Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 декабря 2018 года
Первомайский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего Павловой Е.В.
при секретаре Гармаш О.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО1 к Информационному центру ГУ МВД России по Краснодарскому краю, начальнику Информационного центра ГУ МВД России по Краснодарскому краю ФИО2 о признании незаконным отказа в исключении сведений о привлечении к уголовной ответственности,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Информационному центру ГУ МВД России по Краснодарскому краю, начальнику Информационного центра ГУ МВД России по Краснодарскому краю ФИО2 о признании незаконным отказа в исключении сведений о привлечении к уголовной ответственности. В обоснование требований указал, что 26.05.2010 г. был осужден мировым судьей судебного участка № 31 Карасунского округа г.Краснодара по ч.1 ст.116 УК РФ к штрафу в размере 2 500 руб. Штраф оплачен в полном объеме 20.11.2010 г. Судимость погашена 20.11.2011 г. Данное уголовное деяние декриминализировано и не является преступление, а является административным проступком. Через информационный портал «Госуслуги» ФИО1 была предоставлена справка от 17.04.2018 г. №-Е, в которой отражены сведения об уголовном преследовании в отношении него. Истец обратился в ИЦ ГУ МВД России по Краснодарскому краю с заявлением об аннулировании записи о его судимости, на что получил отказ от 20.07.2018 г. Считая отказ незаконным и необоснованным, ФИО1 обратился в суд с настоящим административным иском. В связи с этим просит признать незаконным отказ начальника ИЦ ГУ МВД России по Краснодарскому краю об исключении сведений о привлечении ФИО1 к уголовной ответственности по ч.1 ст.116 УК РФ, а также обязать ИЦ ГУ МВД России по Краснодарскому краю исключить из сведений, отраженных в справке о судимости, данные о привлечении ФИО1 к уголовной ответственности по ч.1 ст.116 УК РФ.
ФИО1 в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о времени и месте слушания дела, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ГУ МВД России по Краснодарскому краю ФИО3, действующая по доверенности, в судебном заседании административный иск не признала, просит отказать в его удовлетворении.
Начальник ИЦ ГУ МВД России по Краснодарскому краю ФИО2 уволен со службы в органах внутренних дел приказом ГУ МВД России по Краснодарскому краю №л/с от 22.10.2018 г.
Выслушав пояснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, приговором мирового судьи судебного участка № 31 Карасунского округа г.Краснодара от 26.05.2010 г. ФИО1 признан виновным в совершении преступления,
Предусмотренного ч.1 ст. 116 УК РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 2 500 руб.
Данная информация подтверждается сведениями, содержащимися в базе данных АИС «Статистика».
Порядок получения справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования регламентирует Приказ МВД России от 07.11.2011 г. № 1121, которым утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования.
Пунктом 71 Административного регламента установлено, что основанием для начала административной процедуры по выдаче справки о наличии (отсутствии) судимости является поступление заявления должностному лицу, уполномоченному на оформление справки о наличии (отсутствии) судимости.
Должностное лицо, уполномоченное на оформление справки о наличии (отсутствии) судимости, при поступлении заявления или запроса из государственных органов, осуществляет проверку по учетам ФКУ «ГИАЦ МВД России» и ИЦ по месту рождения, месту жительства (месту пребывания) заявителя на территории Российской Федерации, а также по месту его осуждения, если эти сведения выявлены в ходе проверки.
При установлении в отношении заявителя сведений об осуждении за совершение преступлений, предусмотренных УК РФ, информация анализируется с учетом положений статей 74, 84, 85, 86 и 95 УК РФ на предмет погашения или снятия судимости (п. 72 Административного регламента).
Согласно п. 73 Административного регламента после проведения проверок и анализа полученных в отношении заявителя в оперативно-справочных учетах ФКУ «ГИАЦ МВД России» и ИЦ сведений - должностным лицом, уполномоченным на оформление справки о наличии (отсутствии) судимости, на бланке строгой отчетности оформляется справка о наличии (отсутствии) судимости (приложение № 6).
Пунктом 74.3. Административного регламента установлено, что в графе «имеются (не имеются) сведения о судимости (в том числе имевшейся ранее) на территории Российской Федерации» при наличии сведений об имеющейся и имевшейся ранее судимости указываются: дата осуждения, наименование суда, вынесшего приговор, пункт, часть, статья уголовного закона, по которым лицо было осуждено, срок и вид наказания, дата и основание освобождения, основания снятия судимости.
Как усматривается из материалов дела, согласно требованиям Административного регламента административному истцу была выписана справка №, в которой содержится информация об осуждении его 26.05.2010 г. мировым судьей судебного участка № 31 Карасунского округа г.Краснодара Краснодарского края по ч.1 ст.116 УК РФ к наказанию в виде штрафа в размере 2500 рублей. 20.11.2010 г. штраф оплачен в полном объеме.
Доводы ФИО1 в административном исковом заявлении о том, что данная информация должна быть исключена из базы данных информационного центра в связи с тем, что согласно ч.1 ст.10 УК РФ уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость, не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
На момент вынесения приговора 26.05.2010 г. преступление, предусмотренное ч.1 ст.116 Уголовного кодекса РФ, являлось уголовно наказуемым деянием. В случае, если закон, устраняющий преступность деяния, введен в действие после вступления приговора суда в законную силу, декриминализация деяния влияет лишь на отбытие осужденным наказания и не влечет отмены вступившего в законную силу приговора суда.
В соответствии с ч. 4 ст.133 УПК РФ при принятии закона, устраняющего преступность и наказуемость деяния, право на реабилитацию не возникает.
В соответствии с ч.1 ст. 3 Федерального закона от 07.02.2011 г. №3-ФЗ «О полиции» правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
На основании ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О полиции» полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах (далее – банки данных).
Согласно п.п. 1, 2 ч. 3 ст. 17 названного Федерального закона внесению в банки данных подлежит информация о лицах, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, о лицах, осужденных за совершение преступления.
Частью 8 ст. 17 Федерального закона «О полиции» закреплено, что персональные данные, содержащиеся в банках данных о гражданах, подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей.
Федеральный закон от 27.07.2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных» предусматривает, что хранение персональных данных должно осуществляться в форме, позволяющей определить субъект персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом.
Информационный центр ГУ МВД России по Краснодарскому краю является структурным подразделением ГУ МВД России по Краснодарскому краю, которое, в свою очередь, является структурным подразделением МВД России, на которое возложено формирование и ведение централизованных оперативно-справочных, розыскных, криминалистических учетов органов внутренних дел Российской Федерации.
Формирование и ведение централизованных оперативно-справочных, розыскных, криминалистических учетов осуществляется на основании Приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Юстиции Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной таможенной службы Российской Федерации, Федеральной миграционной службы Российской Федерации, Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, от 12.02.2014 г. №89дсп/№19дсп/№73дсп/№1адсп/№113дсп/№108дсп/№75дсп№93дсп/№19дсп/№324дсп/№133дсп/№63дсп/№14/ №95дсп «Об утверждении Наставления по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации» (зарегистрирован в Минюсте России 21.03.2014 г., регистрационный номер 31681).
Согласно п.п. «г» п.15.2 приказа МВД России от 12.02.2014 г. № 89дсп в пофамильных картотеках учетные алфавитные карточки на осужденных хранятся независимо от срока и вида наказания – до достижения ими 80-летнего возраста при условии погашения либо снятия судимости.
В соответствии с п.п. «а» п.15.2 вышеуказанного приказа на лиц, осужденных (при наличии вступившего в законную силу приговора суда) за преступления, которые впоследствии были декриминализированы, - до достижения ими 80-летнего возраста.
Кроме того, снятию с учета сведений о судимости в соответствии с пп. «б» п.15.4 приказа МВД России от 12.02.2014 г.№ 89дсп осуществляется в случае вынесения оправдательного приговора суда либо прекращения уголовного преследования по реабилитирующим основаниям.
Следовательно, в отношении ФИО1 не было прекращено уголовное дело по реабилитирующим основаниям либо вынесения оправдательного приговора.
При таких обстоятельствах не имеется оснований считать истца не имевшим судимости.
Какой-либо нормативный правовой акт большей юридической силы, которому бы противоречило оспариваемое предписание, о сроке хранения учетных документов отсутствует.
Кроме того, выдача справки направлена на реализацию отдельных положений Трудового кодекса РФ, иного федерального закона, ограничивающих право на труд в связи с осуществлением определенного вида деятельности, к которой в соответствии с действующим законодательством не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию. Вопрос об отсутствии или наличии судимости, в том числе снятой и погашенной, ограничивающей право на труд, во всех случаях подлежит разрешению работодателем либо иным органом, принимающим решение о допуске указанных лиц к трудовой или предпринимательской деятельности определенного вида.
Учитывая указанные обстоятельства, наличие в справке, выданной информационным центром ГУ МВД России по Краснодарскому краю, информации об имевшейся судимости у истца само по себе не влечет неблагоприятных последствий, предусмотренных действующим законодательством в связи с судимостью, ограничивающей право на труд или занятие предпринимательской деятельностью.
В соответствии с п. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных дельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст.226 Кодекса административного производства РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
- нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
- соблюдены ли сроки обращения в суд;
- соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Каких-либо нарушений прав и свобод ФИО1 судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В административном иске ФИО1 к Информационному центру ГУ МВД России по Краснодарскому краю, начальнику Информационного центра ГУ МВД России по Краснодарскому краю ФИО2 о признании незаконным отказа в исключении сведений о привлечении к уголовной ответственности отказать.
Решение может быть обжаловано в краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Первомайский районный суд г. Краснодара.
Председательствующий