ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1186/20 от 20.08.2020 Ингодинского районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело № 2а-1186/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

гор. Чита 20 августа 2020 года

Ингодинский районный суд г.Читы в составе председательствующего судьи Шишкаревой С.А., при секретаре Петровой В.А.,

с участием административного истца, представителя административного ответчика ФИО1, представителя заинтересованного лица ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО3 к призывной комиссии городского округа «Город Чита», ФКУ «Военный комиссариат Забайкальского края» о признании незаконным решения призывной комиссии,

УСТАНОВИЛ:

обратившись в суд с вышеназванным административным иском, ФИО3 просил признать незаконным решение призывной комиссии городского округа "Город Чита", оформленное протоколом №7 от 20.05.2020, о призыве его на военную службу, поскольку считает, что ему подлежала предоставлению повторная отсрочка от призыва на военную службу в связи с получением высшего образования по очной форме обучения, в предоставлении которой ФИО3 отказано, с чем он не согласен, т.к. тем самым нарушено его право на получение высшего образования.

К участию в деле в качестве административного соответчика привлечена призывная комиссия городского округа «Город Чита», в качестве заинтересованного лица – Забайкальский институт предпринимательства автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза РФ «Сибирский университет потребительской кооперации» (далее – институт).

В судебном заседании ФИО3 заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в административном иске.

Представитель административных ответчиков ФИО1 просила в административном иске отказать, т.к. применительно к данному случаю отсрочка может быть представлена лишь единожды, таковая предоставлялась ФИО3 до получения среднего профессионального образования.

Представитель института ФИО2 оставил разрешение требований на усмотрение суда.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Решение призывной комиссии в силу пункта 7 статьи 28 Федерального закона от 28.03.1998 г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее Федеральный закон от 28.03.1998 г. №53-ФЗ) и части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации может быть обжаловано в суд.

Срок обращения с требованиями об обжаловании решения от 20.05.2020 не пропущен административным истцом, ввиду обращения с административным иском 25.05.2020.

Согласно части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет требование о признании незаконным решения призывной комиссии только в том случае, если установит, что оно не соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, и нарушает права административного истца (пункт 1). При отсутствии совокупности названных условий, суд отказывает в удовлетворении заявленного требования (пункт 2).

Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляется Федеральным законом от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – ФЗ №53).

В соответствии со ст.22 ФЗ №53 призыву на военную службу подлежат: граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее - граждане, не пребывающие в запасе) (п. 1). На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу (п. 2).

Призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации.

Решение о призыве граждан на военную службу может быть принято только после достижения ими возраста 18 лет.

Согласно п. 1 ст. 26 ФЗ №53 призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает, в том числе, явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии.

В соответствии с п. 1 ст. 28 ФЗ №53 при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.

Порядок призыва граждан на военную службу определяется названным Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, а также Положением о призыве на военную службу, утвержденным Правительством Российской Федерации от 11.11.2006 г. №663 и другими нормативными правовыми актами.

Как следует из материалов дела, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения принят на воинский учет 04.02.2016.

В 2017 году окончил обучение (11 классов) в средней общеобразовательной школе.

В том же году поступил на обучение в институт.

Так, приказом ректора №С-1180-3 от 11.10.2017 зачислен в институт по программе среднего профессионального образования по специальности 19.01.10 «Технология продукции общественного питания» (срок обучения 2 года 10 месяцев) на очную форму обучения.

Далее, с разницей в один месяц ФИО3 поступил и зачислен приказом ректора № Сз-1402-З от 15.11.2017 на аналогичную специальность 19.03.04 «Технология продукции и организация общественного питания» только по программе высшего образования (срок обучения 4 года 6 месяцев) на заочную форму обучения.

В дальнейшем приказом №С-20 от 28.01.2020 в рамках получения среднего профессионального образования по специальности 19.01.10 переведен с очной на заочную форму обучения (срок обучения 3 года 10 месяцев), а приказом №Сз от 22.01.2020 в рамках получения высшего образования, наоборот, переведен с заочной формы обучения на очную форму на третий курс (срок обучения 4 года).

Обучение по программе среднего профессионального образования по заочной форме окончено 27.06.2020.

Окончание обучения по программе высшего образования по очной форме обучения приходится на июнь 2021 года.

Поступление на тождественные специальности, однако, в рамках разных программ обучения (среднего профессионального образования и высшего образования), объяснил тем, что на момент поступления группа по программе высшего образования по очной форме обучения не была набрана, осуществлен набор лишь в таком формате. Однако данные доводы материалами дела не подтверждены.

Далее, из дела следует, что решением призывной комиссии № 60 от 25.12.2017 ФИО3, достигшему к тому моменту 18-летнего возраста, предоставлена первая отсрочка от призыва на военную службу до 01.04.2020 в связи с обучением по программе среднего профессионального образования по специальности 19.01.10 «Технология продукции общественного питания» на очной форме (до 01.04.2020).

В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО1 объяснила, что такая дата отсрочки обусловлена началом весенне-летнего призыва.

Военным комиссариатом в соответствии с положениями Приказа Министра обороны РФ от 02.10.2007 №400 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 г. №663» спланирован вызов ФИО3 на мероприятия, связанные с призывом в апреле-июле 2020 года, как лица, отсрочка которого от призыва истекает до окончания данного призыва.

Решением призывной комиссии городского округа «Город Чита», созданной на основании Распоряжения Губернатора Забайкальского края в связи с проведением призыва граждан на военную службу весной 2020 года, оформленным выпиской из протокола №7 от 20.05.2020, ФИО3 призван на военную службу, предназначен в СВ.

В дальнейшем ФИО3 выдана повестка о явке в военный комиссариат на 25.05.2020 к 10 часам для уточнения документов воинского учета, а далее – на 30.06.2020 к 08.00.

ФИО3 присутствовал 20.05.2020 на заседании призывной комиссии.

Выражая несогласие с данным решением, ФИО3 указывает, что административным ответчиком незаконно отказано в предоставлении отсрочки от призыва на военную службу до момента получения высшего образования, чем нарушены его права на получение такового.

По иным мотивам и доводам ФИО3 данное решение не оспаривает.

Суд рассматривает дело в пределах заявленных требований и доводов.

Из представленных в дело сведений следует, что по программе среднего профессионального образования ФИО3 обучался до 23.06.2020, в эту дату состоялась итоговая защита выпускной квалификационной работы, в дальнейшем выдан диплом о среднем профессиональном образовании, что по делу не оспаривалось.

Положения подпункта «а» пункта 2 ст.24 ФЗ №53 содержат исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на отсрочку от призыва на военную службу, к которым, в частности, относятся обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего профессионального образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами;

образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию:

программам бакалавриата, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата.

При этом в абзаце 13 подпункта «а» пункта 2 данной статьи указано, что предусмотренная отсрочка предоставляется гражданину только один раз, за исключением одного из случаев, если первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем седьмым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем девятым настоящего подпункта.

Право на предусмотренную настоящим подпунктом отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином, получившим во время освоения образовательной программы академический отпуск или перешедшим в той же образовательной организации с одной образовательной программы на другую имеющую государственную аккредитацию образовательную программу того же уровня образования либо переведенным в другую образовательную организацию для освоения имеющей государственную аккредитацию образовательной программы того же уровня образования. Право на отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином по основаниям, предусмотренным настоящим абзацем, только при условии, если общий срок, на который гражданину была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу для обучения в данной образовательной организации или в образовательной организации, из которой осуществлен перевод, не увеличивается или увеличивается не более чем на один год (абз. 14 пп. "а" п.2 ст.24 ФЗ №53).

Таким образом, из анализа приведенных правовых норм видно, что ранее предоставленная административному истцу отсрочка на период получения среднего профессионального образования исключает возможность предоставления второй отсрочки в связи с его обучением в институте по специальности 19.03.04 «Технология продукции и организация общественного питания» по программе высшего образования на очной форме обучения, поскольку не относится к указанному в законе случаю, когда возможно предоставление второй отсрочки от призыва.

Кроме того, как установлено в судебном заседании из объяснений административного истца, он с отдельным заявлением до заседания призывной комиссии и во время заседания о предоставлении второй отсрочки в военный комиссариат не обращался, как такового решения об отказе в данной отсрочке не принималось.

В то же время, как усматривается из материалов личного дела ФИО3, у призывной комиссии в распоряжении имелась справка института от 22.05.2020 о переводе ФИО3 на очное обучение по программе высшего образования сроком обучения по 30.06.2021, однако в связи с вышеуказанными требованиями ст.24 ФЗ №53 у призывной комиссии отсутствовали законные основания для предоставления второй отсрочки.

При таком положении нарушений прав административного истца при принятии решения о призыве его на военную службу не усматривается, так как данное решение принято в соответствии с требованием закона.

Более того, установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что основания отсрочки, предоставленной ФИО3 по решению призывной комиссии № 60 от 25.12.2017, отпали 23.06.2020, когда учебный процесс и государственная итоговая аттестация с выдачей диплома были закончены, ввиду истечения времени обучения. При этом ФИО3 в ходе прохождения медицинского осмотра и при получении судебных повесток, а также на заседании Призывной комиссии не заявлял возражений против проводимых мероприятий, направленных на его призыв на срочную военную службу, в связи с чем у призывной комиссии имелись основании для принятия решения 20.05.2020 о призыве на срочную военную службу, направление на которую было запланировано с 30.06.2020.

Каких-либо последствий для административного истца оспариваемое решение не повлекло, поскольку ввиду окончания весеннего призыва и неявки ФИО3 на соответствующие мероприятия перед отправкой и на саму отправку, данное решение призывной комиссии на настоящий момент утратило правовую силу, ФИО3 не лишен возможности продолжить очное обучение по программе высшего образования.

При таких обстоятельствах, поскольку ранее ФИО3 воспользовался правом на предоставление отсрочки от призыва на военную службу в связи с освоением образовательной программы среднего профессионального образования, а по смыслу абз. 13 подпункта «а» пункта 2 ст. 24 ФЗ №53 предусмотренная отсрочка предоставляется гражданину только один раз, оснований для предоставления второй отсрочки до окончания обучения по программе высшего образования в данном случае не имеется. ФИО3, избрав для себя такой формат обучения, при котором он параллельно получает среднее профессиональное и высшее образование в рамках одной и той же специальности «Технология продукции общественного питания» («Технология продукции и организация общественного питания»), отличающейся лишь уровнем образования и сроке обучения, не был лишен права и возможности изначально воспользоваться отсрочкой от призыва на военную службу до получения высшего образования, однако этим не воспользовался.

С учетом изложенных выводов в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным решения призывной комиссии следует отказать.

Руководствуясь ст. 226-227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме.

Решение суда может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Ингодинский районный суд г.Читы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья С.А. Шишкарева

Решение суда в окончательной форме принято 03.09.2020