Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Дело №– 117 / 2020 года
18 марта 2020 года сел.Хив
Хивский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи ФИО4, при ведении протокола судебного заседания ФИО5, с участием административного истца ФИО2 - законного представителя несовершеннолетнего ФИО1, представителя административного ответчика – Министерства образования и науки Республики Дагестан по доверенности ФИО6, представителя административного ответчика – Управления образования МО «<адрес>» ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению законного представителя несовершеннолетнего ФИО1 – ФИО2 к Министерству образования и науки Республики Дагестан и отделу образования МО «<адрес>» Республики Дагестан о признании незаконным решение ГЭК (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ), об аннулировании результатов ЕГЭ «Русский язык» от ДД.ММ.ГГГГФИО1 и восстановлении результатов ЕГЭ «Русский язык» от ДД.ММ.ГГГГФИО1,
у с т а н о в и л :
Законный представитель несовершеннолетнего ФИО1, ФИО2 обратился в суд с административным иском к Министерству образования и науки Республики Дагестан и отделу образования МО «<адрес>» Республики Дагестан о признании незаконным решение ГЭК (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ), об аннулировании результатов ЕГЭ «Русский язык» от ДД.ММ.ГГГГФИО1 и восстановлении результатов ЕГЭ «Русский язык» от ДД.ММ.ГГГГФИО1.
В обоснование своих требований административный истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ по электронной почте в Управление образования МО «<адрес>» поступило письмо из Министерства образования о том, что в соответствии с решением ГЭК (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ аннулированы результаты его сына ФИО1, по предмету «русский язык» от ДД.ММ.ГГГГ Об этом его информировали из Управления образования района ночью с 30 по ДД.ММ.ГГГГ с требование провести коррекцию базы данных, аннулировать аттестат сына.
Данное решение ГЭК является неправомерным, вынесенным без достаточных оснований и подлежит отмене по следующим основаниям.
Он как родитель ФИО1 заявляет, что при тщательном просмотре видеоархива по ЕГЭ «русский язык» от ДД.ММ.ГГГГ у его сына никакой шпаргалки они не обнаружили, а был только дополнительный бланк для записей (черновик). Кроме того, во время экзамена никаких замечаний со стороны членов комиссии к его сыну также не было.
В связи с этим он не согласен с решением ГЭК (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ и данное решение должно быть отменено.
Просит признать незаконным решение Государственной экзаменационной комиссии (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) об аннулировании результатов ЕГЭ «Русский язык» от ДД.ММ.ГГГГ и восстановить результаты ЕГЭ «Русский язык» от ДД.ММ.ГГГГФИО1
В судебном заседании административный истец ФИО2 свои административные исковые требования поддержал и просил суд удовлетворить административные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика – Министерства образования Республики Дагестан по доверенности ФИО6 в судебном заседании показал, что процедура аннулирования проводится в соответствии с приказом – зона риска ЕГЭ, утвержденная Рособрнадзором России. Оттуда поступают списки участников, по которым возможно нарушение порядка проведения экзамена. Было 8 групп и 800 участников по всей республике. Одним из них был ФИО9, который попал в зону риска. При просмотре видеозаписи, они обнаружили, что есть основания полагать, что участник пользовался письменными заметками либо шпаргалками, что на видео было зафиксировано. На основании этого, они представили материалы в ГЭК, и они приняли решение об аннулировании работы. В этой части считают, что процедура полностью проведена в соответствии с законом и просит отказать в удовлетворении административных исковых требований.
Представитель административного ответчика – Управления образования МО «<адрес>» ФИО7 в судебном заседании показал, что он и в прошлый раз говорил, что ФИО9 перекладывал бумаги, самого факта, что он вытаскивает лист не видно. ФИО9 волновался и каждый человек при волнении ведет себя по - разному. Там везде ходят организаторы и уполномоченные лица. Просил удовлетворить административные исковые требования ФИО2, однако пояснил, что ответчиками по делу они не могут являться.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, видеозапись проведения ЕГЭ, суд приходит к следующему выводу.
В силу п.2 ч.2 ст.1 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе - административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на образование (статья 43).
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образование представляет собой единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (пункт 1 статьи 2).
В соответствии со ст.59 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы (часть 1).
Итоговая аттестация проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся (часть 2).
Итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, основных профессиональных образовательных программ, является обязательной и проводится в порядке и в форме, которые установлены образовательной организацией, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 3).
Государственная итоговая аттестация проводится государственными экзаменационными комиссиями в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта или образовательного стандарта (часть 4 статьи 59 Закона об образовании).
Формы государственной итоговой аттестации, порядок проведения такой аттестации по соответствующим образовательным программам различного уровня и в любых формах (включая требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении государственной итоговой аттестации, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов государственной итоговой аттестации) определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если настоящим Федеральным законом не установлено иное (часть 5).
В соответствии с указанным законоположением приказом Министерства просвещения Российской Федерации №, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее - Порядок).
До начала экзамена организаторы проводят инструктаж участников экзамена, в том числе информируют о порядке проведения экзамена, правилах заполнения бланков ЕГЭ и ГВЭ, продолжительности экзамена по соответствующему учебному предмету (пункт 63 Порядка)
Законом об образовании и Порядком предусмотрены формы проведения ГИА. Большинство обучающихся по образовательным программам среднего общего образования, освоивших образовательные программы среднего общего образования в очной, очно-заочной и заочных формах, а также лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в форме семейного образования или самообразования и допущенных к ГИА, проходят ГИА в форме единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ).
ГЭК для проведения ГИА по образовательным программам основного общего и среднего общего образования на территориях субъектов Российской Федерации создаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п.1 ч.9 ст.59 Закона об образовании).
Состав ГЭК формируется из представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, учредителей, МИД России и загранучреждений, органов местного самоуправления, образовательных организаций, научных, общественных организаций и объединений, а также представителей Рособрнадзора (пункт 35 Порядка).
Согласно пункту 36 Порядка общее руководство и координацию деятельности ГЭК субъекта Российской Федерации осуществляет ее председатель, утверждаемый Рособрнадзором.
К полномочиям председателя ГЭК относятся, в частности: организация формирования состава ГЭК; рассмотрение после каждого экзамена полученной информации о нарушениях, выявленных при проведении ГИА, принятие мер по противодействую нарушениям установленного порядка проведения ГИА, в том числе организация проведения проверок по фактам нарушения установленного порядка проведения ГИА; рассмотрение результатов проведения ГИА и принятие решения об утверждении, изменении и (или) аннулировании результатов ГИА; принятие решения о допуске (повторном допуске) к сдаче ГИА в случаях, установленных Порядком.
К компетенции членов ГЭК относится, в частности, обеспечение соблюдения установленного порядка проведения ГИА, а в случае выявления нарушений указанного порядка принятие решения об удалении с экзамена принимают решение об удалении с экзамена участников экзамена, а также иных лиц, находящихся в пункте проведения экзаменов (далее - ППЭ) (пункт 37 Порядка).
Порядком установлены правила проведения ГИА.
До начала экзамена организаторы проводят инструктаж участников экзамена, в том числе информируют о порядке проведения экзамена, правилах заполнения бланков ЕГЭ и ГВЭ, продолжительности экзамена по соответствующему учебному предмету (пункт 63 Порядка)
Пунктами 64 и 65 Порядка установлены следующие правила проведения ГИА.
Во время экзамена участники экзамена соблюдают требования Порядка и следуют указаниям организаторов. Организаторы обеспечивают соблюдение требований настоящего Порядка в аудитории и ППЭ. Участники экзамена выполняют экзаменационную работу самостоятельно, без помощи посторонних лиц. Во время экзамена на рабочем столе участника экзамена помимо экзаменационных материалов находятся: гелевая или капиллярная ручка с чернилами черного цвета; документ, удостоверяющий личность; средства обучения и воспитания; листы бумаги для черновиков, выданные в ППЭ. Иные личные вещи участники экзамена оставляют в специально отведенном месте для хранения личных вещей участников экзамена, расположенном до входа в ППЭ.
В день проведения экзамена в ППЭ запрещается: участникам экзамена - иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации; участникам экзамена, организаторам, ассистентам, техническим специалистам и экзаменаторам-собеседникам - выносить из аудиторий и ППЭ экзаменационные материалы на бумажном или электронном носителях, фотографировать экзаменационные материалы.
Пунктом 86 Порядка предусмотрено, что по завершении проверки экзаменационных работ, в том числе получения от уполномоченной организации результатов централизованной проверки экзаменационных работ ЕГЭ, РЦОИ, уполномоченная организация передает в ГЭК результаты ЕГЭ.
Председатель ГЭК рассматривает результаты экзаменов по каждому учебному предмету и принимает решение об их утверждении, изменении и (или) аннулировании.
В ходе рассмотрения дела установлено, что ФИО1ДД.ММ.ГГГГ являлся участником единого государственного экзамена по русскому языку.
ДД.ММ.ГГГГ на основании протокола № Государственной экзаменационной комиссии Республики Дагестан, результаты участника ЕГЭ по русскому языку в 2019 году ФИО1 были аннулированы. Основанием принятия такого решения явилось нарушение ФИО1 установленного Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования.
Из решения Государственной экзаменационной комиссии Республики Дагестан по проведению Государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ходе проведении контрольно-надзорных мероприятий выявлено, что выпускник МКОУ «Тпигская СОШ» <адрес>ФИО3 во время экзамена по русскому языку (ДД.ММ.ГГГГ) пользовался письменными заметками (шпаргалка). В связи с чем, результат ЕГЭ ФИО1 по русскому языку от ДД.ММ.ГГГГ был аннулирован.
В соответствии с требованиями КАС РФ (ч.1 и 2 ст.59, ч.1 ст.84) при рассмотрении данного административного дела судом была исследована видеозапись ЕГЭ по русскому языку.
Из материалов просмотренной видеозаписи, непрерывно фиксирующей весь процесс проведения ГИА, следует, что в 12 часов 14 минут ФИО1 вышел из аудитории. В 12 часов 17 минут ФИО1 вернулся в аудиторию. С 12 часов 18 минут ФИО1 активно перекладывает бумаги и 12 часов 19 минут 46 секунд левой рукой из-под парты вытаскивает скомканный лист бумаги, который затем стал разглаживать рукой шпаргалку. Данную бумажку подложил под другие бумажки и смешал с остальными.
Вывод об использовании ФИО1 во время проведения ЕГЭ справочного материала (шпаргалки) был сделан государственной экзаменационной комиссией в ходе проведении контрольно-надзорных мероприятий.
Данная видеозапись подтверждает факт использования ФИО1 во время проведения ЕГЭ по русскому языку справочного материала (шпаргалки).
При рассмотрении дела суд учитывает, что факт использования во время проведения ЕГЭ справочного материала (шпаргалки) свидетельствует о нарушении установленного Порядка проведения ЕГЭ, что влечет для обучающегося серьезные последствия - аннулирование результатов ЕГЭ. В связи с этим факт использования во время проведения ЕГЭ справочного материала (шпаргалки) должен быть установлен достоверно и не вызывать сомнения. В данном случае, учитывая совокупность собранных по делу доказательств, которые суд оценивает по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании, суд считает факт использования ФИО1 шпаргалки при проведении ЕГЭ по русскому языку доказанным.
Правила распределения бремени доказывания обстоятельств, имеющих значение для административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, установлены частями 2 и 3 статьи 62, частями 9 - 11 статьи 226 КАС РФ.
Применительно к административным делам об оспаривании решений ГЭК субъекта Российской Федерации об удалении обучающихся с экзаменов и (или) аннулировании результатов ЕГЭ в связи с допущенными нарушениями правил прохождения ГИА, выразившимися в наличии у экзаменуемых предметов, нахождение которых при них во время проведения ГИА не допускается, данные требования КАС РФ предполагают, что доказательствами, представленными административным ответчиком, должно подтверждаться наличие у экзаменуемого запрещенных предметов, указанных в пункте 64 Порядка.
При этом на административном истце лежит бремя доказывания факта нарушения их прав и в силу этого при заявлении соответствующих доводов на них возлагается обязанность доказать, что имевшиеся у обучающегося во время проведения ГИА спорные предметы являются предметами, разрешенными к использованию во время проведения ГИА и предусмотренными пунктом 64 Порядка.
В ходе рассмотрения данного административного дела было установлено, что результат ЕГЭ по русскому языку участника ГИА ФИО1 был аннулирован (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) за наличие у него письменных заметок (шпаргалки).
Согласно пункту 65 Порядка проведения ГИА, в день проведения экзамена в ППЭ запрещается:
а) участникам экзамена - иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации.
Однако административным истцом суду не представлено доказательств, что обнаруженные в ходе просмотра видеозаписи спорные предметы являются предметами, разрешенными к использованию во время проведения ГИА. Административным истцом факт обнаружения спорных предметов в ходе видео просмотра записи ЕГЭ от ДД.ММ.ГГГГ не признано.
В соответствии с положениями Порядка проведения ГИА, для удаления обучающегося с экзамена и (или) аннулирования результатов ЕГЭ достаточно установить факт наличия у экзаменуемого запрещенного к использованию в период проведения ГИА предмета, независимо от его фактического использования данным обучающимся в период ЕГЭ.
Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого представленного в материалы дела доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что они подтверждают факты нарушения ФИО1 пункта 65 Порядка, допущенные ДД.ММ.ГГГГ при сдаче ЕГЭ по русскому языку.
Так, перечень разрешенных к использованию во время проведения ЕГЭ вещей и предметов императивен и носит исчерпывающий характер.
При этом пунктом 65 Порядка также в день проведения экзамена в ППЭ запрещается участникам экзамена - иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации;
Кроме того, в разделе 3.4 «Требования к соблюдению порядка проведения ЕГЭ в ППЭ» Методических рекомендаций по подготовке и проведению ЕГЭ в ППЭ в 2019 году (приложение 1 к письму Рособрнадзора от ДД.ММ.ГГГГ№ также указано, что в день проведения экзамена участникам ЕГЭ запрещается - иметь при себе уведомление о регистрации на экзамены, средства связи, электронно-вычислительную технику, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации; выносить из аудиторий и ППЭ ЭМ на бумажном или электронном носителях (за исключением случая перехода из аудитории подготовки в аудиторию проведения при проведении экзамена по иностранным языкам раздел "Говорение"), фотографировать или переписывать задания ЭМ.
Доводы представителя административного истца ФИО2 о том, что из представленной в материалы дела видеозаписи не следует, что при ФИО1 находились справочные материалы являются необоснованными, опровергаются содержанием видеозаписей экзамена по русскому языку, расцениваются судом как избранный стороной способ защиты права.
В силу ст. 11 ГК РФ и ст. 3 КАС РФ защите подлежит только нарушенное право.
Таким образом, оценив предоставленные суду доказательства с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности каждого в отдельности, достаточности и взаимной связи в их совокупности, суд не находит оснований считать незаконным решение ГЭК (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ), об аннулировании результатов ЕГЭ «Русский язык» от ДД.ММ.ГГГГФИО1, поскольку судом объективно не установлены нарушения со стороны административного ответчика прав и законных интересов административного истца, в связи с чем его исковые требования о признании вышеуказанных документов незаконными, восстановлении результатов ЕГЭ «Русский язык» от ДД.ММ.ГГГГФИО1 - подлежат отказу.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 226-227 КАС РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении административного искового заявления законного представителя несовершеннолетнего ФИО1 – ФИО2 к Министерству образования и науки Республики Дагестан и отделу образования МО «<адрес>» Республики Дагестан о признании незаконным решение ГЭК (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ), об аннулировании результатов ЕГЭ «Русский язык» от ДД.ММ.ГГГГФИО1 и восстановлени результатов ЕГЭ «Русский язык» от ДД.ММ.ГГГГФИО1, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан через Хивский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья Якубов Я.А.