ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-117/19 от 06.02.2019 Касимовского районного суда (Рязанская область)

№ 2а-117/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Касимов Рязанская область 6 февраля 2019 года

Касимовский районный суд Рязанской области в составе судьи Большаковой А.С.,

при секретаре Афониной Ю.В.,

с участием административного истца ФИО1,

представителя административного истца ФИО2,

представителя административного ответчика – ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Касимовского муниципального района Рязанской области об оспаривании действий, выразившихся в оставлении без рассмотрения уведомления от ДД.ММ.ГГГГ о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома и возвращении без рассмотрения уведомления от ДД.ММ.ГГГГ об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Касимовского муниципального района Рязанской области об оспаривании действий, выразившихся в оставлении без рассмотрения уведомления от ДД.ММ.ГГГГ о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома и возвращении без рассмотрения уведомления от ДД.ММ.ГГГГ об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

В обоснование требований указала, что является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу <адрес>, и расположенного на данном земельном участке жилого дома с кадастровым номером .

В целях реконструкции принадлежащего ей жилого дома, в соответствии со статьей 51.1 Градостроительного кодекса РФ в администрацию Касимовского муниципального района Рязанской области ДД.ММ.ГГГГ она, истица, подала уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ. административный ответчик сообщил о том, что уведомление от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено. При выходе на место специалистами отдела архитектуры и градостроительства администрации Касимовского муниципального района Рязанской области был установлен факт начатой реконструкции жилого дома, в связи с чем, уведомление и прилагаемые к нему документы оставлены без рассмотрения.

Во исполнение требований п. 16 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ она, истец, направила ДД.ММ.ГГГГ административному ответчику уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик указал, что данное уведомление и прилагаемые к нему документы подлежит возврату и считается не поданным, в связи с тем, что ранее было оставлено без рассмотрения уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

Полагает, что данные действия административного ответчика - администрации Касимовского муниципального района Рязанской области являются незаконными и нарушают ее, истицы, права.

Просит суд признать незаконными действия администрации Касимовского муниципального района Рязанской области, выразившиеся в оставлении без рассмотрения уведомления от ДД.ММ.ГГГГ о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства и приложенных к нему документов и возвращении без рассмотрения уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать администрацию Касимовского муниципального района Рязанской области принять и рассмотреть в установленном законом порядке поданные ей, истицей, ДД.ММ.ГГГГ уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома и ДД.ММ.ГГГГ уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома и приложенные к ним документы.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме по указанным основаниям.

Представитель административного истца ФИО2 в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме по указанным основаниям.

Представитель административного ответчика ФИО3 возражала против удовлетворения административного иска, пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Касимовского муниципального района Рязанской области ФИО1 было подано уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, с приложением соответствующих документов.

ДД.ММ.ГГГГ специалистами отдела архитектуры и градостроительства администрации Касимовского района был совершен выход на место и установлен факт начатой реконструкции жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, о чем составлен Акт.

На основании вышеизложенного администрацией Касимовского муниципального района Рязанской было принято решение об возвращении застройщику данного уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома и прилагаемых к нему документов без рассмотрения. ФИО1 был направлен письменный ответ с указанием причин возврата.

ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Касимовского муниципального района Рязанской области ФИО1 было подано уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>.

Согласно п. 17 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из оснований для возврата застройщику уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома и прилагаемых к нему документов без рассмотрения является возврат застройщику уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома без рассмотрения.

Учитывая, что ранее уведомление ФИО1 о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес> и прилагаемые к нему документы были возвращены застройщику без рассмотрения администрацией Касимовского муниципального района Рязанской было принято решение о возвращении уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес> с прилагаемыми к нему документами без рассмотрения.

Просила в иске ФИО4 отказать.

Изучив материалы дела, заслушав участников процесса, суд приходит к следующим выводам.

Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод, в том числе путем обжалования в суд действий (или бездействия) органов местного самоуправления и должностных лиц (части 1 и 2 статьи 46).

Согласно пункту 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Федеральным законом от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» введена ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ, согласно части 1 которой в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве), содержащее следующие сведения:

1) фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица);

2) наименование и место нахождения застройщика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

3) кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка;

4) сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц);

5) сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома);

6) сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка;

7) сведения о том, что объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости;

8) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с застройщиком;

9) способ направления застройщику уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7 и пунктом 3 части 8 настоящей статьи.

Форма уведомления о планируемом строительстве утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (ч. 2 ст. 55.1 ГК РФ).

Требования к прилагаемым к уведомлению документам установлены ч. 3 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 6 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае отсутствия в уведомлении о планируемом строительстве сведений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, или документов, предусмотренных пунктами 2 - 4 части 3 настоящей статьи, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение трех рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве возвращает застройщику данное уведомление и прилагаемые к нему документы без рассмотрения с указанием причин возврата. В этом случае уведомление о планируемом строительстве считается ненаправленным.

В силу п. 16. ст. 55 Градостроительного кодекса РФ в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление об окончании строительства). Уведомление об окончании строительства должно содержать сведения, предусмотренные пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 статьи 51.1 настоящего Кодекса, а также сведения о параметрах построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, об оплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав, о способе направления застройщику уведомления, предусмотренного пунктом 5 части 19 настоящей статьи.

Пунктом 17 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что в случае отсутствия в уведомлении об окончании строительства сведений, предусмотренных абзацем первым части 16 настоящей статьи, или отсутствия документов, прилагаемых к нему и предусмотренных пунктами 1 - 3 части 16 настоящей статьи, а также в случае, если уведомление об окончании строительства поступило после истечения десяти лет со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, в соответствии с которым осуществлялись строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, либо уведомление о планируемом строительстве таких объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома ранее не направлялось (в том числе было возвращено застройщику в соответствии с частью 6 статьи 51.1 настоящего Кодекса), уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение трех рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства возвращает застройщику уведомление об окончании строительства и прилагаемые к нему документы без рассмотрения с указанием причин возврата. В этом случае уведомление об окончании строительства считается ненаправленным.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 является собственником:

- земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу <адрес>, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства;

- расположенного на данном земельном участке жилого дома с кадастровым номером , вид разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство, назначение - жилой дом.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 направила в администрацию Касимовского муниципального района Рязанской области уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, с приложением соответствующих документов.

ДД.ММ.ГГГГ специалистами отдела архитектуры и градостроительства администрации Касимовского района был совершен выход на место и установлен факт начатой реконструкции жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, о чем составлен акт осмотра объекта капитального строительства от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно этому акту в ходе осмотра выявлено: ограждающие конструкции земельного участка установлены. На земельном участке расположен жилой дом: количество этажей -2; ориентировочные размеры (площадь застройки): <данные изъяты> кв.м.; материал стен: смешанные; материал крыши: металлопрофиль; оконные проемы заполнены пластиковыми стеклопакетами. Информация о подключении к сетям инженерно-технического обеспечения отсутствует.

ДД.ММ.ГГГГ. письмом от администрация Касимовского муниципального района Рязанской области сообщила о том, что уведомление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено. При выходе на место специалистами отдела архитектуры и градостроительства администрации Касимовского муниципального района Рязанской области был установлен факт начатой реконструкции жилого дома. Администрация Касимовского муниципального района Рязанской области оставляет уведомление и прилагаемые к нему документы без рассмотрения.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 направила в администрацию Касимовского муниципального района Рязанской области уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома с приложенными документами.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрация Касимовского муниципального района Рязанской области, возвратила указанное уведомление, указав, что основанием для возвращения уведомления об окончании строительства является возвращение застройщику уведомления о планируемом строительстве или реконструкции индивидуального жилищного строительства или садового дома и прилагаемых к нему документов без рассмотрения. Так как ранее уведомление ФИО1 о планируемом строительстве или реконструкции индивидуального жилищного строительства или садового домика и прилагаемые к нему документы были оставлены без рассмотрения, то уведомление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ об окончании строительства и прилагаемые к нему документы подлежит возвращению и считается не поданным.

Из анализа вышеприведенных законоположений, в совокупности с материалами дела, суд приходит к выводу о том, что действие администрации Касимовского муниципального района Рязанской области, выраженное в оставлении без рассмотрения уведомления от ДД.ММ.ГГГГ о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства и приложенных к нему документов по основанию «начатой реконструкции жилого дома» является незаконным.

В соответствии с ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» правообладатель земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства в границах населенного пункта, на которых до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (04.08.2018) начаты строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства, вправе до 01.03.2019 направить в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления предусмотренное ч. 1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) уведомление о планируемых строительстве или реконструкции на соответствующем земельном участке объекта индивидуального жилищного строительства. При этом применяются положения статьи 51.1, частей 16 - 21 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). В данном случае получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется.

То обстоятельство, что строительные работы по реконструкции жилого дома начаты до подачи уведомления, не лишают ФИО1 права на подачу уведомления о планируемой реконструкции индивидуального жилого дома, поскольку это прямо предусмотрено ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 03.08.2018 г. № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Требование административного истца о признании незаконным действия администрации Касимовского муниципального района Рязанской области, выразившегося в возвращении без рассмотрения уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, удовлетворению не подлежит, поскольку пунктом 17 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ предусмотрены и иные, кроме возвращения застройщику в соответствии с частью 6 статьи 51.1 настоящего Кодекса уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства и приложенных к нему документов, основания для возвращения уведомления об окончании строительства и прилагаемых к нему документов без рассмотрения.

Вывод суда о законности, либо незаконности действия администрации Касимовского муниципального района Рязанской области, выразившегося в возвращении без рассмотрения уведомления от ДД.ММ.ГГГГ об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, будет являться преждевременным, в связи с чем, требования административного истца в данной части удовлетворению не подлежат.

Таким образом, требования административного истца подлежат частичному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление ФИО1 к администрации Касимовского муниципального района Рязанской области об оспаривании действий, выразившихся в оставлении без рассмотрения уведомления от ДД.ММ.ГГГГ о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома и возвращении без рассмотрения уведомления от ДД.ММ.ГГГГ об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома – удовлетворить частично.

Признать незаконным действие администрации Касимовского муниципального района Рязанской области, выраженное в оставлении без рассмотрения уведомления от ДД.ММ.ГГГГ о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства и приложенных к нему документов.

Обязать администрацию Касимовского муниципального района Рязанской области повторно рассмотреть уведомление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства и приложенные к нему документы в установленном законом порядке.

В остальной части административного иска – отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Рязанского областного суда в течение одного месяца через Касимовский районный суд Рязанской области со дня принятия его в окончательной форме 11 февраля 2019 года.

Судья-