ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-117/2024 от 30.01.2024 Оловяннинского районного суда (Забайкальский край)

Административное дело №2а-117/2024

УИД 75RS0031-01-2024-000052-45

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 января 2024 года п. Ясногорск

Оловяннинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Е.В. Сафоновой, при секретаре Н.А. Мачневой,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Цагадаева Н.Н. к Совету сельского поселения «Хара-Быркинское» о признании решений незаконными,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Цагадаев Н.Н. обратился в суд с вышеназванными требованиями.

В обоснование указал, что он, согласно результатам проведенных выборов, и на основании решения участковой избирательной комиссии СП «Хара-Быркинское» №41 от 09.09.2019 г., вступил в должность главы СП «Хара-Быркинское». 15.01.2024 г. Совет СП «Хара-Быркинское» под председательством депутата Тинякова Р.В. принял решение за №84, согласно которому удален в отставку Глава СП «Хара-Быркинское» Цагадаев Н.Н. по основанию, предусмотренному п. 3 ст. 74.1 ФЗ №131-ФЗ от 06.10.2003 г.. Прекращены досрочно полномочия Главы сельского поселения Цагадаева Н.Н., в связи с удалением его в отставку на основании ст. 28 п. 4 пп. 3 Устава СП «Хара-Быркинское» и ст. 74.1 ФЗ №131-ФЗ от 06.10.2003г.. С решением Совета СП «Хара-Быркинское» об удалении в отставку не согласен. Считает его незаконным и принятым с нарушением норм ФЗ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В соответствии со ст. 28 Устава СП «Хара-Быркинское» Глава сельского поселения является руководителем исполнительного органа (администрации) и одновременно исполняет полномочия председателя Совета сельского поселения. Соответственно официальные документы, направляемые в адрес Совета сельского поселения, предоставляются через администрацию сельского поселения. Уведомление (обращение) о выдвижении группой депутатов Совета СП «Хара-Быркинское» инициативы об удалении в отставку в адрес главы СП «Хара-Быркинское» Цагадаева Н.Н. не направлялось и не поступало, а также в адрес руководителя высшего исполнительного органа государственной власти Забайкальского края не направлялось. О дате и повестке заседания Совета об удалении его в отставку он не был официально и заблаговременно уведомлен, а узнал об этом в пятницу 12.01.2024 г. ориентировочно в 11 часов от секретаря администрации поселения, которая сообщила, что зарегистрировала документ Совета, адресованный только в адрес главы муниципального района «Оловяннинский район» Антошкина А.В. об удалении в отставку главы поселения. Обращение депутаты зарегистрировали и увезли в администрацию района сами. Он был лишен возможности подготовить предметные возражения на заседание Совета 15.01.2024 г. по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для удаления в отставку. Тем не менее, 15.01.2024 г. в 14 часов он по собственной инициативе, без какого-либо приглашения и официального уведомления принял участие в заседании Совета, в ходе которого был ознакомлен с решением Совета сельского поселения №82 от 09.11.2023 г. «Об оценке деятельности Главы СП «Хара-Быркинское» за 2021, 2022 гг.», обращением депутатов сельского поселения (инициативной группы) в адрес главы МР «Оловяннинский район» Антошкина А.В. об удалении в отставку главы сельского поселения, и проектом этого решения. В итоге 16.01.2024 г. был ознакомлен с принятым в отношении него решением Совета №84 от 15.01.2024 г. об удалении в отставку и досрочном прекращении полномочий. Административный ответчик рассмотрел инициативу депутатов и принял решение №84 от 15.01.2024 г. об удалении Цагадаева Н.Н. в отставку и досрочным прекращением полномочий в отсутствие и без учета мнения Губернатора Забайкальского края.

Основанием для принятия решения об удалении в отставку указана неудовлетворительная оценка деятельности главы сельского поселения, данная Советом сельского поселения по результатам ежегодного отчета перед Советом два раза подряд. С указанным основанием не согласен. Отчет главы сельского поселения за 2021 г. был доведён до сведения депутатов 23.12.2022 г.. Оценка депутатов Совета сельского поселения была удовлетворительная. Предоставление отчета в декабре 2022 г. обосновывает тем, что отчет главы предоставляется, как правило, во втором квартале после принятия отчета об исполнении бюджета за отчётный период и получения заключения (акта) проверки КСП, а также нахождением его на больничном листе после операции в период с 23.05.2022 г. по 14.10.2022 г. Заседания сессии Совета проводятся один раз в квартал. Кроме того, депутаты Совета препятствовали работе Совета – не являлись на заседания Совета и подали заявления о досрочном сложении своих полномочий. По этой причине отчет главы также был им доведен до населения на сходе граждан 16.12.2022 г. Отчет главы поселения за 2022 г. им не был своевременно подготовлен в силу объективных и уважительных причин, а именно по причине позднего получения заключения (акта) проверки КСП по исполнению бюджета, затем из-за наступления пожароопасного сезона, а с 1 июня 2023 г. ему провели операцию на второй коленный сустав, в связи с чем, он находился на больничном в период с 01.06.2023 по 28.09.2023. В период с 02.10.2023 по 22.11.2023 находился в очередном отпуске.

Полагает, что решение Совета от 09.11.2023г. «Об оценке деятельности Главы СП «Хара-Быркинское» за 2021, 2022гг.» принято в нарушение Положения «О ежегодном отчете главы сельского поселения о результатах его деятельности, деятельности администрации СП «Хара-Быркинское», в том числе о решении поставленных Советом сельского поселения». Советом поселения в адрес главы поселения, а равно исполняющего обязанности, уведомление о проведении заседания об оценке деятельности главы не направлялось. О принятом решении ему стало известно только на заседании Совета поселения 15.01.2024 г..

Просит суд признать Решение Совета СП «Хара-Быркинское» за №84 от 15.01.2024 г. «Об удалении в отставку главы СП «Хара-Быркинское» Цагадаева Н.Н. и досрочном прекращении его полномочий» незаконным и отменить со дня его принятия.

Признать Решение Совета СП «Хара-Быркинское» за №82 от 09.11.2023 г. «Об оценке деятельности главы СП «Хара-Быркинское» за 2021, 2022 гг.» незаконным и отменить со дня его принятия.

Взыскать из бюджета сельского поселения в его пользу моральный вред в сумме 50 000 рублей, причинённый незаконным удалением в отставку и досрочным прекращением полномочий по выборной должности.

В судебном заседании административный истец Цагадаев Н.Н. требования поддержал в части признания незаконными решений Совета сельского поселения, на требовании о компенсации морального вреда не настаивал, в обоснование требований привел доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представители административного ответчика – Совета СП «Хара-Быркинское» депутаты Тиняков Р.В., Нафиков А.Ф., Бородин С.Г., Милованов О.В., Якимов В.И. с административными требованиями не согласились, суду пояснили, что главой администрации не осуществляется никакая работа с депутатами, заседания Совета не проводятся. Отчеты главы поселения за 2021 и за 2022 годы Совету не были представлены, поэтому было принято решение о признании деятельности главы поселения неудовлетворительной и впоследствии решением Совета поселения от 15.01.2024 г. он был удален в отставку. Действительно инициатива депутатов об удалении главы в отставку не была доведена до Губернатора Забайкальского края. Заседание Совета поселения по вопросу оценки деятельности главы 09.11.2023 г. было проведено без участия Цагадаева Н.Н.

Суд, исследовав материалы дела, заслушав участников процесса, установил следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления определены Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Положениями частей 1, 4 ст. 7 указанного Федерального закона предусмотрено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно частями 1 и 3 статьи 34 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" представительный орган муниципального образования входит в структуру органов местного самоуправления. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Решением Совета СП «Хара-Быркинское» от 13.04.2018 г. N 4 утвержден Устав СП «Хара-Быркинское» муниципального района «Оловяннинский район» Забайкальского края.

Согласно п. 5 статьи 27 Устава порядок созыва и проведения заседаний Совета сельского поселения, компетенция его председателя, заместителя председателя, формирования и работы постоянных и временных комиссий, рабочих органов Совета сельского поселения определяются настоящим Уставом и регламентом Совета сельского поселения.

Согласно пп. 10 п. 6 Устава в исключительной компетенции Совета сельского поселения находится, в том числе, принятие решения об удалении главы сельского поселения в отставку /л.д. 34-66/.

Решением Совета СП «Хара-Быркинское» от 30.09.2019 г. N 26 утвержден Временный регламент Совета СП «Хара-Быркинское» /л.д. 135-136, 137/.

В силу пункта 2.1 части 6 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае удаления в отставку в соответствии со статьей 74.1 настоящего Федерального закона.

Согласно частям 1, 3, 4, 7, 13, 14 статьи 74.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" представительный орган муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Инициатива депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку, выдвинутая не менее чем одной третью от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, оформляется в виде обращения, которое вносится в представительный орган муниципального образования. Указанное обращение вносится вместе с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку. О выдвижении данной инициативы глава муниципального образования и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) уведомляются не позднее дня, следующего за днем внесения указанного обращения в представительный орган муниципального образования.

Рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется с учетом мнения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется представительным органом муниципального образования в течение одного месяца со дня внесения соответствующего обращения.

При рассмотрении и принятии представительным органом муниципального образования решения об удалении главы муниципального образования в отставку должны быть обеспечены:

1) заблаговременное получение им уведомления о дате и месте проведения соответствующего заседания, а также ознакомление с обращением депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку;

2) предоставление ему возможности дать депутатам представительного органа муниципального образования объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для удаления в отставку.

В случае, если глава муниципального образования не согласен с решением представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку, он вправе в письменном виде изложить свое особое мнение.

Как следует из материалов дела, решением Участковой избирательной комиссии СП «Хара-Быркинское» с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования от 09 сентября 2019 года N41 Цагадаев Н.Н. был избран главой сельского поселения «Хара-Быркинское» /л.д. 9/.

Решением Участковой избирательной комиссии СП «Хара-Быркинская» с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования от 09 сентября 2019 года N42 избраны депутаты сельского поселения «Хара-Быркинское» /л.д. 76/.

Решением Совета СП «Хара-Быркинское» от 15.01.2024 г. №84 удален в отставку глава СП «Хара-Быркинское» Цагадаев Н.Н. с досрочным прекращением полномочий с 16.01.2024 г. на основании ст. 28 п. 4 пп. 3 Устава СП «Хара-Быркинское» и ст. 74.1 ФЗ №131-ФЗ от 06.10.2003 г. /л.д. 10, 127/.

11.01.2024 г. в адрес главы МР «Оловяннинский район» Антошкина А.В. Советом СП «Хара-Быркинское» направлено обращение об удалении в отставку Главы СП «Хара-Быркинское» Цагадаева Н.Н., проект решения Совета поселения «Об удалении в отставку Главы СП «Хара-Быркинское» Цагадаева Н.Н., решение Совета поселения от 09.11.2023 г. №82 «Об оценке деятельности главы СП «Хара-Быркинское», уведомление о внеочередном заседании Совета депутатов на 15.01.2024 г. /л.д. 12, 13, 123-124/.

Сведений о том, что Цагадаев Н.Н. заблаговременно был уведомлен о дате и месте проведения соответствующего заседания, а также ознакомлен с обращением и с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку, в материалах дела не имеется.

Согласно протоколу внеочередного заседания Совета СП «Хара-Быркинское» от 15.01.2024 г. следует, что на данном заседании Цагадаев Н.Н. был ознакомлен с решением от 09.11.2023 г. «Об оценке деятельности Главы сельского поселения «Хара-Быркинское» за 2021, 2022 гг.» /л.д. 125-126/.

На собрании присутствовало 6 депутатов из 8, за удаление Главы в отставку проголосовало 5 депутатов, 1 депутат не принял участия в голосовании.

Судом также установлено, что в нарушение части 3 статьи 74.1 Федерального закона №131-ФЗ о выдвижении инициативы депутатов СП «Хара-Быркинское» об удалении главы поселения в отставку, Губернатор Забайкальского края не был уведомлен /л.д. 74/.

Допущенные Советом СП «Хара-Быркинское» существенные нарушения процедуры при подготовке и рассмотрении вопроса об удалении Цагадаева Н.Н. в отставку, свидетельствуют о незаконности принятого решения от 15.01.2024 г. N 84.

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 74.1 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" основанием для удаления главы муниципального образования в отставку является неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования представительным органом муниципального образования по результатам его ежегодного отчета перед представительным органом муниципального образования, данная два раза подряд.

Согласно частям 1, 5, 5.1 статьи 36 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования. Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно отмечал, что органы публичной власти, включая органы местного самоуправления, по своим конституционно-правовым функциям и предназначению призваны осуществлять эффективное и ответственное управление делами государства и общества в интересах населения; надлежащее исполнение обязательств, взятых непосредственно перед населением, является императивом демократического правового государства в сфере организации муниципальной публичной власти (Постановление от 2 апреля 2002 года N 7-П, определение от 2 апреля 2009 года N 479-О-О).

Удаление главы муниципального образования в отставку выступает мерой его ответственности перед представительным органом муниципального образования, а в конечном итоге - и перед населением, гарантируя восстановление установленного законом порядка осуществления местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования, подконтрольность и подотчетность главы муниципального образования населению и представительному органу муниципального образования, обеспечивая баланс полномочий представительного органа муниципального образования и главы муниципального образования в системе местного самоуправления; при этом действующее законодательство закрепляет ряд гарантий самостоятельности главы муниципального образования при решении вопроса о его удалении в отставку, а также соблюдения прав и законных интересов населения (определение от 4 октября 2011 года 1264-О-О).

Полномочия представительного органа муниципального образования в сфере контроля за деятельностью иных органов местного самоуправления, подразумевают оценочный характер выносимого представительным органом решения, предполагают при его принятии использование демократических процедур и учет различных факторов и мнений, тем самым оценка деятельности органов местного самоуправления при осуществлении контрольных полномочий представительного органа может быть различной, исходя из различных критериев оценки и связана с дискрецией этого органа.

Глава муниципального образования как лицо, обладающее особым публично-правовым статусом, добровольно приобретая этот статус, принимает на себя не только полномочия по решению вопросов местного значения, но и обязанность отчитываться перед населением и представительным органом муниципального образования о результатах своей деятельности, а также признает возможность наступления ответственности вплоть до удаления в отставку в случае признания его деятельности неудовлетворительной.

Решением Совета сельского поселения «Хара-Быркинское» от 09.11.2023 г. №82 «Об оценке деятельности главы СП «Хара-Быркинское» за 2021, 2022 гг.» постановлено: за не предоставление отчетов главы СП «Хара-Быркинское» о проделанной работе за 2021, 2022 годы, оценить деятельность главы СП «Хара-Быркинское» за 2021, 2022 годы на «неудовлетворительно» /л.д. 11/.

Как следует из протокола заседания Совета СП «Хара-Быркинское» от 23.12.2022 г. отчет главы поселения о проделанной работе за 2021 г. принят и работа признана удовлетворительной (п.7) /л.д. 115-116/.

Решением Совета СП «Хара-Быркинское» от 23.06.2023 г. №73 признан утратившим силу п.7 протокола заседания Совета поселения от 23.12.2022 г. (ошибочно указано 22.12.2022 г.) об отчете главы поселения о проделанной работе /л.д. 119/.

Согласно протоколу от 16.12.2022 г. на сходе граждан с. Хара-Бырка главой сельского поселения был предоставлен отчет о проделанной работе за 2022 г. /л.д. 107-108/.

Совету сельского поселения «Хара-Быркинское» отчет о проделанной работе за 2022 г. главой поселения не предоставлялся.

Вместе с тем, согласно п. 5 Положения о ежегодном отчете главы СП «Хара-Быркинское» о результатах его деятельности, деятельности администрации СП «Хара-Быркинское», в том числе о решении вопросов, поставленных Советом СП «Хара-Быркинское», утвержденного Решением Совета СП «Хара-Быркинское» от 27.05.2021 г. №34, отчет главы поселения предоставляется в Совет СП «Хара-Быркинское» ежегодно в период с 01 февраля до 01 апреля, датой предоставления отчета главы считается дата, когда отчет главы был получен Советом СП «Хара-Быркинское» /л.д. 29, 30-33/.

Согласно п. 9 Положения Совет сельского поселения обязан направить уведомление о дате заседания Совета по рассмотрению отчета главы и вопросы поставленные Советом поселения Главе поселения не позднее чем за 5 рабочих дней до даты проведения указанного заседания.

Согласно п. 22 Положения в случае непредоставления отчета главы в срок, установленный п. 5 настоящего Положения Совет поселения вправе принять решение о неудовлетворительной оценке деятельности главы на очередном заседании Совета сельского поселения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Устава муниципального образования сельского поселения «Хара-Быркинское» глава сельского поселения возглавляет администрацию поселения и исполняет полномочия председателя Совета сельского поселения.

В ходе судебного разбирательства установлено, что на дату принятия Советом СП «Хара-Быркинское» решения №82 от 09.11.2023 г., глава поселения Цагадаев Н.Н. находился в очередном отпуске и не был извещен о внеочередном заседании представительного органа, участия в заседании не принимал и был лишен возможности предоставить свои объяснения. Решение Совета получено Цагадаевым Н.Н. лишь 15.01.2024 г. на заседании Совета СП «Хара-Быркинское» по вопросу удаления в отставку. Данное свидетельствует о нарушении Советом поселения прав административного истца, в связи с чем, решение Совета СП «Хара-Быркинское» от 09.11.2023 г. №82 нельзя признать законным.

Определением суда от 30.01.2024 г. производство по делу в части требований Цагадаева Н.Н. о компенсации морального вреда прекращено, в связи с его отказом от заявленного требования. Таким образом, подлежат удовлетворению требования истца о признании незаконными Решения Совета поселения за №84 от 15.01.2024 г. об удалении в отставку и Решения Совета поселения за №82 от 09.11.2023 г. об оценке деятельности главы поселения.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск Цагадаева Н.Н. удовлетворить.

Признать решение Совета сельского поселения «Хара-Быркинское» от 15.01.2024 г. №84 об удалении главы сельского поселения «Хара-Быркинское» Цагадаева Н.Н. в отставку, не соответствующим пунктам 3, 4, 7, 13 статьи 74.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 №131-ФЗ.

Признать незаконным решение Совета сельского поселения «Хара-Быркинское» от 09.11.2023 г. №82 об оценке деятельности главы сельского поселения «Хара-Быркинское» за 2021, 2022 годы, в связи с нарушением порядка принятия оспариваемого решения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Забайкальского краевого суда через Оловяннинский районный суд в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 31.01.2024 г.

Судья Е.В. Сафонова