Дело № 2а-1180/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Санкт-Петербург 26 февраля 2019 года
Кировский районный суд г. Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Есениной Т.В.,
с участием представителя административного истца Ивановой А.А.,
с участием представителя административного ответчика ФИО1,
с участием представителя заинтересованного лица ФИО4,
при секретаре Гончаровой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску исполняющего обязанности прокурора Кировского района г. Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному совету МО МО «Морские ворота» об оспаривании решения органа местного самоуправления,
у с т а н о в и л:
Административный истец в лице Прокуратуры Кировского района г. Санкт-Петербурга обратился в суд с административным иском, в котором просил:
- признать незаконным бездействие Муниципального совета МО МО «Морские ворота» по неприменению мер по досрочному прекращению полномочий депутата 5 созыва Муниципального совета МО МО «Морские ворота» ФИО5;
- отменить решение Муниципального совета МО МО «Морские ворота» от 12.11.2018 №05/03;
- обязать муниципальный совет МО МО «Морские ворота» принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата 5 созыва Муниципального совета МО МО «Морские ворота» ФИО5
В обоснование требований административный истец указал, что прокуратурой Кировского района г. Санкт-Петербурга проведена проверка соблюдения лицами, замещающими муниципальные должности, требований законодательства о противодействии коррупции в части исполнения обязанности по представлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих (супруга) и несовершеннолетних детей за 2017 год депутатами Муниципального совета МО МО «Морские ворота».
В ходе проверки прокуратурой района установлено, что ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является депутатом 5 созыва Муниципального совета МО МО «Морские ворота», то есть лицом, обязанным предоставлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своего супруга и несовершеннолетних детей. Вместе с тем, справка о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год предоставлена в Комитет территориального развития Санкт-Петербурга депутатом ФИО5 с нарушением сроков, а именно - ДД.ММ.ГГГГ. ФИО5 имеет двух несовершеннолетних детей: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Согласно информации, представленной Комитетом территориального развития Санкт-Петербурга, ФИО5 не представила справку о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного на двух несовершеннолетних детей. В ходе проверки достоверности представленных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера установлено, что в разделе 4 «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях» отсутствует информация об открытых ФИО5 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ счетах, а именно: не указаны расчетные счета в банке ПАО «Банк «Санкт-Петербург» №№, №, №. Таким образом, административный истец считает, что депутатом 5 созыва Муниципального совета МО МО «Морские ворота» ФИО5 допущено нарушение требований законодательства о противодействии коррупции, в связи с чем прокуратурой района в адрес Муниципального совета МО МО «Морские ворота» внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ№. По результатам рассмотрения вышеуказанного представления ДД.ММ.ГГГГ Муниципальным советом МО МО «Морские ворота» принято решение № рекомендовать депутату ФИО5 в дальнейшем внимательно подходить к срокам сдачи и заполнению справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Также данным решением установлено, что ФИО5 не имела умысла на сокрытие своих доходов, расходов, имущества и обязательств имущественного характера за 2017 год и своих несовершеннолетних детей, ее действия носили непреднамеренный характер, свидетельствующий о добросовестном заблуждении. Административный истец считает, что Муниципальным советом МО МО «Морские ворота» проигнорированы императивные нормы закона, регламентирующие ответственность депутата за нарушение обязанности предоставить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и своих несовершеннолетних детей. Бездействие представительного органа местного самоуправления, выразившееся в непринятии мер ответственности к нарушившему антикоррупционное законодательство депутату, является незаконным и недопустимым.
Представитель административного истца Прокуратуры Кировского района г. Санкт-Петербурга старший помощник прокурора Иванова А.А. в судебное заседание явился, на исковых требованиях настаивал в полном объеме.
Представитель административного ответчика Муниципального совета МО МО «Морские ворота», в лице ФИО1, действующего на основании доверенности (л.д.167), имеющего высшее юридическое образование (л.д. 58-60), в судебное заседание явился, исковые требования не признал, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях.
Представитель заинтересованного Комитета территориального развития Санкт-Петербурга, в лице ФИО4, действующего на основании доверенности (л.д.90-91), имеющего высшее юридическое образование, в судебное заседание явился, исковые требования поддержал.
Заинтересованное лицо ФИО5 в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом по известному суду адресу (л.д.54, 94,95, 154-155, 163-164), а также по телефону (д.д.89, 153), в суд не явилась, возражений не представила, об отложении не просила. На день рассмотрения иска по существу Муниципальным советом МО МО «Морские ворота» было представлено заявление ФИО6 от 13.02.2019 о сложении полномочий депутата (л.д.98).
Суд в силу ст. 14 КАС РФ, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, создав все условия для установления фактических обстоятельств дела, предоставив сторонам возможность на реализацию их прав, исследовав материалы данного административного дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 123 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 14 КАС РФ правосудие по административным делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, которые реализуются посредством представления доказательств.
Согласно ч. 1 ст. 59 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Суд учитывает, что правосудие по административным делам в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 1 ст. 14), а суд осуществляет руководство процессом, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность (ч. 2 ст.12).
В силу ст. 2 закона Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат - член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района или внутригородской территории города федерального значения.
В соответствии с ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», лица, замещающие муниципальную должность, включая депутата, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом о противодействии коррупции и другими федеральными законами.
Полномочия депутата, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом о противодействии коррупции, Федеральным законом от 0312.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07.05.2013 №79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
В соответствии с ч. 11 ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
В силу предписаний Федерального закона о противодействии коррупции лица, замещающие, в том числе муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также перечисленные сведения в отношении своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, а в случае непредставления таких сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений в порядке, предусмотренном муниципальными нормативными правовыми актами подлежат увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия (ст. 12.1 и 13.1 Федерального закона о противодействии коррупции).
В силу п. 4.2. ст. 12.1 Федерального закона №273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции», если иное не установлено федеральным законом, граждане, претендующие на замещение муниципальной должности, и лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
По смыслу пп. 2 п.1 Федерального закона «О противодействии коррупции», лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае, если непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
В соответствии с ч.1 ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 30.01.2018 №7-3«О представлении гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности в Санкт-Петербурге, должности главы местной администрации по контракту, и лицами, замещающими муниципальные должности в Санкт-Петербурге, должность главы местной администрации по контракту, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Губернатору Санкт-Петербурга» сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются лицами, замещающими должность главы местной администрации по контракту, - ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным годом.
ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является депутатом 5 созыва Муниципального совета МО МО «Морские ворота», т.е. лицом обязанным предоставлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своего супруга и несовершеннолетних детей, в срок до 1 апреля, следующего за отчетным годом.
Справка о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год депутатом ФИО5 была предоставлена в Комитет территориального развития Санкт-Петербурга с нарушением сроков, а именно - ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11-21). Данные обстоятельства сторонами не оспаривались.
ФИО5 имеет двух несовершеннолетних детей: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (свидетельство о рождении Ш-АК 865518 от ДД.ММ.ГГГГ), ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (свидетельство о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ). Данные обстоятельства сторонами не оспаривались.
Согласно информации, представленной Комитетом территориального развития Санкт-Петербурга, ФИО5 не представила справку о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного на двух несовершеннолетних детей ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д.23).
В ходе проверки достоверности представленных ФИО5 сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Прокуратурой Кировского района г. Санкт-Петербурга было установлено, что в разделе 4 «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях» (л.д.7) отсутствует информация об открытых ФИО5 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ счетах, а именно: не указаны расчетные счета в банке ПАО «Банк «Санкт-Петербург» №№, №, №.
Прокуратурой Кировского района г. Санкт-Петербурга в адрес Муниципального совета МО МО Морские ворота внесено представление от 07.09.2018 № 385-03-02/2018 (л.д.35-37), где указано о нарушениях ФИО5 Федерального закона «О противодействии коррупции», Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Санкт-Петербурга «О представлении гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности в Санкт-Петербурге, должности главы местной администрации по контракту, и лицами, замещающими муниципальные должности в Санкт-Петербурге, должность главы местной администрации по контракту, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Губернатору Санкт-Петербурга» (нарушение сроков сдачи сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своего супруга и несовершеннолетних детей; отсутствие таких сведений в отношении совершеннолетних детей; сокрытие счетов в банках и иных организациях).
Согласно представлению, Прокуратурой Кировского района г. Санкт-Петербурга предложено Муниципальному совету МО МО «Морские ворота» безотлагательно рассмотреть указанное представление, принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующим. Решить вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата 5 созыва Муниципального совета МО МО «Морские ворота» ФИО5 либо применении в отношении нее дисциплинарного взыскания.
18.10.2018 депутат 5 созыва Муниципального совета МО МО «Морские ворота» ФИО5 представила объяснения, из которых следует, что нарушения норм действующего Федерального закона «О противодействии коррупции», несвоевременное представление сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своего супруга и несовершеннолетних детей, было вызвано «правовой некомпетентностью», сведения о счетах не были отражены в соответствующем разделе справки «ввиду их указания в разделе, отражающем доходы, в денежном эквиваленте», умысла не выполнить обязанность по предоставлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, не было, просила расценивать ее действия как непреднамеренные, свидетельствующие о добросовестном заблуждении (л.д.39).
По результатам рассмотрения вышеуказанного представления 12.11.2018 Муниципальным советом МО МО «Морские ворота» принято решение №05/03 (л.д.38), согласно которому:
Депутат Муниципального совета пятого созыва МО МО «Морские ворота» ФИО5 не имела умысла на сокрытие своих доходов, расходов, имущества и обязательствах имущественного характера за 2017 год и своих несовершеннолетних детей, ее действия носили непреднамеренный характер, свидетельствующий о добросовестном заблуждении.
Рекомендовать депутату ФИО5 в дальнейшем внимательно подходить к срокам сдачи и заполнению справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
При повторном допущении депутатом ФИО5 вышеуказанных нарушений будет принято решение о досрочном прекращении ее полномочий.
Прокуратурой Кировского района г. Санкт-Петербурга была проведена проверка актуальности и полноты сведений, указанных ФИО5 в справке о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, где на 03.10.2018 в прокуратуру района поступили дополнительные сведения об открытых счетах ФИО5, которые также не нашли свое отражение в ее справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Так, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у ФИО5 имелись открытые счета в банке ПАО «Санкт-Петербургский индустриальный акционерный банк»:
№ от ДД.ММ.ГГГГ,
№ от ДД.ММ.ГГГГ.
Данная информация прокуратурой района также была доведена до сведения Муниципального совета МО МО «Морские ворота» ДД.ММ.ГГГГ при рассмотрении представления от ДД.ММ.ГГГГ№.
Однако пояснений в отношении данных счетов у ФИО5 Муниципальным советом МО МО «Морские ворота» не получено.
В своих возражениях административный ответчик не согласен с требованиями административного истца (л.д. 61-64), мотивирует тем, что на протяжении трех лет 2014, 2015, 2016 годов депутатом пятого созыва Муниципального Совета МО МО «Морские ворота» ФИО5 справки о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера подавались в срок и правильно заполненные, что подтверждается отсутствием претензий у проверяющих органов к депутату ФИО5 В связи с тем, что у ФИО5 родился второй ребенок, следить за изменениями действующего законодательства в части заполнения справок о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера ей было затруднительно. Исходя из объяснений ФИО5, депутаты пришли к выводу, что ее действия не носили преднамеренный характер и свидетельствуют о добросовестном заблуждении. Обучений депутатов муниципальных образований в части предоставления справок о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера не проводилось, поэтому депутат ФИО5, являясь матерью двух малолетних детей, была не в курсе данных изменений в законодательстве в части заполнения справок. Также в силу добросовестного заблуждения, ею были перепутаны разделы «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях» и «Сведения о доходах», никакого сокрытия средств не было, все суммы указаны в полном объеме. Сотрудник кадровой службы, оказывающий помощь в заполнении справок, прошедший специальное обучение по заполнению данных Справок, 05 февраля 2018 года был уволен по собственному желанию в соответствии с распоряжением от 05.02.2018 №17-ЛС.
Административным ответчиком, в ходе судебного разбирательства было подано ходатайство, в котором он просил приобщить к материалам дела заявление депутата пятого созыва ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.99) о досрочном прекращении полномочий депутата Муниципального совета МО МО «Морские ворота». При вынесении решения по делу учесть вышеуказанное заявление ФИО5 и обязать Муниципальный Совет МО МО Морские ворота принять решение о досрочном сложении полномочий депутатом пятого созыва ФИО5 по собственному желанию.
Согласно п. 1 статьи 60 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Таким образом, судом с достоверностью установлено, что депутат 5 созыва Муниципального совета МО МО «Морские ворота» ФИО6 в нарушение требований антикоррупционного законодательства своевременно не представила полных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих несовершеннолетних детей за 2017 год, при этом данное обстоятельство не оспаривает, о чем также свидетельствует объяснительная ФИО5 от 18.10.2018 (л.д.-71), а также представила недостоверные и неполные сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях. Допущенное ФИО5 нарушение в силу императивных норм Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», является основанием для досрочного прекращения полномочий депутата ФИО5, как лица, не представшего соответствующие сведения, в связи с утратой доверия.
Полномочия депутата муниципального образования прекращаются решением Муниципального совета МО МО в порядке, предусмотренном его уставом, между тем, административный ответчик при наличии оснований для прекращения полномочий депутата ФИО5, несмотря на требования прокурора Кировского района Санкт-Петербурга в представлении не принял соответствующего решения по данному вопросу, то в данном случае, суд считает доказанным административным истцом факт бездействия Муниципального совета МО МО «Морские ворота» по не принятию мер по досрочному прекращению полномочий депутата 5 созыва Муниципального совета МО МО «Морские ворота» ФИО5, которое подлежит признанию судом законным.
При этом ссылки административного ответчика на не проведение обучения по заполнению Справок о своих расходах, доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, о том, что депутат ФИО5 является матерью двоих несовершеннолетних детей, в связи с чем, не смогла отследить изменение в законодательстве по части заполнения справки о своих расходах, доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, суд не может принять во внимание, поскольку положениями действующего законодательства не предусмотрена отсрочка в представлении указанных сведений, признания таких обстоятельств исключительными. Учитывая, отсутствие признания таких причин уважительными, указанных ФИО5 в своей объяснительной от 18.10.2018, суд считает подлежащим удовлетворению требование административного истца о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО5
Таким образом, суд признает бездействия Муниципального совета МО МО «Морские ворота» не соответствующим требованиям Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», нарушающим права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, а именно бездействие Муниципального совета МО МО «Морские ворота» по неприменению к депутату ФИО5 положений ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона «Об общим принципах организации местного самоуправления», считает подлежащим отмене незаконное решение Муниципального совета МО МО «Морские ворота» от 12.11.2018 №05/03 и обязывает Муниципальный совет МО МО «Морские ворота» принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО5
Согласно ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований. В связи с чем, Муниципальному совету МО МО «Морские ворота» надлежит в течение месяца с момента вступления решения в законную силу уведомить суд, Прокуратуру Кировского района г. Санкт-Петербурга, Комитета территориального развития г. Санкт-Петербурга об исполнении решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 59, 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление исполняющего обязанности прокурора Кировского района г. Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному совету МО МО «Морские ворота» об оспаривании решения органа местного самоуправления -удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Муниципального совета МО МО «Морские ворота» по неприменению мер по досрочному прекращению полномочий депутата 5 созыва Муниципального совета МО МО «Морские ворота» ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Отменить решение Муниципального совета МО МО «Морские ворота» от 12.11.2018 №05/03 принятое по рассмотрению представления Прокуратуры Кировского района Санкт-Петербурга от 11.09.2018 №385-03-02/2018 «Об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе, о противодействии коррупции».
Обязать муниципальный совет МО МО «Морские ворота» принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата 5 созыва Муниципального совета МО МО «Морские ворота» ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через гражданскую канцелярию Кировского районного суда Санкт - Петербурга.
Резолютивная часть решения оглашена 26.02.2019
Мотивированное решение изготовлено 04.03.2019
Председательствующий судья: Есенина Т.В.