ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-11887/17Г от 13.12.2017 Вахитовского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Дело №2а-11887/2017г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Вахитовский районный суд города Казани в составе:

председательствующего судьи Зыбуновой Е.В.,

с участием прокурора Беляева К.А.,

при секретаре Низамовой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Брен ФИО9 к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани о признании нормативного правового акта – соглашения о взаимодействии Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан и Муниципального образования г.Казань от 21.03.2016г. недействующим,

установил:

Административный истец обратился к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (далее по тексту – МЗИО РТ), исполнительному комитету муниципального образования г.Казани (далее по тексту – ИК МО г.Казани) о признании нормативного правового акта – соглашения о взаимодействии Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан и Муниципального образования г.Казань от 21.03.2016г. недействующим. В обоснование административного иска указано, что 08 июня 2017 года Административный истец обратилась в МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета МО г. Казани» с заявлением о перераспределении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, площадью 462 кв.м., и земельного участка с кадастровым номером №. ... площадью 500 кв.м., находящегося в частной соб-ственности, расположенного по адресу: ... всего общей площадью 962 кв.м. в порядке, установленном статьей 39.29 Зе-мельного кодекса Российской Федерации.

В результате рассмотрения обращения Брен А.А. и представленных документов, уполномоченный орган вынес положительное градостроительное заключение и проект постановления Исполнительного комитета г. Казани «Об утверждении схемы расположения земельного участка по ... на кадастровом плане территории», указав на отсутствие оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, установленных пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.

Проект постановления Исполнительного комитета г. Казани «Об утвер-ждении схемы расположения земельного участка по ... на кадастровом плане территории» был направлен на согласование в МЗИО РТ.

Письмом ... от ...ФИО2 сообщено об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка в связи с отклонением проекта постановления Исполнительного комитета г. Казани «Об утверждении схемы расположения земельного участка по ... на кадастровом плане территории» МЗИО РТ.

Основанием для рассмотрения МЗИО РТ проекта постановления Испол-нительного комитета г. Казани «Об утверждении схемы расположения земельного участка по ... на кадастровом плане территории» стала реализация Соглашения о взаимодействии МЗИО РТ и Муниципального образования г. Казань от 24.03.2016 г.

Согласно абз. 5 пунктов 4.12., 4.3.1. Соглашения Министерство обязуется анализировать в двухнедельный срок представленные уполномоченным органом местного самоуправления, а Муниципальное образование обязуется предоставлять на рассмотрение в Министерство, в том числе:

- по совершению сделок с земельными участками, находящимися в муни-ципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена, площадью свыше 400 кв.м. (реализация, аренда, обмен, безвозмездное пользование, перераспределение в порядке ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации при отсутствии проекта межева-ния территории и иные сделки, предусматривающие отчуждение, за исключение сделок, предусматривающие отчуждение, за исключением, предусмотренных абз. 6-13 названных пунктов.

Согласно абз. 14 пункта 4.12 Соглашения Министерство обязуется при наличии замечаний или неполноты комплекта документов направляет письмо с информацией о наличии соответствующих замечаний.

Кроме того, пунктом 5.1. Соглашения установлено, что в случае выявления в действиях органов местного самоуправления, осуществленных без направления в Министерство на рассмотрение проектов соответствующих актов (решений) или без учета отрицательного мнения Министерства:

незамедлительно информирует Президента Республики Татарстан о совершенных действиях и их последствиях для Республики Татарстан.

Административные ответчики оспариваемым Соглашением ввели обязывающие и управомочивающие нормы, общеобязательные правила, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений в сфере земельных и имущественных отношений, распространяющихся на неопределенный круг лиц, и затрагивающие права и законные интересы граждан при оказании муниципальных услуг, нарушили права и законные интересы Административного истца на получение муниципальной услуги.

Оспариваемое Соглашение представляет собой нормативный договор, направленный на изменение обязанностей управомоченных лиц, вводит новые правила в сфере земельных и имущественных отношений. Соглашение о взаимодействии Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан и Муниципального образования г. Казань от 24.03.2016 г. федеральному законодательству, законодательству Республики Татарстан, нормативным правовым актам Муниципального образования города Казани.

Административный истец просит признать соглашение о взаимодействии Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан и Муниципального образования г. Казань от 24.03.2016 г. недействующим полностью, с даты его принятия.

Административный истец в судебное заседание не явился.

Представитель административного истца в судебном заседании админи-стративный иск поддержал.

Представитель административного ответчика – ИК МО г.Казани, в судебном заседании административный иск не признал.

Представитель административного ответчика – МЗИО РТ, в судебном заседании административный иск не признал

Представитель заинтересованного лица – МКУ «УА и Г ИК МО г.Казани», в судебном заседании с административным иском не согласился.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные ма-териалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что административный иск не подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправле-ния, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездей-ствие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), долж-ностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст.208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

В соответствии с пунктом 5 статьи 76 Конституции РФ, положениями статьи 3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" законы или иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным правовым актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Судом установлено, что 08 июня 2017 года Административный истец обратилась в МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета МО г. Казани» с заявлением о перераспределении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, площадью 462 кв.м., и земельного участка с кадастровым номером №. ... площадью 500 кв.м., находящегося в частной собственности, расположенного по адресу: ..., всего общей площадью 962 кв.м. в порядке, установленном статьей 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.

В результате рассмотрения обращения Брен А.А., МКУ «УА и Г ИК МО г.Кахани» вынесло положительное градостроительное заключение и проект постановления Исполнительного комитета г. Казани «Об утверждении схемы расположения земельного участка по ... на кадастровом плане территории», указав на отсутствие оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, установленных пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.

Проект постановления Исполнительного комитета г. Казани «Об утвер-ждении схемы расположения земельного участка по ... на кадастровом плане территории» был направлен на согласование в МЗИО РТ.

Письмом № 15/22-04-17772 от 14.09.2017 г. Брен А.А. сообщено об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка в связи с отклонением проекта постановления Исполнительного комитета г. Казани «Об утверждении схемы расположения земельного участка по ... на кадастровом плане территории» МЗИО РТ.

Основанием для рассмотрения МЗИО РТ проекта постановления Испол-нительного комитета г. Казани «Об утверждении схемы расположения земельного участка по ... на кадастровом плане территории» стала реализация Соглашения о взаимодействии МЗИО РТ и Муниципального образования г. Казань от 24.03.2016 г.

Согласно абз. 5 пунктов 4.12., 4.3.1. Соглашения Министерство обязуется анализировать в двухнедельный срок представленные уполномоченным органом местного самоуправления, а Муниципальное образование обязуется предоставлять на рассмотрение в Министерство, в том числе:

- по совершению сделок с земельными участками, находящимися в муни-ципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена, площадью свыше 400 кв.м. (реализация, аренда, обмен, безвозмездное пользование, перераспределение в порядке ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации при отсутствии проекта межева-ния территории и иные сделки, предусматривающие отчуждение, за исключение сделок, предусматривающие отчуждение, за исключением, предусмотренных абз. 6-13 названных пунктов.

Согласно абз. 14 пункта 4.12 Соглашения Министерство обязуется при наличии замечаний или неполноты комплекта документов направляет письмо с информацией о наличии соответствующих замечаний.

Кроме того, пунктом 5.1. Соглашения установлено, что в случае выявления в действиях органов местного самоуправления, осуществленных без направления в Министерство на рассмотрение проектов соответствующих актов (решений) или без учета отрицательного мнения Министерства:

незамедлительно информирует Президента Республики Татарстан о совершенных действиях и их последствиях для Республики Татарстан.

Суд считает, что административный иск не подлежит удовлетворению.

Из пояснений представителей административных ответчиков следует, что Соглашение о взаимодействии Минземимущества Республики Татарстан и муниципального образования г. Казани от 24.03.2016 (далее - Соглашение) заключено в целях эффективного взаимодействия государственного и муниципального органа, положения, изложенные в нем, не содержат правовых норм, касаются лишь взаимоотношений сторон - участников, носят рекомендательный, консультационный характер, не вносят изменения в правовые акты, не имеют юридической силы для изменения правовых норм (в частности, административных регламентов государственных и муниципальных органов). Соглашение заключено на добровольной основе, имеет внутренний характер, нормативным правовым актом не является, предмет его регулирования - двусторонние отношения между участниками (взаимодействие не распространено на других лиц).

Как указано в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

С учетом вышеприведенного разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации суд считает, что оспариваемое Соглашение не яв-ляется нормативно-правовым актом, поскольку предусматривает возник-новение прав и обязанностей для конкретно-определенных лиц. являющихся сторонами Соглашения.

В соответствии с ч.1 ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу га-рантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

МЗИО РТ действует в соответствии с Положением о Министерстве зе-мельных и имущественных отношений Республики Татарстан, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.08.2007 № 407 (далее - Положение).

На основании п. 1.1. Положения МЗИО РТ является республиканским органом исполнительной власти, проводящим в республике единую государ-ственную политику в области земельных и имущественных отношений.

Пунктом 3.3.66 Положения предусмотрено, что к функциям МЗИО РТ относится оказание практической и методической помощи органам местного самоуправления в вопросах управления, распоряжения имуществом и землями, находящимися в собственности муниципальных образований, а также полномочия по распоряжению которыми переданы муниципальным образованиям Республикой Татарстан, в том числе в разработке проектов нормативных правовых актов по обеспечению процессов формирования муниципальной собственности в Республике Татарстан, управления, распоряжения имуществом и землями, находящимися в собственности муниципальных образований…

Согласно статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации 1. Граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Действительно, в соответствии с п.4.1.1. Соглашения МЗИО РТ обязуется оказывать консультационную, организационную и методическую помощь, с п.4.1.2-анализировать представленные предложения, проекты актов (решений); направлять письма с информацией о наличии замечаний. При этом информация МЗИО РТ носит рекомендательный, но не обязательный характер (обязательность исполнения мнений, пояснений, содержащихся в письмах, предложениях, иных посланиях МЗИО РТ Соглашением не предусмотрена). Новые правила в сфере земельных и имущественных отношений Соглашением не устанавливаются.

По смыслу части 1 статьи 4 КАС РФ судебной защите в порядке админи-стративного судопроизводства подлежит только нарушенное или оспариваемое право истца.

Соглашением права, свободы и законные интересы Брен А.А. не нару-шены, не оспорены, а потому оснований для удовлетворения административного иска у суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст.178-180, 208 КАС РФ, суд

р ешил:

В удовлетворении административного иска Брен ФИО10 к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани о признании нормативного правового акта – соглашения о взаимодействии Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан и Муниципального образования г.Казань от 21.03.2016г. недействующим отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татар-стан через Вахитовский районный суд города Казани в течение месяца с мо-мента принятия решения в окончательной форме.

Судья: Е.В.Зыбунова