ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1183/2022 от 24.08.2022 Сибайского городского суда (Республика Башкортостан)

Дело №2а-1183/2022

УИД 03RS0016-01-2022-001776-55

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Сибай 24 августа 2022 года

Сибайский городской суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Сулейманова Т.М.,

при секретаре судебного заседания Гаскаровой В.В.,

с участием помощника прокурора г. Сибай РБ Исхаковой-Папикян Л.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску врио начальника отдела МВД России по г. Сибаю Назарова Ф.Ф. к Попову В. А. об установлении административного надзора и ограничений,

У С Т А Н О В И Л :

врио начальника отдела Министерства внутренних дел России по г. Сибаю Назаров Ф.Ф. обратился в суд с административным исковым заявлением к Попову В. А. об установлении административного надзора и ограничений, указывая, что Попов В.А. осужден приговором Сибайского городского суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ по ч. 1 ст. 135 УК РФ к 300 часам обязательных работ. Постановлением Сибайского городского суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ, обязательные работы заменены лишением свободы на срок 21 день с отбыванием наказания в колонии-поселении. Освобожден ДД.ММ.ГГГГ по отбытию срока. Из изложенного следует, что Попов В.А. относится к категории лиц, подлежащих постановке на административный надзор, как лицо, отбывший уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющий непогашенную судимость в виде против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего. На момент постановки на административный учет, судимость не снята, не погашена. На основании изложенного истец просит рассмотреть вопрос об установлении административного надзора в отношении Попова В.А. на срок 3 года, установив ему ограничения в виде: обязательной явки на регистрацию 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрета пребывания вне жилого помещения, являющегося избранным местом жительства, либо пребывания с 23 часов до 6 часов, если это не связано с исполнением своих функциональных обязанностей по месту работы; запрета посещения мест проведения массовых и иных праздничных мероприятий, и участия в указанных мероприятиях; запрета посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков; запрет выезда за пределы территории г. Сибай РБ, без уведомления контролирующего органа внутренних дел.

В судебном заседании представитель административного истца Отдела МВД России по г. Сибай РБ Сайфутдинова В.В., действующая по доверенности, административный ответчик Попов В.А. не участвовали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, от Попова В.А. имеется письменное заявление о рассмотрении дела без его личного участия.

Информация о рассмотрении дела размещена на официальном сайте Сибайского городского суда РБ (sibaisky.bkr@sudrf.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с частью 8 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Суд в соответствии с ст. 150, ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ), с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96, принимая во внимание, что в деле имеются доказательства о получении уведомления на судебное заседание, а также размещение на сайте суда и отсутствии ходатайства об отсутствии возможности использования информационно - телекоммуникационной сети «Интернет», полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, выслушав заключение помощника прокурора г. Сибай РБ Исхаковой-Папикян Л.Э., полагавшей возможной удовлетворить заявленные требования в связи с их обоснованностью, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 270 КАС РФ административное исковое заявление об установлении административного надзора подается в суд: органом внутренних дел в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы, а также в отношении лица, отбывающего наказание в виде ограничения свободы, назначенное в качестве дополнительного вида наказания, или при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы по месту жительства или месту пребывания этого лица.

В соответствии с ч. 3 ст. 273 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об установлении или о продлении административного надзора должны также содержаться следующие сведения: срок административного надзора, конкретные административные ограничения, установленные судом.

Согласно ст. 1 Федерального закона N 64-ФЗ от 06 апреля 2011 года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор - это осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных Законом. В свою очередь, административное ограничение представляет собой временное ограничение прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, установленное судом в соответствии с Законом.

Административный надзор согласно ст. 2 Закона устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 Закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

Из смысла данной нормы закона следует, что административный надзор является мерой социального контроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, имеющей цель, в том числе, предупреждение рецидивной преступности, что не должно расцениваться как ухудшение положения таких лиц, нарушение их конституционных прав.

Административный надзор не является продолжением уголовного наказания, а служит мерой предотвращения совершения повторных преступлений со стороны ранее судимых лиц путем систематического наблюдения за ними и оказания на них индивидуального профилактического воздействия со стороны органов внутренних дел, а не органов исполнения наказания.

Установленные ограничения могут быть впоследствии отменены с учетом поведения поднадзорного лица.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

Согласно ст. 4 указанного Федерального закона, в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:

1) запрещение пребывания в определенных местах;

2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;

3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;

4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;

5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в органы внутренних дел по месту жительства пребывания или фактического нахождения для регистрации.

Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона N 64-ФЗ от 06.04.2011 г. «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» обязательным является установление судом административного ограничения в виде:

1) обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;

2) запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории;

3) запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 указанного Закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч. 2 статьи 3 Закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 5 Федерального закона N 64-ФЗ срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.

В соответствии с пунктом 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор может быть установлен в отношении совершеннолетнего лица, имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления при рецидиве преступлений, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона, статьи 86 и 95 УК РФ).

Вместе с тем в случаях, когда на момент рассмотрения дела об административном надзоре срок, оставшийся до погашения судимости указанных лиц, составляет менее одного года, административный надзор может устанавливаться на срок, оставшийся до погашения судимости.

Как установлено судом и следует из материалов дела, приговором Сибайского городского суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ Попов В.А. осужден по ч. 1 ст. 135 УК РФ к 300 часам обязательных работ.

Постановлением Сибайского городского суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ, обязательные работы заменены лишением свободы на срок 21 день с отбыванием наказания в колонии-поселении.

Попов В.А. освобожден ДД.ММ.ГГГГ по отбытию срока.

Таким образом, Попов В.А. подпадает под действие п. 1 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», как лицо, освобожденное из мест лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 3 того же Федерального закона административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего.

В силу приведенных норм основанием для установления административного надзора является сам факт совершения преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего.

Такой порядок является необходимым и соразмерным, поскольку обусловлен интересами общественной безопасности и соответствует задачам административного надзора.

На основании изложенного, суд приходит к убеждению, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ, что имеются основания для установления в отношении него административного надзора на срок, установленный законодательством Российской Федерации.

Ограничения, которые административный истец просит установить Попову В. А. соответствуют исчерпывающему перечню возможных ограничений, установленному ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ, направлены на обеспечение индивидуального профилактического воздействия в целях предотвращения совершения им новых правонарушений, соответствуют характеру, степени общественной опасности совершенных им преступлений, обстоятельствам их совершения.

В силу п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п. С учетом образа жизни лица, обстоятельств совершения им преступления, поведения лица в период и после отбытия наказания суд вправе установить административное ограничение в виде запрещения пребывания в определенных местах.

Принимая во внимание установленные в судебном заседании обстоятельства дела, данные о личности осужденного Попова В.А., обстоятельства совершения им преступления, суд полагает целесообразным удовлетворить заявленные требования в части установления следующих ограничений: обязать являться 1 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания с 23.00 часов до 06.00 часов, если это не связано с исполнением им функциональных обязанностей по месту работы; запретить посещение мест проведения массовых и иных праздничных мероприятий, и участие в указанных мероприятиях; запретить посещение мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков; запретить выезд за пределы территории г. Сибай РБ, без уведомления контролирующего органа.

Установление в отношении Попова В.А. административного надзора не свидетельствует о нарушении его прав, поскольку временное ограничение прав и свобод определенной категории лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, установлено федеральным законом в целях защиты государственных и общественных интересов прав и согласуется с положениями части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации. При этом вводимые законодателем ограничения обеспечивают достижение указанных целей и не являются чрезмерными.

Определяя срок административного надзора, суд применяет положения п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ, положения п. "б" ч. 3 ст. 86 УК РФ о том, что судимость погашается в отношении лиц, осужденных к более мягким видам наказаний, чем лишение свободы, - по истечении одного года после отбытия или исполнения наказания, и устанавливает административный надзор на срок до погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

Несмотря на замену обязательных работ лишением свободы, судимость за данное преступление погашается как в отношении лиц, осужденных к более мягкому виду наказания, чем лишение свободы, то есть по истечении одного года после отбытия или исполнения наказания.

Срок административного надзора следует исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 270-273 КАС РФ, ст.ст. 1-5 Федерального закона РФ от 6 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», суд

Р Е Ш И Л:

административные исковые требования врио начальника отдела МВД России по г. Сибаю Назарова Ф.Ф. к Попову В. А. об установлении административного надзора и ограничений, удовлетворить частично.

Установить в отношении Попова В. А., , административный надзор сроком на 1 год за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, с возложением на него следующих административных ограничений:

- обязательная явка на регистрацию 1 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;

- запретить пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 23:00 до 06:00 часов, за исключением случаев, связанных с исполнением трудовых обязанностей по определенному в соответствии с трудовым соглашением или иными документами графику, сменной работы, вахтовым методом;

- запретить посещение мест проведения массовых и иных праздничных мероприятий и участие в таких мероприятиях;

- запретить посещение мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков;

- запретить выезд за пределы территории г. Сибай Республики Башкортостан, без уведомления контролирующего органа внутренних дел.

Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан через Сибайский городской суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Т.М.Сулейманов

Мотивированное решение изготовлено 24 августа 2022 года.

Подлинник решения подшит в административное дело № 2а-1183/2022 Сибайского городского суда