ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1181/2021 от 20.04.2021 Ленинградского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 2а-1181/2021

УИД 39RS0001-01-2020-007117-94

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 апреля 2021 года г. Калининград

Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе

председательствующего судьи Пичуриной О.С.

при секретаре Ружниковой Н.В.,

с участием представителя административного ответчика по доверенности Кришанс Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Курепова А.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области, Советскому отделу Управления Росреестра по Калининградской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице его филиала по Калининградской области о признании незаконными действий, бездействия, обязании устранить нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Курепов А.В. обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области, указав, что 08.10.2020 им через службу единого окна был подан запрос №PKPVDMFC-2020-10-08-383509 о выдаче копии документов (межевой план). 09.10.2020 получен письменный отказ о предоставлении копий документов со ссылкой на ч. 12 ст. 62 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Действия должностных лиц в порядке подчиненности им не обжаловались. Просил признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области, выразившиеся в отказе в предоставлении копий документов межевого плана, обязать устранить нарушения.

Позже истец неоднократно уточнял исковые требования, просил признать незаконным бездействие Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице его филиала по Калининградской области выразившееся в не предоставлении копий документов (межевой план), обязать предоставить межевой план, в случае его утраты обязать изготовить дубликат и предоставить копию дубликата межевого плана. Также указал, что 19.10.2020 обратился в Управление Росреестра по Калининградской области о предоставлении копии землеустроительного дела на земельный участок с кадастровым номером , 19.10.2020 получен отказ из Советского отдела. В уточнении иска от 24.03.2021 просит признать незаконными действия Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области, выразившиеся в отказе в предоставлении копий землеустроительного дела из государственного фонда данных, признать незаконными действия ФГБУ ФКП Росреестра по Калининградской области, выразившиеся в отказе в предоставлении копии описания земельного участка из кадастрового дела с кадастровым номером , выразившиеся в утере описания земельного участка с кадастровым номером

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечен Советский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице его филиала по Калининградской области.

В судебное заседание административный истец Курепов А.В. не явился, извещен надлежаще, своего представителя для участия в судебном заседании не направил, причин неявки не сообщил, об отложении рассмотрения дела ходатайств не заявлял. Ранее в судебном заседании исковые требования с учетом последнего уточнения поддержал.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Калининградской области по доверенности Кришанс Н.А. в судебном заседании с требованиями не согласился, пояснил по обстоятельствам, указанным в иске и в уточнении к нему. В письменных возражениях на исковое заявление указал, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером поставлен на государственный кадастровый учет 21.07.2009. Пунктом 5.1.11 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 № 457 установлено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет полномочия по ведению государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства. В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» (далее - Закон № 78-ФЗ) землеустроительное дело включает в себя землеустроительную документацию в отношении каждого объекта землеустройства и другие касающиеся такого объекта материалы. Согласно статьи 1 Закона № 78-ФЗ объекты землеустройства - территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, а также части таких территорий. В настоящее время землеустроительное дело в отношении земельных участков не составляется, так как объектами землеустройства они более не являются. Земельные участки были исключены из числа объектов землеустройства с 17.05.2008 на основании пункта «б» части 1 статьи 5 Федерального закона от 13.05.2008 № 66-ФЗ, то есть до постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером . Кроме того, согласно ответа начальника отдела землеустройства, мониторинга земель и кадастровой оценки недвижимости Управления от 24.03.2021 № 19-10/03961/21 землеустроительные дела на земельные участки с кадастровыми номерами и на хранение в Управление не передавались. Таким образом, по мнению Управления, копии землеустроительного дела на земельный участок с кадастровым номером не могут быть представлены административному истцу в силу объективных обстоятельств, а именно, в связи с тем, что действовавшим на момент постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером законодательством не была предусмотрена возможность составления землеустроительного дела в отношении вышеуказанного земельного участка. Управление осуществляет государственный кадастровый учет с 01.01.2017. При постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером описание земельных участков подлежало включению в кадастровое дело на данный объект недвижимости, хранение которого осуществляет филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Калининградской области. Просит отказать в удовлетворении требований Курепова А.В. заявленных к Управлению.

Административные ответчики Советский отдел Управления Росреестра по Калининградской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице его филиала по Калининградской области в судебное заседание не явились, извещены надлежаще. ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице его филиала по Калининградской области просит о рассмотрении дела в отсутствии их представителя, представили письменный отзыв на исковое заявление и дополнение к нему, в котором филиал указал, что сведения о земельном участке с кадастровым номером 21.07.2009 внесены в Единый государственный реестр недвижимости (до 01.01.2017 - государственный кадастр недвижимости, далее - ЕГРН) на основании решения Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Калининградской области (Управление Роснедвижимости по Калининградской области) от 20.07.2009 № 39/09/01-18954, по результатам рассмотрения заявления о постановке на государственный кадастровый учет от 30.06.2009 и описания земельных участков от 30.06.2009. При постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером описание земельных участков от 30.06.2009 подлежало включению в кадастровое дело на данный объект недвижимости. Вместе с тем, в настоящее время данный документ отсутствует в материалах кадастрового дела на объект недвижимости с кадастровым номером . Филиал не располагает информацией о причинах отсутствия описания земельных участков от 30.06.2009 в материалах кадастрового дела на объект недвижимости с кадастровым номером . Вместе с тем, Филиалом установлено, что по результатам рассмотрения запроса от 26.04.2013 № 39-0-1-85/4002/2013-10573 о предоставлении копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости, Филиалом сформировано уведомление об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений от 30.04.2013 № 39/13-ВС-76541, что свидетельствует об отсутствии в материалах кадастрового дела объекта недвижимости с кадастровым номером описания земельных участков от 30.06.2009 уже с апреля 2013 года. В связи с чем, по результатам запроса Курепова А.В. от 08.10.2020 № MFC-0214/2020-218410-1 Филиалом сформировано уведомление об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений от 09.10.2020 № КУВИ-002/2020-27747476. Кроме того, описание земельного участка подготавливалось на основании материалов землеустроительного дела, подлинный экземпляр которого после утверждения передавался в установленном порядке в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства. В соответствии с п. 4 и п. 5.1.11 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 № 457, государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, и архива, полученного в результате реорганизации комитетов и ведомств, находится в ведении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и ее территориальных органов, в связи с чем, материалы землеустроительного дела, на основании которых было подготовлено описание земельных участков от 30.06.2009, должны находиться в Управлении Росреестра по Калининградской области. В действиях Филиала отсутствуют нарушения действующего законодательства, копия документа не может быть предоставлена по независящим от Филиала причинам. Исходя из системного толкования норм действующего законодательства, требование об изготовлении дубликата документа неисполнимо, поскольку дубликат документа - это повторный экземпляр подлинника документа, а при изготовлении копии документа, а также при заверении таких копий, документ в обязательном порядке должен быть сверен с подлинником документа. Поскольку подлинник описания земельных участков от 30.06.2009 отсутствует в распоряжении Филиала, в случае удовлетворения заявленного требования об изготовлении копии такого документа, оно будет неисполнимо в силу объективных обстоятельств. По вопросу изготовления описания земельного участка вместо межевого плана, на момент постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером уже действовал Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (с 01.01.2017 - «Закон о кадастровой деятельности»), которым было определено понятие межевого плана. Также во исполнение требований данного Федерального закона был издан приказ Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков», который вступил в силу с 01.01.2009 и устанавливал форму межевого плана, а также требования к его подготовке. Вместе с тем, до вступления в силу данного приказа для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка подготавливалось описание земельного участка в соответствии с Приказом Росземкадастра от 02.10.2002 № П/327 «Об утверждении требований к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет». Данный документ подготавливался на основании заключаемого с кадастровым инженером гражданско - правового договора подряда. В силу действующего законодательства, если после заключения договора для сторон установлены обязательные правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу (статьи 4 и 422 Гражданского кодекса Российской Федерации). В целях обеспечения защиты прав граждан и юридических лиц, которые до 1 января 2009 года заключили договоры подряда на выполнение кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, необходимых для государственного кадастрового учета, вместо межевых планов допускалось представление Описания земельных участков. Такой порядок предоставления документов (переходный период) был установлен до 01.07.2009, что подтверждается письмом Минэкономразвития РФ от 26.12.2008 № 20581-ИМ/Д23 «О переходном периоде применения Приказа Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. № 412». Поскольку описание земельного участка было подготовлено 30.06.2009, а также в указанную дату подано заявление о его постановке на государственный кадастровый учет, то есть до даты истечения переходного периода, данный документ был принят и рассмотрен как документ-основание для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка, которому в последующем был присвоен кадастровый номер .

Согласно ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Выслушав представителя ответчика, обозрев материалы данного административного дела, исследовав собранные по делу доказательства и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Суд удовлетворяет такое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя.

Как установлено судом в ходе рассмотрения административного дела, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости Курепов А.В. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: Калининградская область, Неманский район, пос. Ветрово, кадастровый номер , собственность зарегистрирована 13.01.2020. Указанный земельный участок приобретен им от должника в качестве оплаты долга.

30.06.2009 в территориальный отдел №6 с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка обратился Барышников А.А., приложив описание земельного участка на 23-х листах. 20.07.2009 Управлением Роснедвижимости по Калининградской области принято решение об осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости с приложением описания земельного участка на 32-х листах. Описание земельных участков представляло собой документ, который оформлялся на основании материалов межевания и (или) иной землеустроительной документации о формировании вновь образуемых (образовании новых) земельных участков или уточнении сведений о ранее учтенных земельных участках; при оформлении описаний земельных участков использовалась градостроительная и иная документация, содержащая необходимые для государственного кадастрового учета земельных участков сведения (Письмо Росреестра от 26.02.2016 N 14-01329/16).

Решением Управления Роснедвижимости по Калининградской области от 16.10.2009 земельный участок (КН ) поставлен на государственный кадастровый учет с особыми отметками, а именно о том, что граница земельного участка пересекает границу геодезического земельного участка с кадастровым номером , внесенного в государственный кадастр недвижимости с временным статусом. Земельный участок образован путем выдела из состава единого землепользования с КН .

Согласно Постановлению Правительства РФ от 19 августа 2004 г. № 418 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости» органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного кадастра недвижимости на территории Калининградской области ранее являлось Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Калининградской области (Управление Роснедвижимости по Калининградской области). В соответствии с Указом Президента РФ от 25 декабря 2008 года № 1847 правопреемником является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.

В соответствии с приказом Росреестра от 11.03.2010 № П/93 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации полномочиями органа «кадастрового учета» федеральные государственные учреждения «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации были наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.

Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Калининградской области было наделено данными полномочиями 03 августа 2010 года в соответствии с Приказом Росреестра от 03.08.2010 №П/415.

В соответствии с приказом Росреестра от 31.05.2011 №П/200 «Об утверждении уставов федеральных бюджетных учреждений «Кадастровая палата» в целях исполнения подпункта «в» пункта 3 части 1 статьи 31 Федерального закона от 8.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Калининградской области было переименовано в федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Калининградской области.

В силу приказа Минэкономразвития России от 13.09.2011 № 473 «О реорганизации федеральных бюджетных учреждений «Кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации» федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Калининградской области было реорганизовано в форме присоединения к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» с сохранением основных целей деятельности.

26.04.2013 в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Калининградской области обратилась заявитель Метлова А. о предоставлении сведений государственного кадастра недвижимости, а именно межевого плана на земельный участок с кадастровым номером . 30.04.2013 филиалом рассмотрен указанный запрос, вынесено уведомление об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений, рекомендовано обратиться в Управление Росреестра по Калининградской области с запросом на предоставление копии землеустроительного дела на указанный земельный участок. Таким образом, отсутствие описания земельного участка с кадастровым номером установлено в филиале в 2013 году. До настоящего времени указанные документы не обнаружены. Куреповым А.В. приобретен земельный участок, в отношении которого описание земельного участка отсутствовало на хранении в филиале ФГБУ «ФКП Росреестра» по Калининградской области, о чем стало известно в 2013 году, то есть до приобретения спорного земельного участка истцом. При этом именно на истце лежит бремя доказывания нарушения его прав ответчиком. В ходе рассмотрения дела истец пояснял, что отсутствие описания земельного участка препятствует ему подтвердить свое право собственности на спорный земельный участок в гражданском споре. Между тем само по себе описание земельного участка как таковым правоустанавливающим документом не является, ссылка на него в документах филиала имеется, необходимо было для государственного кадастрового учета земельного участка, который произведен, как и указание на постановку на кадастровый учет земельного участка с КН с особыми отметками, о пресечении границ земельного участка с границей геодезического земельного участка с кадастровым номером , внесенного в государственный кадастр недвижимости с временным статусом.

Уведомлением от 9.10.2020 филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Калининградской области Курепову А.В. на его запрос от 8.10.2020 о выдаче межевого плана отказано, в связи с отсутствием запрошенной им информации (межевой план) на объект недвижимости с кадастровым номером . В ходе рассмотрения данного административного дела также установлено отсутствие описания земельного участка с КН в филиале ФГБУ «ФКП Росреестра» по Калининградской области, при этом по существу заявителю ответ на его обращение о выдаче межевого плана дан. Положения ч. 12 ст. 62 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" филиалом не нарушены. В Управление Росреестра по Калининградской области запрос о предоставлении межевого плана не поступал.

В силу ст. 37 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" результатом кадастровых работ кадастрового инженера - индивидуального предпринимателя, указанного в статье 32 настоящего Федерального закона, или работника юридического лица, указанного в статье 33 настоящего Федерального закона, является межевой план, технический план или акт обследования. Межевой план как такой в филиал не предоставлялся, предоставлялось описание земельного участка при постановке на кадастровый учет, документом филиала не являлся, составляется кадастровым инженером, в связи с чем требования об изготовлении в случае утраты дубликата межевого плана не являются обоснованными.

В отношении непредоставления истцу копии землеустроительного дела из Государственного фонда данных судом установлено следующее. Согласно определению, данному в ст. 1 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ

"О землеустройстве" (ред. 2008 г.) объекты землеустройства - территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий, а также части указанных территорий и зон. Таким образом, согласно Закону о землеустройстве земельные участки не являются объектами землеустройства.

По сообщению Советского отдела Управления Росреестра по Калининградской области от 19.10.2020, данному Курепову А.В., землеустроительное дело на земельный участок с кадастровым номером отсутствует. Из ответа по запросу суда от 16.03.2020 Советского отдела Управления Росреестра по Калининградской области также следует, что описание земельного участка с КН отсутствует, а также отсутствует землеустроительное дело на земельный участок с КН . Из ответа на запрос суда Управления Росреестра по Калининградской области от 24.03.2021 также следует, что по результатам анализа материалов, содержащихся в государственном фонде данных, землеустроительное дело на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: Калининградская область, Неманский район, пос. Ветрово на хранение в Управление не передавалось, а также не передавалось землеустроительное дело на земельный участок с КН .

В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Об отказе в выдаче истцу землеустроительного дела стало известно 19.10.2020, о чем им указано в иске, однако требования о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в предоставлении копии землеустроительного дела из государственного фонда данных заявлены только 24.03.2021, то есть по истечении установленного срока обращения в суд. С запросом о предоставлении документов (межевого плана) истец в Управление не обращался.

При таких обстоятельствах, требования о признании незаконными действия Управления Росреестра по Калининградской области, а также бездействия, выразившегося в непредставлении копий документов (межевого плана), копии землеустроительного дела удовлетворению не подлежат. Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по запросу истца документы не выданы ввиду их отсутствия в филиале, незаконного бездействия филиала в данном случае не установлено.

Для признания незаконными действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц необходимо наличие совокупности двух обстоятельств: несоответствие действий требованиям законодательства и нарушение в результате этих действий прав и законных интересов истца.

Данной совокупности в рассматриваемом случае, предусмотренной положениями статьи 227 КАС РФ, не имеется, допустимых и достаточных доказательств в обоснование требований истцом не представлено. Невыдача истцу межевого плана (описания земельного участка) филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» обусловлена отсутствием документа в филиале с 2013 года, при этом указанный документ являлся основанием при постановке земельного участка на кадастровый учет, который осуществлен, ссылка на него в документах Филиала имеется.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, требования истца не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 218 - 228 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Курепова А.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области, Советскому отделу Управления Росреестра по Калининградской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице его филиала по Калининградской области о признании незаконными действий, бездействия, обязании устранить нарушения – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Окончательное решение изготовлено 11 мая 2021 г.

Судья Пичурина О.С.