Дело № 2а-1181/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Комсомольск-на-Амуре 10 августа 2023 года
Ленинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Вальдес В.В.,
при секретаре судебного заседания Лушниковой О.Ю.,
с участием помощника прокурора <адрес> Напольской В.Н., представителя администрации <адрес>ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор <адрес>, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным административным иском к администрации <адрес>, ссылаясь на то, что в ходе проведенных проверочных мероприятий установлено, что с целью удовлетворения потребности многодетных граждан в земельных участках администрацией города на территории, расположенной в квартале индивидуальной усадебной застройки «Майский» в <адрес> юго-западнее и северо-западнее пересечения <адрес> и <адрес> (кадастровые кварталы №), сформировано 33 земельных участков, в отношении которых выполнены проекты планировок и межеваний, с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», из которых предоставлено в собственность бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей, 33. В ходе проверки установлено, что указанная территория не обеспечена транспортной и коммунальной инфраструктурой по причине отсутствия финансирования на данные цели, что в свою очередь является обстоятельством, препятствующим использованию расположенных на указанной территории земельных участков, предназначенных для граждан, имеющих трех и более детей по целевому назначения – для строительства и эксплуатации жилых домов.
На основании вышеизложенного прокурор <адрес> просит суд признать незаконным бездействие администрации <адрес>, выразившееся в необеспечении территории, расположенной в квартале индивидуальной усадебной застройки «Майский» в <адрес> юго-западнее и северо-западнее пересечения <адрес> и <адрес> (кадастровые кварталы №) объектами транспортной и инженерной инфраструктуры, предусмотренными документацией по планировке, утвержденной постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№; возложить на администрацию <адрес> обязанность в течение 2 лет со дня вступления решения суда в законную силу организовать и обеспечить обустройство и ввод в эксплуатацию на территории, расположенной в квартале индивидуальной усадебной застройки «Майский» в <адрес> юго-западнее и северо-западнее пересечения <адрес> и <адрес> (кадастровые кварталы №) объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, предусмотренных документацией по планировке, утвержденной постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№: объектов транспортной инфраструктуры и улично-дорожной сети, централизованных систем водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения, электроснабжения.
Определениями Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФИО9, <адрес>, министерство финансов <адрес>, министерство строительства <адрес>.
Определением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве в качестве заинтересованных лиц привлечены МУП «Горводоканал», МУП «Теплоцентраль», МУП ПЭС, АО «ДРСК», АО «Газпром газораспределение Дальний Восток».
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Напольская В.Н. настаивала на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ФИО4 исковые требования не признала, по доводам, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление. Дополнительно пояснила о том, что спорная территория обеспечена системой электроснабжения, имеются подъездные дороги II и III категории. Подключение к инженерным объектам является волеизъявлением граждан и носит заявительный характер.
Представители заинтересованных лиц <адрес>, министерства строительства <адрес>, министерства финансов <адрес>, МУП «Горводоканал», МУП «Теплоцентраль», МУП ПЭС, АО «ДРСК», АО «Газпром газораспределение Дальний Восток», заинтересованное лицо ФИО9 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом. Представители заинтересованных лиц <адрес>, министерства строительства <адрес>, министерства финансов <адрес>, АО «Газпром газораспределение Дальний Восток», МУП «Теплоцентраль» просили рассмотреть дело в их отсутствии.
Руководствуясь ст. 150, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Согласно письменным возражениям на административное исковое заявление, <адрес> полагает заявленные прокурором требования не подлежат удовлетворению. Административный иск прокурора не подлежит рассмотрению в связи с отсутствием права на обращение в суд. Прокурор требуя осуществить строительство инфраструктуры, вопреки ст. 41 ГрК РФ не учел, что документация по планировке территории только отображает объекты инфраструктуры, подлежащие созданию в границах ее подготовки, но не устанавливает конкретные сроки реализации мероприятий по строительству объектов коммунальной и транспортной инфраструктуры. Сформулированные в этой документации параметры развития территории предполагают реализацию подготовленных планов, как правило в долгосрочной перспективе. Кроме того конкретные сроки строительства объектов коммунальной и транспортной инфраструктуры определяются органами местного самоуправления самостоятельно в программах комплексного развития соответствующей инфраструктуры с учетом положений документов стратегического планирования муниципального образования. При этом могут определять приоритетные и перспективные территории развития. Прокурор, обращаясь в суд, не проверил какие сроки предусмотрены для строительства данных объектов и наступили ли они. Толкование градостроительного законодательства в том контексте, что объекты, предусмотренные в генеральном плане городского округа и в документации по планировке территории, должны быть построены одномоментно, противоречит смежному законодательству о стратегическом планировании. Основания, по которым прокурор требует осуществить строительство объектов инфраструктуры во внеочередным порядке, в административном иске не приведены. Прокурором не приведено обоснование требований по объектам газоснабжения.
В письменном отзыве представитель заинтересованного лица министерства строительства <адрес> указал о том, что в соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание объектов инженерной инфраструктуры земельных участков для многодетных семей относится к полномочиям органов местного самоуправления и является расходным обязательством местных бюджетов. Органы государственной власти края в пределах своей компетенции могут оказывать муниципальным образованиям края меры государственной поддержки в целях реализации органами местного самоуправления своих полномочий. Условия предоставления из краевого бюджета субсидий бюджетам муниципальных образований края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований края по реализации муниципальных программ, предусматривающих мероприятия по комплексному развитию территорий в целях жилищного строительства, установлены Порядком предоставления из краевого бюджета субсидий бюджетам муниципальных образований края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований края на комплексное освоение и развитие территорий края в целях жилищного строительства, являющимся приложением № к Государственной программе <адрес> «Развитие жилищного строительства в <адрес>», утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-пр. В рамках Госпрограммы предусмотрены меры поддержки муниципальным образованиям края в виде предоставления субсидий из краевого бюджета на конкурсной основе, в том числе на строительство. Администрация <адрес> документы на участие в конкурсном отборе по предоставлению субсидии на строительство автомобильных дорог на участке, указанном в административном иске, в министерство не подавала. Вопрос об удовлетворении административного иска представитель министерства строительства <адрес> оставил на усмотрение суда.
В письменном отзыве и дополнениях к нему представитель заинтересованного лица министерства финансов <адрес> указал о том, что министерство финансов <адрес> с административным исковым заявлением не согласно. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Требования, заявленные прокурором, нарушают принцип самостоятельности бюджетов и право муниципального образования на самостоятельное формирование бюджета. В административном исковом заявлении не приведено обоснование указанных в заявлении сроков, не приведено сведений об объемах затрат для выполнения обязанностей, а также не приведено доказательств бездействия со стороны администрации <адрес>. Бюджетам муниципальных образований предоставляется финансовая помощь на выравнивание финансовых возможностей и обеспечение потребности в первоочередных расходов (с учетом единых нормативов отчислений от налогов и сборов, подлежащих зачислению в краевой бюджет). <адрес> использует правовые механизмы, закрепленные в Бюджетном кодексе РФ, и оказывает помощь муниципальным образованиям края, в том числе городскому округу «<адрес>» для исполнения его полномочий и расходных обязательств.
Согласно письменному отзыву МУ ППЭС на административное исковое заявление, спорная территория обеспечена системой электроснабжения, из 33 земельных участков, предоставленных многодетным семьям, подключено к электрическим сетям 31 земельных участков. В отсутствие энергопринимающих устройств на земельном участке и обращения заявителя, оснований для подключения земельного участка к системе электроснабжения спорной территории у МУ ППЭС не имеется, в связи с чем МУ ППЭС просит отказать прокурору в удовлетворении заявленных требований в данной части.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Исходя из положений статей 21, 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В силу частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Принимая во внимание, что собственники земельных участков, имеющие трех и более детей с учетом их социального статуса, нуждающиеся в дополнительной государственной поддержке, являются социально слабой стороной, с учетом необходимого баланса интересов многодетных семей и публичных интересов, суд полагает обращение прокурора в суд в интересах указанной категории граждан обоснованным.
В силу части 1 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) Российская Федерация на один год, с даты принятия межведомственным коллегиальным органом вышеуказанного решения, передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации ряд полномочий по управлению и распоряжению земельными участками. К таким полномочиям, в частности, относятся право на предоставление земельных участков в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, с учетом ограничений, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона, гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства, а также иным лицам для обустройства территории в границах этих земельных участков посредством строительства объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур в соответствии с предусмотренными проектами планировки территории в границах этих земельных участков параметрами планируемого строительства систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития данной территории (за исключением земельных участков, указанных в пункте 7.5 настоящей части) (пункт 7.4 части 1 статьи 13).
Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе (подпункт «а» пункта 2).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-р утвержден Комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих 3 и более детей, предусматривающий, в том числе внесение в Правительство Российской Федерации проекта Федерального закона о внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации в части, касающейся коммунального сервитута в отношении земельных участков и земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в том числе для обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых семьям, имеющим 3 и более детей.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Земельный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 39.5, подпунктом 6 которой предусмотрено бесплатное предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, на основании решения уполномоченного органа в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Механизм предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, действовавший на территории <адрес> на момент возникновения спорных правоотношений, был разработан и утвержден <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О бесплатном предоставлении в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории <адрес>», согласно п. 4 которого гражданам, имеющим трех и более детей, земельные участки, предоставляются в собственность бесплатно в муниципальном образовании края по месту жительства граждан без проведения торгов на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти края или решения органа местного самоуправления.
В целях предоставления земельных участков в собственность граждан, имеющих трех и более детей, постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена документация по планировке территории в составе проекта планировки и проекта межевания территории, расположенной в квартале индивидуальной усадебной застройки «Майский» в <адрес> юго-западнее и северо-западнее пересечения <адрес> и <адрес>.
Согласно Положению о размещении объектов капитального строительства ООО «Терплапроект», в границах указанной территории предусмотрены следующие объекты транспортной и инженерной инфраструктуры: улично-дорожная сеть протяженностью 0,92 км с асфальтобетонным покрытием, включающая улицы в жилой застройке, основные и второстепенные проезды; централизованные системы водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения. Предусмотрено строительство 33 индивидуальных двухэтажных одноквартирных жилых дома.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на спорной территории сформировано 33 земельных участков, из которых все земельные участки были предоставлены гражданам, имеющим трех и более детей, с целью осуществления индивидуального жилищного строительства.
В результате проведенных прокуратурой <адрес> проверочных мероприятий установлено отсутствие инженерной и транспортной инфраструктуры на вышеуказанной территории.
Согласно пунктам 4, 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в границах городского округа; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с ч. 2 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 29 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с принятием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 414-ФЗ) организация и осуществление межмуниципальных инвестиционных проектов, а также инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Аналогичные положения изложены в подп. 62 ч. 1 ст. 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации».
Таким образом, обеспечение социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований может осуществляться, в том числе органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке реализации предоставленных им полномочий.
Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-пр утверждена государственная программа <адрес> «Развитие жилищного строительства в <адрес>».
В соответствии с п. 1.2 Порядка предоставления из краевого бюджета субсидий бюджетам муниципальных образований <адрес> на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований края на комплексное развитие территорий края в целях жилищного строительства, являющегося Приложением № к Государственной программе <адрес> «Развитие жилищного строительства в <адрес>», целью предоставления Субсидии на комплексное развитие территорий является оказание финансовой поддержки муниципальным образованиям края на софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований края по вопросам местного значения по реализации мероприятий по комплексному развитию территорий.
Субсидии на комплексное развитие территорий предоставляются министерством строительства края по результатам отбора муниципальных образований края, осуществленного на конкурсной основе, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на соответствующий финансовый год и плановый период законом о краевом бюджете на текущий финансовый год и плановый период министерству строительства края (далее - уполномоченный орган, отбор соответственно) на цели, предусмотренные пунктом 1.2 настоящего Порядка (п. 1.3 Порядка).
Таким образом, участие субъекта Российской Федерации – <адрес> – в создании необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе, обеспечено утверждением Порядка предоставления из краевого бюджета субсидий бюджетам муниципальных образований края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований края на комплексное развитие территорий края в целях жилищного строительства.
В целях взаимодействия органов исполнительной власти <адрес> и органов местного самоуправления <адрес> по выполнению Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», государственной целевой программы <адрес> «Развитие жилищного строительства в <адрес>», утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-пр распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-рп в редакции ДД.ММ.ГГГГ утвержден План мероприятий («дорожная карта») по обеспечению инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых гражданам, имеющим трех и более детей, в целях индивидуального жилищного строительства, пунктом 2.1 которого органам местного самоуправления края рекомендовано разработать в рамках муниципальных программ развития жилищного строительства мероприятия по обеспечению инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства, в том числе предусмотрев строительство подъездных дорог не менее пятой категории и линий электропередач до границ вышеуказанных земельных участков (в редакции распоряжения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-рп).
В соответствии с ч. 1 ст. 52.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, сетям связи (далее - сети инженерно-технического обеспечения), определение платы за такое подключение (технологическое присоединение) осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, о теплоснабжении, о газоснабжении, о водоснабжении и водоотведении, о связи с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» под энергопринимающей установкой, энергопринимающим устройством понимается аппарат, агрегат, оборудование либо объединенная электрической связью их совокупность, которые предназначены для преобразования электрической энергии в другой вид энергии для ее потребления;
В соответствии с п. 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением (п. 6 Правил).
Для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил (п. 8 Правил).
Пунктом 9 Правил предусмотрено, что в заявке, направляемой заявителем, должны быть в зависимости от конкретных условий указаны, в том числе наименование и место нахождения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации; запрашиваемая максимальная мощность энергопринимающих устройств и их технические характеристики, количество, мощность генераторов и присоединяемых к сети трансформаторов; количество точек присоединения с указанием технических параметров элементов энергопринимающих устройств; заявляемая категория надежности энергопринимающих устройств.
Правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, предусмотрено, что при наличии технической возможности подключения к системе теплоснабжения в соответствующей точке подключения отказ заявителю в заключении договора о подключении в отношении объекта, расположенного в границах радиуса эффективного теплоснабжения, не допускается (п. 3). Теплоснабжающая или теплосетевая организация, в которую следует обращаться заявителям, определяется в соответствии с зонами эксплуатационной ответственности таких организаций, определенными в схеме теплоснабжения поселения, городского округа (п. 4). Основанием для заключения договора о подключении является подача заявителем заявки на подключение к системе теплоснабжения (п. 8).
В соответствии с п. 4 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, подключение к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в следующем порядке:
а) направление лицами, указанными в пунктах 9 и 11 настоящих Правил, исполнителю запроса о выдаче технических условий (при необходимости) и выдача таким лицам технических условий в случаях и в порядке, которые установлены настоящими Правилами;
б) направление заявителем исполнителю заявления о подключении;
в) заключение договора о подключении;
г) выполнение мероприятий по подключению, предусмотренных договором о подключении;
д) подписание заявителем и исполнителем акта о подключении.
Пунктом 9 установлено, что с запросом о выдаче технических условий к исполнителю вправе обратиться: правообладатель земельного участка и (или) подключаемого объекта; лицо, которому в предусмотренных земельным законодательством случаях выдано разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута, а также лицо, являющееся обладателем сервитута или публичного сервитута, которые установлены в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством; лицо, с которым заключен договор о комплексном развитии территории, при наличии утвержденных в установленных порядке проекта планировки территории комплексного развития, комплексной схемы инженерного обеспечения территории комплексного развития, схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, градостроительном плане земельного участка; федеральный орган исполнительной власти, исполнительный орган субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, юридическое лицо, созданное Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, иные юридические лица при наличии решения о предварительном согласовании предоставления им земельного участка в целях строительства объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (в случаях, предусмотренных статьей 52.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В интересах лиц, указанных в пункте 9 настоящих Правил, с запросом о выдаче технических условий также могут обратиться застройщик либо иное лицо (индивидуальный предприниматель или юридическое лицо), заключившие договор подряда на подготовку проектной документации, определяемые в соответствии со частью 5.2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, если обеспечение получения указанным физическим или юридическим лицом технических условий предусмотрено договором о подготовке проектной документации (п. 11).
В соответствии с п. 3 Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования или объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется в следующем порядке:
а) направление заявителем на имя единого оператора газификации или регионального оператора газификации заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сети газораспределения;
б) заключение договора о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сети газораспределения с приложением технических условий, являющихся неотъемлемой частью договора о подключении;
в) выполнение заявителем и исполнителем условий договора о подключении;
г) составление акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению);
д) осуществление исполнителем фактического присоединения и составление акта о подключении (технологическом присоединении), содержащего информацию о разграничении имущественной принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон.
Для заключения договора о подключении заявитель направляет на имя единого оператора газификации или регионального оператора газификации заявку о подключении с описью вложения (п. 10).
Пунктом 12 предусмотрено, что понуждение заявителя к заключению договора о подключении, предусматривающего осуществление мероприятий по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ его земельного участка, и (или) по проектированию сети газопотребления, и (или) по строительству газопровода от границ земельного участка до объекта капитального строительства, и (или) по установке газоиспользующего оборудования, и (или) по строительству либо реконструкции внутреннего газопровода объекта капитального строительства, и (или) по установке прибора учета газа, и (или) по поставке газоиспользующего оборудования, и (или) по поставке прибора учета газа, не допускается.
Согласно «СП 31-106-2002. Проектирование и строительство инженерных систем одноквартирных жилых домов», одобренного для применения Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, выбор систем инженерного обеспечения дома осуществляет застройщик на стадии разработки проекта строительства или реконструкции дома.
Так, водоснабжение одноквартирного дома осуществляется от централизованной или групповой наружной сети водоснабжения, а при ее отсутствии или в случае, если это предусмотрено в задании на проектирование, устраивается автономная система водоснабжения. Система канализации одноквартирного дома присоединяется к централизованной или групповой наружной сети, а при их отсутствии или в случаях, если это предусмотрено в задании на проектирование, устраивается в качестве автономной. Теплоснабжение должно обеспечивать отопление и горячее водоснабжение дома путем присоединения его устройств к централизованной системе, а при ее отсутствии или в случаях, если это предусмотрено в задании на проектирование, - путем устройства автономной системы от индивидуального источника теплоснабжения (теплогенератора). К системе теплоснабжения дома могут быть присоединены системы отопления надворных построек, расположенных на придомовом участке. Газопотребляющее оборудование для системы отопления, горячего водоснабжения и вентиляции дома, а также газовые плиты для приготовления пищи присоединяются к сети централизованного газоснабжения. При отсутствии централизованного газоснабжения создается автономная система газоснабжения на основе индивидуальных баллонных установок или резервуаров сжиженного газа, обеспечивающая газовым топливом все упомянутые выше системы дома или их часть.
Согласно ответу АО «Газпром газораспределение Дальний Восток» от ДД.ММ.ГГГГ для подключения в рамках догазификации домовладение должно иметь статус завершенного строительства, работа по газификации домовладения начинается с подачи владельцем заявки лично в центре предоставления услуг Общества, в МФЦ, посредством онлайн через сайт, срок подключения определяется индивидуально на стадии оформления договора. На территории <адрес> утверждена Программа газификации <адрес>, финансируемая за счет средств специальной надбавки к тарифу на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям АО «Газпром газораспределение Дальний Восток» на ДД.ММ.ГГГГ, в которую в частности включены мероприятия на территории <адрес>. В рамках догазификации по <адрес> в районе территории, расположенной в квартале индивидуальной усадебной застройки «Майский» в адрес Общества поступило 65 заявок (53 в рамках догазификации, 12 в рамках технического присоединения), из низ 40 договоров заключено, 25 заявок аннулировано (не полный пакет документов, отсутствие технической возможности и т.д.). Домовладения данных заявителей включены в план-график <адрес> со сроком выполнения мероприятий на ДД.ММ.ГГГГ
Исходя из представленных МУ ППЭС сведений и схемы технического подключения, спорная территория обеспечена системой электроснабжения – сетями МУ ППЭС: ВЛИ-0,4 кВ от ТП-520 до границ земельных участков многодетных семей (введена в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ); ВЛИ-0,4 Кв от КТП-451 (введена в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ). К электрическим сетям МУ ППЭС подключено 31 земельных участков из 33. Подключение выполнено в соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, на основании заявки потребителя на технологическое присоединение.
Согласно сведениям МУП «Горводоканал» от ДД.ММ.ГГГГ, на территории, расположенной в квартале индивидуальной усадебной застройки «Майский» не имеется городских централизованных сетей водоснабжения и водоотведения, ближайший централизованный водопровод д-300 по <адрес>, водоотведение (канализационный коллектор) <адрес> (технологическое присоединение) объекта к централизованным системам холодного водоснабжения МУП «Горводоканал» осуществляется в соответствии с утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ Правилами холодного водоснабжения и (или) водоотведения. С МУП «Горводоканал» и гражданами, имеющими трех и более детей, на указанной территории не имеется заключенных договоров о технологическом присоединении к сетям водоснабжения.
Согласно информации, представленной МУП «Горводоканал», по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ заключено 7 договоров на технологическое присоединение к сетям водоотведения.
Как следует из письма МУП «Теплоцентраль» от ДД.ММ.ГГГГ, предприятие не имеет технической возможности подключения к инженерным сетям земельных участков в пределах района индивидуальной усадебной застройки «Майский», так как оборудование котельной не способно принять нагрузку на отопление и горячее водоснабжение. В МУП «Теплоцентраль» не поступали обращения граждан на заключение договоров о техническом присоединении к инженерным сетям земельных участков в пределах спорной территории.
Согласно представленной администрацией <адрес> информации, в отношении земельных участков, расположенных в кадастровом квартале №, выдано семь разрешений на строительство объекта индивидуального жилищного строительства, три уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства, одно уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства. В отношении земельных участков, расположенных в кадастровом квартале №, выдано три разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства, четыре уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства.
Как следует из акта выездного обследования от ДД.ММ.ГГГГ№ и протокола осмотра №, являющегося приложением к акту, составленного главными специалистами отдела по осуществлению муниципального земельного контроля Контрольно-правового управления администрации <адрес>, земельный участок с кадастровым номером №, принадлежащий ФИО5, огорожен частично деревянным забором, на участке возведен один этаж строящегося здания из бетонных плит, на момент осмотра на земельном участке осуществлялась строительная деятельность.
Как следует из акта выездного обследования от ДД.ММ.ГГГГ№ и протокола осмотра №, являющегося приложением к акту, составленного главными специалистами отдела по осуществлению муниципального земельного контроля Контрольно-правового управления администрации <адрес>, земельный участок с кадастровым номером №, принадлежащий ФИО6, огорожен металлическим забором, размещено двухэтажное строение с въездными подъемными воротами (предположительно жилой дом).
Как следует из акта выездного обследования от ДД.ММ.ГГГГ№ и протокола осмотра №, являющегося приложением к акту, составленного главными специалистами отдела по осуществлению муниципального земельного контроля Контрольно-правового управления администрации <адрес>, земельный участок с кадастровым номером №, принадлежащий ФИО7, ФИО8 (ранее собственником являлась ФИО9), огорожен деревянным забором, размещено здание (предположительно жилой дом) с двускатной крышей и пристройкой, обшитое бежевым металлосайдингом.
Согласно материалам дела, в том числе кадастровой карте к земельным участкам, расположенным в квартале индивидуальной усадебной застройки «Майский» в <адрес> юго-западнее и северо-западнее пересечения <адрес> и <адрес> (кадастровые кварталы №), имеются подъездные дороги по <адрес>, которые относятся ко второй, третьей категории автомобильных дорог, включены в реестр муниципального имущества <адрес>, внутриквартальные проезды данной территории имеют грунтовое покрытие.
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-па утверждена муниципальная программа «Обеспечение качественным жильем», которой предусмотрено строительство объекта «Подъездные дороги и внутриквартальные проезды, расположенные на территории западнее квартала индивидуальной жилой застройки «Майский» в <адрес>, ориентировочно в 40 м в западном направлении от пересечения <адрес> и <адрес>» в ДД.ММ.ГГГГ
Как следует из кадастровой карты кадастровых кварталов №, на спорной территории частично осуществляется освоение земельных участков.
Одной из задач административного судопроизводства, как это закреплено в пункте 2 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
В соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований, если он признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Верховный Суд Российской Федерации в постановлении Пленума от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» разъяснил, что к бездействию относится неисполнение (уклонение от исполнения) наделенными публичными полномочиями органом или лицом обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия (пункт 5).
Одним из принципов административного судопроизводства является состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда (пункт 7 статьи 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Исходя из этого принципа в части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлена прежде всего обязанность административного истца доказывать обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований, если иной порядок распределения обязанностей доказывания не предусмотрен поименованным кодексом.
Обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ№-О, в качестве одной из задач административного судопроизводства Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 2 статьи 3), а также гарантирует каждому заинтересованному лицу право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов (часть 1 статьи 4). Применительно к судебному разбирательству по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, механизм выполнения данной задачи предусматривает обязанность суда по выяснению, среди прочего, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 9 статьи 226).
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, руководствуясь вышеприведенными нормами материального права, учитывая установленную степень освоенности земельных участков, наличие в индивидуальной усадебной застройке системы электроснабжения, подъездных дорог второй и третьей категории, возможность подключения к централизованной системе водоотведения, включение спорной территории в Программу газификации <адрес>, принимая во внимание заявительный характер подключения объектов к инженерным системам, суд приходит к выводу о не доказанности административным истцом нуждаемости в обеспечении спорной территории объектами транспортной и инженерной инфраструктуры в заявленных объемах.
Кроме того после завершения строительства объектов капитального строительства и ввода их в эксплуатацию на спорных земельных участках подлежит учету проектная документация, мнение собственников таких объектов строительства и технологические возможности ресурсоснабжающих организаций в целях их подключения (технологического присоединения) к сетям электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения.
При таких обстоятельствах суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных прокурором <адрес> административных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении административного искового заявления прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> о признании незаконным бездействия, возложении обязанности – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Ленинский районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.В. Вальдес