Дело №2а-1186/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 июля 2021 год г.Туапсе
Туапсинский районный суд Краснодарского края в составе:
Председательствующего судьи: Вороненкова О.В.
С участием представителя административного истца - Могилкина А.А. Представителя административного ответчика - Совета Джубгского городского поселения Туапсинского района - Шхалахова Р.К.
Третьего лица: Марьина А.И. и его представителя Ковалева В.В.
Секретаря: Спесивцевой Е.С.
Рассмотрев в судебном заседании административное исковое заявление Туапсинского межрайонного прокурора к Совету Джубгского городского поселения <адрес> о признании незаконным бездействия ответчика в непринятии мер по рассмотрению представления прокурора и признании незаконным решения органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
Туапсинский межрайонный прокурор обратился в Туапсинский районный суд Краснодарского края с административным иском к Совету Джубгского городского поселения Туапсинского района о признании незаконным бездействия ответчика в непринятии мер по рассмотрению представления прокурора и признании незаконным решения органа местного самоуправления.
В судебном заседании представитель административного истца - Могилкин А.А., административные исковые требования поддержал и пояснил, что Туапсинской межрайонной прокуратурой по результатам проведенной проверки законности продажи земельного участка с кадастровым номером № выявлены нарушения законодательства о противодействии коррупции. Установлено, что указанный земельный участок образован путем разделения земельного участка с кадастровым номером №:37, находившегося на основании договора аренды земельного участка от 01.07.1999 №450/1 у общества с ограниченной ответственности «Мани». Земельный участок с кадастровым номером №:37 и образованный из него земельный участок с кадастровым номером № предоставлялись ООО «Мани» для эксплуатации производственной базы. В дальнейшем между ООО «Мани» (единственным учредителем которого являлся Марьин А.И.) заключен договор переуступки прав и обязанностей по вышеуказанному договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ в пользу Марьиной Н.А. Постановлением администрации Джубгского городского поселения Туапсинского района от 20.12.2017 № 584 «Об утверждении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, г/п Джубгское, пгт. Джубга, ул. Советская, 90/3» на основании заявления Марьиной Н.А. для земельного участка с кадастровым номером № установлен вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства. 27.03.2019 за Марьиной Н.А. зарегистрировано право собственности на нежилое здание с кадастровым номером №, площадью 99,3 кв.м. Основанием для государственной регистрации послужили заявления Марьиной Н.А. в орган государственной регистрации прав от 25.12.2018, 25.03.2019 и прилагаемые к ним технический план здания, а также декларация об объекте недвижимости. Согласно предоставленных на государственную регистрацию документов дата завершения строительства нежилого здания - 2010 год, то есть строительство осуществлено ООО «Мани» с целью освоения земельного участка с кадастровым номером №:81 для эксплуатации производственной базы. В соответствии с имеющимся в материалах по предоставлению вышеуказанного земельного участка кадастровым планом на месте расположения объекта недвижимого имущества с кадастровым номером №:370 ранее располагался объект недвижимости - столярный цех площадью 403 кв.м. 13.02.2020 между администрацией Джубгского городского поселения Туапсинского района в лице Марьина А.И. и Марьиной Н.А., на основании постановления администрации Джубгского городского поселения Туапсинского района от 06.02.2020 №39, заключен договор купли-продажи №9 земельного участка с кадастровым номером № с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства. Указанный земельный участок предоставлен в собственность Марьиной Н.А. как правообладателю объекта недвижимости с кадастровым номером №:370, расположенного на нем. По информации администрации муниципального образования Туапсинский район Марьиной Н.А. 04.10.2018 выдано уведомление №108 о соответствии указанных в планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на вышеуказанном земельном участке, однако уведомлений о соответствии построенного объекта требованиями законодательства о градостроительной деятельности не выдавалось. Также, проведенной в августе 2020 года специалистами администрации муниципального образования Туапсинский район проверкой установлено, что Марьиной Н.А. вместо нежилого здания с кадастровым номером № без получения разрешительной документации возведена самовольная постройка площадью 450 кв.м. Таким образом, договор купли-продажи от 13.02.2020 № 9 не соответствует требования земельного законодательства. Главой Джубгского городского поселения Туапсинского района Марьиным А.И. обязанность по уведомлению Совета Джубгского городского поселения Туапсинского района о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения не исполнена, меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта интересов приняты не были, о случае возникновения конфликта интересов Совету Джубгского городского поселения Туапсинского района, которому глава муниципального образования в силу требований ч. 5 ст. 36 Закона № 1Э1-ФЗ подконтролен и подотчетен, не сообщено и соответственно конфликт интересов не урегулирован.
Просит признать незаконным бездействие Совета Джубгского городского поселения Туапсинского района, выразившееся в непринятии мер по надлежащему рассмотрению представления Туапсинского межрайонного прокурора от 22.01.2021 № 7-01-2021. Признать решение Совета Джубгского городского поселения Туапсинского района от 15.04.2021 № 92, вынесенного по результатам рассмотрения представления Туапсинского межрайонного прокурора от 22.01.2021 № 7-01-2021, не соответствующим Федеральному закону от 25 декабря 2008 года №273-Ф3 «О противодействии коррупции», Федеральному закону от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», нарушающим интересы муниципального образования - Джубгское городское поселение путем его отмены. Обязать Совет Джубгского городского поселения Туапсинского района на ближайшей сессии депутатов Джубгского городского поселения повторно рассмотреть представление Туапсинского межрайонного прокурора от 22.01.2021 № 7-01 -2021.
Представитель административного ответчика - Совета Джубгского городского поселения Туапсинского района - Шхалахов Р.К. в судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковых требований, просил отказать.
В судебном заседании заинтересованные лица Марьин А.И. и его представителя Ковалев В.В. возражали против удовлетворении административных исковых требований, при этом представитель Ковалев В.В. пояснил, что десятидневный срок для подачи иска административным истцом пропущен. Представители истца, Прокуратуры Туапсинского района знали о состоявшемся решении, так как лично присутствовали и выступали на указанных заседаниях и сессиях. Решение Сессии от 15.04.2021 №92 было представлено в Прокуратуру Туапсинского района 19.04.2021 года. В том числе, дополнительные документы представлялись по письму надзорного органа. Таким образом, административный истец - прокуратура Туапсинского района, не только знал о состоявшемся решении, но и имели в наличии обжалуемое Решение Сессии от 15.04.2021 №92 - с 19.04.2021 года. Кроме, того было вынесено постановление администрации Джубгского городского поселения от 20.01.2021 №22 «Об отмене постановления администрации Джубгского городского поселения Туапсинского района от 06.02.2020 №39 «О предоставлении Марьиной Н.А., в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером №81, расположенного по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, пгт.Джубга, ул.Советская, 90/3», то есть на момент вынесения надзорным органом представления, уже были проведены действия по урегулированию конфликта интересов. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов лица замещающего должность главы муниципального образования, являющегося стороной конфликта интересов, может состоять в отказе должностного лица от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов. 07.02.1995 Управлением архитектуры и градостроительства Туапсинского района, право предшественнику земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, шт.Джубга, ул.Советская, 90/3 было выдано заключение и согласование на строительства производственной базы: административно-бытового корпуса; столярного цеха; пилорамы; РБУ и других объектов. Данное заключение является приложением №8 к первичному договору аренды от 01.07.1999 №450/1 - заключенному с ООО «МАНИ» и далее по договору уступки от 06.12.2016 с Марьиной Н.А., на основании постановления администрации МО Туапсинского района от 21.06.1999 №576. Более того, имеется технический паспорт от 26.03.2002 на незавершенный строительством объект площадью 402,8 кв.м., застроенная площадь з/у 403 кв.м. + иные вспомогательные помещения по заключению архитектуры от 07.02.1995 года. Тот факт, что владельцы указанного объекта вовремя не произвели регистрацию права собственности указанного выше построенного здания производственной базы, не означает самовольность данной постройки. Просил в удовлетворении требований отказать.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу, что административные исковые требования подлежит частичному удовлетворению, по следующим основаниям.
Так, судом установлено, что Туапсинской межрайонной прокуратурой по результатам проведенной проверки законности продажи земельного участка с кадастровым номером № выявлены нарушения законодательства о противодействии коррупции, а именно установлено, что указанный земельный участок образован путем разделения земельного участка с кадастровым номером №, находившегося на основании договора аренды земельного участка от 01.07.1999 №450/1 у общества с ограниченной ответственности «Мани».
Земельный участок с кадастровым номером № и образованный из него земельный участок с кадастровым номером № предоставлялись ООО «Мани» для эксплуатации производственной базы.
В дальнейшем между ООО «Мани» (единственным учредителем которого являлся Марьин Андрей Иванович) заключен договор переуступки прав и обязанностей по вышеуказанному договору аренды от 06.12.2016 в пользу Марьиной Натальи Андреевны.
Постановлением администрации Джубгского городского поселения Туапсинского района от 20.12.2017 № 584 «Об утверждении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, г/п <адрес> на основании заявления Марьиной Н.А. для земельного участка с кадастровым номером № установлен вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства.
27.03.2019 года за Марьиной Н.А. зарегистрировано право собственности на нежилое здание с кадастровым номером №, площадью 99,3 кв.метров.
Согласно предоставленных на государственную регистрацию документов дата завершения строительства нежилого здания - 2010 год, то есть, строительство осуществлено ООО «Мани» с целью освоения земельного участка с кадастровым номером № для эксплуатации производственной базы.
В соответствии с имеющимся в материалах по предоставлению вышеуказанного земельного участка кадастровым планом на месте расположения объекта недвижимого имущества с кадастровым номером № ранее располагался объект недвижимости - столярный цех площадью 403 кв.м.
между администрацией Джубгского городского поселения Туапсинского района в лице Марьина А.И. и Марьиной Н.А., на основании постановления администрации Джубгского городского поселения Туапсинского района от 06.02.2020 №39, заключен договор купли-продажи №9 земельного участка с кадастровым номером № с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства.
Указанный земельный участок предоставлен в собственность Марьиной Н.А. на основании п. 6 ч. 2 ст. 39.3 и п.1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ как правообладателю объекта недвижимости с кадастровым номером №, расположенного на нем.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», испрашиваемый земельный участок должен быть сформирован для целей эксплуатации, принадлежащего заявителю объекта недвижимости, расположенного на данном участке, в размере, необходимом для такой эксплуатации.
Собственник объектов недвижимости, требующий предоставления земельного участка, должен представить доказательства, подтверждающие необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации объектов недвижимого имущества, в том числе в заявленных целях.
Согласно Определению Верховного суда Российской Федерации от 24.12.2015 № 309-ЭС15-1139-к площадь подлежащего предоставлению земельного участка подлежит определению исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенных на нем объектов и должна быть соразмерна площади объектов недвижимого имущества.
Вместе с тем, расчет обоснования площади земельного участка не произведен, земельный участок предоставлен с явным превышением площади необходимой для его эксплуатации: площадь земельного участка - 2542 кв.метров, площадь объекта - 99,3 кв.метров.
Кроме того, на момент заключения договора купли-продажи земельного участка предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства объекты недвижимости, чье функциональное назначение соответствовало бы виду разрешенного использования, на земельном участке отсутствовали.
По информации администрации муниципального образования Туапсинский район Марьиной Н.А. 04.10.2018 выдано уведомление №108 о соответствии указанных в планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на вышеуказанном земельном участке, однако уведомлений о соответствии построенного объекта требованиями законодательства о градостроительной деятельности не выдавалось.
Также, проведенной в августе 2020 года специалистами администрации муниципального образования Туапсинский район проверкой установлено, что Марьиной Н.А. вместо нежилого здания с кадастровым номером 23:33:0606010:370 без получения разрешительной документации возведена самовольная постройка площадью 450 кв.м.
Судом установлено, что договор купли-продажи от 13.02.2020 № 9 не соответствует требования земельного законодательства.
Согласно полученной из ОМВД России по Туапсинскому району информации Марьина Н.А. является дочерью главы администрации Джубгского городского поселения Туапсинского района Марьина А.И.
Статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-03 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что лицом, замещающим муниципальную должность, является, в том числе, глава администрации поселения.
В соответствии с ч. 4.1 ст. 36 Закона №131-Ф3 глава муниципального образований должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 27Э-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
Частью 4.1 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» определено, что замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона № 273-ФЗ под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
В части 1 настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
В соответствии с п. 6 ст. 7 Закона № 273-ФЗ основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются, в том числе унификация прав лиц, замещающих должности глав муниципальных образований, муниципальные должности, а также устанавливаемых для указанных служащих и лиц ограничений, запретов и обязанностей.
Таким образом, при заключении спорного договора купли-продажи у главы администрации Джубгского городского поселения Туапсинского района Марьина А.И., как у должностного лица, возникла обязанность по урегулированию конфликта интересов, поскольку при получении заявления от Марьиной Н.А., возникла ситуация, при которой личная заинтересованность, выразившаяся в возможности получения в собственность земельного участка лицом, с которым он состоит в близком родстве, могла повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление Марьиным А.И. как главой муниципального образования, обязанностей и возложенных законом полномочий.
Частью 4 ст.3 Закона № 273-ФЗ предусмотрено, что противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на принципе неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
Принцип приоритетного применения мер по предупреждению коррупции выражается в заблаговременном принятии профилактических мер, направленных на предупреждение коррупции, и прежде всего на устранение причин и условий, способствующих ее проявлениям.
Обобщая результаты проверки, следует отметить, что деятельность по противодействию коррупции строится на использовании как карательных, так и профилактических мер. Принцип приоритетного применения мер по предупреждению коррупции выражается в заблаговременном принятии профилактических мер, направленных на предупреждение коррупции, и прежде всего на устранение причин и условий, способствующих ее проявлениям.
Основными направлениями деятельности по повышению эффективности противодействия коррупции является введение антикоррупционных стандартов, то есть установление единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции.
В случае непринятия профилактических мер по противодействию коррупции, выявлению, предупреждению и ее пресечению, минимизация последствий коррупционных правонарушений не будет достигнута. Несоблюдение требований, предъявляемых действующим законодательством к прохождению службы, создает предпосылки для различного рода коррупционных проявлений.
В соответствии со ст. 11 Закона № 273-ФЗ лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
Вместе с тем, главой Джубгского городского поселения Туапсинского района Марьиным А.И. обязанность по уведомлению Совета Джубгского городского поселения Туапсинского района о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения не исполнена, меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта интересов приняты не были, о случае возникновения конфликта интересов Совету Джубгского городского поселения Туапсинского района, которому глава муниципального образования в силу требований ч. 5 ст. 36 Закона № 131-ФЗ подконтролен и подотчетен, не сообщено и соответственно конфликт интересов не урегулирован.
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о коррупционных проявлениях при предоставлении в собственность Марьиной Н.А. земельного участка с кадастровым номером 23:33:06060023:81, поскольку сделка совершена с нарушением закона и в условиях конфликта интересов, не урегулированного в установленном законом порядке.
Не уведомление главой Джубгского городского поселения Марьиным А.И. о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и не принятие мер по его предотвращению в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 74.1 Закона № 131- ФЗ является основанием для удаления главы поселения в отставку.
Частью 6 ст. 36 Закона № 131-Ф3 полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно, в том числе путем удаления в отставку в соответствии со ст. 74.1 настоящего Федерального закона.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 74.1 Закона № 131-Ф3 несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» является основанием для удаления главы муниципального образования в отставку.
Таким образом, решение о досрочном прекращении полномочий главы поселения принимает представительный орган муниципального образования. Основанием для прекращения полномочий является получение представительным органом сведений о нарушении главой муниципального образования ограничений, установленных законом.
В связи с выявленными нарушениями 22.01.2021 Туапсинским межрайонным прокурором в адрес Совета Джубгского городского поселения Туапсинского района внесено представление № 7-01-2021, в котором поставлен вопрос о принятии предусмотренной антикоррупционным законодательством ответственности (прекращение полномочий главы администрации Джубгского городского поселения Марьина М.И.).
По результатам рассмотрения представления прокурора Советом Джубгского городского поселения Туапсинского района от 15.04.2021 исх.№92 принято решение об урегулировании Марьиным М.И. конфликта ситуации путем расторжения незаконно заключенного договора купли-продажи земельного участка и возврата его в ведение администрации Джубгского городского поселения. При этом вопрос о досрочном прекращении полномочий главы Джубгского городского поселения не разрешен.
Фактически нарушения требований антикоррупционого законодательства не устранены, право собственности Марьиной Н.А. на вышеуказанное недвижимое имущество не прекращено.
Несмотря на то, что за нарушение главой поселения запретов и ограничений, установленных законом о противодействии коррупции, предусмотрена единственная мера ответственности - досрочное прекращение полномочий, депутаты Джубгского городского поселения, указанные требования закона проигнорировали.
В силу части 4 статьи 218 КАС РФ В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлениям о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Таким образом, непринятие Советом Джубгского городского поселения мер по досрочному прекращению полномочий главы администрации Джубгского городского поселения Марьина М.И. нарушает права и интересы муниципального образования Джубгское городское поселение, поскольку препятствует надлежащему осуществлению своих публичных функций администрацией муниципального образования.
Суд приходит к выводу, что решение Совета Джубгского городского поселения Туапсинского района от 15.04.2021 года № 92, вынесенного по результатам рассмотрения представления Туапсинского межрайонного прокурора от 22.01.2021 года № 7-01-2021 является незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.ст. 227-228 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление удовлетворить частично. Признать незаконным и отменить решение Совета Джубгского городского поселения Туапсинского района от 15.04.2021 года № 92, вынесенного по результатам рассмотрения представления Туапсинского межрайонного прокурора от 22.01.2021 года № 7-01-2021.
Обязать Совет Джубгского городского поселения Туапсинского района рассмотреть на ближайшей сессии депутатов Джубгского городского поселения рассмотреть представление Туапсинского межрайонного прокурора от 22.01.2021 года № 7-01-2021 и принять решение в соответствии с законодательством РФ.
В остальной части исковых требований, отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Туапсинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья:_________________