ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-11812/2016 от 18.01.2017 Одинцовского городского суда (Московская область)

Дело №2а-96/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Одинцовский городской суд Московской области в составе

председательствующего судьи Москвина К.А.

при секретаре Задорожней А.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску "истец" к ФГБУ «ответчик о признании незаконным бездействия по невнесению в Государственный кадастр недвижимости сведений об ограничении земельных участков, обязании устранить нарушения,

УСТАНОВИЛ:

"истец" обратилось в суд с административным иском к ФГБУ «ответчик о признании незаконным бездействия по невнесению в Государственный кадастр недвижимости сведений об ограничении земельных участков, обязании устранить нарушения.

В обоснование заявленных требований указало, что ДД.ММ.ГГГГ"истец" получена кадастровая выписка на земельный участок с кадастровым номером , правообладателем которого является ФИО1, в которой, в нарушение ст. 15 Закона о кадастре, отсутствует запись о вхождении данного земельного участка в зону с особыми условиями использования территории - «особо охраняемая природная территория федерального значения - национальный парк «наименование1».

В судебное заседание явился представитель административного истца по доверенности Сорокин И.А. на удовлетворении административного иска настаивал в полном объеме.

В судебное заседание явился представитель административного ответчика по доверенности Каситериди И.Н. явилась, против заявленных требований возражала, указав, что все участки входят в зону, в ручную технически сведения не вносятся, сведения о зонах вносятся не по конкретному участку, а по зонам.

Заинтересованное лицо в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом.

Суд с учетом требования ст. 156 КАС РФ, счел возможным рассмотреть дело по существу.

В силу ст. 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В силу ч.2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).

ДД.ММ.ГГГГ"истец" получена кадастровая выписка на земельный участок с кадастровым номером , правообладателем которого является ФИО2, в которой отсутствует запись о вхождении данного земельного участка в зону с особыми условиями использования территории - «особо охраняемая природная территория федерального значения - национальный парк «наименование1».

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221- ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре) государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.

Состав сведений о зонах с особыми условиями использования территорий, подлежащих внесению в государственный кадастр недвижимости, установлен статьей 10 Закона о кадастре.

Порядок внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий установлен статьей 15 Закона о кадастре.

Так, согласно части 1 статьи 15 Закона о кадастре сведения о границах зоны с особыми условиями использования территорий вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании документов, предоставленных в порядке информационного взаимодействия органами государственной власти или органами местного самоуправления, принявшими решение об установлении такой зоны.

Сведения о зоне с особыми условиями использования территорий «особо охраняемая природная территория федерального значения - национальный парк «наименование1» были внесены в государственный кадастр недвижимости в порядке информационного взаимодействия органов государственной власти на основании письма наименование2 от ДД.ММ.ГГГГ, содержащего, в том числе, описание границ и перечень координат характерных точек границ национального парка «наименование1».

Законность действий органа кадастрового учета по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о границах зоны с особыми условиями использования территорий «особо охраняемая природная территория федерального значения - национальный парк «наименование1» подтверждена Верховным Судом Российской Федерации при рассмотрении дел ;

Так, определениями Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ были установлены обстоятельства, связанные с внесением в государственный кадастр недвижимости сведений о зоне с особыми условиями использования территорий «Национальный парк «наименование1», а именно:

- границы Национального парка «наименование1» и его зоны охраны установлены нормативными правовыми актами и остаются неизменными с ДД.ММ.ГГГГ;

- территория национального парка как природоохранного объекта в силу закона может включать в себя помимо земельного участка, являющегося федеральной собственностью и предоставленного национальному парку на праве постоянного (бессрочного) пользования, также земельные участки других собственников;

- сведения о зоне с особыми условиями использования территорий «особо охраняемая природная территория федерального значения - национальный парк «наименование1» были внесены в государственный кадастр недвижимости в порядке информационного взаимодействия органов государственной власти (письмо учреждения от ДД.ММ.ГГГГ, письмо наименование2 от ДД.ММ.ГГГГ);

- действия органа кадастрового учета носят учетный характер в целях приведения объектов учета - земельных участков в соответствие с их действительными характеристиками.

Согласно сведениям, внесенным в государственный кадастр недвижимости на основании письма наименование2 от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером входит в зону с особыми условиями использования территории - «особо охраняемая природная территория федерального значения - национальный парк «наименование1».

Согласно Форме Кадастровой выписки о земельном участке, утвержденной приказом "наименование3" от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровая выписка должна содержать сведения об ограничениях (обременениях), возникших в связи с вхождением части земельного участка или всего земельного участка в зону с особыми условиями использования территории, а также указание на содержание ограничения использования части земельного участка или всего земельного участка в пределах такой зоны, учетный номер, индивидуальное обозначение (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) такой зоны и реквизиты акта органа, принявшего решение об установлении такой зоны.

В кадастровой выписке от ДД.ММ.ГГГГ о земельном участке с кадастровым номером отсутствует запись о вхождении данного земельного участка в зону с особыми условиями использования территории - «особо охраняемая природная территория федерального значения - национальный парк «наименование1».

Как следует из статьи 15 Закона о кадастре, основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий является поступление в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия документов, подтверждающих принятие органом государственной власти соответствующего решения.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон об ООПТ) создание национальных парков и расширение территорий национальных парков осуществляются решениями Правительства Российской Федерации, принимаемыми но представлению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.

Соответственно, единственным актом, изменяющим границы национального парка «наименование1», может быть только соответствующий акт Правительства Российской Федерации, подготовленный по представлению "истец".

Вместе с тем границы национального парка «наименование1» остаются неизменными с ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, у административного ответчика не имелось законных оснований для невнесения в государственный кадастр недвижимости сведений о вхождении земельного участка с кадастровым номером в зону с особыми условиями использования территории - «особо охраняемая природная территория федерального значения - национальный парк «наименование1».

Оспариваемое бездействие административного ответчика нарушает публичные интересы, а также права и обязанности "истец" как органа, осуществляющего управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения.

В соответствии с преамбулой Закона об ООПТ особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

Создание, охрана и использование особо охраняемых природных территорий обусловлены целями сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Закона об ООПТ на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам, объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка.

В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная дудя сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной Законом об ООПТ деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях.

Помимо этого, правовой режим земель особо охраняемых природных территорий, установленный статьей 95 Земельного кодекса Российской Федерации и Законом об ООПТ, содержит запрет на изменение целевого назначения земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий.

В соответствии с пунктом 4 Положения о Национальном парке «наименование1», утвержденного приказом "истец" от ДД.ММ.ГГГГ, в границы национального парка включены также земли других собственников и пользователей без изъятия их из хозяйственной эксплуатации общей площадью 908,7 гектара.

Включение земельных участков в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации не прекращает существующие права на данные земли, а подразумевает установление на них особого режима охраны, включающего, в том числе:

- дифференцированный режим особой охраны (функциональное зонирование) национальных парков, которое устанавливается "истец" (часть 5 статьи 15 Закона об ООПТ);

- необходимость согласования вопросов социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проектов развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон с "истец" (часть 4 статьи 15 Закона об ООПТ);

- обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство которых предполагается осуществлять на землях национальных парков (пункт 7.1 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»);

- получение разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию при осуществлении строительства и реконструкции в границах особо охраняемой природной территории в Минприроды России (пункт 6 части 5 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации);

- необходимость согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований (схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений и городских округов) в случаях нахождения национальных парков на территории муниципальных образований (часть 3 статьи 18 ГрК РФ; пункт 2.2 Порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии при согласовании документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденного приказом Минрегиона России от 27.02.2012 № 69).

Подобное регулирование правового режима земельных участков, входящих в границы национальных парков, необходимо для соблюдения баланса публичных и частных интересов в данной области в целях реализации права граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированного статьей 42 Конституции Российской Федерации.

В частности, статьей 42 ЗК РФ в качестве обязанностей собственников земельных участков установлено использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, а также соблюдение при использовании земельных участков требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Поскольку территория национального парка не является единым землепользованием, а включает земельные участки сторонних пользователей, сведения о национальных парках, внесенные в раздел государственного кадастра недвижимости: зона с особыми условиями использования территории - являются единственным публичным доказательством обоснованности режима особой охраны, действующего в границах национальных парков.

Таким образом невнесение в государственный кадастр недвижимости сведений о вхождении земельных участков в зону с особыми условиями использования территории: «Национальный парк «наименование1»» фактически выводит данный участок из под действия особого режима охраны и, как следствие, нарушает сохранность территории национального парка.

Кроме того, оспариваемое бездействие административного ответчика препятствует осуществлению "истец" полномочий по установлению дифференцированного режима особой охраны (функционального зонирования) национального парка «наименование1», согласованию вопросов социально- экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проектов развития населенных пунктов, находящихся на его территории, выдаче разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации организация может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагает, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие- либо обязанности.

Стороны не оспаривали, что спорный земельный участок расположен в границах национального парка «наименование1», соответственно они входят в зону с особыми условиями использования территории.

Между тем как усматривается из представленной кадастровой выписки на земельный участок сведения о нахождении участка в зоне с особыми условиями использовании территории «особо охраняемая территория Федерального значения-национальный парк «наименование1» не включены в ГКН, указана только ссылка на ст. 56,56.1 ЗК РФ без указания самого вида ограничения и перечислены виды использования территории с учетом ограничений.

У административного ответчика отсутствовали основания для невнесения в раздел «Сведения о частях земельного участка и обременениях» кадастровой выписки о земельном участке с кадастровым номером записи о вхождении данного земельного участка в зону с особыми условиями использования территории - «особо охраняемая природная территория федерального значения - национальный парк «наименование1».

Суд с учетом представленных материалов, приходит к выводу, что в ГКН не содержаться необходимые и предусмотренные ст.10 ФЗ « О ГКН» сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, а именно индивидуальное обозначение соответствующей зоны с особыми условиями, в связи с чем требования истца обоснованы и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180,227-228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконными бездействия филиала ФГБУ «ответчик, выразившиеся в невнесении в государственный кадастр недвижимости кадастровых сведений о вхождении земельном участке с кадастровым номером в зону с особыми условиями использования территории - «особо охраняемая природная территория федерального значения - национальный парк «наименование1».

Обязать ФГБУ «ответчик внести в государственный кадастр недвижимости сведения о вхождении земельного участка с кадастровым номером в зону с особыми условиями использования территории - «особо охраняемая природная территория федерального значения - национальный парк «наименование1».

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: