ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1177/16 от 27.07.2016 Шалинского городского суда (Чеченская Республика)

Дело № 2а-1177/16

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Шали 27 июля 2016 года

Шалинский городской суд Чеченской Республики в составе судьи Зайнетдиновой М.Б.,

с участием помощника прокурора Курчалоевского района Чучаева Д.А.,

при секретаре Басхановой Ж.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению прокурора Курчалоевского района Чеченской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> муниципального района о признании бездействия незаконным и обязании устранить выявленные нарушения,

установил:

Прокурор Курчалоевского района ЧР обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации <адрес> муниципального района о признании бездействия незаконным и обязании устранить выявленные нарушения, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Курчалоевского района проведена проверка соблюдения требований законодательства о бюджете и контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, в рамках которой выявлены нарушения законов, требующие принятия мер прокурорского реагирования.

Так, в силу требований ст. 2 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) правовую основу противодействия коррупции составляют в числе прочего муниципальные правовые акты.

Статьей 4 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131 -ФЗ) правовую основу местного самоуправления составляют в числе прочего настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, а также муниципальные правовые акты.

Согласно ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ по вопросам местного значения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

В силу требований п. 1 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения отнесено осуществление контроля за исполнением бюджета поселения.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ) предусмотрено, что контроль в сфере закупок в числе прочего осуществляют органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок; финансовые органы муниципальных образований; органы внутреннего муниципального финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Контроль в сфере закупок осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок (далее - субъекты контроля).

Органы внутреннего муниципального финансового контроля осуществляют контроль в отношении:

- соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных статьей 18
настоящего Федерального закона, и обоснованности закупок;

- соблюдения правил нормирования в сфере закупок, предусмотренного статьей 19 настоящего Федерального закона;

- обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график;

- применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

- соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;

- своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;

- соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.

Контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 настоящей статьи осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.

Местной администрацией устанавливается порядок осуществления контроля за соблюдением настоящего Федерального закона соответствующими органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Такой порядок предусматривает, в частности:

- основания, порядок организации, предмет, форму, сроки, периодичность проведения проверок субъектов контроля и оформление результатов таких проверок;

- порядок, сроки направления, исполнения, отмены предписаний органов контроля;

- перечень должностных лиц, уполномоченных на проведение проверок, их права, обязанности и ответственность;

- порядок действий органов контроля, их должностных лиц при неисполнении
- субъектами контроля предписаний органов контроля, а также при получении информации о совершении субъектами контроля действий (бездействия), содержащих признаки административного правонарушения или уголовного преступления;

- порядок использования единой информационной системы, а также ведения документооборота в единой информационной системе при осуществлении контроля.

Порядок осуществления контроля за соблюдением настоящего Федерального закона органами муниципального финансового контроля, являющимися органами (должностными лицами) местных администраций устанавливается в соответствии с общими требованиями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.

Согласно ст. 265 Федерального закона № 44-ФЗ муниципальный финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Внутренний муниципальный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью в числе прочего органов муниципального финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) местных администраций (далее - органы внутреннего муниципального финансового контроля), финансовых органов муниципальных образований.

В силу требований ст. 269.2 Бюджетного кодекса РФ полномочиями органов внутреннего муниципального финансового контроля по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля являются:

- контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;

- контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации муниципальных программ, в том числе отчетности об исполнении муниципальных заданий.

При осуществлении полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю органами внутреннего муниципального финансового контроля:

- проводятся проверки, ревизии и обследования;

- направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания;

- направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения;

- осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

Порядок осуществления полномочий органами внутреннего муниципального финансового контроля по внутреннему муниципальному финансовому контролю определяется муниципальными правовыми актами местных администраций.

Порядок осуществления полномочий органами внутреннего муниципального финансового контроля по внутреннему муниципальному финансовому контролю должен содержать основания и порядок проведения проверок, ревизий и обследований, в том числе перечень должностных лиц, уполномоченных принимать решения об их проведении, о периодичности их проведения, права и обязанности должностных лиц органов внутреннего муниципального финансового контроля, права и обязанности объектов контроля (их должностных лиц), в том числе по организационно-техническому обеспечению проверок, ревизий и обследований, осуществляемых должностными лицами органов внутреннего муниципального финансового контроля.

Проведенной проверкой установлено, что администрацией Гелдаганского сельского поселения (далее - Администрация) вопреки названным требованиям законодательства не разработан и не утвержден муниципальный нормативный правовой акт, регламентирующий порядок осуществления полномочий внутреннего муниципального финансового контроля, в том числе в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд.

Непринятие Администрацией мер в названной сфере отношений препятствует реализации принципов бюджетного законодательства, свидетельствует о существенных пробелах правового регулирования деятельности органа местного самоуправления, обеспечению открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, а также эффективности осуществления закупок, что в совокупности может повлечь за собой нецелевое, неэффективное и иное неправомерное использование бюджетных средств.

Следует отметить, что названные нарушения прокуратурой района расцениваются как ненадлежащее исполнение антикоррупционного законодательства, поскольку отсутствие соответствующего муниципального нормативного правового акта и проводимой деятельности по внутреннему финансовому контролю препятствует выявлению, предупреждению, пресечению, неотвратимости наступления ответственности за совершение коррупционных правонарушений, их раскрытию и расследованию.

Необходимо отметить, что названные нарушения ранее выявлялись прокуратурой района и послужили основанием для внесения 30.03.2015 в адрес главы Администрации представления об устранении нарушений закона, а также причин и условий, им способствующих.

Вместе с тем, как видно из результатов проверки, вышеназванные нарушения до настоящего времени не устранены.

Таким образом, решение данного вопроса не иначе, как в судебном порядке, не представляется возможным.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования по основаниям указанным в заявлении и просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации Курчалоевского муниципального района в судебное заседание не явился. В своем письменном заявлении глава администрации <адрес> муниципального района ЧР ФИО1 требования прокурора признал полностью последствия признания иска, предусмотренные ст.194 Кодекса административного судопроизводства РФ, ему известны и понятны. Просит рассмотреть дело в его отсутствие.

В соответствии с ч.2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ лица, участвующие в деле, а также их представители в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя административного ответчика администрации <адрес> муниципального района ЧР.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения прокурора, суд находит заявление прокурора Курчалоевского района ЧР обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 3 ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела по существу в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

Согласно ч. 5 ст. 46 КАС РФ суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.

Суд считает, что признание администрацией <адрес> муниципального района ЧР требований прокурора, соответствует требованиям закона и не нарушает права и законные интересы других лиц и поэтому суд принимает признание иска ответчиком, в связи с чем требования прокурора Курчалоевского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> муниципального района Чеченской Республики о признании бездействия незаконным и обязании устранить выявленные нарушения, подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Признать бездействие администрации <адрес> муниципального района Чеченской Республики, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению муниципального нормативного правового акта, регламентирующего порядок осуществления полномочий внутреннего муниципального финансового контроля, в том числе в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд, незаконным.

Обязать администрацию <адрес> муниципального района Чеченской Республики разработать и утвердить муниципальный нормативный правовой акт, регулирующий порядок осуществления полномочий внутреннего муниципального финансового контроля, в том числе в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чеченской Республики через Шалинский городской суд ЧР в течение месяца со дня вынесения.

Судья (подпись) М.Б. Зайнетдинова

Копия верна

Судья М.Б. Зайнетдинова