Дело № 2А-11803/18
PЕШЕHИЕ
Именем Российской Федерации
г. Курган 6 ноября 2018 года
Курганский городской суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Шалютиной Е.М., при секретаре Титовой А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 к Департаменту архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации г. Кургана, Администрации г. Кургана о признании незаконными решений, признании незаконными и отмене постановлений, возложении обязанности,
установил:
ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 обратились в суд с иском к Департаменту архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации г. Кургана, Администрации г. Кургана о признании незаконными решений, признании незаконными и отмене постановлений, возложении обязанности.
В обоснование, с учетом изменения в порядке ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) указано, что постановлением Администрации города Кургана № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 согласовано предоставление земельного участка под принадлежащим ему гаражом №. Постановлением Администрации города Кургана № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 согласовано предоставление земельного участка под принадлежащим ему гаражом №. Постановлением Администрации города Кургана № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 согласовано предоставление земельного участка под принадлежащим ему гаражом №. Постановлением Администрации города Кургана № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 согласовано предоставление земельного участка под принадлежащим ему гаражом №. Постановлением Администрации города Кургана № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 согласовано предоставление земельного участка под принадлежащим ему гаражом №. Пункт 3 указанных постановлений предусматривает предоставление испрашиваемого земельного участка при условии получения разрешения на условно разрешенный вид использования, а также при условии обеспечения выполнения работ по образованию испрашиваемого земельного участка в соответствии со схемой расположения земельного участка. Административные истцы осуществили работы по образованию земельных участков, Управлением Росреестра по Курганской области земельные участки поставлены на кадастровый учет. Административные истцы обратились в Департамент архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации города Кургана о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования испрашиваемых земельных участков, но получили отказы комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Кургана от 30.08.2018 в направлении на общественные обсуждения проекта решения о предоставлении разрешения со ссылкой на ч. 1 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) ввиду несоответствия предельного минимального размера земельного участка установленного градостроительным регламентом для данной территориальной зоны Ж4. Полагают, что отказы противоречат ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), ст. 39.15, 39.17 ЗК РФ и препятствуют реализации административными истцами права на предоставление испрашиваемых земельных участков в собственность. Указывают, что включение в решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка условий, исключающих последующее предоставление земельного участка, законом не предусмотрено. Наличие либо отсутствие возможности получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка должно решаться до принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, поскольку после принятия такого решения следует стадия предоставления земельного участка. Также полагают, что указанный в оспариваемых постановлениях вид разрешенного использования – объекты гаражного назначения – не соответствует требованиям ч. 2 ст. 11.2 ЗК РФ. Полагают, что в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участок, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 № 540 (далее – Классификатор), п. 3.3 «СП 113.13330.2016. Свод правил. Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99, вид разрешенного использования должен быть указан как обслуживание автотранспорта.
Просят признать незаконными отказы ответчиков от ДД.ММ.ГГГГ по заявлениям ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, обязать устранить нарушение. Также просят признать незаконными и отменить в части указания вида разрешенного использования земельного участка «объекты гаражного назначения», в части указания на «предоставление испрашиваемого земельного участка при условии получения разрешения на условно разрешенный вид использования» постановления Администрации города Кургана № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, о причинах неявки суд не уведомили.
Представитель административных истцов по доверенности ФИО6 на заявленных требованиях настаивала.
Представитель административных ответчиков по доверенности ФИО7 возражала против исковых требований, пояснила согласно письменному отзыву на иск.
Представитель заинтересованного лица ГСК № 5 в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, о причинах неявки суд не уведомил.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин может обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу требований ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление. Из анализа указанных положений следует, что удовлетворение административного иска возможно только при наличии реальной возможности восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца посредством возложения на административного ответчика обязанности принятия соответствующего решения либо совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений.
Установлено, что ФИО3 является собственником гаража № площадью 23,8 кв.м., по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией города Кургана вынесено постановление № о предварительном согласовании предоставления земельного участка по <адрес>, площадью 29 кв.м., вид разрешенного использования – объекты гаражного назначения. Также указанным постановлением утверждена схема расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории, в соответствии с которой образуется земельный участок путем раздела земельного участка с кадастровым номером №, который сохраняется в измененных границах.
Решением комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Кургана от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 отказано в направлении на общественные обсуждения проекта решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства на земельном участке площадью 29 кв.м. в связи с несоответствием предельного минимального размера земельного участка, установленного градостроительным регламентом данной территориальной зоны, согласно п. 1 ст. 11.8 ЗК РФ.
ФИО5 является собственником гаража № площадью 21,3 кв.м., по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией города Кургана вынесено постановление № о предварительном согласовании предоставления земельного участка по <адрес>, площадью 25 кв.м., вид разрешенного использования – объекты гаражного назначения. Также указанным постановлением утверждена схема расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории, в соответствии с которой образуется земельный участок путем раздела земельного участка с кадастровым номером №, который сохраняется в измененных границах.
Решением комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Кургана от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 отказано в направлении на общественные обсуждения проекта решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства на земельном участке площадью 25 кв.м. в связи с несоответствием предельного минимального размера земельного участка, установленного градостроительным регламентом данной территориальной зоны, согласно п. 1 ст. 11.8 ЗК РФ.
ФИО4 является собственником гаража № площадью 22,3 кв.м., по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией города Кургана вынесено постановление № о предварительном согласовании предоставления земельного участка по <адрес>, площадью 31 кв.м., вид разрешенного использования – объекты гаражного назначения. Также указанным постановлением утверждена схема расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории, в соответствии с которой образуется земельный участок путем раздела земельного участка с кадастровым номером №, который сохраняется в измененных границах.
Решением комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Кургана от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 отказано в направлении на общественные обсуждения проекта решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства на земельном участке площадью 31 кв.м. в связи с несоответствием предельного минимального размера земельного участка, установленного градостроительным регламентом данной территориальной зоны, согласно п. 1 ст. 11.8 ЗК РФ.
ФИО2 является собственником гаража № площадью 18,1 кв.м., по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией города Кургана вынесено постановление № о предварительном согласовании предоставления земельного участка по <адрес>, площадью 20 кв.м., вид разрешенного использования – объекты гаражного назначения. Также указанным постановлением утверждена схема расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории, в соответствии с которой образуется земельный участок путем раздела земельного участка с кадастровым номером №, который сохраняется в измененных границах.
Решением комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Кургана от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 отказано в направлении на общественные обсуждения проекта решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства на земельном участке площадью 20 кв.м. в связи с несоответствием предельного минимального размера земельного участка, установленного градостроительным регламентом данной территориальной зоны, согласно п. 1 ст. 11.8 ЗК РФ.
ФИО1 является собственником гаража № площадью 22,3 кв.м., по адресу: <адрес>.
Решением Курганского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, отказ Департамента архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации города Кургана от ДД.ММ.ГГГГ в предварительном согласовании ФИО1 предоставления земельного участка по адресу: <адрес>, признан незаконным, на ответчика возложена обязанность повторно рассмотреть заявление. ДД.ММ.ГГГГ Департамент архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации города Кургана направил ФИО1 отказ, указав, что в соответствии с п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ право на приобретение земельного участка в собственность или аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости и приложенных документов, ФИО1 является правообладателем нежилого помещения. На основании п.п. 2 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией города Кургана вынесено постановление № о предварительном согласовании предоставления земельного участка по <адрес>, площадью 23 кв.м., вид разрешенного использования – объекты гаражного назначения. Также указанным постановлением утверждена схема расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории, в соответствии с которой образуется земельный участок путем раздела земельного участка с кадастровым номером №, который сохраняется в измененных границах.
Решением комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Кургана от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в направлении на общественные обсуждения проекта решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства на земельном участке площадью 23 кв.м. в связи с несоответствием предельного минимального размера земельного участка, установленного градостроительным регламентом данной территориальной зоны, согласно п. 1 ст. 11.8 ЗК РФ.
Пунктом 3 перечисленных постановлений предусмотрено: «в соответствии со ст. 39 ГрК РФ предоставление испрашиваемого земельного участка осуществить при условии получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, а также при условии обеспечения выполнения работ по образованию испрашиваемого земельного участка в соответствии со схемой расположения земельного участка».
Из п. 1 перечисленных постановлений следует, что испрашиваемые земельные участки находятся в территориальной зоне – зона застройки многоэтажными домами (Ж4).
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов, регламентирован ст. 39.14 ЗК РФ, в соответствии с п. 3 ч. 1 которое необходимо решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст. 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать.
Согласно п. 1 ч. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 2 ст. 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом, в том числе, утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации.
В соответствии с ч. 1 ст. 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
В соответствии с разделом 4 Правил землепользования и застройки города Кургана, утвержденных решением Курганской городской Думы от 19.12.2007 № 318 (далее – Правила землепользования и застройки) для территориальной зоны Ж4 гаражи для хранения легковых и грузовых автомобилей относятся к условно разрешенным видом использования земельных участков.
Минимальный размер земельного участка в территориальной зоне Ж4 для гаражей установлен п. 2.7. таблицы № 4 Правил землепользования и застройки - 1000 м.кв.
Исходя из изложенного, административному ответчику необходимо было отказать в предварительном согласовании предоставления земельного участка утверждении, поскольку схема расположения земельного участка, разработана с нарушением предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.
Представитель административных ответчиков также в судебном заседании пояснила, что изначально административным истцам необходимо было отказать ввиду несоответствия испрашиваемых земельных участков требованиям ст. 11.9 ЗК РФ.
Вместе с тем, несмотря на нарушение административными ответчиками перечисленных положений земельного законодательства, в данной ситуации нельзя прийти к выводу о нарушении прав административных истцов, поскольку предоставить в собственность им истребуемые земельные участки невозможно в связи с несоответствием их площади требованиям ст. 11.9 ЗК РФ.
Кроме того, согласно действующему законодательству, на условно разрешенный вид использования земельного участка необходимо получать соответствующе разрешение.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 39 ГрК РФ физическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию. Проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.
Постановлением Администрации города Кургана № 414 от 27.01.2015 утверждено Положение о комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Кургана (далее – Положение о комиссии), в соответствии с п. 16 которого при выявлении нарушения технических регламентов, санитарно-эпидемиологических, противопожарных и градостроительных правил и нормативов, подготовка рекомендаций руководителю Администрации города Кургана об отказе в направлении для рассмотрения на общественных обсуждениях проектов решений о предоставлении разрешений на условно разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства и на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Рассмотрев ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. 10 Положения о комиссии заявления административных истцов о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства комиссия отказала им в направлении на общественные обсуждения проекта решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства в связи с несоответствием предельного минимального размера земельного участка, установленного градостроительным регламентом данной территориальной зоны, согласно ч. 1 ст. 11.9 ЗК РФ.
Оснований для признания незаконным данного решения комиссии не имеется, при рассмотрении дела не установлено нарушение закона при его принятии. Административными истцами также не указано, какие нормы закона нарушены при принятии указанного решения комиссией. Представитель административных истцов в судебном заседании не отрицала, что размер испрашиваемых земельных участков не соответствует требованию Правил землепользования и застройки. Оспариваемое решение комиссии приято уполномоченным органом, в пределах установленных полномочий.
В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 7 ЗК РФ Минэкономразвития России 01.09.2014 издан приказ № 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".
Согласно классификатору, вид разрешенного использования «объекты гаражного назначения» включает «размещение отдельно стоящих и пристроенных гаражей, в том числе подземных, предназначенных для хранения личного автотранспорта граждан, с возможностью размещения автомобильных моек» код 2.7.1.
Вид разрешенного использования «обслуживание автотранспорта» включает «размещение постоянных или временных гаражей с несколькими стояночными местами, стоянок (парковок), гаражей, в том числе многоярусных, не указанных в коде 2.7.1» код 4.9.
Довод представителя заявителей о том, что назначение земельных участков в постановлениях должно быть указано «обслуживание автотранспорта», не является обоснованным, поскольку на земельных участках с таким видом разрешенного использования не предусмотрено размещение гаражей для хранения личного автотранспорта граждан.
Тот факт, что в границах ГСК № 5 имеется 25 земельных участков, находящихся в собственности граждан, не свидетельствует о возможности удовлетворения заявленных требований. Представленные в материалы дела решения Курганского городского суда Курганской области преюдициального значения для разрешения настоящего спора не имеют. Решением Курганского городского суда от 12.03.2018 отказ Администрации города Кургана в предварительном согласовании предоставления земельного участка был признан незаконным по иным основаниям.
Исходя из изложенного, заявленные требования следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 к Департаменту архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации г. Кургана, Администрации г. Кургана о признании незаконными решений, признании незаконными и отмене постановлений, возложении обязанности оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Курганский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Курганский городской суд Курганской области.
Судья Е.М. Шалютина
Мотивированное решение изготовлено 14.11.2018.