ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1179/2016 от 20.06.2016 Камышловского городского суда (Свердловская область)

Дело № 2а-1179/2016

Мотивированное решение составлено 20.06.2016 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес> 16 июня 2016 г.

Камышловский городской суд <адрес>

в составе председательствующего судьи Некрасовой Н.И.

при секретаре Боровских О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Камышловского городского округа к Стремоусовой ФИО7 об отмене постановления судебного пристава – исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес>ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора с администрации Камышловского городского округа,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация Камышловского городского округа обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 об отмене постановления судебного пристава – исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес>ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора с администрации Камышловского городского округа.

В обоснование указано следующее. Администрации Камышловского городского округа ДД.ММ.ГГГГ стало известно о вынесении судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по <адрес>ФИО1 постановления от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000, 00 руб. с администрации Камышловского городского округа.

Администрация Камышловского городского округа с постановлением о взыскании исполнительного сбора не согласна, считает его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене по следующим основаниям.

Судебным приставом-исполнителем ФИО1 в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ указывается, что в отношении должника Муниципального образования Камышловский городской округ возбуждено исполнительное производство от ДД.ММ.ГГГГ-ИП, предметом исполнения которого является возложение обязанности на администрацию Камышловского городского округа предоставить коммунальную услугу по электроснабжению жилого дома по адресу: <адрес>, и последующего установления сервитута с собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, 4 – й км автодороги «<адрес> кадастровый , ФИО3, для прокладки и эксплуатации линии электропередачи к жилому дому по адресу: <адрес>, в пользу взыскателя ФИО2.

В соответствии со статьей 360 КАС РФ постановления судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействия) могут быть оспорены в порядке, установленном главой 22 КАС РФ.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленного для добровольного исполнения, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Исполнительский сбор устанавливается в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера с должника-организации в размере пяти тысяч рублей.

На основании ст. 121 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

В силу статьи 122 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подаётся в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе.

Согласно статье 128 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействия) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции, в районе деятельности которого указанное лицо исполняет свои обязанности.

На основании статьи 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копни постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

В соответствии с положениями частей 6 и 7 статьи 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 статьи 112 Закона, при отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства.

Согласно положениям пунктов 1, 2, 3 статьи 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор в размере семи процентов от взыскиваемой суммы или стоимости имущества должника.

Как разъяснено в абзаце 4 п.7 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-П судебный пристав-исполнитель обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленного срока исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний пункта 1 статьи 81 Закона об исполнительном производстве.

Судебный пристав-исполнитель ФИО1 вынесла постановление о взыскании исполнительского сбора, не дав возможности Администрации Камышловского городского округа доказать отсутствие вины в нарушении срока установленного для добровольного исполнения.

При применении данной меры юридической ответственности и определении размера взыскиваемого исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель в обязательном порядке должен учитывать размер причиненного вреда, степень вины должника, его имущественное положение и иные существенные обстоятельства. При вынесении отпариваемого постановления судебный пристав-исполнитель ФИО1 не учла обстоятельства, вызвавшие неисполнение в установленный срок исполнительного документа, а именно недостаточность времени на совершение нескольких юридически значимых действий.

В решении Камышловского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу не установлен срок для исполнения решения. В целях исполнения указанного решения суда администрации Камышловского городского округа необходимо произвести следующие действия: 1) Оформление правоустанавливающих документов на жилой дом по адресу Ирбитская, 68; 2) Регистрация права собственности на жилой дом по адресу Ирбитская, 68; 3) Оформление права собственности на земельный участок под указанным домом; 4) Установление сервитута для прокладки и эксплуатации линии электропередач с собственником земельного участка по адресу: <адрес>, 4 й км. Автодороги «<данные изъяты> с кадастровым номером , ФИО3; 5) Передача пакета документов в сетевую организацию для технического присоединения к электрическим сетям жилого дома по адресу: <данные изъяты>

Администрацией Камышловского городского округа был направлен запрос в ОАО «МРСК Урала» филиал «Свердловэнерго» о возможности восстановления линии электропередач для осуществления электроснабжения жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. В ответе от ДД.ММ.ГГГГ содержался перечень документов необходимых для заключения договора технологического присоединения к электрическим сетям, включающий: 1) План расположения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации; 2)Перечень и мощность энергопринимающих устройств, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной автоматики; 3) Копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства и на земельный участок, на котором расположен объект.

Администрация Камышловского городского округа с момента вступления решения суда в законную силу осуществляет все необходимые для исполнения решения суда по делу действия. На каждый этап исполнения решения суда требуется время, в том числе установленное регламентами.

В частности, в целях исполнения решения суда были осуществлены следующие действия: 1) Запрошен и получен в Камышловском БТИ технический паспорт здания; 2) Запрошен и получен в Камышловском БТИ технический план здания; 3) Произведена постановка на кадастровый учет жилого дома, получен кадастровый паспорт здания в филиале ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ; 4) Осуществлена регистрация права собственности на жилой дом, получено свидетельство о государственной регистрации права собственности на здание ДД.ММ.ГГГГ; 5) Дано задание специализированной организации на межевание земельного участка под зданием ДД.ММ.ГГГГ; 6) Получена схема расположения земельного участка.

Каждое действие, необходимое для исполнения решения суда, требует определенное количество времени на реализацию. Данные сроки являются непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля администрации Камышловского городского округа.

Подготовка документов для оформления права собственности состоит из трёх последовательных этапов: 1. Заказ технического паспорта объекта недвижимости в БТИ. Срок изготовления: от 10 до 30 дней. 2. Заказ технического плана объекта недвижимости в БТИ. Срок изготовления: до 30 дней. 3. Заказ кадастрового паспорта в отделении Росреестра. Срок изготовления: от 5 до 20 дней.

Наличие технического паспорта и плана необходимо для учета объекта недвижимости в Кадастровой палате и оформления кадастрового паспорта на объекты недвижимости. Получение кадастрового паспорта необходимо для государственной регистрации прав на владение объектом недвижимости и совершения сделок с данным объектом, предполагающих смену владельца - купли-продажи, оформление права наследования, дарения, судебного производства, проведения строительных работ, реконструкции и капитального ремонта. Однако, необходимо учитывать, что кадастровый паспорт не заменяет технический, а действует параллельно с ним.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация производится в следующем порядке: 1) Прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; 2) Правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом; 3) внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; 4) совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.

Государственная регистрация прав проводится в течение десяти рабочих дней со дня приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации, если иные сроки не установлены федеральным законом.

В соответствии с частью 9 статьи 45 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «о государственном кадастре недвижимости» орган или организация, осуществляющие хранение учетно-технической документации о ранее учтенном здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, выдает по запросу любого лица в срок не более чем десять рабочих дней со дня получения указанного запроса кадастровый паспорт такого объекта.

Что касается сроков проведения кадастровых работ, то согласно ч. 6 ст. 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «о государственном кадастре недвижимости» типовые нормы времени выполнения кадастровых работ в зависимости от видов объектов недвижимости, иных имеющих существенное значение критериев могут устанавливаться органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Но на данный момент каких-либо нормативно закрепленных сроков не существует.

Технический паспорт на объект недвижимого имущества выдается в течение примерно 10-30 дней и является основанием для выдачи технического плана. Технический план объекта недвижимости также готовится до 30 дней. Кадастровый же паспорт выдается органами кадастрового учета на основании технического плана в срок до 20 дней.

Сроки межевания земельного участка законом не установлены, однако это не означает, что данное действие осуществляется в однодневный срок.

Межевание выполняется привлеченной специализированной организацией и включает и себя обычно комплекс работ (п. п. 3 - 8 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утв. Росземкадастром ДД.ММ.ГГГГ; п. п. 8, 16 Инструкции): сбор и изучение сведений о земельном участке, предоставленных вами документов па землю, имеющихся геодезических данных по участку, а также адресов соседних (смежных с вашим) земельных участков; подготовку проекта межевания (или технического проекта), который должен соответствовать заданию на межевание; обязательное уведомление соседей по участку (то есть лиц, права которых могут быть затронуты межеванием); выезд на место и определение границ участка на местности. Как правило, границы участка определяются по фактическому пользованию либо со слов собственника. При этом обязательно должен быть получен акт согласования границ участка с соседями; геодезическую съемку участка и определение координат межевых знаков; точное определение площади земельного участка; подготовку плана земельного участка со всеми его границами; формирование межевого дела.

По окончании работ по межеванию участка собственнику должны быть выданы два экземпляра межевого дела, один из которых остается у собственника, а второй подается в кадастровую палату для присвоения участку кадастрового номера (п. 16 Инструкции).

Один экземпляр межевого дела нужно подать в орган кадастрового учета, после чего вам будет выдан кадастровый паспорт земельного участка, определяющий, что участок поставлен на кадастровый учет. Срок получения кадастрового паспорта до 30 дней.

После получения кадастрового паспорта земельного участка весь пакет документов передается на регистрацию права собственности земельного участка. Регистрирующим органом является территориальное управление Росреестра по месту нахождения земельного участка. В соответствии со ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация производится в следующем порядке: 1) Прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; 2) Правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом; 3) Внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; 4) Совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.

Государственная регистрация прав проводится в течение десяти рабочих дней со дня приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации, если иные сроки не установлены федеральным законом, (п. 3 ст. 13 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ).

В настоящий момент, для регистрации права собственности на земельный участок, находящийся под зданием, для дальнейшего установления сервитута необходимо осуществление межевания земельного участка под домом. Кадастровым инженером была передана схема расположения земельного участка. Указанная схема была направлена для утверждения в отдел архитектуры и градостроительства администрации Камышловского городского округа, однако был получен отказ, в связи с тем, что данный участок расположен на территории муниципального образования Камышловский муниципальный район, а именно на территории Галкинского сельского поселения. В связи с ним, схема земельного участка направлена на утверждение в администрацию Галкинского сельского поселения.

После получения свидетельства о праве собственности на земельный участок необходимо будет оформить частный сервитут, в связи с этим, для прокладки и эксплуатации линии электропередач с собственником земельного участка по адресу. <адрес>, <адрес>», с кадастровым номером ФИО3 Поскольку, исходя из ссылки на ст. 274 Гражданского кодекса Российской Федерации только собственник земельного участка имеет право требовать установления сервитута от собственника соседнего земельного участка, администрация Камышловского городского округа не сможет приступить к оформлению частного сервитута, пока не будет зарегистрировано право собственности на земельный участок. Ситуация осложняется нежеланием гражданки ФИО3 устанавливать сервитут через её участок, в связи с чем, вероятно, администрации Камышловского городского округа придется разрешать данный спор в судебном порядке, на что также необходимо неопределенное количество времени.

Исполнительский сбор взимается при неисполнении должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом для добровольного исполнения, а также при неисполнении должником требований исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению (в течение суток с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства).

Срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа составляет пять дней со дня получения постановления (копии) о возбуждении исполнительного производства (ч. 12 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Уведомление должника о возбуждении в отношении его исполнительного производства является основным доказательством наличия его вины в неисполнении требований исполнительного документа, в том числе в добровольном порядке, и основанием для применения штрафной санкции - взыскания исполнительского сбора. Уведомление производится путем передачи постановления о возбуждении исполнительного производства. В нем судебный пристав предупреждает должника о том, что в случае неисполнения требований документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления в этот же срок доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор с указанием суммы сбора.

Фактически администрации Камышловского городского округа стало известно о возбуждении исполнительного производства ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, в соответствии с законом об исполнительном производстве, необходимо было произвести все вышеуказанные действия до ДД.ММ.ГГГГ. Это невозможно, поскольку на совершение каждого отдельно взятого действия, получение каждого документа необходимо время. Несмотря па данное обстоятельство, администрация Камышловского городского округа добровольно и добросовестно предпринимает все необходимые меры для скорейшего исполнения решения суда, по расчетам администрации на оформление документов потребуется еще 3-6 месяцев, к этому времени необходимо добавить время на осуществление технологического присоединения - строительство дополнительных опор, подключение.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес судебного пристава-исполнителя ФИО1 было направлено письмо, содержащее информацию об этапах исполнения решения суда, по исполнительному производству -ИП от ДД.ММ.ГГГГ с приложениями, подтверждающее невозможность исполнения решения суда, в сроки, установленные судебным приставом-исполнителем. Применение исполнительского сбора без обеспечения должнику возможности надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа, обязывающего его осуществить предоставление коммунальной услуги по электроснабжению жилого дома по адресу: <адрес>, вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" незаконно и недопустимо.

В данном случае вынесение постановления о взыскании исполнительского сбора свидетельствует о формальном подходе со стороны судебного пристава-исполнителя ФИО1 к исполнению возложенных на нее обязанностей.

В связи с вышеизложенными просит отменить постановление судебного пристава – исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по <адрес>ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительного сбора в размере 50 000 руб. 00 коп. с администрации Камышловского городского округа.

Представитель административного истца администрации Камышловского городского округа ФИО5 в судебном заседании доводы заявления поддержал в полном объёме и дополнил, что жилой дом по адресу: <адрес> сельского поселения, которое отказало в утверждении схемы расположения земельного участка, из-за чего возникли препятствия в дальнейшем исполнении решения суда.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, представила отзыв, в котором просила рассмотреть дело в её отсутствие. Также в отзыве указала следующее. На исполнении в Межрайонном отделе по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по <адрес> находилось исполнительное производство от ДД.ММ.ГГГГ-ИП, возбужденное на основании исполнительного документа. Исполнительный лист ФС от ДД.ММ.ГГГГ выдан Камышловским городским судом <адрес> по делу , предмет исполнения – обязать администрацию КГО предоставить коммунальную услугу по электроснабжению жилого дома по адресу: <адрес>, путём оформления права собственности на указанный жилой дом и последующего установления сервитута с собственником земельного участка по адресу: <адрес>, <адрес>», с кадастровым номером , ФИО3, для прокладки и эксплуатации линии электропередач к жилому дому по адресу: <адрес>, в отношении должника Администрация КГО, в пользу взыскателя Камышловский межрайонный прокурор в интересах ФИО2

Данное исполнительное производство возбуждено ДД.ММ.ГГГГ? постановление о возбуждении направлено сторонам исполнительного производства. Должником данное постановление получено ДД.ММ.ГГГГ Сведения о предпринимаемых должником действиях во исполнение решения в Межрайонный отдел не поступали.

В постановлении о возбуждении исполнительного производства указано, что в случае неисполнения решения суда в срок, установленный судебным приставом – исполнителем с должника будет взыскан исполнительский сбор (п. 3 постановления о возбуждении)

В соответствии со ст. 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

В ч. 5 ст. 112 Закона перечень случаев, в которых исполнительский сбор не взыскивается, является закрытым и расширенному толкованию не подлежит.

Доказательств подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в полном объёме в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу должником не представлено. Должником, надлежащим образом не подтверждено, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях ненадлежащего исполнения.

Решение состоялось ДД.ММ.ГГГГ, вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, постановление о взыскании исполнительного сбора вынесено ДД.ММ.ГГГГ, т.е. спустя четыре месяца после вступления решения суда в законную силу, а согласно ст. 13 ГПК РФ вступившее в законную силу решение суда обязательно для всех без исключения. Первые сведения о каких – либо предпринимаемых должником действий в рамках данного исполнительного производства датированы ДД.ММ.ГГГГ, т.е. практически спустя два месяца после получения должником постановления о возбуждении.

К тому же должник не воспользовался своими правами в части обращения в суд за предоставлением ему отсрочки исполнения требований исполнительного документа, которые предусмотрены ст. 37 229-ФЗ, что, по сути, повлекло бы наложение на должника санкции в виде исполнительского сбора.

В связи с изложенным просит в удовлетворении заявления администрации Камышловского городского округа к ФИО1 об отмене постановления судебного пристава – исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес>ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора с администрации Камышловского городского округа отказать. (л.д. 45-46)

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 121 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в соответствии с которой постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Исходя из вышеуказанных норм закона административный истец, обращаясь в суд с административным исковым заявлением об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы были нарушены оспариваемым постановлением или действием (бездействием) судебного пристава-исполнителя и указать способ их восстановления.

Из анализа указанных норм права следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Согласно части 11 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве").

Положениями части 1 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве").

В соответствии с частью 3 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Согласно пункту 13 части 1 статьи 64 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.

В соответствии со статьей 105 вышеуказанного Закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.

Из материалов дела следует, и установлено судом, что решением Камышловского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Администрацию Камышловского городского округа обязали предоставить коммунальную услугу по электроснабжению жилого дома по адресу: <адрес>, путем оформления права собственности на жилой дом по адресу: <адрес>, и последующего установления сервитута с собственником земельного участка по адресу: <адрес>, <адрес>», кадастровый , ФИО3, для прокладки и эксплуатации линии электропередач к жилому дому по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Камышловским городским судом <адрес> выдан исполнительный лист .

ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства -ИП в отношении должника администрации Камышловского городского округа в пользу взыскателя - Камышловского межрайонного прокурора в интересах ФИО2 (л.д. 14-15)

В срок, установленный для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, администрация Камышловского городского округа не исполнила решение суда, а также не предоставила доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о взыскании с администрации Камышловского городского округа исполнительского сбора в размере 50 000 руб. (л.д. 16-17)

Требование исполнительного документа не исполнено до настоящего времени.

Исследовав обстоятельства дела, проанализировав представленные по делу доказательства и оценив их в совокупности исходя из требований ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о том, что оснований для признания незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора не имеется, поскольку требования исполнительного документа администрацией Камышловского городского округа в установленный срок не исполнены.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Бремя доказывания наличия обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, возлагается на должника.

Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих, что должником приняты все необходимые меры для исполнения требований исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок с той степенью заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства.

Каких-либо доказательств того, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа могло быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, заявителем не представлено.

Таким образом, оснований, предусмотренных частью 7 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора не установлено.

Принимая решение по делу, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 175, 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного искового заявления администрации Камышловского городского округа к Стремоусовой ФИО8 об отмене постановления судебного пристава – исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес>ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора с администрации Камышловского городского округа отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Камышловский городской суд.

Судья Некрасова Н.И.