Дело № 2а-1178/2021 73RS0002-01-2021-002172-74 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации город Ульяновск 24 марта 2021 года Засвияжский районный суд г. Ульяновска в составе: председательствующего судьи Саенко Е.Н., при ведении протокола помощником судьи Долотцевой Г.Т., с участием представителя административного ответчика Управления Росреестра по Ульяновской области ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области о признании действий незаконными, возложении обязанности зарегистрировать право собственности на жилое помещение, У С Т А Н О В И Л : Шеллинг С.А. обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области (далее по тексту - Управление Росреестра по Ульяновской области) о признании действий незаконными, возложении обязанности зарегистрировать право собственности на жилое помещение. Административное исковое заявление мотивировала тем, что она является членом Жилищно-строительного кооператива «Тухачевского, 18», что подтверждается Справкой о полной выплате паевых взносов и выпиской из реестра членов данного кооператива. ЖСК «Тухачевского, 18» осуществлял строительство многоквартирного жилого дома на основании Разрешения на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ. По завершении строительства данным ЖСК было получено Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ею через своего представителя в электронной форме было подано заявление о государственной регистрации прав, заявлению присвоен номер №. ДД.ММ.ГГГГ ответчиком было вынесено Уведомление о приостановлении государственной регистрации прав № от ДД.ММ.ГГГГ. Действия ответчика по приостановлению государственной регистрации прав нарушают ее права и законные интересы. В частности, помимо прочего, нарушаются ее права собственности и жилищные права. В силу ч.2 ст.62 КАС РФ бремя доказывания законности действий ответчика, выразившихся в приостановлении государственной регистрации ее прав, возлагается законодателем на ответчика. В соответствии с п.1 ст.110 ЖК РФ жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и в установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом. Согласно п.3 ст.110 ЭК РФ члены ЖСК своими средствами участвуют в строительстве, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома. ЖСК в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности выступает в качестве застройщика и обеспечивает на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию многоквартирного дома в соответствии с выданным такому кооперативу разрешением на строительство. Пунктом 4 ст.110 ЖК РФ установлено, что жилищные и жилищно-строительные кооперативы являются потребительскими кооперативами. В соответствии с п.4 ст.218 ГК РФ член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество. В своем Уведомлении ответчик ссылается на положения ст.1 Федерального закона №214-ФЗ в редакции Федерального закона №175-ФЗ от 01.07.2018. Согласно ст.8 Федерального закона №175-ФЗ от 01.07.2018, настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2018 г., за исключением абзацев шестого и седьмого подпункта «в» пункта 2 статьи 1 настоящего Федерального закона. Каких-либо оговорок про обратную силу Федеральный закон №175-ФЗ не содержит. Разрешение на строительство было выдано 09.01.2018, то есть до вступления в силу изменений по Федеральному закону №175-ФЗ. Таким образом, ответчик к правоотношениям административного истца по поводу ее вещных и жилищных прав применяет обратную силу закона. Просила признать незаконными действия ответчика, выразившиеся в приостановлении государственной регистрации прав, оформленные Уведомлением о приостановлении государственной регистрации прав № от 10.02.2021, обязать ответчика зарегистрировать за ней право собственности на квартиру с кадастровым номером №, расположенную по адресу: <адрес>. Административный истец Шеллинг С.А., а также её представитель ФИО6, действующая на основании нотариальной доверенности, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела судом извещались. Представитель административного ответчика - Управления Росреестра по Ульяновской области ФИО1 в судебном заседании и в письменном отзыве на административное исковое заявление просил в удовлетворении заявленных требований отказать, в обоснование привела доводы и факты аналогичные изложенным в письменном отзыве на административный иск. Представитель третьего лица - Жилищно-строительного кооператива «Тухачевского, 18» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела судом извещался. Исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующему. В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Согласно ст.227 КАС РФ решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (далее в настоящей статье - решение по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия), принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса. По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными. Из анализа приведенных норм права следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействия) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием. В силу ч.11 ст.226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи (а именно: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд), возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельства, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и части 10 настоящей статьи (а именно: соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения),- на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие). Реализуя вышеуказанные конституционные предписания, пункт 12 статьи 29 Федерального закона №218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости» определяет, что приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд. Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО3 и ФИО4 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ приобрели земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: стоянки автомобильного транспорта, общая площадь 953,2 кв.м, кадастровый №, находящийся по адресу: <адрес>. 27.02.2017 было зарегистрировано право общей долевой собственности ФИО3 и ФИО4 на указанный земельный участок (? доля у каждого), о чем сделаны записи о государственной регистрации права - соответственно, № от 27.02.2017 и № от ДД.ММ.ГГГГ. 09.01.2018 Администрацией города Ульяновска выдано ФИО3 и ФИО4ФИО5 на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ, действительное на срок до ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым Администрация города Ульяновска в соответствии со ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешает данным физическим лицам строительство объекта капитального строительства - многоквартирного жилого дома со встроенными или пристроенными объектами социального и коммунально-бытового назначения и обслуживания населения на земельном участке с кадастровым номером №, с количество этажей - 6, количество квартир - 25, местоположением: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Жилищно-строительный кооператив «Тухачевского, 18» выдал ФИО2 Справку о полной выплате паевых взносов от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которой она с ДД.ММ.ГГГГ является членом ЖСК «Тухачевского, 18» (протокол Общего собрания членов ЖСК «Тухачевского, 18» № от ДД.ММ.ГГГГ) и ей предоставлено жилое помещение - квартира №, общей проектной площадью 34,3 кв.м, расположенная на 2 этаже многоквартирного жилого дома со встроенными или пристроенными объектами социального и коммунально-бытового назначения и обслуживания населения по адресу: <адрес>. Паевой взнос за указанную квартиру в размере 1 440 600 руб. выплачен полностью ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ между ФИО3, ФИО4 (продавцы) и Жилищно-строительным кооперативом «Тухачевского, 18» (покупатель) был заключен и нотариально удостоверен договор купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым ФИО3 и ФИО4 продали, а ЖСК «Тухачевского, 18» купил земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: стоянки автомобильного транспорта, общая площадь 953,2 кв.м, кадастровый №, находящийся по адресу: <адрес>. Пунктом 11 данного договора предусмотрено, что в соответствии с п.1 ст.131 и п.2 ст.223 ГК РФ право собственности на данный земельный участок у ЖСК «Тухачевского, 18» возникает с момента регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области. 25.12.2018 Управлением Росреестра по Ульяновской области произведена государственная регистрация права собственности ЖСК «Тухачевского, 18» на основании указанного договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ. 09.01.2020 Управлением архитектуры и градостроительства Администрации города Ульяновска было выдано Жилищно-строительному кооперативу «Тухачевского, 18» Разрешение на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ, действительное на срок до ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым данное Управление в соответствии со ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешает данному жилищно-строительному кооперативу строительство объекта капитального строительства - многоквартирного жилого дома со встроенными или пристроенными объектами социального и коммунально-бытового назначения и обслуживания населения на земельном участке с кадастровым номером № с количество этажей - 6, количество квартир - 25, местоположением: <адрес>. 04.12.2020 Управлением архитектуры и градостроительства Администрации города Ульяновска было выдано Жилищно-строительному кооперативу «Тухачевского, 18» Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым данное Управление в соответствии со ст.55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешает данному жилищно-строительному кооперативу ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства - многоквартирного жилого дома со встроенными или пристроенными объектами социального и коммунально-бытового назначения и обслуживания населения, расположенного по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером № ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой дом со встроенными или пристроенными объектами социального и коммунально-бытового назначения и обслуживания населения, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, и расположенные в нем квартиры были поставлены на государственный кадастровый учет, при этом данному дому присвоен кадастровый №. ДД.ММ.ГГГГФИО10, действующая на основании нотариальной доверенности, выданной ей Шеллинг С.А., подала в Управление Росреестра по Ульяновской области заявление № от ДД.ММ.ГГГГ о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, в котором просила осуществить государственную регистрацию права собственности Шеллинг С.А. в отношении объекта недвижимости - квартиры площадью 31.2 кв.м с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <адрес>, приложив к заявлению справку о полной выплате паевых взносов б/н от ДД.ММ.ГГГГ, выданную Жилищно-строительным кооперативом «Тухачевского, 18». ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо Управления Росреестра по Ульяновской области направило ФИО10 Уведомление о приостановлении государственной регистрации прав №ДД.ММ.ГГГГ, в котором заявитель был уведомлен о приостановлении в соответствии с п.7 ч.1 ст.26 Федерального закона №218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости» начиная с 10.02.2021 осуществления действий по государственной регистрации прав в отношении объектов недвижимости, расположенных в пределах кадастрового квартала (смежных кадастровых кварталов) №, в связи с тем, что содержание документа, представленного для осуществления государственной регистрации прав, не соответствует требованиям действующего законодательства. В данном Уведомлении заявителю разъяснено, что квартира, за государственной регистрацией прав на которую обратился заявитель, расположена в многоквартирном доме, построенном на земельном участке, принадлежащем ЖСК «Тухачевского, 18» с ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности. Разрешение на строительство данного МКД выдано этому ЖСК 09.01.2020, разрешение на ввод данного МКД в эксплуатацию выдано ему 04.12.2020, в связи с чем привлечение денежных средств граждан жилищно-строительным кооперативом на строительство МКД по разрешению на строительство от 09.01.2020 на земельном участке, принадлежащем ЖСК с 25.12.2018 на праве собственности, и, соответственно, государственная регистрации права Шеллинг С.А. на указанную квартиру по справке ЖСК от 29.06.2018 о выплате пая 29.06.2018 невозможно. Разъяснено, что в со соответствии со ст.219 ГК РФ право собственности ЖСК «Тухачевского, 18» необходимо зарегистрировать на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 04.12.2020 с последующим переоформлением в собственность Шеллинг С.А. на основании сделки по отчуждению. Указано, что осуществление действий по государственной регистрации прав приостанавливается до 11.05.2021. 11.05.2021 заявителю будет отказано в государственной регистрации. Разрешая спор, суд, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ и проанализировав доводы административного иска применительно к положениям действующего законодательства, приходит к выводу в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать по следующим основаниям. Рассматривая доводы административного истца, суд исходит из того, что в соответствии со ст.2 Федерального закона №218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости» правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации. В случаях, установленных настоящим Федеральным законом, актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации, правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составляют также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости. В соответствии с ч.2 ст.35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Согласно п.1 ст. 8.1. Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра. В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения. В соответствии с п.2 ст. 8.1. ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом. Уполномоченный в соответствии с законом орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество, проверяет полномочия лица, обратившегося с заявлением о государственной регистрации права, законность оснований регистрации, иные предусмотренные законом обстоятельства и документы (п.5 ст.8.1. ГК РФ). В силу ст.131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним (п.1). Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации (п.3). Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество (п.6). Согласно ч.3 ст.1 Федерального закона №218-ФЗ от 13.07.2015 государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости (ч.4 ст.1). Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений (ч.2 ст.1). Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права (ч.5 ст.1). Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет) (ч.7 ст.1 указанного Федерального закона). Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав). К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: 1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; 2) проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; 3) проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; 4) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав; 5) выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 6) ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем; 7) принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей; 8) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом (ч.ч.1, 3 ст.3 указанного Федерального закона). В соответствии с ч.1 ст.14 данного Федерального закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются (ч.2 ст.14): 1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; 2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; 3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; 4) свидетельства о праве на наследство; 5) вступившие в законную силу судебные акты; 6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; 7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ; 7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; 9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе. Датой государственной регистрации прав является дата внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о соответствующем праве, об ограничении права или обременении объекта недвижимости (ч.2 ст.16 указанного Федерального закона). Согласно ч.3 ст.18 данного Закона, к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами. Частью 1 статьи 21 указанного Закона определено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц. Частью 1 статьи 29 данного Закона предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя: 1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; 2) возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 настоящего Федерального закона; 3) проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 4) внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 5) выдачу документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после прекращения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Пункт 2 части 4 ст.29 Федерального закона предусматривает, что орган регистрации прав при отсутствии оснований для возврата представленных заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов без рассмотрения осуществляет одно из следующих действий: уведомляет о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при наличии оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Статьей 26 данного Закона определены основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав, среди которых: осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации. По данному основанию осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей. Как следует из материалов административного дела, для осуществления государственной регистрации права собственности Шеллинг С.А. на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, уполномоченная ею ФИО10 представила административному ответчику ДД.ММ.ГГГГ в качестве правоустанавливающего документа «Справку о полной выплате паевых взносов» без номера от ДД.ММ.ГГГГ, подписанную председателем и главным бухгалтером Жилищно-строительного кооперативом «Тухачевского, 18». По результатам рассмотрения представленных заявителем документов уполномоченное должностное лицо Управления Росреестра по Ульяновской области с 10.02.2021 приостановило государственную регистрацию прав в отношении указанного объекта недвижимости на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» - в связи с тем, что содержание документа, представленного для осуществления государственной регистрации прав (то есть «Справки о полной выплате паевых взносов» без номера от 29.06.2018), не соответствует требованиям действующего законодательства, и разъяснило Шеллинг С.А., что ЖСК «Тухачевского, 18» должно зарегистрировать на себя право собственности на указанную квартиру с последующим переоформлением в ее собственность на основании сделки по отчуждению. Оценивая доводы административного истца, изложенные в иске, и представителя административного ответчика в совокупности с установленными по делу обстоятельствами, суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком при рассмотрении заявления от 05.02.2021 о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и принятии решения о приостановлении 10.02.2021 государственной регистрации прав по указанному основанию соблюдены требования ч.ч.1, 3 ст.3, ч.1 ст.21, п.3 ч.1 ст.29, ст.26 Федерального закона №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», устанавливающих полномочия Управления Росреестра по Ульяновской области на совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок совершения оспариваемого действия (бездействия), основания для принятия совершения оспариваемого действия (бездействия), содержание действий административного ответчика по приостановлению государственной регистрации прав соответствуют нормам указанного Федерального закона, регулирующим спорные отношения. Судом установлено, что содержание «Справки о полной выплате паевых взносов» без номера от 29.06.2018 не соответствует требованиям законодательства, действующего на момент принятия административным ответчиком решения о приостановлении государственной регистрации права. Так, из содержания данного документа, представленного для осуществления государственной регистрации прав, следует, что ЖСК «Тухачевского, 18» данной справкой подтвердил, что: 1) Шеллинг С.А. с 16.01.2018 является членом данного жилищно-строительного кооператива; 2) ей предоставлено жилое помещение - квартира № общей проектной площадью 34,3 кв.м, расположенная на 2 этаже многоквартирного жилого дома со встроенными или пристроенными объектами социального и коммунально-бытового назначения и обслуживания населения по адресу: <адрес>; 3) паевой взнос за указанную квартиру в размере 1 440 600 руб. выплачен полностью 29.06.2018. Справка дана для предъявления в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области. Вместе с тем вопросы градостроительной деятельности, то есть деятельности по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, регулируются Градостроительным кодексом Российской Федерации, из п.1 ст.1 которого следует, что строительство - это один из видов градостроительной деятельности. Согласно ч.1 ст.3 данного Кодекса законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Законодательство о градостроительной деятельности регулирует в том числе отношения по строительству объектов капитального строительства (ч.1 ст.4 Кодекса). В соответствии с п.13 ст.1 Кодекса, строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства.ст.1 п.10) Объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие) (п.10 ст.1 Кодекса). Застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта (п.16 ст.1 Кодекса). Субъектами градостроительных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица (ст.5 Кодекса). В силу части 2 ст.51 данного Кодекса строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Согласно ч.1 данной статьи разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами (ч.4 ст.51 Кодекса). В соответствии с п.1 ч.7 ст.51 данного Кодекса в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются документы, среди которых - правоустанавливающие документы на земельный участок. Согласно ч.19 ст.51 данного Кодекса, разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства. Частью 21 ст.51 Кодекса предусмотрено, что срок действия разрешения на строительство при переходе права на земельный участок и объекты капитального строительства сохраняется, за исключением случаев, предусмотренных частью 21.1 настоящей статьи. Физическое или юридическое лицо, которое приобрело права на земельный участок, вправе осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на таком земельном участке в соответствии с разрешением на строительство, выданным прежнему правообладателю земельного участка (ч.21.5 ст.51). Статьей 110 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) предусмотрены жилищный или жилищно-строительный кооператив, которым признается добровольное объединение граждан и в установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом (ч.1). Члены жилищно-строительного кооператива своими средствами участвуют в строительстве, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома. Жилищно-строительный кооператив в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности выступает в качестве застройщика и обеспечивает на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию многоквартирного дома в соответствии с выданным такому кооперативу разрешением на строительство. Жилищно-строительный кооператив, за исключением жилищно-строительных кооперативов, создание которых предусмотрено Федеральным законом №161-ФЗ от 24.07.2008 «О содействии развитию жилищного строительства», не вправе осуществлять одновременно строительство более одного многоквартирного дома с количеством этажей более чем три (ч.3). Жилищные и жилищно-строительные кооперативы являются потребительскими кооперативами. В силу ст.123.1 ЖК РФ жилищно-строительный кооператив, осуществляющий за счет средств членов кооператива строительство многоквартирного дома, обязан размещать в единой информационной системе жилищного строительств а, предусмотренной Федеральным законом №214-ФЗ от 30.12.2004 «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», устав кооператива, а также документы, среди которых - разрешение на строительство многоквартирного дома, в строительстве которого своими средствами участвуют члены жилищно-строительного кооператива. В соответствии с п.4 ст.218 ГК РФ член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество. Таким образом, из приведенных норм законодательства следует, что для осуществления строительства такого объекта капитального строительства как многоквартирный жилой дом физическое лицо, юридические лицо как субъекты градостроительных отношений должны иметь правоустанавливающие документы на принадлежащий им земельный участок, на котором ведется строительство, и разрешение на строительство, необходимым условием выдачи которого является наличие правоустанавливающих документов на земельный участок. Из указанной «Справки о полной выплате паевых взносов» без номера от 29.06.2018 следует, что паевой взнос Шеллинг С.А. за квартиру №, расположенную по адресу: <адрес>, выплачен полностью ДД.ММ.ГГГГ. По состоянию на 29.06.2018 действовал Федеральный закон №214-ФЗ от 30.12.2004 «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», часть 2 статьи 1 которого предусматривала, что привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, допускается только: 1) на основании договора участия в долевом строительстве; 2) путем выпуска эмитентом, имеющим в собственности или на праве аренды, праве субаренды земельный участок и получившим в установленном порядке разрешение на строительство на этом земельном участке многоквартирного дома, облигаций особого вида - жилищных сертификатов, закрепляющих право их владельцев на получение от эмитента жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах; 3) жилищно-строительными и жилищными накопительными кооперативами в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность таких кооперативов. С 01.07.2018 вступили в действие изменения в статью 1 указанного Федерального закона №214-ФЗ от 30.12.2004, внесенные Федеральным законом №175-ФЗ от 01.07.2018 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которыми законодатель установил, что привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, допускается только: 1) на основании договора участия в долевом строительстве; 2) пункт 2 признан утратившим силу; 3) жилищно-строительными кооперативами, которые осуществляют строительство на земельных участках, предоставленных им в безвозмездное срочное пользование из муниципальной собственности или государственной собственности, в том числе в соответствии с Федеральным законом №161-ФЗ от 24.07.2008 «О содействии развитию жилищного строительства», или созданы в соответствии с Федеральным законом №127-ФЗ от 26.10.2002 «О несостоятельности (банкротстве)». Кроме того, пунктом 2 части 4 статьи 8 указанного Федерального закона №175-ФЗ от 01.07.2018 было определено, что со дня вступления в силу данного Федерального закона (то есть с 01.07.2018) помимо способов, предусмотренных Федеральным законом №214-ФЗ от 30.12.2004, привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, допускается жилищно-строительными кооперативами, получившими разрешение на строительство до дня вступления в силу настоящего Федерального закона №175-ФЗ от 01.07.2018. Судом установлено, что по состоянию на 29.06.2018, то есть в дату полной выплаты административным истцом Шеллинг ФИО7 кооперативу «Тухачевского, 18» паевого взноса в размере 1 440 600 руб. за квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, данный ЖСК не являлся собственником земельного участка с кадастровым номером № находящегося по адресу: <адрес>, на котором был построен указанный многоквартирный жилой дом, поскольку право общей долевой собственности на данный земельный участок, зарегистрированное в установленном порядке, с ДД.ММ.ГГГГ принадлежало физическим лицам ФИО3 и ФИО4 Кроме того, у данного ЖСК на момент привлечения от Шеллинг С.А. указанной суммы денежных средств отсутствовало разрешение на строительство данного объекта капитального строительства. Анализируя представленные административным истцом и административным ответчиком доказательства, оценивая их в совокупности с установленными по делу фактическими обстоятельствами и нормами указанного законодательства, суд приходит к выводу о том, что ЖСК «Тухачевского, 18» привлек ДД.ММ.ГГГГ денежные средства Шеллинг С.А. - паевой взнос за квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, незаконно, в нарушение части 2.1. статьи 1 указанного Федерального закона №214-ФЗ от 30.12.2004, прямо запрещающего привлечение денежных средств граждан для строительства в нарушение требований, установленных частью 2 данной статьи. Законодателем в ч.2.2. ст.1 Федерального закона №214-ФЗ от 30.12.2004 определено, что лица, привлекающие денежные средства граждан для строительства в нарушение требований, установленных настоящей статьей, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. По состоянию на 29.06.2018 данный жилищно-строительный кооператив не имел в собственности указанный земельный участок, у него отсутствовало разрешение на строительство указанного многоквартирного жилого дома, он не относился к жилищно-строительным кооперативам, которым законодатель предоставил право осуществлять строительство многоквартирных домов, привлекая денежные средства своих членов (п.3 ч.2 ст.1 Федерального закона №214-ФЗ от 30.12.2004). Право на привлечение денежных средств от административного истца и строительство указанного многоквартирного жилого дома в соответствии с разрешением на строительство от ДД.ММ.ГГГГ, выданным правообладателям земельного участка ФИО3 и ФИО4, у Жилищно-строительного кооператива «Тухачевского, 18» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ возникнуть не могло, поскольку право собственности на указанный земельный участок у данного ЖСК возникло только с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с момента регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного данным ЖСК с ФИО3 и ФИО4 Разрешение на строительство указанного многоквартирного жилого дома на принадлежащем ему земельном участке с кадастровым номером № было выдано данному ЖСК «Тухачевского, 18» Управлением архитектуры и градостроительства Администрации города Ульяновска только 09.01.2020 (разрешение на строительство №) на срок до ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, содержание «Справки о полной выплате паевых взносов» без номера от 29.06.2018, выданной ЖСК «Тухачевского, 18» административному истцу, и представленной последним в Управление Росреестра по Ульяновской области для государственной регистрации права на указанную квартиру не соответствует требованиям законодательства, действующего на момент принятия административным ответчиком решения о приостановлении государственной регистрации права - пунктам 1, 3 части 2, части 2.1. статьи 1 Федерального закона №214-ФЗ от 30.12.2004, а также пункту 2 части 4 статьи 8 Федерального закона №175-ФЗ от 01.07.2018, части 2, 21.5 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст.110 ЖК РФ, что и явилось основанием для совершения должностным лицом Управления Росреестра по Ульяновской области действий по приостановлению государственной регистрации прав в отношении вышеуказанной квартиры на основании п.7 ч.1 ст.26 Федерального закона №218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости». В соответствии с ч.1, 3 ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности. Представленные сторонами доказательства должны быть допустимыми, относимыми и бесспорными. Административным истцом не представлено суду доказательств, являющихся основанием для удовлетворения его требований. Суд приходит к выводу, что административным ответчиком доказано, что решение должностного лица Управления Росреестра по Ульяновской области о приостановлении государственной регистрации прав № от 10.02.2021 принято в пределах своих полномочий, соответствует нормам действующего законодательства, порядок принятия оспариваемых действий соблюден, основания для принятия решения о приостановлении государственной регистрации права имелись, содержание и форма уведомления о приостановлении государственной регистрации права соответствуют нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, нарушение прав административного истца действиями административного ответчика не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований не имеется. Правовых оснований для возложения на административного ответчика обязанности совершить государственную регистрацию права на указанную квартиру суд не находит. В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление. Из смысла приведенных норм права следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены. Предусмотренная законом совокупность условий, влекущая удовлетворение требований административного истца, по делу отсутствует. Иных доказательств незаконности обжалуемых действий (бездействия) административного ответчика административным истцом не представлено. При таких обстоятельствах, суд полагает, что совокупность оснований для удовлетворения требований, предусмотренных положениями статьи 227 КАС РФ, при рассмотрении настоящего административного дела не установлена, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 176-180 КАС РФ, суд Р Е Ш И Л: Отказать в удовлетворении административного иска ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области о признании действий по приостановлению с ДД.ММ.ГГГГ государственной регистрации права в отношении объекта недвижимости - квартиры площадью 31.2 кв.м с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <адрес>, незаконными, возложении обязанности зарегистрировать право собственности на жилое помещение. Решение суда может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Засвияжский районный суд г.Ульяновска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья Е.Н. Саенко |