Дело № 2а-1178/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Черемхово 25 декабря 2018 года
Черемховский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего федерального судьи Тирской А.С., при секретаре Ахметовой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению директора Черемховского филиала АУ «Лесхоз Иркутской области» к и.о. прокурора г.Черемхово Моисеевой Н.П о признании незаконным и отмене предостережения о недопустимости нарушения закона,
У С Т А Н О В И Л:
Директор Черемховского филиала АУ «Лесхоз Иркутской области» обратилось в суд с административным исковым заявлением к и.о. прокурора г.Черемхово Моисеевой Н.П о признании незаконным и отмене предостережения о недопустимости нарушения закона от 07.09.2018 года, указав в обоснование своих требований, что 7 сентября 2018 года директором Черемховского филиала АУ «Лесхоз Иркутской области», Шиповаловым А.А., получено предостережение о недопустимости нарушения закона, вынесенное и.о. прокурора г. Черемхово, Н.П. Моисеевой. Из содержания полученного предостережения следует о недопустимости сплошной санитарной рубки лесных насаждений на лесных участках, указанных предостережении (выделы 1,3 квартал 87 Малобельской дачи Малобельского участкового лесничества Черемховского лесничества). Не согласен с полученным предостережением по следующим основаниям. Работы на указанном выше лесном участке осуществляются областным государственным автономным учреждением «Лесхоз Иркутской области» в рамках доведенного государственного задания № на выполнение работ на территории Иркутской области, включающее в состав государственных работ санитарно-оздоровительные мероприятия на территории Черемховского лесничества в виде сплошной санитарной рубки лесных насаждений.
В рамках исполнения государственного задания между АУ «Лесхоз Иркутской области» и территориальным управлением министерства лесного комплекса Иркутской области по Черемховскому лесничеству заключен договор купли-продажи лесных насаждений. Необходимость проведения указанного вида мероприятий подтверждается актом лесопатологического обследования № от ДД.ММ.ГГГГ. Так, с целью предотвращения негативных процессов или снижения ущерба от их воздействия на территории выделов <адрес> назначена сплошная санитарная рубка лесных насаждений. Указанный документ подготовлен в соответствии с требованиями действующего законодательства, является действующим как на дату внесения предостережения, так и в настоящее время. Контроль за достоверностью сведений и обоснованностью мероприятий осуществляют территориальные Федерального агентства лесного хозяйства. В рассматриваемом случае основания для невыполнения санитарно- оздоровительных мероприятий на территории выделов <адрес> отсутствовали.
Документы, подтверждающие необоснованность назначенных мероприятий, по мнению прокурора, отсутствуют. На дату внесения предостережения и до настоящего времени акт лесопатологического обследования № от ДД.ММ.ГГГГ не отменен, является действующим, соответственно оснований для приостановления (прекращения) рубки лесных насаждений на территории выделов <адрес> участкового лесничества Черемховского лесничества не усматривается. Кроме того, выполнение государственного задания, доведенного учредителем, является обязанностью автономного учреждения, так в силу ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" автономное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания. Приостановление деятельности по выполнению санитарно оздоровительных мероприятий влечет риск наступление негативных последствий для окружающей среды, связанный с ухудшением санитарного состояния лесных насаждений, а также влечет невыполнение учреждением государственного задания, обязанность выполнения которого установлена требованиями действующего законодательства.
В связи с чем административный истец просил признать незаконным и отменить предостережение, вынесенное 07.09.2018г. и.о. прокурора г.Черемхово о недопустимости нарушения закона.
Представитель административного истца Черемховского филиала АУ «Лесхоз Иркутской области» Тихомирова Е.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании на заявленных исковых требованиях настаивала, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика и соответчика Прокуратуры Иркутской области Шевченко Н.А. в судебном заседании административные исковые требования директора Черемховского филиала АУ «Лесхоз Иркутской области» к и.о. прокурора г.Черемхово Моисеевой Н.П. о признании незаконным и отмене предостережения о недопустимости нарушения закона не признала, просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
В письменных возражениях указала, что считает доводы административного искового заявления несостоятельными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Прокуратурой города в сентябре 2018 г. проведена проверка обоснованности назначения санитарно-оздоровительных мероприятий на территории Черемховского лесничества. Из ст.ст. 60.1, 60.2, 60.7 Лесного кодекса РФ следует, что санитарно оздоровительные мероприятия, в том числе рубки погибших и поврежденных лесных насаждений, проводятся в целях предупреждения распространения вредных организмов и относятся к мероприятиям по защите лесов. Для обоснования и назначения мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов в лесах проводятся лесопатологические обследования в соответствии с Порядком проведения лесопатологических обследований, утвержденным приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№.
Прокуратурой <адрес> в ходе проверки соблюдения лесного законодательства выявлено несоблюдение положений Лесного кодекса РФ и указанного Порядка при назначении санитарно-оздоровительных мероприятий. Так, на территории Черемховского лесничества в кварталах 80, 87 Малобельской дачи Малобельского участкового лесничества назначена сплошная санитарная рубка на основании Акта лесопатологического обследования № от 19-ДД.ММ.ГГГГ, составленного инженером-лесопатологом филиала «Рослесозащита» «Центр защиты леса Иркутской области» Соловьевой И.В. Акт ЛПО утвержден заместителем министра Министерства лесного комплекса Иркутской области В.А. Широковым ДД.ММ.ГГГГ. На основании указанного Акта ЛПО Территориальным управлением Министерства лесного комплекса <адрес> по Черемховскому лесничеству заключены договоры купли продажи лесных насаждений с ОГАУ «Черемховский лесхоз»: от ДД.ММ.ГГГГ№ - на проведение сплошных санитарных рубок в квартале 80, выделы 1,2 Малобельской дачи Малобельского участкового лесничества на площади 44,7 га; от ДД.ММ.ГГГГ№ - на проведение сплошных санитарных рубок в квартале 87, выделы 1,2,3 Малобельской дачи Малобельского участкового лесничества на площади 41,0 га. Прокуратурой города совместно со специалистом ФБУ «Российский центр защиты леса» ДД.ММ.ГГГГ была осуществлена натурная проверка правильности назначения санитарно-оздоровительных мероприятий в Малобельской даче, Малобельском участковом лесничестве Черемховского лесничества кв.<адрес>, 87. Согласно заключению специалиста - главного инженера лесоустроительного проекта отдела защиты леса и экспедиционных работ ФБУ «Российский центр защиты леса» ФИО8, санитарное и лесопатологическое состояние насаждений в квартале 80 в выделе 1 на площади 11,0 га, в выделе 2 на площади 1,0 га, в выделе 3 на площади 5,6 га соответствует данным, представленным в Акте ЛПО. Сплошная санитарная рубка в этих участках назначена обоснованно. В ходе проверки в квартале 87 в выделе 1 на площади 6,0 га и в выделе 3 на площади 17,4 га были выявлены насаждения, санитарное и лесопатологическое состояние которых не соответствовало данным Акта ЛПО. В этих участках сделан перечет 152 деревьев пород березы, осины и сосны в выделе 1 и 163 деревьев березы, осины и лиственницы в выделе 3. По данным перечета в выделе 1 - 77 % деревьев относится к категории здоровые, 15 % - ослабленные, 6 % - сильно ослабленные, 1 % - старый сухостой, 1 % - ветровал и бурелом. Средневзвешенная категория состояния -1,35(насаждение устойчивое). Плодовых тел трутовиков, заселения стволовыми вредителями и повреждения деревьев пожарами не выявлено. Санитарно-оздоровительные мероприятия не требуются. По данным перечета в выделе 3 - 81 % деревьев относится к категории здоровые, 15 % - ослабленные, 1 % - сильно ослабленные, 1 % - усыхающие, 2 % - старый сухостой. Средневзвешенная категория состояния - 1,28 (насаждение устойчивое).
Плодовых тел трутовиков, заселения стволовыми вредителями и повреждения деревьев пожарами не выявлено. Санитарно-оздоровительные мероприятия не требуются.
Таким образом, по результатам проверки специалистом сделан вывод, что из 85,7 га, назначенных в сплошную санитарную рубку, 23,4 га назначены необоснованно.
Соответственно, акт ЛПО № является недостоверным и осуществление сплошной санитарной рубки лесных насаждений в квартале 87 в выделе № на площади 6 га и в выделе № на площади 17,4 га Малобельской дачи Малобельского участкового лесничества, будет являться незаконным. Осуществление лесхозом рубки лесных насаждений в квартале 87, выделах 1 и 3 могло повлечь негативные последствия для окружающей среды в виде рубки устойчивых, здоровых лесных насаждений, не требующих проведения санитарно-оздоровительных мероприятий, что, в свою очередь, могло повлечь принятие решения о привлечении должностных лиц лесхоза к уголовной ответственности, в том числе по ст. 260 УК РФ. В целях недопущения подобной ситуации прокуратурой города принято решение объявить предостережение директору Черемховского филиала АУ «<адрес>» ФИО9 о недопустимости проведения сплошной санитарной рубки в квартале 87 - до внесения изменения в акт ЛПО, его отмены либо приостановления действия в установленном законом порядке Министерством лесного комплекса <адрес>. Проведение сплошной санитарной рубки в квартале 87 предусмотрено Государственным заданием, доведенным до Черемховского филиала АУ «<адрес>», ДД.ММ.ГГГГ ТУ МЛК <адрес> по Черемховскому лесничеству с лесхозом заключен договор купли-продажи лесных насаждений № на проведение сплошной санитарной рубки лесных насаждений в квартале 87, срок действия которого установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные обстоятельства в совокупности свидетельствовали о наличии готовящегося противоправного деяния - то есть осуществления рубки лесных насаждений, которые, согласно заключению независимого эксперта, не подлежат сплошной санитарной рубке. Предостережение было объявлено в целях предупреждения совершения указанного противоправного деяния. Соответственно, предостережение объявлено при наличии оснований, предусмотренных законодательством. Административный истец ссылается на необходимость выполнения доведенного до него Государственного задания. Вместе с тем, в Государственное задание могут быть внесены изменения в установленном порядке. Кроме того, истец указывает на возможные негативные последствия для окружающей среды в результате не проведения санитарно-оздоровительных мероприятий. Вместе с тем, как следует из заключения независимого эксперта, именно проведение санитарно-оздоровительных мероприятий в виде сплошной санитарной рубки в квартале 87 повлечет за собой негативные последствия для окружающей среды, поскольку будут вырублены здоровые деревья. Таким образом, административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав оспариваемым предостережением. Административному истцу была предоставлена возможность высказаться по существу рассматриваемого вопроса. Из объяснения ФИО9, полученного до объявления предостережения, следует, что ему не было известно о том, что в выделах №, № квартала 87 лесные насаждения устойчивые, никаких санитарно-оздоровительных мероприятий не требуют, на момент заключения договора купли-продажи лесных насаждений он директором не являлся, и в настоящее время рубка лесных насаждений на данных участках приостановлена, каких-либо возражений им не было заявлено. В настоящее время в результате принятых прокуратурой города и прокуратурой Иркутской области мер Министерством лесного комплекса Иркутской области издано распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ№-мр «О приостановлении проведения СОМ», согласно которому директору ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» предписано обеспечить приостановку проведения санитарно-оздоровительных мероприятий, в том числе по акту ЛПО №, по ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, Министерством признана неправомерность осуществления сплошных санитарных рубок в квартале <адрес>. Соответственно, на данный момент у административного истца отсутствуют основания для обжалования предостережения прокуратуры города, поскольку даже в случае признания предостережения незаконным, рубка лесных насаждений в выделах № и № квартала 87 Малобельской дачи Малобельского участкового лесничества не может осуществляться Черемховским филиалом АУ «Лесхоз Иркутской области» в силу прямого запрета Министерства лесного комплекса Иркутской области.
Представитель заинтересованного лица Центр защиты леса Иркутской области в судебном заседании Сумина Н.Ю. возражала в удовлетворении требований истца. Пояснила, что санитарная рубка проводится для уменьшения количества вредителей.
Свидетель ФИО11 в судебном заседании пояснил, что работает заместителем директора Черемховского лесхоза. Ему было поручено задание осуществить выезд на деляну совместно с прокурором и лесопатологом Щеголихиным. Находясь на деляне лесопатолог что-то записывал себе, сказал сделает расчеты и потом все объяснит.
Свидетель ФИО12 в судебном заседании пояснил, что во исполнение требований генеральной прокуратуры он совместно с представителем Черемховского лесхоза ФИО11 и лесопатологом Щеголихиным выезжали на деляну с использованием навигатора установили, что часть леса до дороги, после пожара, обоснованно заявлена к рубке, а часть леса санитарной рубке не подлежит и рубка незаконна.
Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика и соответчика, свидетелей, исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 25.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.
В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке (часть 2 статьи 25.1 Федерального закона).
Из положений ст. ст. 22, 25.1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" следует, что предостережение о недопустимости нарушения закона является документом прокурорского реагирования, мерой профилактического воздействия.
Предостережение - это правовое средство особой целевой направленности, оно имеет превентивный (предупредительный, профилактический) характер. Цель предостережения - предупреждение правонарушений путем официального указания на необходимость изменения модели своей юридически значимой деятельности.
Предостережение о недопустимости нарушения закона никаких юридических последствий для лица, которому оно объявлено, не влечет. Если лицо, которому ранее было объявлено предостережение, все же совершит в дальнейшем правонарушение, о недопустимости которого оно предостерегалось, то правовые последствия для него породят иные меры прокурорского реагирования, принятые в связи с последним нарушением законности, а не это предостережение.
В Указании Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 06 июля 1999 года N 39/7 "О применении предостережения о недопустимости нарушения закона" детализированы условия вынесения предостережения, которое может применяться только при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов (пункт 1.1).
Основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемых законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность.
Как следует из материалов дела, прокуратурой города Черемхово в сентябре 2018 г. проведена проверка обоснованности назначения санитарно-оздоровительных мероприятий на территории Черемховского лесничества.
Директору филиала «Черемховский лесхоз» ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» Шиповалову А.А. и.о. прокурора г.Черемхово вынесено предостережение о недопустимости нарушения требований лесного законодательства, в котором указано, что Территориальным управлением Министерства лесного комплекса по Иркутской области по Черемховскому лесничеству 25.01.2018г. заключен договор купли-продажи лесных насаждений № с ОГАУ «Черемховский лесхоз». Согласно данному договору на основании государственного задания № от 29.12.2017г. ТУ МЛК передает лесные насаждения, расположенные на землях, находящихся в федеральной собственности, в собственность ОГАУ «Черемховский лесхоз». Местоположение лесных насаждений – <адрес>№, выделы 1,2,3. Форма рубки сплошная санитарная рубка. Сплошная санитарная рубка назначена в соответствии с актом лесопатологического обследования № от 01.12.2017г. лесопатолога Соловьевой И.В. Прокуратурой города, совместно со специалистом ФБУ «Рослесзащита» ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка обоснованности назначения сплошной санитарной рубки лесных насаждений в выделах 1,2,3 квартала №<адрес>. Согласно заключению специалиста ФБУ «Рослесзащита» в выделе № квартала № на площади 10 га и в выделе № квартала № на площади 15 га лесные насаждения устойчивые, патологические процессы отсутствуют, никаких санитарно-оздоровительных мероприятий эти насаждения не требуют. Соответственно осуществление сплошной санитарной рубки лесных насаждений в выделе № квартала № на площади 10 га и выделе № квартала № на площади 15 га Малобельской дачи Малобельского участкового лесничества будет являться незаконным.
Согласно заключению специалиста - главного инженера лесоустроительного проекта отдела защиты леса и экспедиционных работ ФБУ «Российский центр защиты леса» Щеголихина В.А., санитарное и лесопатологическое состояние насаждений в квартале 80 в выделе 1 на площади 11,0 га, в выделе 2 на площади 1,0 га, в выделе 3 на площади 5,6 га соответствует данным, представленным в Акте ЛПО. Сплошная санитарная рубка в этих участках назначена обоснованно. В ходе проверки в квартале 87 в выделе 1 на площади 6,0 га и в выделе 3 на площади 17,4 га были выявлены насаждения, санитарное и лесопатологическое состояние которых не соответствовало данным Акта ЛПО. В этих участках сделан перечет 152 деревьев пород березы, осины и сосны в выделе 1 и 163 деревьев березы, осины и лиственницы в выделе 3. По данным перечета в выделе 1 - 77 % деревьев относится к категории здоровые, 15 % - ослабленные, 6 % - сильно ослабленные, 1 % - старый сухостой, 1 % - ветровал и бурелом. Средневзвешенная категория состояния -1,35(насаждение устойчивое). Плодовых тел трутовиков, заселения стволовыми вредителями и повреждения деревьев пожарами не выявлено. Санитарно-оздоровительные мероприятия не требуются. По данным перечета в выделе 3 - 81 % деревьев относится к категории здоровые, 15 % - ослабленные, 1 % - сильно ослабленные, 1 % - усыхающие, 2 % - старый сухостой. Средневзвешенная категория состояния - 1,28 (насаждение устойчивое). Плодовых тел трутовиков, заселения стволовыми вредителями и повреждения деревьев пожарами не выявлено. Санитарно-оздоровительные мероприятия не требуются.
Таким образом, по результатам проверки специалистом сделан вывод, что из <данные изъяты>, назначенных в сплошную санитарную рубку, <данные изъяты> назначены необоснованно.
Из ст.ст. 60.1, 60.2, 60.7 Лесного кодекса РФ следует, что санитарно-оздоровительные мероприятия, в том числе рубки погибших и поврежденных лесных насаждений, проводятся в целях предупреждения распространения вредных организмов и относятся к мероприятиям по защите лесов.
Осуществление лесхозом рубки лесных насаждений в квартале 87, выделах 1 и 3 могло повлечь негативные последствия для окружающей среды в виде рубки устойчивых, здоровых лесных насаждений, не требующих проведения санитарно-оздоровительных мероприятий, что, в свою очередь, могло повлечь принятие решения о привлечении должностных лиц лесхоза к уголовной ответственности, в том числе по ст. 260 УК РФ.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований.
При указанных обстоятельствах в удовлетворении административного искового заявления директора Черемховского филиала АУ «Лесхоз Иркутской области» к и.о. прокурора г.Черемхово о признании незаконным и отмене предостережения, надлежит отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления директора Черемховского филиала АУ «Лесхоз Иркутской области» к и.о. прокурора г.Черемхово о признании незаконным и отмене предостережения, отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд путем подачи жалобы через Черемховский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения.
Федеральный судья А.С. Тирская