ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-117/19 от 03.04.2019 Ольхонского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Еланцы 3 апреля 2019 г.

Ольхонский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Холодовой Л.Н.,

с участием помощника прокурора Ольхонского района Егорашева А.О.,

представителя административного ответчика администрации Онгуренского МО – ФИО1, действующего на основании прав по должности,

при секретаре Дамдинцыренове Б.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Ольхонского района в интересах Российской Федерации к администрации Онгуренского муниципального образования о признании незаконным бездействия по рассмотрению протеста прокуратуры, обязании рассмотреть протест и представить ответ,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ольхонского района обратился с вышеуказанным административным исковым заявлением.

В обоснование своих требований указывает, что прокуратурой Ольхонского района проведена проверка в администрации Онгуренского муниципального образования – сельского поселения на предмет исполнения требований законодательства о предоставлении муниципальных услуг, по результатам выявлены нарушения закона.

В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Одними из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг являются: правомерность предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги, а также предоставления услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг; открытость деятельности органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги; доступность обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг и предоставления государственных и муниципальных услуг; возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме (пп. 1,4,5,6 ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона №210 перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных ч. 1 ст. 1 Закона №210 государственных и муниципальных услуг, утверждается: нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления - в отношении услуг, оказываемых в целях предоставления органами местного самоуправления муниципальных услуг.

Статьями 12-14 Закона №210 определены требования к структуре и содержанию административных регламентов по представлению государственных и муниципальных услуг, положения которых видоизменялись с 2014 г. в связи с корректировкой действующего законодательства.

Муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления, - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10 2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав (ст. 2 Закона №210).

Указывает, что проведенной проверкой установлено, что реестр муниципальных услуг Онгуренского муниципального образования утвержден постановлением администрации Онгуренског муниципального образования №70 от 30.12.2011 г. Изучение нормативного правового акта органа местного самоуправления показало, что таковой не соответствует предъявляемым требованиям в сфере предоставления муниципальных услуг, содержит в качестве муниципальных услуг позиции в виде работы с заявками граждан в сфере земельных правоотношений, в то время как полномочия по распоряжению земельными участками с 2017 г. относятся к сфере работы органов местного самоуправления районного звена в соответствии с земельным законодательством.

Прокуратурой Ольхонского района 11.02.2019 г. за №07-25б-19 в адрес главы администрации Онгуренского МО принесен протест на противоречащий закону правовой акт, а именно – на постановление администрации Онгуренского муниципального образования №70 от 30.12.2011 г. «Об утверждении сводного реестра муниципальных услуг Онгуренского муниципального образования».

Согласно ч. 1 ст. 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме (ч. 2 ст. 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

Вместе с тем, по истечении установленного законом 10-дневного срока ответ о результатах рассмотрения меры прокурорского реагирования в прокуратуру Ольхонского района не поступил с превышением такового более чем на 20 суток.

Считает, что орган местного самоуправления бездействует по выполнению законных требований прокуратуры района.

В судебном заседании помощник прокурора Егорашев А.О. административный иск поддержал в полном объеме и просил его удовлетворить.

Представитель административного ответчика ФИО1 признал требования в полном объеме, о чём представил заявление.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив заявление, материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Одними из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг являются: правомерность предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги, а также предоставления услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг; открытость деятельности органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги; доступность обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг и предоставления государственных и муниципальных услуг; возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме (пп. 1,4,5,6 ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона №210 перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных ч. 1 ст. 1 Закона №210 государственных и муниципальных услуг, утверждается: нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления - в отношении услуг, оказываемых в целях предоставления органами местного самоуправления муниципальных услуг.

Статьями 12-14 Закона №210 определены требования к структуре и содержанию административных регламентов по представлению государственных и муниципальных услуг, положения которых видоизменялись с 2014 г. в связи с корректировкой действующего законодательства.

Муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления, - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10 2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав (ст. 2 Закона №210).

Судом установлено, что прокуратурой Ольхонского района проведена проверка в администрации Онгуренского муниципального образования – сельского поселения на предмет исполнения требований законодательства о предоставлении муниципальных услуг, по результатам которой установлено, что реестр муниципальных услуг Онгуренского муниципального образования утвержден постановлением администрации Онгуренског муниципального образования №70 от 30.12.2011 г. Изучение нормативного правового акта органа местного самоуправления показало, что таковой не соответствует предъявляемым требованиям в сфере предоставления муниципальных услуг, содержит в качестве муниципальных услуг позиции в виде работы с заявками граждан в сфере земельных правоотношений, в то время как полномочия по распоряжению земельными участками с 2017 г. относятся к сфере работы органов местного самоуправления районного звена в соответствии с земельным законодательством.

Прокуратурой Ольхонского района 11.02.2019 г. за №07-25б-19 в адрес главы администрации Онгуренского МО принесен протест на противоречащий закону правовой акт, а именно – на постановление администрации Онгуренского муниципального образования №70 от 30.12.2011 г. «Об утверждении сводного реестра муниципальных услуг Онгуренского муниципального образования».

Согласно ч. 1 ст. 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме (ч. 2 ст. 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

Протест был направлен в адрес администрации и получен ею 11.02.2019 г., что подтверждается Книгой учета документов, отправленных нарочным.

Вместе с тем, ответ о результатах рассмотрения меры прокурорского реагирования в прокуратуру от административного ответчика не получен.

Таким образом, судом установлено бездействие органа местного самоуправления по выполнению законных требований прокуратуры района.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), нарушающие права, свободы и законные интересы, создающие препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов, могут быть оспорены в судебном порядке.

Статьей 15 Конституции РФ предусмотрено, что на территории государства действуют законы, которые обязаны соблюдать органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения.

Непринятие органом местного самоуправления мер к рассмотрению меры прокурорского реагирования свидетельствует об его бездействии, подрывает авторитет как самого муниципального органа так и органа прокуратуры, мера реагирования которого осталась без рассмотрения.

В судебном заседании представитель административного ответчика –глава администрации Онгуренского МО ФИО1 признал административный иск прокурора в полном объеме.

В соответствии со статьей 46 КАС РФ, административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела признать административный иск полностью или частично.

В силу изложенного, суд считает возможным принять признание ответчиком иска, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Срок для обжалования бездействия органа местного самоуправления не истек.

Таким образом, с учетом вышеизложенного, административный иск прокурора Ольхонского района подлежит удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175, 177 - 180, КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административный иск прокурора Ольхонского района в интересах Российской Федерации к администрации Онгуренского муниципального образования о признании незаконным бездействия по рассмотрению протеста прокуратуры, обязании рассмотреть протест и представить ответ, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Онгуренского муниципального образования по рассмотрению протеста прокуратуры Ольхонского района, принесенного 11.02.2019 г. за №07-25б-19 на постановление администрации Онгуренского муниципального образования – сельского поселения «Об утверждении сводного реестра муниципальных услуг Онгуренского муниципального образования».

Обязать администрацию Онгуренского муниципального образования – сельского поселения рассмотреть протест прокуратуры Ольхонского района, принесенный 11.02.2019 г. за №07-25б-19 на постановление администрации Онгуренского муниципального образования – сельского поселения «Об утверждении сводного реестра муниципальных услуг Онгуренского муниципального образования» и представить по результатам его рассмотрения в прокуратуру Ольхонского района ответ в трехдневный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение суда, стороны вправе обжаловать в Иркутский областной суд в апелляционном порядке через Ольхонский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения.

Судья: Л.Н. Холодова