№
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«02» июля 2019 года <адрес>
Волжский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи С.О.А.
при секретаре М.М.К.,
с участием:
представителя административных истцов И.К.С.,
представителя административного ответчика В.А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению П.А.С., П.Е.В. к Администрации муниципального района <адрес> о признании решения Администрации муниципального района <адрес> об отказе в предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, незаконным, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление,
УСТАНОВИЛ:
П.А.С., П.Е.В., обратились в суд с административным иском к Администрации муниципального района <адрес> о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка.
В обоснование иска указали, что ДД.ММ.ГГГГ, они обратились с заявлением о предварительном согласовании и предоставлении в собственность бесплатно земельного участка государственная собственность, на который не разграничена, расположенного по адресу: <адрес> (согласно приложенной схеме), приложив к данному заявлению схему расположения испрашиваемого земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ на личном приеме Истцам был выдан ответ №, согласно которому Администрация муниципального района <адрес>, указала, что заявление рассмотрено, и подготовлен проект постановления о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка и данный проект проходит правовую экспертизу, что как только он будет подписан всеми уполномоченными на то лицами, он будет выдан на руки Истцам.
Однако, ответом №мфц от ДД.ММ.ГГГГ Администрации муниципального района <адрес> отказано в предоставлении земельного участка ввиду того, что он предоставлен иному лицу на праве собственности. Вместе с тем, Управление не поясняет в каком году и на каком основании данный участок якобы
предоставлялся другому лицу, равно как и не сообщает реквизиты документа на основании которого он якобы предоставлен, а также, сообщает, что на основании официальных данных размещенных на сайте территориального органа Федеральной службы государственной статистики по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ численность постоянного населения муниципального района <адрес> превышает 100 тысяч человек и составляет 109 739 человек, в связи с чем, заявление оставлено без удовлетворения. Кроме того, в данном ответе
Управление даже не разъясняет порядок обжалования решения.
Администрацией вышеуказанный ответ в срок установленный законодательством Российской Федерации им (истцам) не был направлен, лишь ДД.ММ.ГГГГ с грубым нарушением сроков, ответ на заявление был получен на личном приеме в МФЦ №мфц от ДД.ММ.ГГГГ на заявление № от ДД.ММ.ГГГГ, который в корне противоречит ответу от ДД.ММ.ГГГГ№ МКУ «Управление муниципального имущества и земельных отношений Администрации муниципального района <адрес>».
Исчерпывающий перечень оснований, по которым уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном
согласовании предоставления земельного участка закреплен в Земельном кодексе РФ, однако, Администрация в ответе, который датирован ДД.ММ.ГГГГ№ мфц, не указывает предусмотренных нормами законодательства оснований, по которым им отказано в предварительном согласовании испрашиваемого земельного участка. Ими были предприняты все необходимые и доступные меры для установления факта принадлежности, испрашиваемого земельного участка третьему лицу, а именно, был сделан запрос в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно уведомлению из ЕГРН запрашиваемых сведений о том, что вышеуказанный земельный участок
принадлежит третьему лицу отсутствует. Таким образом, данный участок не приватизирован и не был выдан третьим лица, как утверждает в своем ответе Администрация.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, административные истцы (с учетом уточненных требований) просят суд признать незаконным решение Администрации муниципального района <адрес> об отказе в предоставлении земельного участка государственная собственность, на который не разграничена, расположенного по адресу: <адрес>); обязать Администрацию муниципального района Волжский Самарской повторно рассмотреть заявление от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании предоставлении в собственность земельного участка.
В судебном заседании представитель административных истцов И.К.С., просила суд признать незаконным отказ Администрации муниципального района <адрес> в лице руководителя МКУ «Управление муниципального имущества и земельных отношений Администрации муниципального района <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№ мфц в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка в рамках заявления от ДД.ММ.ГГГГ вх.№, возложить на Администрацию муниципального района <адрес> обязанность повторно рассмотреть заявление П.А.С. и П.Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ вх. № о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка.
В судебном заседании представитель административного ответчика В.А.В., возражала против удовлетворения административного иска П.А.С., П.Е.В., ссылаясь на то, что согласно сведениям, имеющимся в МКУ «Управление муниципального имущества и земельных отношений Администрации муниципального района <адрес>» земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> (по генплану) предоставлен иному лицу. Копия Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О закреплении земельных участков в разрешении строительства жилых домов в <адрес>, согласном которому земельный участок по генплану <адрес>, площадью 0,09 га, в <адрес> закреплен за К.В.М., а также, отсутствие информации (документов) о предоставлении кому-либо в собственность испрашиваемого земельного участка в Управлении Росреестра по <адрес>, администрации с.<адрес> муниципального района <адрес>, не свидетельствует о 100% вероятности отсутствия правообладателя спорного земельного участка.
Привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц администрация сельского поселения Лопатино муниципального района <адрес>, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, МКУ «Управление муниципального имущества и земельных отношений Администрации муниципального района <адрес>», явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, каких-либо заявлений и ходатайств суду не представили.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные административными истцами требования подлежат удовлетворения, по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.
В соответствии со ст. 62 Кодекса административного судопроизводства РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
На основании ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Из представленных в материалы дела документов судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ посредствам обращения в МБУ «МФЦ» муниципального района <адрес>П.А.С., П.Е.В., подали заявление о предварительном согласовании и предоставлении в собственность бесплатно земельного участка государственная собственность на который не разграничена, приложив к данному заявлению схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленную кадастровым инженером, паспорт РФ, свидетельство о заключении брака.
Из содержания приложенной к административному исковому заявлению схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории, следует, что земельный участок расположен по адресу: <адрес>.
На бланке заявлении-расписки на предоставление услуги, выданной П.А.С. в подтверждение подачи вышеуказанного заявления, проставлена отметка о том, что заявление будет рассмотрено в течение 30 дней.
Основания для предоставления земельного участка без проведения торгов, предусмотрены пп. 7 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ, пп. "а" п. 3 ч. 3 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 94-ГД "О земле".
В соответствии с пп. 7 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ, предоставление земельного участка осуществляется иным не указанным в пп. 6
настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим
организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пп. "а" п. 3 ч. 3 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ГД "О земле" (<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ГД статья 9 настоящего Закона изложена в новой редакции) земельные участки, в том числе, с расположенными на них жилыми домами, жилыми строениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством, в пределах границ муниципальных районов (городских округов) с численностью населения менее 200 тысяч человек, для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, молодым семьям, постоянно проживающим в сельском населенном пункте или поселке городского типа, расположенных в муниципальном районе <адрес>, возраст одного из супругов в которых (родителя в неполной семье) не превышает 35 лет.
Согласно п. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу ст. 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных
участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 39.14 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Заявитель вправе представить документы, которые должны быть получены уполномоченным органом посредством межведомственного информационного взаимодействия.
Согласно ст. 39.15 Земельного кодекса РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в том числе, прилагаются: документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия; схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
В течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В случае, если на дату поступления в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, образование которого предусмотрено приложенной к этому заявлению схемой расположения земельного участка, на рассмотрении такого органа находится представленная ранее другим лицом схема расположения земельного участка и местоположение земельных участков, образование которых предусмотрено этими схемами, частично или полностью совпадает, уполномоченный орган принимает решение о приостановлении срока рассмотрения поданного позднее заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Срок рассмотрения поданного позднее заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка приостанавливается до принятия решения об утверждении направленной или представленной ранее схемы расположения земельного участка или до принятия решения об отказе в утверждении указанной схемы.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований, которые установлены в ч. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.
Также из представленных в материалы дела документов судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ письменный ответ на заявление № от ДД.ММ.ГГГГ, был получен на личном приеме в МФЦ.
При этом ответ датирован от ДД.ММ.ГГГГ№мфц, подписан руководителем управления О.Н.А. Из содержания данного ответа следует, что согласно сведениям, имеющимся в Управлении, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>), предоставлен иному лицу на праве собственности. В связи с чем, Управлению не представляется возможным осуществить формирование земельного участка, площадью 982 кв.м, с целью постановки на кадастровый учёт, а также, сообщает, что на основании официальных данных размещенных на сайте территориального органа Федеральной службы государственной статистики по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ численность постоянного населения муниципального района <адрес> превышает 100 тысяч человек и составляет 109 739 человек, в связи с чем, заявление оставлено без удовлетворения.
На момент обращения ДД.ММ.ГГГГ истцов с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка и согласовании границ земельного участка, численность постоянного населения муниципального района <адрес> не превышало 100 тысяч человек.
Согласно ч. 7 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в части 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Судом установлено, что с заявлением истцы обратились в Администрацию ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, Администрация была обязана в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять решение об отказе или об удовлетворении в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Тем не менее, численность населения превысила в связи с виновными действиями самого ответчика, выразившиеся в грубом нарушении норм земельного законодательства, препятствующего посредством вынесения незаконного решения об отказе в предварительном согласовании предоставления участка реализации истцами их права на получение в собственность земельного участка без проведения торгов как молодая семья.
Таким образом, судом установлено, что обжалуемое решение административного ответчика в обоснование отказа в предоставлении государственной услуги не содержит ссылки на соответствующее положение закона.
В силу пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Согласно представленной суду копии Постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ земельный участок в новом жилом районе по генплану № площадью 0,09 га в <адрес> закреплен за К.В.М.
Между тем, из содержания ответов Управления Росреестра по <адрес>, администрации сельского поселения Лопатино муниципального района <адрес> следует, что у данных органов отсутствует информация о предоставлении кому-либо в собственность испрашиваемого земельного участка.
Из представленных суду документов следует, что испрашиваемый земельный участок на местности не сформирован.
Административным ответчиком не представлено суду допустимых доказательств того, что испрашиваемый административными истцами земельный участок уже обременен правами третьих лиц.
Представленная административным ответчиком копия Постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, не подтверждает, что испрашиваемый административными истцами земельный участок, и указанный в данном постановлении земельный участок имеют одно и тоже местоположение. Кроме того, не представлено доказательств того, что на основании данного постановления указанный в нём участок, предоставлен в собственность К.В.М., и ему выдано соответствующее свидетельство.
Проанализировав положение вышеуказанных правовых норм, сопоставив их с заявлением административных истцов о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, и содержанием решения административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ№мфц, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение не содержит в себе ссылок на нормативные акты и документы, позволяющие прийти к выводу об обоснованности отклонения заявления П.А.С., П.Е.В., о предварительном согласовании предоставления земельного участка, а изложенные в нём обстоятельства, не нашли своего объективного подтверждения.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление П.А.С., П.Е.В., подлежит удовлетворению.
При этом для восстановления нарушенных прав административных истцов на административного ответчика подлежит возложение обязанности заново (повторно) рассмотреть их заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ,
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить административное исковое заявление П.А.С. и П.Е.В..
Признать незаконным отказ Администрации муниципального района <адрес> об отказе в предоставлении земельного участка государственная собственность, на который не разграничена, расположенного по адресу: <адрес>.
Возложить на Администрацию муниципального района <адрес> обязанность повторно рассмотреть заявление П.А.С., П.Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании в предоставлении в собственность земельного участка.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Волжский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья /подпись/ С.О.А.
«КОПИЯ ВЕРНА» подпись судьи _________________________________ Наименование должности уполномоченного работника аппарата федерального суда общей юрисдикции секретарь судебного заседания М.М.К. (Инициалы, фамилия) «___» __________________________20 ____ г. |