ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-11777/20 от 16.12.2020 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2а-11777/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Якутск 16 декабря 2020 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кочкиной А.А., при секретаре Бишаевой Е.А, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к Муниципальному казенному учреждению Управление образования городского округа «город Якутск» об оспаривании бездействия,

установил:

Административный истец обратилась в суд с вышеуказанным иском, в обоснование своих доводов указала, что в связи с необъективностью выставленных в школе текущих оценок была лишена возможности поступить в запланированное высшее учебное заведение. В целях выявления и устранения сомнений в части выставленных оценок неоднократно обращалась в адрес административного ответчика с заявлением о пересмотре оценок, однако никаких действий со стороны административного органа не было предпринято. Последний ответ Управления образования Окружной администрации г. Якутска датируется от ____ года, в котором указано, что занижения оценок и нарушений не выявлено. Просит признать незаконным бездействие административного ответчика относительно решения вопроса о проведении экспертизы оценок, выставленных в аттестат, возложить на административного ответчика обязанность провести экспертизы с привлечением независимых экспертов по предметам в части обоснованности выставления оценок за выполненные домашние задания, а также взыскать судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В судебное заседание ФИО1, извещенная надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела не явилась, обеспечила участие представителя по доверенности ФИО2, который в судебном заседании исковые требования, изложенные в административном исковом заявлении, поддержал, просил удовлетворить и пояснил, что ФИО1 не согласна с оценками, выставленными в ____ года, а именно по русскому языку, арифметике, биологии, с заявлением о проведении независимой проверки обратились ____ года. В ____ году истица обратилась ____ года в Министерство образования РС (Я) и ____ года в Управление образования Окружной администрации г. Якутска. Без проведения экспертизы невозможно установить правильность выставленных оценок, поскольку имеются основания предположить наличие предвзятого отношения.

В судебном заседании представить МКУ Управление образования городского округа «город Якутск» ФИО3 с административными исковыми требованиями не согласилась, просила оставить без удовлетворения и указала, что законом предусмотрена не экспертиза, а проведение проверки, административным ответчиком на основании обращения ФИО1 проведена соответствующая проверка, где были изучены ее тетради и журналы, в том числе оценки, время проведения проверки с ____ года по ____ года. Также пояснила, что Управление образования не обязано было давать в ____ году ответ административному истцу, поскольку они готовили ответ на входящее письмо из Министерства образования по обращению ФИО1 Управление образования не бездействовало, осуществляло проверки, готовило письменные ответы, наличие факта предвзятого отношения при выставлении оценок по результатам рассмотрения обращения истца не установлено. Кроме того, экспертиза знаний истца в данном случае не могла быть проведена в связи с давностью.

Суд, выслушав мнения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В силу ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Из материалов дела установлено, что административный истец ФИО1 в ____ году окончила ___.

Согласно п. 2 Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.02.2014 N 115 (далее - Порядок), аттестаты выдаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность по реализуемым ими аккредитованным образовательным программам основного общего и среднего общего образования.

Итоговые отметки за 11 класс определяются как среднее арифметическое полугодовых и годовых отметок обучающегося за каждый год обучения по образовательной программе среднего общего образования и выставляются в аттестат целыми числами в соответствии с правилами математического округления. (абзац 7 пункт 5.3 подпункт «б» Порядка)

Согласно п. 2 Порядка выдачи медали "За особые успехи в учении", утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 23 июня 2014 года N 685, медаль вручается лицам, завершившим освоение образовательных программ среднего общего образования (далее - выпускники), успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию и имеющим итоговые оценки успеваемости "отлично" по всем учебным предметам, изучавшимся в соответствии с учебным планом, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в которых они проходили государственную итоговую аттестацию.

В соответствии с ч. 6 ст. 60 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 года документ об образовании, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение общего образования следующего уровня: основное общее образование (подтверждается аттестатом об основном общем образовании); среднее общее образование (подтверждается аттестатом о среднем общем образовании).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

В силу статьи 12 указанного Закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении (часть 4 статьи 10 Закона).

Исследовав обстоятельства дела, оценив представленные доказательства и доводы истца, суд первой инстанции приходит к выводу, что незаконные действия (бездействие) со стороны Управления образования ОА г. Якутска и должностных лиц указанного учреждения отсутствуют.

Как следует из обстоятельств дела, ФИО1 с заявлением о несогласии с оценками, выставленными в ____ года, а именно по русскому языку, арифметике, биологии, с просьбой провести независимую проверку обратились в Министерство образования и науки РС (Я) ____. Копия указанного обращения направлена Министерством образования в МКУ Управление образования ОА г. Якутска для проведения проверки. На основании приказа начальника УО ОА г. Якутска от ____ года Управлением (ответчиком) проведена проверка фактов, изложенных в заявлении ФИО1, о занижении оценок при выдаче аттестата о среднем общем образовании. В ходе проверки изучены тетради и журналы, в том числе правильность определения среднего арифметического и обоснованность выставления итоговых оценок, время проведения проверки с ____ года по ____ года.

По результатам проверки факты занижения оценок в аттестате не подтвердились, итоговая справка, а также проект ответа на обращения истца был направлен ответчиком в орган, в который поступило обращение – Министерство образования и науки РС(Я).

Не согласившись с результатами проверки, ФИО1 повторно обратилась в Министерство образования и науки РС(Я) с заявлением о проведении проверки. ____ года проведена повторная проверка, в ходе которой факты занижения оценок в аттестате также не выявлены.

____ года истица обратилась в Министерство образования и науки РС (Я) и ____ года обратилась в Управление образования Окружной администрации г. Якутска с заявлением о проведении независимой экспертизы по проверке знаний истицы на предмет соответствия выставленных в ____ г.г. оценок действительным знаниям истца.

Поскольку соответствующая экспертиза Управлением образования не проведена, истица обратилась в суд.

В силу пункта 3 статьи 5 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение гражданина - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 той же статьи.

В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).

Из материалов административного дела следует, что ФИО1 оспаривает бездействие административного ответчика по нерассмотрению ее обращения от ____ года. Следовательно, не получив ответ по истечении месяца со дня подачи обращения административный истец уже знала о нарушении прав, однако в суд обратилась только ____ года, то есть с пропуском установленного законом срока. Уважительных причин пропуска названного срока не приведено.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена.

Из представленных ответчиком документов следует, что проверка фактов, изложенных в обращениях истца неоднократно проводилась ответчиком и на них были даны ответы МОиН РС(Я). Несогласие Петровой с данными ранее в установленный срок ответами, в том числе несогласие со способом проведения проверки, не свидетельствует о бездействии административного ответчика и нерассмотрении ее обращений, поскольку выбор того или иного способа проведения проверки является прерогативой должностных лиц государственных и муниципальных органов.

В соответствии с п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

При таких обстоятельствах исковые требования ФИО1

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.178-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного иска ФИО1 к Управлению образования Окружной администрации г. Якутска об оспаривании бездействия отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня изготовления решения в мотивированном виде.

Судья ___ А.А. Кочкина

___

___

___

___