ зоны с особыми условиями использования территории обводненного карьера, расположенного на указанном земельном участке, с двухсот до пятидесяти метров и направить документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости.
В обоснование административных исковых требований указано, что общество является арендатором земельного участка из земель водного фонда с кадастровым номером <...> площадью <...> кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <...>. Земельный участок вплотную прилегает к другому земельному участку, находящемуся в собственности административного истца, площадью <...> кв.м., кадастровый номер <...>, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информат., земли обеспечения косм. – для складирования инертных материалов. Большую часть территории обоих из описанных земельных участков (около 70%) занимает обводненный карьер, в котором ранее осуществлялась добыча полезных ископаемых – песка. Остальная территория представлена массивом лесных и кустарниковых насаждений, подъездными дорогами, территорией неофициального пляжа. Земельный участок с кадастровым номером <...> планировался правообладателем для использования в целях добычи песка. В целях согласования вопроса оформления в установленном законом порядке лицензии на недропользование, необходимой для добычи песка на вышеописанном земельном участке, правообладатель начал осуществление сбора документов, в числе которых кадастровый план участка. При изготовлении кадастрового плана и проведении прочих мероприятий административным истцом выяснилось из сведений публичной кадастровой карты а также письма Кубанского водного управления № 06-09/1911ПЗР от 07.12.2021г., что в отношении земельного участка установлены границы с особыми условиями землепользования «В-ны и прибрежные защитные полосы водных объектов», водный объект р. Кубань (х. ФИО4). При этом установленная таким образом во втором полугодии 2018 года водоохранная зона не соответствует фактически сложившемуся положению на текущий момент времени. В настоящее время ввиду изменений водности р. Кубань существенно изменился и урез воды обводненного карьера, от которого напрямую зависят и границы ранее установленной водоохраной зоны, водоток с рекой как таковой отсутствует, что требует внесения соответствующих изменений в публичные сведения в целях соблюдения требований законодательства. Фактически у обводненного карьера отсутствует как таковая связь с рекой Кубань, которой обусловлено установление берегозащитной зоны в размере 200 м. от уреза воды. Место соединения с р. Кубань было создано искусственно исключительно для удобства осуществления помимо добычи песка в карьере попутной добычи донного грунта в р. Кубань, которое в настоящее время не осуществляется, ранее же была необходимость прохождения для этих целей земснаряда для осуществления стоянки. В настоящее время работы при помощи земснаряда предприятием не ведутся, необходимость в его прохождении к реке отсутствует. Природного характера такое соединение с рекой никогда не имело и не имеет, водоток между водоемами не установился, наполняемость обводненного карьера обусловлена иными причинами. С целью приведения в соответствие фактического положения объектов с размещенными для общего доступа сведениями государственного кадастра административный истец обратился в Министерство природных ресурсов с просьбой обеспечить подготовку карты (плана) вышеописанного объекта землеустройства с отображением текущего положения, принять решение об изменении границ зоны с особыми условиями использования территории и направить документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости. На данное обращение был получен устный ответ, что в заявленном обращении не указано достаточной информации, указывающей на необходимость изменения границ водоохранной зоны, имеющей определяющее значение для решения вопроса о необходимости установления водоохранной зоны. Кроме того, нормативные акты, регламентирующие порядок реализации полномочий, переданных федеральным органом исполнительной власти, порядок их финансирования, порядок и процедуру принятия конкретных решений в рамках реализации полномочий и распределения компетенции между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Федеральным агентством водных ресурсов не предусматривают обязанности Министерства осуществлять мероприятия, направленные на подготовку карты (плана) описанного в письме объекта землеустройства с отображением текущего положения, а также принять решение об изменении границ зоны с особыми условиями использования территории и направить документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости. Письменного ответа на свое обращение административный истец не получил, не согласен с мотивами бездействия уполномоченного государственного органа, считает такое бездействие нарушающим его права и законные интересы в части права на оформление документации, а именно, карты (плана) объекта землеустройства, правообладателем которого является административный истец, которая бы отражала достоверные сведения.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 настаивала на удовлетворении административных исковых требований в полном объеме на основании доводов, изложенных в иске.
Представитель административного ответчика ФИО2 возражал против удовлетворения административных исковых требований на основании доводов, изложенных в письменном отзыве на иск, приобщенном к материалам дела (л.д. 78-80).
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, изучив исковое заявление, отзыв на него, материалы дела, исследовав и оценив в соответствии со ст. 84 КАС РФ представленные доказательства в их совокупности, приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 46 Конституции РФ, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, ООО Корпорация «Кубаньводремкапстрой» является арендатором земельного участка из земель водного фонда с кадастровым номером <...> площадью <...> кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <...>. Земельный участок вплотную прилегает к другому земельному участку, находящемуся в его собственности административного истца, площадью <...> кв.м., кадастровый номер <...>, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информат., земли обеспечения косм. – для складирования инертных материалов.
На смежном земельном участке обществу предоставлено право пользования недрами на основании лицензии от 07.06.2008 г. с целевым назначением «Очистка водоема в районе х. ФИО4 и берегозащитные мероприятия реки Кубань на 174,0-177,0 км. Судового хода». В соответствии с п. 1 Соглашения к лицензии об условиях добычи общераспространенного полезного ископаемого (песка) площадь горного отвода составляет 66,9 га.
Большую часть территории обоих из описанных земельных участков (около 70%) занимает обводненный карьер, в котором ранее осуществлялась добыча полезных ископаемых – песка. Остальная территория представлена массивом лесных и кустарниковых насаждений, подъездными дорогами, территорией неофициального пляжа, что подтверждается решением суда по административному делу №3а-1132/2021 (23OS0000-01-2021-000508-45) по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Корпорация «Кубаньводремкапстрой» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Земельный участок с кадастровым номером <...> также планировался правообладателем для использования в целях добычи песка.
Пунктом 1 статьи 2.3 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 01.04.2022) «О недрах» определено, что к участкам недр местного значения относятся, в том числе, участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые.
Распоряжением Министерства природных ресурсов Краснодарского края № 53-р, Администрации Краснодарского края № 576-р от 18.07.2005 «Об утверждении перечня общераспространенных полезных ископаемых Краснодарского края» к общераспространенным полезным ископаемым относятся, в том числе, песок.
Согласно статье 11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 01.04.2022) «О недрах», предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Предоставление участка (участков) недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции оформляется лицензией на пользование недрами. Лицензия удостоверяет право пользования указанным участком (участками) недр на условиях соглашения, определяющего все необходимые условия пользования недрами в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» и законодательством Российской Федерации о недрах.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Согласно ст. 7 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 01.04.2022) «О недрах», участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода – геометризованного блока недр. При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых.
В целях согласования вопроса оформления в установленном законом порядке лицензии на недропользование, необходимой для добычи песка на вышеуказанном земельном участке, правообладатель заказал изготовление кадастрового плана участка, при изготовлении которого и проведении иных мероприятий административным истцом, исходя из сведений публичной кадастровой карты, а также письма Кубанского водного управления № 06-09/1911ПЗР от 07.12.2021г., установлено, что в отношении земельного участка установлены границы с особыми условиями землепользования «Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водных объектов», водный объект р. Кубань (х. ФИО4).
С целью приведения в соответствие фактического положения объектов с размещенными для общего доступа сведениями государственного кадастра административный истец обратился в Министерство природных ресурсов с просьбой обеспечить подготовку карты (плана) вышеописанного объекта землеустройства с отображением текущего положения, принять решение об изменении границ зоны с особыми условиями использования территории и направить документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости.
Представитель административного ответчика в судебном заседании факт обращения общества по данному вопросу в Министерство подтвердил, факт отсутствия ответа на обращение со стороны государственного органа не оспаривал.
В силу ч. 1 ст. 6 Водного кодекса РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами», если иное не предусмотрено настоящим кодексом.
В соответствии с положениями ч.ч. 1, 2 ст. 65 Водного кодекса РФ охранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границы водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Исходя из положений ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, ст. 1 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О землеустройстве», водоохранные зоны, прибрежные защитные полосы и береговые полосы являются зонами с особыми условиями использования территорий и относятся к объектам землеустройства.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 Водного кодекса РФ, водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (ч. 2 ст. 65 Водного кодекса РФ).
Пунктом 2 части 1 статьи 26 Водного кодекса РФ предусмотрена возможность передачи части полномочий Российской Федерации, в том числе и полномочий по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В Краснодарском крае таким органом является Министерство природных ресурсов Краснодарского края.
При описании границ объектов землеустройства, предусмотренном п. 14 Методических рекомендаций, утвержденных Приказом Минприроды России от 29.09.2010г. № 425 и п. 4 Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.01.2009г. № 17, в соответствии с п. 8 Порядка описания местоположения границ объектов землеустройства, утвержденных Приказом Минприроды России от 03.06.2011г. № 267 и п. 2 требований к составлению карты (плана) объекта землеустройства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.07.2009г. № 621 составляется карта (план) объектов землеустройства.
Подготовка карты (плана) объектов землеустройства водоохранных зон, прибрежных защитных полос, береговых полос водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в рамках осуществления полномочий Российской Федерации в отношении соответствующего водного объекта, находящегося на территории Краснодарского края, относится к компетенции Министерства природных ресурсов Краснодарского края.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.04.2016г. № 377 «Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов» установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется не реже одного раза в 25 лет, а также в случаях, если местоположение береговой линии (границы водного объекта) изменилось в результате естественных процессов руслоформирования, воздействий антропогенного характера и стихийных бедствий, если местоположение береговой линии (границы водного объекта) необходимо для установления границ водоохранной зоны и (или) границ прибрежных защитных полос соответствующего водного объекта.
Таким образом, обязанность по актуализации соответствующих сведений предусмотрена перечисленными нормативно-правовыми актами.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О кадастровой деятельности», органы государственной власти обязаны направить документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случае принятия ими решений об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территории.
Довод административного истца о том, что фактически у обводненного карьера отсутствует как таковая связь с рекой Кубань, которой обусловлено установление берегозащитной зоны в размере 200 м. от уреза воды, не опровергнут административным ответчиком.
Тот факт, что место соединения с р. Кубань было создано искусственно, исключительно для удобства осуществления помимо добычи песка в карьере попутной добычи донного грунта в р. Кубань, для чего была необходимость прохождения через перешеек земснаряда для осуществления стоянки, подтверждается также представленными административным ответчиком сведениями о характере лицензируемой деятельности, осуществляемой на смежном участке административного истца: «Очистка водоема в районе х. ФИО4 и берегозащитные мероприятия реки Кубань на 174,0-177,0 км. Судового хода». Как указал административный истец, в настоящее время работы при помощи земснаряда предприятием не ведутся, необходимость в его прохождении к реке отсутствует. Природного характера такое соединение с рекой никогда не имело и не имеет, водоток между водоемами не установился, наполняемость обводненного карьера обусловлена иными причинами.
Как усматривается из нормативно-правовых актов и представленных материалов дела, в отношении указанного обводненного карьера установлена водоохранная зона шириной 200 м., что не отражает актуальных фактических данных объекта ввиду отсутствия водотока в месте соединения с рекой, и требует сокращения протяженности установленной водоохраной зоны до значения 50 м.
Исходя из приведенных административным истцом намерений использования земельного участка Министерству природных ресурсов Краснодарского края также необходимо было рассмотреть вопрос о возможности использования берегозащитной зоны в целях добычи полезных ископаемых, поскольку в соответствии с ч. 15 ст. 65 Водного кодекса в границах водоохраной зоны запрещается проведение мероприятий, составляющих приведенную в указанном пункте хозяйственную деятельность, в том числе разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 01.04.2022) «О недрах»).
В соответствии с действующим законодательством рассмотрение вопроса об оформлении горного отвода осуществляется после выдачи лицензии на добычу полезных ископаемых.
Вместе с тем, административным ответчиком в данном случае мероприятия, направленные на установление достоверности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос с целью подготовки соответствующей карты (плана) объекта землеустройства, не проводились.
Довод административного ответчика о том, что Министерство природных ресурсов Краснодарского края не осуществляет администрирование данных Единого государственного реестра недвижимости, в связи с чем официальные сведения о взаимном расположении границ водного объекта и земельного участка вправе представить территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), не принят судом во внимание, поскольку предметом спора является бездействие административного ответчика, выразившееся в невыполнении обязанности по подготовке карты (плана) объектов землеустройства водоохранных зон, предусмотренной законом, а не ненадлежащее управление информационными ресурсами.
Административным ответчиком не представлено суду доказательств как осуществления каких-либо действий, связанных с рассмотрением обращения общества, так и исполнения прочих предусмотренных законом обязанностей в пределах предоставленных полномочий по данному вопросу.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу что административные исковые требования ООО Корпорация «Кубаньводремкапстрой» к Министерству природных ресурсов Краснодарского края о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС, суд
решил:
Административные исковые требования ООО Корпорация «Кубаньводремкапстрой» к Министерству природных ресурсов Краснодарского края о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов Краснодарского края, связанное с отображением текущего положения и условий пользования объекта землеустройства земельного участка из земель водного фонда с кадастровым номером <...> площадью <...> кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Северский район, с. Львовское в части водоохранной зоны.
Обязать Министерство природных ресурсов Краснодарского края исполнить предусмотренные законодательством действия, обеспечив осуществлять мероприятия, направленные на подготовку карты (плана) объекта землеустройства земельного участка из земель водного фонда с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Северский район, с. Львовское, с отображением текущего положения и условий пользования для добычи полезных ископаемых (песка) в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта, а также рассмотреть вопрос об изменении границ зоны с особыми условиями использования территории обводненного карьера, расположенного на указанном земельном участке, с двухсот до пятидесяти метров, направив документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Северский районный суд Краснодарского края в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий Н.А. Безуглова
Мотивированное решение изготовлено 11 мая 2022 года.