ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1181/2021 от 06.12.2021 Калачинского городского суда (Омская область)

2а-1181/2021

УИД 55RS0014-01-2021-001869-21

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Калачинск 06 декабря 2021 года

Калачинский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Шестаковой О.Н., при и.о. секретаря помощнике судьи Чемеренко К.В., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Калачинского межрайонного прокурора Омской области к администрации Калачинского муниципального района Омской области об обязании соблюдения законодательства о водоснабжении, обязании разработать и утвердить техническое задание на разработку проекта инвестиционной программы,

У С Т А Н О В И Л:

В Калачинский городской суд обратился Калачинский межрайонный прокурор Омской области с вышеназванным административным исковым заявлением, в котором указал, что В ходе проверки, проведенной в марте 2021 г., установлено, что гарантирующей организацией в сфере водоснабжения на территории г. Калачинска является ООО «Водоканал». С учётом требований законодательства администрация Калачинского муниципального района должна была разработать и утвердить техническое задание на разработку проекта инвестиционной программы для ООО «Водоканал». Вместе с тем, администраций Калачинского муниципального района данная обязанность не была исполнена. В связи с выявленными нарушениями межрайонной прокуратурой в адрес администрации Калачинского муниципального района 17.03.2021 внесено представление № 7-04-2021/1136 об устранении нарушений законодательства в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг. Согласно ответу от 22.04.2021 нарушения не устранены. Кроме того, проведенной межрайонной прокуратурой проверкой в октябре-ноябре 2021 г. установлено, что до настоящего времени в ООО «Водоканал» от администрации Калачинского муниципального района не поступило техническое задание, отвечающее требованиям Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 г. № 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения», что препятствует принятию инвестиционной программы в сфере водоснабжения. Объекты коммунальной инфраструктуры на территории г. Калачинска имеют высокую степень износа. При существующем состоянии инженерной коммуникации населённых пунктов, невозможно решить вопрос качественного обеспечения жителей питьевой водой, а также устранить причины неустойчивого водоснабжения. Просил возложить обязанность на администрацию Калачинского муниципального района Омской области разработать и утвердить техническое задание на разработку проекта инвестиционной программы для ООО «Водоканал», отвечающее требованиям Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 г. № 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения», в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу.

В судебном заседании помощники прокурора Филиппова А.В., ФИО1 исковые требования поддержали в полном объеме, указали, что представленное ответчиком техническое задание не отвечает требованиям законодательства, в связи с чем не может расцениваться как подтверждение надлежащего исполнения органом местного самоуправления, предусмотренной законом обязанности.

Представитель административного ответчика - Администрации Калачинского муниципального района Омской области ФИО2, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснила, что представленное техническое задание о перекладке водопровода по ул. Тихонова в г. Калачинске действительно на сегодняшний день не отвечает всем требованиям закона, однако корректировку задания производит Региональная энергетическая комиссия, считает, что требование о разработке и утверждении технического задания на разработку проекта инвестиционной программы администрацией выполнено, и дальнейшие изменения в задании не зависят от действий администрации.

Представитель третьего лица ООО «Водоканал» ФИО3, действующая на основании доверенности, пояснила, что техническое задание на разработку проекта инвестиционной программы ООО «Водоканал» получено, в дальнейшем данное задание будет направлено в РЭК, где оно будет дорабатываться.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.п.1, 2 ст.46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу положений ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского поселения относятся вопросы организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

В соответствии с п. 8 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон № 416-ФЗ) инвестиционная программа организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее также - инвестиционная программа), - программа мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

Исходя из ч. 1 ст. 40 Федерального закона № 416-ФЗ основанием для разработки инвестиционной программы является техническое задание на разработку инвестиционной программы, утвержденное органом местного самоуправления, е учетом результатов технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности, схемы водоснабжения и водоотведения, плана снижения сбросов, программы повышения экологической эффективности, плана мероприятий по охране окружающей среды.

Частью 3 статьи 40 Федерального закона № 416-ФЗ установлено, что инвестиционная программа должна содержать:

1) плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности;

2) перечень мероприятий по строительству новых, реконструкции и (или) модернизации существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, включая мероприятия, необходимые для подключения (технологического присоединения) новых абонентов;

3) объем финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционной программы, с указанием источников финансирования;

4) график реализации мероприятий инвестиционной программы;

5) расчет эффективности инвестирования средств;

6) предварительный расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения;

7) иные сведения.

Статьей 4 Федерального закона № 416-ФЗ установлено, что к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относятся, в том числе утверждение порядка разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, требований к содержанию таких инвестиционных программ, порядка рассмотрения разногласий при утверждении таких инвестиционных программ и порядка осуществления контроля за их выполнением.

Согласно п. 6 раздела 2 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 № 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций,осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения» проект инвестиционной программы разрабатывается на основе технического задания на разработку инвестиционной программы регулируемой организации. Техническое задание разрабатывает и утверждает орган местного самоуправления поселения (городского округа).

Пунктом 7 раздела 2 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 № 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций,существляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения» установлено, что техническое задание должно содержать:

а) перечень объектов капитального строительства абонентов, которые необходимо подключить к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения, или перечень территорий, на которых расположены такие объекты, с указанием мест расположения подключаемых объектов, нагрузок и сроков подключения;

б) плановые значения показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения;

в) перечень мероприятий по строительству, модернизации и (или)реконструкции объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения с указанием плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов, которые должны бытъ достигнуты в результате реализации таких мероприятий;

г) перечень мероприятий по защите централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения и их отдельных объектов от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, по предотвращению возникновения аварийных ситуаций, снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций.

При этом, исходя из и. 9 раздела 2 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 № 641 «Об инвестиционных и производственных программахорганизаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения», орган местного самоуправления поселения (городского округа) до 1 марта года, предшествующего году начала планируемого срока действия инвестиционной программы, утверждает техническое задание и не позднее 3 дней со дня его утверждения направляет его в регулируемую организацию для разработки инвестиционной программы.

Как следует из материалов дела всоответствии с п. 3 ст. 16 Устава Калачинского городского поселения, принятого решением Совета Калачинского городского поселения от 02.12.2005 года № 13, администрация Калачинского городского поселения Калачинского района Омской области (исполнительно-распорядительный орган) - не образуется. Все полномочия администрации Калачинского городского поселения, предусмотренные федеральными законами, законами Омской области, настоящим Уставом, иными муниципальными правовыми актами, исполняет администрация Калачинского муниципального района Омской области в соответствии с частью 2 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3«0б общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В сою очередь гарантирующей организацией в сфере водоснабжения на территории г. Калачинска является ООО «Водоканал».

С учётом требований вышеуказанного законодательства администрация Калачинского муниципального района должна была разработать и утвердить техническое задание на разработку проекта инвестиционной программы для ООО «Водоканал». Вместе с тем, администрацией Калачинского муниципального района данная обязанность не была исполнена.

В связи с выявленными нарушениями межрайонной прокуратурой в адрес администрации Калачинского муниципального района 17.03.2021 внесено представление № 7-04-2021/1136 об устранении нарушений законодательства в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг.

Вместе с тем, до настоящего времени в ООО «Водоканал» от администрации Калачинского муниципального района не поступило техническое задание, отвечающее требованиям Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 г. № 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения», что препятствует принятию инвестиционной программы в сфере водоснабжения.

Доводы представителя ответчика о том, что представленное техническое задание отвечает указанным требованиям являются несостоятельными, ввиду следующего.

Согласно утвержденному Первым заместителем Главы Калачинского муниципального района 26.11.2021 техническому заданию по разработке инвестиционной программы ООО «Водоканал» по развитию системы коммунальной инфраструктуры, используемой для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения водоснабжения и водоотведения сточных вод Калачинского городского поселения на 2022-2024 годы, устанавливается перечень мероприятий по перекладке уличной сети водопровода по ул. Тихонова в г. Калачинске длиной 600 метров, а именно замена диаметра с 100 мм на 150 мм, в целях увеличения пропускной способности в связи с ростом абонентов.

Согласно п. 7 разделу 2 Правил "Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 г. № 641, Техническое задание должно содержать: а) перечень объектов капитального строительства абонентов, которые необходимо подключить к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения, или перечень территорий, на которых расположены такие объекты, с указанием мест расположения подключаемых объектов, нагрузок и сроков подключения; б) плановые значения показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения; в) перечень мероприятий по строительству, модернизации и (или) реконструкции объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения с указанием плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов, которые должны быть достигнуты в результате реализации таких мероприятий; г) перечень мероприятий по защите централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения и их отдельных объектов от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, по предотвращению возникновения аварийных ситуаций, снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций.

В полном объеме представленное суду техническое задание не отвечает предъявляемым требованиям, содержащихся в п.7 раздела 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 г. № 641.

В результате отсутствия технического задания на разработку инвестиционной программы для ООО «Водоканал», отвечающего требованиям законодательства, нарушаются права и законные интересы граждан - жителей г. Калачинска на бесперебойный доступ к водоснабжению, как услуги, связанной с удовлетворением основных, жизненно важных потребностей человека, которая обеспечивается в Российской Федерации, как социальном государстве (статья 7 Конституции Российской Федерации), в том числе при участии местного самоуправления, как публичной власти, наиболее приближенной к населению.

Учитывая изложенное, требования Калачинского межрайонного прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Калачинского межрайонного прокурора Омской области к администрации Калачинского муниципального района Омской области об обязании соблюдения законодательства о водоснабжении, обязании разработать и утвердить техническое задание на разработку проекта инвестиционной программы удовлетворить.

Обязать администрацию Калачинского муниципального района Омской области разработать и утвердить техническое задание на разработку проекта инвестиционной программы для ООО «Водоканал», отвечающее требованиям Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 г. № 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения», в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Омский областной суд через Калачинский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 09.12.2021 года.

Судья О.Н. Шестакова