ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1188/18 от 02.10.2018 Кандалакшского районного суда (Мурманская область)

Дело № 2а-1188/2018

Мотивированное решение изготовлено 02 октября 2018 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Кандалакша 01 октября 2018 года

Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:

судьи Кузьмич Н.В.,

при секретаре Лукановой Ю.В.,

с участием заместителя прокурора г. Кандалакша Сосниной А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кандалакшского районного суда административное дело по иску прокурора г. Кандалакши в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации сельского поселения Алакуртти о признании незаконным бездействия, обязании устранить допущенное нарушение,

установил:

Прокурор г. Кандалакши обратился в суд с административным иском к администрации сельского поселения Алакуртти (далее – администрация с.п. Алакуртти) о признании незаконным бездействия, обязании устранить допущенное нарушение. В обоснование требований указано, что прокуратурой города Кандалакши проведена проверка исполнения законодательства о нотариате, установлено, что на территории сельского поселения Алакуртти отсутствует нотариус. Администрацией МО с.п. Алакуртти не разработан и не утверждён регламент, устанавливающий порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги по совершению нотариальных действий.

Просит суд признать незаконным бездействие администрации с.п. Алакуртти, выразившееся в длительном не приведении нормативной правовой базы в соответствии с действующим законодательством в части разработки и утверждения административного регламента, устанавливающего порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги по совершению нотариальных действий.

Обязать администрацию с.п. Алакуртти в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенное нарушение закона, путём разработки и принятия правового акта, утверждающего административный регламент, устанавливающий порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги по совершению нотариальных действий.

В судебном заседании заместитель помощника прокурора Соснина А.Ю. поддержала административный иск по изложенным в нём основаниям.

Представитель административного ответчика в судебном заседании не участвовал, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, мнение по иску не представил.

Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Положениями пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» закреплено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан также предусмотрено частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ).

В соответствии с пунктом 4 статьи 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 8, 9 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что при проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно статье 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1) в случае, если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, право совершать нотариальные действия, предусмотренные статьей 37 настоящих Основ, имеют соответственно глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района, сведения о которых направляются в территориальный орган юстиции для учета по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом юстиции.

В соответствии со статьёй 39 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате Порядок совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений, главами местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления муниципальных районов устанавливается Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий, утверждаемой федеральным органом юстиции.

Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 04.06.2018) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее по тексту – Федеральный закон № 210-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона № 210-ФЗ муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.

В силу статьи 5 Федерального закона № 210-ФЗ при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на:

1) получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги;

2) получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме;

3) получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя;

4) досудебное (внесудебное) рассмотрение жалоб в процессе получения государственных и (или) муниципальных услуг;

(в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 383-ФЗ)

5) получение государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре в соответствии с соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими государственные услуги, и соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими муниципальные услуги (далее - соглашения о взаимодействии), с момента вступления в силу соответствующего соглашения о взаимодействии.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги (ст. 2 Федерального закона № 210-ФЗ).

Разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу (п. 1 ст. 13 Федерального закона № 210-ФЗ).

Порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг устанавливается местной администрацией (п. 1 ст. 13 Федерального закона № 210-ФЗ).

Таким образом, совершение нотариальных действий является деятельностью по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемой по запросам заявителей в пределах полномочий этого органа, и является муниципальной услугой, на возникшие правоотношения распространяются положения Федерального закона № 210-ФЗ.

Действующим законодательством на администрацию с.п. Алакуртти возложена обязанность разработать и утвердить административный регламент, устанавливающий порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги по совершению нотариальных действий.

Как следует из материалов дела, прокуратурой города Кандалакши проведена проверка исполнения требований законодательства о нотариате.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 11 Устава сельского поселения Алакуртти Кандалакшского района органы местного самоуправления имеют право на совершение нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия в поселении нотариуса.

Постановлением администрации с.п. Алакуртти утверждён Порядок наделения должностных лиц местного самоуправления поселений полномочиями по совершению нотариальных действий, условия совершения ими нотариальных действий, а также их права, обязанности и ответственность при осуществлении нотариальной деятельности на территории сельского поселения Алакуртти Кандалакшского района от 05.03.2018 № 23.

Постановлением от 01.02.2018 № 19/1 администрации с.п. Алакуртти «О совершении нотариальных действий администрацией сельского поселения» определены должностные лица, совершающие нотариальные действия.

Между тем, администрацией с.п. Алакуртти не приняты меры, направленные на разработку и утверждение административного регламента, устанавливающего порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги по совершению нотариальных действий, что нарушает права неопределённого круга лиц на получение качественной муниципальной услуги.

Как верно отметил прокурор, отсутствие административного регламента с содержанием всех требований Федерального закона № 210-ФЗ, регулирующего отношения по предоставлению муниципальных и государственных услуг, означает допустимость произвольной организации работы администрации по оказанию услуги. При отсутствии административного регламента не будут обеспечены и гарантированы права заявителей, предусмотренные статьёй 5 Федерального закона № 210-ФЗ.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о незаконности бездействия администрации с.п. Алакуртти Кандалакшского района. Выявленные нарушения закона являются недопустимыми и свидетельствуют об имеющих место длящихся нарушениях законов в сфере реализации вопросов местного значения, проявляющихся в форме бездействия, исковые требования прокурора г. Кандалакши подлежат удовлетворению.

В силу пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться: в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает, в том числе, на срок устранения таких нарушений.

Требуемый прокурором срок устранения нарушений законодательства (в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу) суд считает обоснованным и разумным.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 227, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования прокурора г. Кандалакша удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Алакуртти Кандалакшского района, выразившееся в длительном не приведении нормативной правовой базы в соответствии с действующим законодательством в части разработки и утверждения административного регламента, устанавливающего порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги по совершению нотариальных действий.

Обязать администрацию сельского поселения Алакуртти Кандалакшского района в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенное нарушение закона, путём разработки и принятия правового акта, утверждающего административный регламент, устанавливающий порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги по совершению нотариальных действий.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Судья Н.В. Кузьмич