ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1178/2022 от 06.09.2022 Троицкого городского суда (Челябинская область)

Дело №2а-1178/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 сентября 2022 г. г. Троицк Челябинская область

Троицкий городской суд Челябинской области в составе председательствующего Фроловой О.Ж., при секретаре Спиридоновой Д.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Тарасенкова Александра Анатольевича к администрации Троицкого муниципального района Челябинской области, Управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями администрации Троицкого муниципального района Челябинской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность, возложении обязанности по обеспечению опубликования извещения о предоставлении земельного участка, взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ

Тарасенков А.А. обратился в суд с административным иском к администрации Троицкого муниципального района Челябинской области о признании незаконным решения от 07 декабря 2021 г. № 2860 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: сельскохозяйственное использование, возложении обязанности в течение 10 дней с даты вступления в законную силу судебного акта обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельного участка, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: сельскохозяйственное использование, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка, разместить извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», взыскании судебных расходов.

В обоснование иска указал, что 10 ноября 2021 г. административный истец обратился в администрацию Троицкого муниципального района с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, с кадастровым номером 74:20:2405001:665, расположенного по адресу: <адрес> категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: сельскохозяйственное использование, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйство его деятельности.

07 декабря 2021 г. Управлением муниципальным имуществом и земельными отношениями администрации Троицкого муниципального района Челябинской области ему отказано в предоставлении в собственность спорного земельного участка. В решении об отказе указано, что согласно выписке ЕГРН, земельный участок имеет виды разрешенного использования: сельскохозяйственное использование, описание которого предполагает размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки с\х продукции, а в соответствии с п.2 ст.39.1 Земельного Кодекса Российской Федерации продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в соответствии с основным видом разрешенного использования которых предусмотрено строительство зданий, сооружений, не допускается. Кроме того, указано, что земельный участок сформирован большей площадью, чем может быть предоставлен гражданину в соответствии со ст.6 Закона Челябинской области от 13.04.2015 № 154-ЗО, истец не является главой крестьянского (фермерского) хозяйства.

Тарасенков А.А. с принятым решением не согласился. Считает, что положения Земельного Кодекса Российской Федерации предусматривают право граждан и крестьянских (фермерских) хозяйств в равной мере претендовать на предоставление земельного участка для деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, поэтому полагает, что указание административного ответчика в оспариваемом решении на тот факт, что административный истец не является главой КФХ, не основано на нормах закона. Ссылки ответчика на ст.6 Закона Челябинской области от 13.04.2015 № 154-ЗО, п.2 ст.39.1 Земельного Кодекса Российской Федерации ошибочны, основаны на неправильном толковании норм права. Полагает, что административный ответчик допустил бездействие, т.к. с момента принятия заявления в установленный законом 30-дневный срок не обеспечил опубликование извещения о предоставлении земельного участка в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка, не разместил извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Протокольным определением от 05 марта 2022 г. соответчиком привлечено Управление муниципальным имуществом и земельными отношениями администрации Троицкого муниципального района Челябинской области.

В судебном заседании административный истец Тарасенков А.А. не участвовал, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.175).

Представитель административного истца Кравчишин И.В. в судебном заседании исковые требования поддержал.

Представитель администрации Троицкого муниципального района Челябинской области Балаба С.А. в судебном заседании просила в удовлетворении иска отказать. Представила письменные возражения (л.д.65-67).

Представитель административного ответчика - Управление муниципальным имуществом и земельными отношениями администрации Троицкого муниципального района Челябинской области в судебном заседании не участвовал, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом (л.д.176).

На основании ч.6 ст.226 КАС РФ суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав представителей сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч.9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При этом, согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. 1 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемое решение либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Из анализа положений статей 218, 226, 227 КАС РФ следует, что для принятия судом решения о признании решений, действий (бездействий) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями незаконными, необходимо наличие двух условий - это несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Судом установлено, что 12 ноября 2021 г. Тарасенков А.А. обратился в администрацию Троицкого муниципального района Челябинской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 74:20:2405001:665, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности (л.д.30).

Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет 27 июля 2020 г., имеет площадь 539506 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования : сельскохозяйственное использование, сведения о зарегистрированных правах на указанный земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют (л.д.9-10,156).

07 декабря 2021 г. Управлением муниципальным имуществом и земельными отношениями Троицкого муниципального района административному истцу в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 74:20:2405001:665 отказано (л.д.31-32).

В обоснование отказа ответчик ссылается на то, что испрашиваемый земельный участок имеет вид разрешенного использования - сельскохозяйственное использование, описание которого предполагает размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции. В соответствии с п.2 ст.39.1 Земельного Кодекса Российской Федерации продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в соответствии с основным видом разрешенного использования которых предусмотрено строительство зданий, сооружений, не допускается. Кроме того, в решении указано, что площадь земельного участка составляет 539506 кв.м.(53,95 га), между тем, максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут одновременно находиться на праве собственности или ином праве у граждан в соответствии со ст.6 Закона Челябинской области от 13.04.2015 № 154-ЗО "О земельных отношениях" составляет 2,5га., также административный истец не является главой крестьянского (фермерского) хозяйства и поэтому не имеет права на приобретение в собственность земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

Суд не может согласиться с решением Управления муниципальным имуществом и земельными отношениями Троицкого муниципального района от 07 декабря 2021 г., исходя из следующего.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином; порядок предоставления земельных участков для осуществления фермерским хозяйством его деятельности устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации (п. 1 ст. 12 Закона N 74-ФЗ).

В силу пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также - на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату, договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.

Согласно пп. 10 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 Кодекса.

В свою очередь, п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ, в частности, предусмотрено, что уполномоченный орган в случае поступления заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" либо принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с п. 8 ст. 39.15 или ст. 39.16 Кодекса.

Таким образом, вопреки доводам ответчика, изложенным в решении об отказе, из буквального толкования приведенных норм не следует, что гражданин до обращения с заявлением о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности обязан создать фермерское хозяйство.

Тарасенков А.А. не является главой крестьянского (фермерского) хозяйства, что подтверждается сведениями МРИ ФНС № 15 по Челябинской области от 04.08.2022 (л.д.161), и никем не оспаривается. Как гражданин, он обратился в администрацию Троицкого муниципального района Челябинской области с заявлением о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

Учитывая то, что Закон не предусматривает обязанность гражданина до обращения с заявлением о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности создать фермерское хозяйство, отказ в предоставлении земельного участка по этому основанию является незаконным.

Пунктом 2 статьи 39.1 ЗК РФ предусмотрено, что не допускается продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в соответствии с основным видом разрешенного использования которых предусмотрено строительство зданий, сооружений, за исключением случаев, указанных в пункте 2 статьи 39.3 настоящего Кодекса, а также случаев проведения аукционов по продаже таких земельных участков в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.

Подпунктом 10 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ установлено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со ст. 39.18 настоящего Кодекса.

Учитывая то, что истец обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность с целью осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, ссылка ответчика на недопущение продажи земельного участка в силу запрета, установленного пунктом 2 статьи 39.1 ЗК РФ, необоснованна.

Несостоятельна ссылка ответчика в обоснование отказа и на ст.6 Закона Челябинской области от 13.04.2015 № 154-ЗО "О земельных отношениях", устанавливающую максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан.

Так, согласно ст.6 Закона Челябинской области от 13.04.2015 № 154-ЗО "О земельных отношениях" максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, составляет 2,5 гектара.

Между тем, из заявления Тарасенкова А.А. следует, что земельный участок испрашивался им для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, а не для ведения личного подсобного хозяйства, ранее истцу земельный участок для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности не предоставлялся (л.д.178), в связи с чем, ссылка ответчика на ст.6 Закона Челябинской области от 13.04.2015 № 154-ЗО "О земельных отношениях" является ошибочной.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что отказ Управления муниципальным имуществом и земельными отношениями администрации Троицкого муниципального района Челябинской области от 07 декабря 2021 г. № 2860 в предоставлении Тарасенкову А.А. в собственность земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> категория земель: земли сельскохозяйственного назначения является незаконным.

Согласно части 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Исковое заявление подано истцом 30.12.2021, т.е. без нарушения установленного срока.

При таких обстоятельствах, решение Управления муниципальным имуществом и земельными отношениями администрации Троицкого муниципального района Челябинской области от 07 декабря 2021 г. № 2860 об отказе в предоставлении Тарасенкову Александру Анатольевичу в собственность земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, следует признать незаконным.

Исходя из требований действующего законодательства, суд не должен подменять государственные органы, наделенные соответствующими полномочиями, поскольку такое действие противоречит конституционному принципу разделения полномочий исполнительной и судебной власти, при этом, вопрос предоставления земельных участков в собственность отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления.

В связи с чем, нарушенные права административного истца подлежат восстановлению путем возложения на орган местного самоуправления обязанности повторно рассмотреть заявление истца от 12 ноября 2021 г. в установленный ст.39.18 ЗК РФ тридцатидневный срок.

Поскольку в силу Положения об Управлении муниципальным имуществом и земельными отношениями Троицкого муниципального района, утвержденного решением Собрания депутатов Троицкого муниципального района Челябинской области от 27 октября 2020 г. № 98 Управление муниципальным имуществом и земельными отношениями Троицкого муниципального района наделено полномочиями органа местного самоуправления в сфере управления муниципальной собственностью и земельными отношениями Троицкого муниципального района, является юридическим лицом, надлежащим ответчиком в сложившихся спорных правоотношениях является Управление муниципальным имуществом и земельными отношениями Троицкого муниципального района, в удовлетворении исковых требований к ответчику - администрации Троицкого муниципального района следует отказать.

На основании ч.9 ст.227 КАС РФ на Управление муниципальным имуществом и земельными отношениями администрации Троицкого муниципального района Челябинской области следует возложить обязанность сообщить об исполнении решения в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Требования Тарасенкова А.А. о возложении на ответчиков обязанности по обеспечению опубликования извещения о предоставлении земельного участка удовлетворению не подлежат, т.к. согласно процедуре, предусмотренной пунктом 1 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ, выбор необходимого действия в случае поступления заявления гражданина о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности (обеспечение опубликования извещения о предоставлении земельного участка; принятие решения об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса) относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления, которая будет реализована при повторном рассмотрении заявления истца.

В соответствии с частью 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Истец понес расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. (л.д.19), расходы по оплате выписки из ЕГРН в размере 640 руб. (л.д.180), в связи с чем, с Управления муниципальным имуществом и земельными отношениями администрации Троицкого муниципального района Челябинской области в пользу Тарасенкова А.А. следует взыскать судебные расходы в размере 940 руб., данные расходы подтверждены платежными документами и связаны с рассмотрением дела.

Руководствуясь ст.ст. 175, 227 КАС Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Тарасенкова Александра Анатольевича удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Управления муниципальным имуществом и земельными отношениями администрации Троицкого муниципального района Челябинской области от 07 декабря 2021 г. № 2860 об отказе в предоставлении Тарасенкову Александру Анатольевичу в собственность земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Челябинская <адрес> категория земель: земли сельскохозяйственного назначения.

Возложить на Управление муниципальным имуществом и земельными отношениями администрации Троицкого муниципального района Челябинской области обязанность в течение тридцати дней повторно рассмотреть заявление Тарасенкова Александра Анатольевича о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>

Возложить на Управление муниципальным имуществом и земельными отношениями администрации Троицкого муниципального района Челябинской области обязанность сообщить об исполнении решения в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Тарасенкову Александру Анатольевичу отказать в удовлетворении исковых требований к администрации Троицкого муниципального района Челябинской области о возложении обязанности по обеспечению опубликования извещения о предоставлении земельного участка, с кадастровым номером 74:20:2405001:665, расположенного по адресу: Челябинская область, Троицкий район, 7.7 км на северо-запад от с.Ключевка.

Взыскать с Управления муниципальным имуществом и земельными отношениями администрации Троицкого муниципального района Челябинской области в пользу Тарасенкова Александра Анатольевича судебные расходы в размере 940 руб.

Решение может быть обжаловано путем подачи в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме апелляционной жалобы в Челябинский областной суд через Троицкий городской суд.

Председательствующий:

Решение в окончательной форме принято 09.09.2022.