ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1180/2023 от 22.11.2023 Кызылского городского суда (Республика Тыва)

Дело № 2а-1180/2023

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

22 ноября 2023 года город Кызыл

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе:

председательствующего судьи Хомушку А.Б.,

при секретаре судебных заседаний Монгуш Ч.Б,,

с участием старшего помощника прокурора г. Кызыла Омзаар Ч.О.,

административного истца ФИО32,

представителей административного истца по доверенности ФИО9, ФИО10,

представителя административного ответчика по доверенности ФИО11,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело а-1180/2023 по административному исковому заявлению ФИО33 к мэрии <адрес>, Муниципальной межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции о признании незаконным заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ и акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ, о признании недействующим постановления мэрии <адрес> от 27.12.2013г «Об утверждении новой редакции муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилого фонда, проживающих на территории <адрес>, в 2013- 2017 годах, с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства» в части включения многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> путем его исключения,

у с т а н о в и л:

административные истцы ФИО34, ФИО2, ФИО3, ФИО4 обратились в суд с исковыми требованиями к мэрии <адрес>, Муниципальной межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции о признании незаконным заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ и акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ, о признании недействующим постановления мэрии <адрес> от 27.12.2013г «Об утверждении новой редакции муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилого фонда, проживающих на территории <адрес>, в 2013- 2017 годах, с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства» в части включения многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> путем его исключения, указав о том, что ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ был составлен акт обследования и заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания в отношении жилого помещения по адресу: <адрес>. Согласно акту и заключению обследование проведено по заявлению собственника помещения ФИО12, заместителя начальника Департамента земельных и имущественных отношений мэрии <адрес>.

Согласно Положению о признании помещения жилым помещением, жилогопомещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным иподлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N47 (в редакции, действующей на дату принятия акта и заключения) (далее, Положение ), для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения пакет документов.

Для признания многоквартирного дома аварийным также представляется заключение специализированной организации, проводящей обследование этого дома. По усмотрению заявителя также могут быть представлены заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания, (п. 45 Положения N 47).

Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции установлены в разделе III Положения . Установлено, что в нарушение требований Положения в материалах о признании жилого дома аварийным отсутствуют заявления от собственников, нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, план жилого помещения с его техническим паспортом, а также заключения специализированных организаций, проводившей обследование. Кроме того, в нарушение абзаца 6 пункта 7 Положения , в материалах, акте и заключении нет информации, что к работе в комиссии привлекались с правом совещательного голоса собственники жилого помещения, нет информации об их уведомлении о дате, месте и времени проведения обследования. Собственники указанного жилого дома в межведомственную комиссию мэрии <адрес> в 2009 году с заявлением об обследовании многоквартирного дома по адресу: <адрес> на предмет пригодности (непригодности) для постоянного проживания не обращались, соответствующие документы не подавали, иных лиц об этом не уполномочивали.

Межведомственная комиссия в 2009 году самостоятельно с превышением полномочий вынесла заключение о признании многоквартирного жилого помещения аварийным и подлежащим сносу без волеизъявления собственников, без результатов специализированной организации, что является нарушением порядка признания жилого дома аварийным и подлежащим. Кроме того, экземпляры заключения от 2009 года межведомственной комиссией не направлены собственникам, в соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления. Вынесенное с нарушением процедуры, установленной действующим законодательством акт и заключение межведомственной комиссии нарушает права собственников помещений, частная собственность охраняется Гражданским кодексом РФ. Без волеизъявления собственника и соответствующего уведомления и участия его имущество никто не имеет права обследовать, выносить по нему решения о признании аварийным, подлежащим сносу. Оспариваемый акт и заключение комиссии, вынесенные формально без соблюдения процедуры, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 47 нарушают права собственников помещений – истца на владение, пользование, распоряжение, несения бремени содержания своим собственным имуществом.

На сегодняшний день действует муниципальной межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, созданная постановлением мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 104.

В связи с выявленными нарушениями п.п.7, 44, 45, 47, 48, 49, 51, а также раздела III Положения , с учетом того, что заключение в орган исполнительной власти и орган местного самоуправления не направлялось и ими в отношении многоквартирного дома какое-либо решение о дальнейшем его использовании не принималось, просит суд признать незаконным акт обследования от 11.12.2009г и заключение муниципальной межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от ДД.ММ.ГГГГ о признании аварийным и подлежащим сносу многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, признать недействующим постановления мэрии <адрес> от 27.12.2013г «Об утверждении новой редакции муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилого фонда, проживающих на территории <адрес>, в 2013-2017 годах, с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства» в части включения многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> путем его исключения.

На административное исковое заявление подано возражение представителем административного ответчика – мэрии <адрес>, в котором просит отказать в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям:

Согласно п. 7 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает своим постановлением комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

В силу положений п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с постановленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома соответствующему жилищному фонду, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.

В соответствии с п. 34 Положения жилые помещения, расположенные в полносборных. кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно пункту 38 указанного нормативного акта, жилые помещения, расположенные в многоквартирных домах, получивших повреждения в результате взрывов, аварий, пожаров, землетрясений, неравномерной просадки грунтов, а также в результате других сложных геологических явлений, следует признавать непригодными для проживания, если проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно и техническое состояние этих домов и строительных -инструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования. Указанные многоквартирные дома признаются аварийными и подлежащими сносу.

На территории городского округа «<адрес> Республики Тыва» постановлением мэрии <адрес> от 28.11.2008г. была создана муниципальная межведомственная комиссия и утверждено ее Положение (далее - Положение комиссии) по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с п.2.1 Положения комиссии, муниципальная межведомственная комиссия рассматривает заявления юридических и физических лиц, при необходимости обследует помещения, здания и сооружения жилищно-гражданского и промышленного назначения, независимо от форм собственности, в границах городского округа.

Данное постановление мэрии на момент обследования жилого помещения, вынесения заключения межведомственной комиссией действовало, имело юридическую силу, не признавалось в установленном порядке незаконным, не отменялось и не признавалось утратившим силу.

Так, заключением межведомственной комиссии от 11.12.2009г. многоквартирный дом по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу в связи с большим износом в процессе его эксплуатации (износ 100%), в соответствии с п. 34, п. 38 Установления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 47 (в редакции от 02.08.2007г.).

Заключение принято межведомственной комиссией в составе председателя комиссии, ее членов, в числе которых значатся должностные лица органа местного самоуправления и профильных Департаментов, должностные лица обслуживающей многоквартирный дом организации ООО УК «Жилсервис», должностные лица Управления Роспотребнадзора по <адрес>, главные государственные инспектора Службы государственной жилищной инспекции Республики Тыва, по пожарному надзору УГПН ГУ МЧС России по <адрес>, а также с участием приглашенных экспертов ОАО Тувагражданпроект».

Заключение межведомственной комиссии принято также на основании акта обследования помещения межведомственной комиссией от 01.12.2009г., в котором установлено, что многоквартирный дом по <адрес> – деревянный, одноэтажный, год постройки 1949 года, срок фактической эксплуатации – 70 лет, нормативный срок эксплуатации деревянных конструкций составляет – 50 лет, общая жилая площадь - 104,00 кв.м. Фундамент – на деревянных стульях, местами - осадки, нижние венцы полностью сгнили, стены имеют массовые трещины, перекошены, повреждены гнилью, чердачное перекрытие имеет массовые недопустимые прогибы до 5,0м., деформации фундамента, стен, несущих конструкций чердачного перекрытия свидетельствуют об исчерпании их несущей способности вследствие старения и опасности обрушения здания дома в целом. Кроме того, проект, по которому строился этот дом, не предусматривал антисейсмические мероприятия, инженерные системы дома (вентиляция, электроосвещение) не отвечают требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности, микроклимат жилых помещений (квартир) не соответствует необходимым санитарно –эпидемиологическим требованиям и гигиеническим нормативам.

На основании заключения межведомственной комиссии многоквартирный дом по <адрес> включен в Перечень аварийных многоквартирных домов (позиция 7) в соответствии с Постановлением мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1802 и включен в муниципальную адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, проживающих на территории <адрес>, в 2013 - 2017 гг. с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства", ("Кызыл неделя", N 2, 17-23 января, 1314, СПС Консультант плюс, Гарант).

Также многоквартирный дом по <адрес> включен в Адресный перечень аварийных многоквартирных домов (позиция 162), утвержденный Постановлением Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ N667 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении республиканской адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес> на 2013 – 2022 годы" утверждённый постановлением Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ N 667.

Постановление Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ N 667 принят в соответствии со ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия сформированию жилищно-коммунального хозяйства", а также в целях ликвидации аварийного жилищного фонда на территории <адрес> Республики Тыва приняло Постановление Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ N 667 "Об утверждении республиканской адресной программы по переселению граждан из -аварийного жилищного фонда в <адрес> на 2013 - 2022 годы".

В приложениях 1 и 2 республиканской Программы в перечне многоквартирных аварийных домов числится многоквартирный дом по <адрес> (позиция 167). Датой переселения граждан и сноса многоквартирного дома указан IV квартал 2021 года. На реализацию указанной Программы в части переселения граждан предусмотрено всего 5151124,80 рублей, из них за счет средств Фонда реформирования ЖКХ, за счёт регионального бюджета. Реализация Программы на стадии завершения, за счет указанных средств уже построены новые многоквартирные дома, пригодные дома для переселения граждан из аварийного дома по <адрес> Основным ответственным исполнителем и координатором Программы является – Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РТ.

Таким образом, многоквартирный дом по <адрес> признан аварийным, включен в Республиканскую Программу переселения и находится на стадии завершения по переселению.

Постановление мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении новой редакции муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, проживающих на территории <адрес>, в 2013-2017 годах» в части включения указанного многоквартирного жилого дома, принято на основании ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №185-ФЗ, постановления Правительства РТ от ДД.ММ.ГГГГ. И на момент включения многоквартирного дома в республиканскую программу переселения имело юридическую законную силу. Было опубликовано в установленном порядке, как и постановление Правительства РТ от ДД.ММ.ГГГГ. Даже если исключат данный многоквартирный дом по решению суда из постановления мэрии <адрес> от 27.12.2013г. , то этот дом подлежит реализации по программе переселения по постановлению Правительства РТ от ДД.ММ.ГГГГ.

Истцами пропущен срок исковой давности по оспариванию постановления мэрии Кызыла от 27.12.2013г. по ГПК РФ и по КАС РФ. Данное постановление было опубликовано в установленном порядке в газете "Кызыл неделя", N 2, 17 - 23 января, 2014, размещен на СПС Консультант плюс, Гарант. С указанной даты опубликования истек срок исковой давности – 3 года по ст. 199 ГПК РФ.

Многоквартирный дом по <адрес> был признан аварийным заключением межведомственной комиссии от 2009г., обслуживающая организация многоквартирного дома ООО УК «Жилсервис» включена в состав комиссии и также подписывалась под заключением. Также перечень признанных аварийных многоквартирных домов опубликовалось с 2013 года в газетах «Кызыл неделя», «Тувинская правда», размещено в свободном доступе сети Интернет, в СПС Консультант плюс, Гарант, в порталах многоквартирных домов по России (online-gkh.ru>respublika-tyva, prawdom.ru). В вышеуказанных постановлениях по перечню многоквартирных домов конкретно указаны номер и дата заключения межведомственной комиссии.

Таким образом, сведения о том, что многоквартирный дом по <адрес> признан аварийным были в свободном доступе в СМИ с 2013 года, а также на информационных порталах и вывешивалось обслуживающей организацией в границах многоквартирного дома. Признание многоквартирного дома по <адрес> является общеизвестным фактом, так как названная информация официально опубликована на официальных сайтах городского округа «<адрес> Республики Тыва», Правительства <адрес>, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РТ, в 2013 году своевременно опубликовывалось в СМИ, а также по сегодняшний день размещены на порталах ЖКХ, справочно-правовых порталах. Такие выводы согласуются определением ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N ВАС-10797/09 по делу N А41-К2-12546/05, апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ по делу N 33-1487/2019.

Согласно части 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска (Решение Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N АКПИ17-1100). В соответствии с ч. 5 ст. 180 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины и невозможность восстановления пропущенного срока являются самостоятельными основаниями для отказа в удовлетворении административного иска, вследствие чего, в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств. Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №АПЛ18-131). Пропуск общего трёхгодичного срока исковой давности по ст.199 ГПК РФ является основанием для отказа в иске. Многоквартирный дом по <адрес> полностью не соответствует градостроительным и строительным нормам и правилам «СП 54.13330.2016. Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003" (утв. Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 883/пр); «СП 22.13330.2016. Свод правил. Основания зданий и сооружений. Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-83** (утв. Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 970/пр); "СНиП ДД.ММ.ГГГГ-87. Несущие и ограждающие конструкции" (утв. Постановлением Госстроя СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 280); СП 14.13330.2014. Свод правил. Строительство в сейсмических районах. СНиП II-7-81*" утв. Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 60/пр); Приказ МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 288 "Об утверждении свода правил СП 4.13130 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям.

Жилые помещения вышеуказанного многоквартирного дома должны соответствовать требованиям, установленным разделом 2 Положения.

Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его сетями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

Многоквартирный жилой дом в части, по отдельным параметрам не соответствует требованиям жилого помещения согласно разделу II Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.2006 . В случае, если хотя бы один параметр жилого помещения не соответствует установления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, то такой дом подлежит сносу.

Таким образом, оспариваемые акт и заключение межведомственной комиссии от 2009 выносился в соответствии с компетенцией Комиссии и на основании принятых ГОСТов, СНИПов и правил, тем самым, просит отказать в удовлетворении иска по делу а-8209/2022 в полном объеме.

В ходе рассмотрения иска по существу в судебном заседании административный истец ФИО35. и ее представители поддержала свои требования и просила удовлетворить иск по указанным основаниям.

Представители административных ответчиков не признали иск и просили отказать в удовлетворении иска.

Административные истцы ФИО2, ФИО3, ФИО4 отказались от исковых требований. Определением суда от производство по делу в части исковых требований истцов ФИО2, ФИО3 и ФИО4 определением суда от ДД.ММ.ГГГГ прекращено.

Заинтересованные лица не явились на заседание суда, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.

В условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав неявку лиц в судебное заседание нельзя расценивать как нарушение принципа состязательности и равноправия сторон. Согласно ч.2 ст.150 КАС РФ, если лица, участвующие в деле, не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц. Учитывая то, что не явившиеся в судебное заседание лица о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, их неявка не является препятствием рассмотрения дела, тем самым, суд считает возможным рассмотреть дело без участия указанных лиц на основании ст.150 КАС РФ.

Выслушав доводы лиц, участвующих в судебном заседании, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или: иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего: (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению, их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

В ходе разрешения вопроса о причинах пропуска срока обращения истцами в суд с исковым заявлением представитель истцов пояснил суду о том, что истцы узнали о своем нарушенном праве, когда мэрия <адрес> обратилась в суд с исковым заявлением о прекращении права собственности, выселении истцов из аварийного жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения. Между тем, административные ответчики не представили суду сведений, опровергающих доводы истцов в этой части, а также сведений о своевременном направлении истцам оспариваемых акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ и заключения о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах, суд считает, что административными истцами трехмесячный срок обращения в суд с исковым заявлением не пропущен.

Из представленных материалов дела:

Межведомственная комиссия, назначенная Постановлением мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в составе председателя Кара-оола М.Х. – первого заместителя мэра <адрес>, заместителя председателя Кызыл –оола С.Т. – начальника Департамента земельных и имущественных отношений мэрии <адрес>, членов комиссии: ФИО13 - начальника управления по жизнеобеспечению и реформе ЖКХ; ФИО14 – начальника отдела градостроительства Мэрии <адрес>; ФИО15 - главного жилищного инспектора Службы государственной жилищной инспекции РТ; ФИО16 – директора Департамента капитального строительства мэрии <адрес>; ФИО17 - начальника ПТО ООО УК «Жилсервис»; ФИО18 – генерального директора ОАО «Тувагражданпроект»; ФИО19 – главного государственного инспектора Тувинского Территориального отделения Енисейского межрегионального территориального управления Ростехнадзора; ФИО20 – главного специалиста Отдела надзора и контроля управления Роспотребнадзора по РТ; ФИО21 - главного государственного инспектора отдела по <адрес> по пожарному надзору УГПН ГУ МЧС России по РТ при участии приглашенных экспертов ФИО22 – нач.тех. ОАО «Тувагражданпроект» и приглашенного собственника помещения или уполномоченного им лица ФИО23 – заместителя начальника Департамента земельных и имущественных отношении мэрии <адрес>ДД.ММ.ГГГГ произвела обследование помещения по заявлению ФИО23 Краткое описание состояния <адрес>, на основании которого установлено, что обследуемый дом одноэтажный деревянный 1949 года постройки, срок эксплуатации 60 лет. Установлено, что фундамент на деревянных стульях сгнили, местами осадки, нижние венцы полностью сгнили, стены имеют массовые трещины, перекошены, повреждены гнилью, чердачные перекрытия имеют массовые недопустимые прогибы до 5,0 см., деформация стен, несущих конструкций чердачного перекрытия свидетельствуют об исчерпании их несущей способности вследствие старения и опасности обрушения здания дома в целом. Проект, по которому строился дом, не предусматривал антисейсмические мероприятия; инженерные системы дома (вентиляция, электроосвещение) не отвечают требованиями санитарно –эпидемиологической безопасности; микроклимат жилых помещений (квартир) не соответствует необходимым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим нормативам. Таким образом, указанной комиссией ДД.ММ.ГГГГ дано заключение о том, что жилой дом по <адрес> является аварийным и подлежащим сносу.

На основании договора от ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> передала в собственность ФИО36, выступающей за себя и несовершеннолетних детей ФИО37 и ФИО38, квартиру из 1 комнаты общей площадью 19,83 кв.м. по адресу: <адрес>.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации. К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений, в числе прочих, относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

В соответствии с ч.4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).

В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).

Орган местного самоуправления создаёт в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях, органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.

Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признаёт жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признаёт многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, акт государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации о результатах проведенных в отношении жилого помещения мероприятий по контролю), необходимых для принятия решения о признаний жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного Проживания; составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания (далее - заключение) и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом, признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).

По окончании работы комиссия составляет в 3 экземплярах заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания по форме согласно приложению . В случае обследования помещения комиссия составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения по форме согласно приложению .

На основании п. 7 Положения в состав комиссии входят представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сфере санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, привлекался ли к работе комиссии собственник жилого помещения либо уполномоченное им лицо, а также эксперты проектно-изыскательских организаций.

Согласно пункту 42 Положения, оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Согласно пункту 33 указанного Положения, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

Пунктом 43 Положения предусмотрено, что при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом, проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении требованиям (пункт 44).

Судом установлено, что процедура оценки жилого помещения и оспариваемые акт обследования и заключение межведомственной комиссии не соответствуют приведенным требованиям Положения, поскольку при проведении обследования дома какое-либо оборудование или специальные замеры комиссией не проводились, осмотр проводился визуально. Акт обследования жилого дома и заключение межведомственной комиссии не соответствуют форме, установленной приложениями N 1 и 2 к Положению.

Установив, что осмотр жилого дома проводился только визуально без применения вообще каких-либо измерительных приборов и приспособлений, суд пришел к выводу о нарушении процедуры проведения оценки соответствия помещения установленным в п. 44 Положения требованиям.

Изложенное свидетельствует о том, что представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий привлекаются для подготовки заключения по усмотрению органа, в то время как, представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля); государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности; защиты прав потребителей и благополучия человека; на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях привлекаются к осмотру и подготовке заключения в обязательном порядке.

Поскольку из оспариваемого заключения от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что в составе межведомственной комиссии отсутствуют заключение органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, административный истец обосновано поставил вопрос о несоответствии оспариваемых актов федеральному законодательству.

Ограничение исследований межведомственной комиссии в области оценки негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий на жилое помещение (экологической, санитарно-эпидемиологической, пожарной, строительно-технической безопасности) снижает достоверность выводов заключения комиссии и, тем самым, нарушает права административного истца на восстановление жилищных прав.

Кроме того, абзацем пятым пункта 7 Положения предусмотрено, что собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо) подлежит уведомлению о времени и месте заседания комиссии, однако, как установлено судом, истец (как собственник) о дате, времени и месте заседания уполномоченной комиссии, извещена не была. ФИО24, которая принимала участие в работе комиссии от собственника, не имела полномочий представлять интересы собственников и жильцов дома. Как указано в оспариваемых акте и заключении комиссии обследование дома производилось на основании заявления ФИО23, которое суду не представлено стороной ответчика.

В связи с тем, что оспариваемое заключение от ДД.ММ.ГГГГ противоречит постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ в той части, в которой в составе комиссии, подготовившей заключение, отсутствуют заключения представителей уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, а также учитывая уклонение административных ответчиков от извещения собственника спорного жилого помещения (истца) о времени и месте заседания уполномоченной комиссии, суд находит требование о признании акта обследования и заключения от ДД.ММ.ГГГГ недействительным (незаконным), подлежащим удовлетворению.

Что касается требований административного истца о признании недействующим постановления мэрии <адрес> от 27.12.2013г «Об утверждении новой редакции муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилого фонда, проживающих на территории <адрес>, в 2013-2017 годах, с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства» в части включения многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> путем его исключения, суд считает их необоснованными по следующим основаниям:

Истцами пропущен срок исковой давности по оспариванию постановления мэрии Кызыла от 27.12.2013г. по ГПК РФ и по КАС РФ, поскольку данное постановление было опубликовано в установленном порядке в газете "Кызыл неделя", N 2, 17 - 23 января, 2014, размещен на СПС Консультант плюс, Гарант.

Постановление мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении новой редакции муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, проживающих на территории <адрес>, в 2013-2017 годах» в части включения многоквартирного жилого дома по <адрес>, данное постановление принято на основании ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ, постановления Правительства РТ от ДД.ММ.ГГГГ. И на момент включения многоквартирного дома в республиканскую программу переселения имело юридическую законную силу. Было опубликовано в установленном порядке, как и Постановление Правительства РТ от ДД.ММ.ГГГГ. С указанной даты опубликования истек общий срок исковой давности 3 месяца по ст. 219 КАС РФ, 3 года по ст. 199 ГПК РФ, тем самым, в этой части исковые требования подлежат отказу в удовлетворении.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ суд

р е ш и л:

административное исковое заявление ФИО39 к мэрии <адрес>, Муниципальной межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции о признании незаконным заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ и акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ, о признании недействующим постановления мэрии <адрес> от 27.12.2013г «Об утверждении новой редакции муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилого фонда, проживающих на территории <адрес>, в 2013- 2017 годах, с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства» в части включения многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> путем его исключения удовлетворить частично.

Признать незаконным и нарушающим права и законные интересы ФИО40 заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ и акта обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения – ДД.ММ.ГГГГ путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд Республики Тыва.

Председательствующий судья: Хомушку А.Б.